Беларуси нужно немедленно решить проблему свободного доступа на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если она хочет, чтобы в страну пришли не только китайские компании, но и европейские инвесторы.

Это подчеркнул предприниматель, участник состоявшейся в начале ноября 2017 года в Минске дискуссии, на которой обсуждались промежуточные итоги функционирования ЕАЭС. Дискуссия состоялась в рамках экспертной инициативы «Минский диалог».

Выступающий заявил, что сегодня инвесторы в Беларуси сталкиваются с тремя ключевыми проблемами. Беларусь не имеет свободного доступа к евразийскому рынку, хотя белорусские чиновники на всех уровнях заявляют об обратном. «Инвесторы знают, что свободно продавать свою продукцию на рынке ЕАЭС они не могут, поскольку белорусские сертификаты на евразийском рынке не работают», — сказал предприниматель. Еще одна проблемы, добавил он, — разные таможенные пошлины в странах евразийской «пятерки», что также не позволяет свободно торговать.

«Это — глобальные вопросы, которые надо немедленно решать, если мы хотим, чтобы сегодня в нашей стране, помимо китайцев, был цивилизованный европейский бизнес», — подчеркнул бизнесмен.

«Белая книга» изъятий: сколько лет придется бороться?

Начальник главного управления экономической интеграции Минэкономики Беларуси Алексей Мацевило рассказал, что сейчас перечень препятствий в ЕАЭС насчитывает порядка 200 позиций. Этот перечень делится на согласованную и несогласованную часть. Согласованная – это та, по которой Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и все государства ЕАЭС согласились с классификацией данных препятствий. Из 200 позиций согласованными сейчас являются 60 позиций. Оставшиеся 140 позиций являются спорными, по ним продолжаются консультации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и государств-членов относительная того, является лита или иная позиция препятствием и как ее классифицировать.

В свою очередь препятствия в ЕАЭС делятся на категории – изъятия, барьеры и препятствия, противоречащие праву союза. Изъятия — это препятствия, которые санкционированы правом союза: то есть, для которых исключения из общих рынков содержатся либо в договоре ЕАЭС либо в иных актах союза. Еще одна категория – это препятствия, которые возникли из-за того, что отдельные экономические отношения в праве союза не урегулированы либо присутствует коллизия в праве союза относительно их урегулирования.

В результате в согласованном перечне 10 позиций сейчас относятся к барьерам и 50 позиций – к изъятиям, ограничениям. По остальным 140 позициям продолжаются консультации. При этом барьеры по договоренности в ЕАЭС подлежат немедленному устранению, а изъятия и ограничения отменяются через механизм «дорожных карт».

25 октября 2017 года в Ереване премьер-министры на евразийском межправительственном совете утвердили первую «дорожную карту» на 2018-2019 годы. Она содержит 2 изъятия и 15 ограничений, по которым будет вестись работа на протяжении двух лет, отметил А. Моцевило.

В свою очередь пресс-служба ЕЭК 16 ноября сообщила, что комиссия зафиксировала в своем реестре 198 препятствий — барьеров, ограничений и изъятий. Комиссия в первую очередь работает над ликвидацией барьеров — то есть, препятствий, нарушающих право ЕАЭС. По данным ЕЭК, сегодня ведется работа по 20 барьерам.

ЕЭК подготовила «Белую книгу» евразийских препятствий. В нее вошли 60 согласованных странами евразийской «пятерки» препятствий, оказывающих наибольший сдерживающий эффект внутри союза на свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По каждому такому препятствию разрабатывается «дорожная карта» его ликвидации.

Оборот внешней торговли с третьими странами за 2016 г., $ млрд

«Евразийская экономическая интеграция 2017 г.», Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕБР), Санкт-Петербург, 2017 г.

 

Объем взаимной торговли государств-членов ЕАЭС за 2016 г., $ млрд

«Евразийская экономическая интеграция 2017 г.», Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕБР) , Санкт-Петербург, 2017 г.

Департаменты ЕЭК лоббируют интересы национального бизнеса

Однако планы чиновников по ликвидации барьеров на евразийском рынке не вселили оптимизма в предпринимателей. «Какая разница, сколько в ЕАЭС препятствий – 200 или меньше? Проблема не в этом, а в том, что департаменты ЕЭК преследуют прежде всего интересы национального бизнеса, а не предпринимателей всего союза», — подчеркнул один из участников дискуссии.3.5

В частности, как отмечалось, Россия в ЕЭК отвечает за таможенное регулирование, поэтому соответствующий департамент лоббирует интересы российского бизнеса в части таможенных пошлин. Как следствие, отметил бизнесмен, «сегодня это – огромная проблема, которая лишает Беларусь возможности на нормальных условиях завозить инвестиционные товары с Западной Европы».

