Вооружение

Оперативно-тактический ракетный комплекс SY-400. Фото military-today.com

Разработки белорусских оборонщиков еще советской эпохи до сих пор в цене для зарубежных производителей вооружений.

18 декабря на параде в столице Катара Дохе, проведенного в честь Национального дня, были продемонстрированы приобретенные в Китае ракетные комплексы, способные вести стрельбу как управляемыми ракетами SY400, так и оперативно-тактическими баллистическими ракетами BP-12A. Самоходные пусковые установки размещены на шасси WS2400 с колесной формулой 8х8, как следует из информации, размещенной в СМИ (в том числе фото и видео). Этот ракетный комплекс, разработанный и выпускаемый китайской государственной корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC), допускает одновременное размещения на самоходной пусковой установке двух транспортно-пусковых контейнеров с боеприпасами различного типа: одного с оперативно-тактической баллистической ракетой BP-12A и второго с четырьмя 400 мм управляемыми ракетами SY400.

Ракетные комплексы китайского производства с баллистическими ракетами BP-12A на военном параде в Дохе (Катар) 18 декабря 2017 г. Фото qatar.liveuamap.com

Официально заявляемая дальность стрельбы ракет ВР-12А составляет до 300 км (что соответствует ограничениям Режима контроля за ракетными технологиями — РКРТ). Дальность стрельбы SY400 — до 180 км Система наведения в обеих случаях комбинированная (инерциально-спутниковая) навигация. Боевая часть может быть разных типов (моноблочная или кассетная).

Впервые ракетная систем BP-12A/SY400 была публично продемонстрирована на авиасалоне в Чжухае в 2010 году. Катар стал первым официально подтвержденным заказчиком данного ракетного комплекса. Ранее (в начале 2017-го) появлялись сообщения о приобретении системы Мьянмой, однако официальных данных на это счет пока нет.

Комментируя это событие, ряд наблюдателей отметил сходство данной ракетной системы с белорусским «Полонезом». Конструкция артиллерийской части и ракет которого, по мнению экспертов, создана при содействии ведущих оружейными компаниями Китая. Пусковая установка «Полонеза», как и у ряда китайских прототипов, позволяет применять с нее реактивные снаряды и ракеты разных калибров и типов, вплоть до оперативно-тактических боеприпасов.

Она не имеет, обычных в таких случаях, трубчатых направляющих. Вместо них смонтирована поворотная платформа, на которой крепится опорная рама. Приводы платформы и рамы позволяют производить наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости. На опорной раме имеются крепления для стандартных пакетов-модулей с транспортно-пусковыми контейнерами.

При заряжании эти модули перегружаются с транспортно-заряжающей машины на пусковую с помощью крана-манипулятора и закрепляются на опорной раме. После запуска ракет модуль снимается и отправляется для перезарядки на завод-изготовитель либо утилизируется. Что помимо всего прочего, позволяет ускорить перезарядку боевой машины и ее подготовку к новому залпу.

При этом есть достаточно оснований утверждать: РСЗО «Полонез» не является простой копией китайских образцов, при подготовке его производства приобретены опыт и знания необходимые для создания всех необходимых компонентов собственных ракетных систем.

Плодотворная дебютная идея

Между тем, как отмечают эксперты, подобная идеология создания ракетных систем не является придумкой китайского ВПК. В данном случае пальму первенства следует отдать американцам с их MLRS (Multiple Launch Rocket System — Многозарядная реактивная система), которая находится в серийном производстве с 1983 года.

Первоначально MLRS позиционировалась как реактивная система залпового огня (РСЗО) и включала самоходную пусковую установку М-270 (созданную на базе американской БМП М-2 «Брэдли»), неуправляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах, бортовую аппаратуру управления огнем и транспортно-заряжающую машину М-985.

Особенностью артиллерийской части MLRS является отсутствие специальных направляющих для запуска ракет. Стрельба производится непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров.

Каждый из двух транспортно-пусковой контейнер состоит из 6 пусковых стволов, усиленных стекловолокном. Реактивными снарядами контейнеры снаряжаются на заводе-изготовителе. Каждый пусковой ствол закрывается с обеих сторон герметичными стальными крышками, выдерживающими давление газов при пуске соседних снарядов.

Снаряжаемые на заводе герметические контейнеры одноразового применения обеспечивают сохранность неуправляемых ракет без какого-либо обслуживания в течение десяти лет. Специальной процедуры подготовки ракет к стрельбе также не требуется. При заряжании оба транспортно-пусковых контейнера с ракетами помещаются в гнезда металлической коробчатой фермы.

В системе MLRS используются неуправляемые реактивные снаряды калибра 227 мм, стабилизируемые в полете вращением. Длина снаряда 3,94 м. Ракеты имеют сменную кассетную боевую часть, твердотопливный реактивный двигатель и раскрывающийся в полете крестообразный стабилизатор.