«Понятно, что если российские чиновники возглавляют департамент таможенного регулирования ЕЭК, то белорусская таможня растаможивает западные товары под индикатив с учетом российских таможенных пошлин. В результате страдает белорусский потребитель: белорусы платят за 1 кг паркетного клея не 40 евроцентов, а от 2 евро до 20 евро», — констатировал выступающий. Таким образом, Россия сегодня проводит модернизацию и импортозамещение, «а мы следуем в фарватере старшего брата и, скорее, окажемся на задворках», добавил бизнесмен.

По его словам, департаменты ЕЭК «устроили для себя некую систему кормления». «Что имею в виду? К пример, Казахстан в ЕЭК контролирует систему технического регулирования. И, как результат, — сегодня многие казахстанские компании имеют самые лучшие показатели, касающиеся сертификации», — подчеркнул выступающий.

Темпы роста фактического и потенциального ВВП ЕАЭС год к году, в %

«Евразийская экономическая интеграция 2017 г.», Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕБР) , Санкт-Петербург, 2017 г.

ЕЭК сформирована на основе джентльменского соглашения

Представитель белорусского МИДа с таким выводом не согласился. Он отметил, что при создании департаментов ЕЭК учитывался баланс интересов национальных правительств, кроме того, при решении тех или иных вопросов евразийские чиновники не имеют права отстаивать интересы своих стран.

Очевидно, что инициаторы евразийской интеграции стремились поскорее объявить о создании ЕАЭС (даже не создав Таможенный союз и Единое экономическое пространство), поэтому при формировании ЕЭК не стали затевали длительные дискуссии, согласившись квотное распределение Коллегий и Департаментов по национальным секторам. В первую очередь Россия была заинтересована в скорейшем создании ЕАЭС, поэтому она согласилась на процедуру принятия решений в союзе, основанную на консенсусе.

Таким образом, при создании наднационального органа евразийской «пятерки» соблюдены все формальности: создано 25 департаментов, – по 5 департаментов на каждую страну. Это — результат джентельменского соглашения евразийских союзников. По такому же принципу сформированы и Коллегии.

Однако хотя при формировании ЕЭК принцип равноправия и был соблюден, о реальном весе департаментов при принятии решений речь, тем не менее, не идет — выигрывает более сильная сторона, отмечали участники дискуссии.

Оппоненты в свою очередь обратили внимание, что при подготовке решений ЕЭК направляет свои предложения бизнесу. ЕЭК создала портал barriers.eaeunion.org, на котором можно найти информацию о всех выявленных препятствиях на евразийском рынке и работе по их устранению. Здесь предприниматели могут оставить свои обращения и сообщить о тех или иных вопросах, связанных с ведением бизнеса. В 2017 году на портал поступили 164 обращения.

«Другое дело, что российский бизнес более агрессивный в отстаивании своих интересов. Белорусскому бизнесу в этом плане надо работать над собой», — заметил один из участников дискуссии.

Наднациональный орган ничего не решает

Ряд экспертов считают, что одна из ключевых проблем ЕАЭС — это слабость наднационального органа – ЕЭК.

ЕАЭС уже три года. Цель, куда движется евразийский союз, обозначена – это создание общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Чтобы создать общий рынок, нужны единый таможенный тариф, общие технические регламенты, фитосанитарные требования и т. д. Сферы таможенного и технического регулирования в ЕАЭС переданы на наднациональный уровень, однако контрольные функции остались на национальном уровне — то есть, сами страны по-прежнему определяют правоприменительную практику. Получается, что у ЕЭК нет реальных полномочий, комиссия может лишь проводить мониторинги и писать рекомендации.

Конкретный пример: 1 ноября стало известно, что ЕЭК приостановила решение по делу о злоупотреблении доминирующим положением со стороны Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) в связи с обращением российского премьера Дмитрия Медведева. Ранее коллегия ЕЭК оштрафовала НЛМК и его дочернее ООО «ВИЗ-Сталь» примерно на 3,74 млн. долларов за создание дискриминационных условий для потребителей Беларуси и Казахстана. А ведь это решение было первым в практике ЕЭК, защищающим права потребителей и свободу конкуренции в ЕАЭС.

Председатель совета Центра стратегических разработок России Алексей Кудрин в конце октября на конференции по актуальным вопросам евразийской интеграции, которую провел Евразийский банк развития (ЕАБР), подчеркнул, что Россия должна смелее делегировать права на наднациональный уровень и отказаться от некоторого «национального эгоизма». «Россия ввела антисанкции, не посоветовавшись с другими. Получилось, что мы сами изменили режим внутренней торговли и внесли прецедент, которым другие стали сами пользоваться», — сказал А. Кудрин.

Фактически, российские антисанкции ограничивают свободу передвижения части товаров внутри ЕАЭС. В результате страдает бизнес, рушатся его планы, стратегии. Поэтому не надо удивляться следующим данным. Согласно недавним результатам опроса ЕАБР, в Беларуси показатель одобрения евразийской интеграции опустился с 62% в прошлом году до отметки в 56%. Уровень тех, кто отметил свое отношение как «безразличие», вырос с 28% до 33%.