Они комплектуются двумя основными видами кассетных боевых частей — многоцелевой и противотанковой. Залпом одной пусковой установки выстреливается 7728 кумулятивно-осколочных элементов, которые накрывают площадь примерно 25 тыс. кв. м.

В ходе боевых действий в Персидском заливе в 1991 г. модернизированная пусковая установка M270 стала использовалась и для запуска оперативно-тактических ракет ATACMS с дальностью стрельбы 135 км (сейчас их дальность возросла вдвое). При этом на каждой из пусковых установок в транспортно-пусковых контейнерах устанавливалось по две такие ракеты.

Но хотя РСЗО M270 MLRS по своим основным характеристикам соответствовала требованиям заказчика, ее мобильность могла оказаться недостаточной для решения ряда боевых задач. Ввиду чего была поставлена задача создание аналогичной системы в облегченном и более мобильном варианте.

К началу девяностых годов была определена ее облик: сравнительно компактная пусковая установки с шестью направляющими для 227 мм реактивных снарядов, которую можно было разместить на авиатранспортабельном шасси. Она получила название HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System — Высокомобильная система ракетной артиллерии)

В 2003 году, комплекс HIMARS, получивший индекс M142, разработки фирмы Lockheed Martin был принят на вооружение. Основой для боевой машины M142 HIMARS стало трехосное полноприводное шасси семейства FMTV грузоподъемностью 5 т. Системы управления огнем комплекса HIMARS унифицированы с аппаратурой комплекса MLRS. Пусковая установка машины M142 разработана с учетом наработок по системе MLRS, а также с использованием некоторых ее агрегатов.

Реактивная система залпового огня HIMARS. Фото 21stcenturyasianarmsrace.com

Важной особенностью реактивных систем залпового огня MLRS и HIMARS является широкая номенклатура совместимых боеприпасов. За счет отсутствия собственных пусковых направляющих машина может нести контейнеры с реактивными снарядами различных типов и разных калибров. Благодаря этому самоходная пусковая установка может нести от одной до шести ракет с разными характеристиками.

Являясь упрощенным и облегченным вариантом M270 MLRS, система M142 HIMARS сохранила возможность применения существующих боеприпасов. Кроме того, под обе системы были унифицированы и новые виды реактивных снарядов.

Боеприпасы, заимствованные из предыдущего проекта, нередко именуются как MFOM (MLRS Family of Munitions — Семейство боеприпасов для MLRS). К этому семейству относятся как неуправляемые, так и управляемые ракеты. Все снаряды семейства MFOM имеют калибр 227 мм и длину 3,94 м, однако отличаются весом и боевой нагрузкой. Вне зависимости от типов ракет, пусковая установка HIMARS может нести до шести таких снарядов.

При необходимости системы залпового огня HIMARS, как и MLRS, могут использоваться в качестве пусковых установок оперативно-тактических ракет серии AFOM (Army TACMS Family of Munitions — Армейское семейство боеприпасов ATACMS).

Кто играет, а кто и возит «рояль»

Однако ряд экспертов не считают американские системы «предками» аналогичных китайских комплексов и их зарубежных клонов. В этом качестве они рассматривают тяжелую РСЗО 9К58 «Смерч» и ОТРК 9К72 «Эльбрус» разработанные в советскую эпоху. Китайцы объединили в одном «флаконе» боевые свойства обеих советских систем.

РСЗО «Смерч» служит для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, небронированной и бронированной техники, артиллерии, тактических ракет и зенитных комплексов противника, его вертолетов на стоянках, а также для разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.

Стрельба может вестись одиночными снарядами или залпом (в течение 38 секунд). Запуск снарядов осуществляется из кабины боевой машины или с выносного пульта. Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по эффективности равна мощности огня двух бригад, оснащенных ракетным комплексом 9К79 «Точка-У». Залп одной машины поражает цели на площади 672 тыс. кв. м.

Снаряды «Смерча» имеют автономную систему коррекции траектории полета. Для повышения точности стрельбы они стабилизируются в полете за счет вращательного движения вокруг продольной оси, приданного им в момент пуска и поддерживаемого в последующем лопастями раскрывающегося стабилизатора.

Помимо этого в РСЗО «Смерч» использована система управления полетом снарядов, корректирующая траекторию их движения по тангажу и рысканию. Управляющие сигналы вырабатываются автоматизированной системой и в виде радиокоманд передаются на каждую ракету.

Коррекция полета осуществляется газодинамическими рулями. После прекращения работы двигателей ракета продолжает полет уже как пассивный снаряд. В результате точность стрельбы «Смерча» сравнима с соответствующими характеристиками артиллерийских орудий, а кучность в три раза выше.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус «(обозначение НАТО Scud) c ракетой Р-17 по интенсивности использования и географии не имеет равных среди аналогов. Заложенные в комплексе конструкторские решения позволяли осуществлять поражение целей на дальностях от 50 до 300 км и минимальным (на период эксплуатации) отклонением от цели. «Эльбрус» наряду с другим популярным советским оружием активно поставлялся на экспорт.

Его первое боевое применение состоялось на Ближнем Востоке в 1973 году. Однако звездой мирового масштаба «Эльбрус»/Scud стал во время военной компании в Ираке, оставив по сути дела не у дел новейшие тогда американские комплексы ПВО/ПРО Patriot. Количество перехваченных «Скадов» от числа запущенных составило тогда по разным данным от 5% до 15-20%.

Но ни «Смерч», ни «Эльбрус» и даже их китайский «потомок» не могли бы состоятся, если бы на спецпроизводстве Минского автозавода не было создано специальное колесное шасси МАЗ-543. От которого ведет свою родословную WS2400 на базе которого размещен BP-12A/SY400.

Родоначальника модельного ряда МАЗ-543 широкая публика впервые увидела 7 ноября 1961 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея самоходных пусковых установок ОТРК 9К72 «Эльбрус». На этом шасси размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет. В 1966 году модель МАЗ-543 начала использоваться в качестве шасси к СПУ ОТРК 9К76 «Темп-С» (SS-12B).

Первое армейское шасси МАЗ-543 с ракетной системой 9К72. Фото kolesa.ru

В дальнейшем МАЗ-543М послужил базой для значительного числа разнообразных систем оружия. В их числе — пусковые установки, антенные посты и кабины управления С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; СПУ 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч’; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же базе построены, в частности, подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь».

Белорусские истоки китайских мобильных ракетных комплексов

Аналогичные и более могущественные боевые системы все это время планировал и Китай. Но для этого многого не хватало, в том числе специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ).

Первые попытки создания машин такого класса были предприняты еще в 70-е годы XX века, когда Китай получил от третьих стран (ввиду враждебных отношений с СССР) ракетные комплексы «Scud-B» на базе шасси МАЗ-543 и попытался создать на их основе путем копирования модельный ряд более тяжелых колесных машин. Однако технологические трудности не позволили сделать это, и в 80-90-х годах прошлого века мобильные пусковые установки баллистических ракет выпускались в КНР на базе обыкновенных тягачей.

После распада Советского Союза основной производитель СКШТ для большинства типов советских ракет (включая стратегические) «Минский завод колесных тягачей» (созданный на базе специального производства Минского автозавода) перешел собственностью к Беларуси, и у китайских предприятий появилась возможность наладить более тесные связи с ним. Притом, что продукция МЗКТ до сих пор импортируется Россией (считающей себя правоприемницей СССР) для размещения стратегических, зенитных и других типов ракет.

В 1998 года в китайском городе Сиогань провинции Хубэй было организовано совместное сборочное предприятие «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 т.

Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн. юаней выступили с белорусской стороны — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) (его доля в уставном фонде составляет 30%), с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (доля в уставном фонде составляет 70%). МЗКТ внес свой вклад технологиями (в т. ч. и по изготовлению «543-й» машины) и комплектующими.

В соответствии с уставными документами, в первые 5 лет работы 70% всех комплектующих на конвейер СП должен был поставлять МЗКТ. В последующем доля белорусских компонентов предполагалось снизить до 30%.

В 1999 году на заводе были собраны первых два тягача. Всего же производственные мощности «Санцзян Волат Компани, Лтд.» согласно планам учредителей рассчитаны на выпуск 300 многоосных машин в год для обеспечения нужд «нефтяной, строительной, горнодобывающей и лесной промышленности».

Через некоторое время сотрудничество Минского завода колесных тягачей и китайской аэрокосмической корпорацией «Санцзян» получило продолжение. Партнеры создали совместное производство по выпуску гидромеханических передач (ГМП) для тяжелых автомобилей и колесных тягачей.

Учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью «Волат-Санцзян», которое специализируется на изготовлении данной продукции, был подписан в Минске 2 сентября 2009 года.

В соответствии с этим документом общая сумма уставного капитала нового предприятия определена в 22,2 млн. долларов. 50% этой суммы внес МЗКТ, 50% — корпорация «Санцзян». Причем вклад белорусского завода составили нематериальные активы (новейшие конструкторские и технологические разработки МЗКТ), китайской стороны — реальные денежные средства. Совместное предприятие разместилось на одной из промплощадок МЗКТ, на территории 124-го автосборочного производства.

Чуть позже еще одно совместное сборочное производство ГМП было организовано и на действующем в китайском городе Сиогань провинции Хубэй совместном предприятии «Санцзян-Волат Компани, Лтд.»

В результате к настоящему времени Китай смог локализовать до 70% технологий необходимых для производства собственных СКШТ, и поставить задачу обретения полной независимости в этой сфере. По мнению авторов публикаций в китайской прессе, СКШТ собственного производства позволяют КНР создать независимый потенциал для размещения мобильных стратегических ракетных комплексов, не говоря уже о системах оперативно-тактического назначения.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,