Если бизнес не чувствует реальной пользы от интеграции, поддержка такому образованию постепенно будет сходить на нет.

Доля внутрисоюзной торговли в общем объеме экспорта государств-членов ЕАЭС

Показатель 2015 год 2016 год
Внутриотраслевая торговля (внутрисоюзный экспорт), $ млрд 45,6 42,5
Экспорт из ЕАЭС в третьи страны, $ млрд 373,8 308,4
Доля внутрисоюзной торговли в общем объеме экспорта ЕАЭС, % 10,9 12,1

«Евразийская экономическая интеграция 2017 г.», Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕБР) , Санкт-Петербург, 2017 г.

 

Товарная структура внутрисоюзной торговли в 2016 г., %

«Евразийская экономическая интеграция 2017 г.», Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития (ЕБР) , Санкт-Петербург, 2017 г.

Природа проблем – в экономической политике государств

Если бы в ЕАЭС были сняты все изъятия из внутренней торговли и нетарифное регулирование, объем торговли в союзе увеличился бы на 25%, отметил на конференции ЕАБР А. Кудрин. По его словам, от этого в основном выиграли бы другие страны. В частности, Беларусь могла бы увеличить ВВП за счет уменьшения этих ограничений до 12%, Армения – до 6%, Киргизия — 7,5%, Казахстан и Россия — в пределах 1,5%.

А. Кудрин также считает, что нужно допустить к российским госзакупкам компании стран ЕАЭС. «Конечно, от этого больше выиграют другие страны, так как самые большие закупки – у России. Но раз мы договорились, эти принципиальные вещи мы должны сделать. Потому что, если мы не будем их делать, тогда мы должны сегодня разойтись и сказать, что мы не делаем существенных шагов для этого развития», — сказал он.

Однако работа по устранению барьеров в ЕАЭС вряд ли увенчается успехом. Ибо природа этих барьеров вытекает из различий в экономической политике государств евразийской «пятерки». Евразийская интеграция – это результат политической воли, а не институционального развития. Напряжением политической воли можно создать конструкцию евразийского союза, однако политическим «прыжком» невозможно осуществить необходимые институциональные реформы, чтобы эта конструкции была прочной и устойчивой. Достаточно сказать, что ни одна страна ЕАЭС не завершила реформу собственности. Пока экономическая политика, скорость, глубина структурных реформ в странах-союзниках будут серьезно отличаться, ЕАЭС будет иметь дело с различного вида препятствиями. На место устраненных придут новые.

Далеко ли пойдет РФ в уступках?

«Можно ли в принципе создать на постсоветском пространстве союз, где одна сторона – драйвер, все остальные – заинтересованы в ее рынках?» — такой вопрос задал один из участников дискуссии.

Вопрос отчасти риторический. В евразийской интеграции заинтересована прежде всего Россия. И не по экономическим соображениям. В России ЕАЭС воспринимается как элемент ее высокого геополитического статуса, поэтому она Россия готова уступать малым странам в ЕАЭС. Но как далеко готова зайти РФ в своих уступках партнерам по ЕАЭС?

Эксперт, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Белорусского государственного университета Елена Семак, отвечая на этот вопрос, назвала ЕАЭС «солнечной группировкой», — в том смысле, что в этом союзе Россия «притягивает» к себе другие страны. «Россия будет идти на уступки, соизмеряя их с теми компенсациями, которые она будет получать взамен. И, я думаю, она никогда не сделает больше. То есть, она всегда будет интерес уравновешивать. Если она пойдет, к примеру, на уступки по животноводству, то свое возьмет по транспортной логистике и т. д.», — отметила эксперт.

Основные показатели ведения бизнеса в Беларуси, Казахстане и России (2015 г.)

Наименование показателя Беларусь Россия Казахстан
Рейтинг легкости ведения бизнеса 65.58%
(63 место из 189)
61.95%
(92 место из 189)
62.65%
(50 место из 189)
Регистрация предприятий 90.90%
(15 место из 189)
85.91%
(88 место из 189)
62.65%
(30 место из 189)
Число процедур, необходимых для регистрации 5 7 6
Сроки регистрации (дней) 9 15 12
Затраты на создание компании, связанные с официальными платежами (пошлинами) (% дохода на душу населения) 0,8 1,3 0,6
Минимальный размер капитала (% от дохода на душу населения) 0,0 1,2 0,0
Получение разрешений на строительство 82.53%
(30 место из 189)
43.02%
(178 место из 189)
54.76%
(145 место из 189)
Количество процедур 12 36 29
Время (дней) 128 297 157
Затраты по принудительному исполнению контракта (% от дохода на душу населения) 21,3 89,0 87,3
Защита инвесторов 50.00%
(98 место из 189)
46.67 %
(115 место из 189)
66.67%
(22 место из 189)
Налогообложение 65.03%
(133 место из 189)
75.33%
(56 место из 189)
87.41%
(18 место из 189)
Платежи (число за год) 10 7 7
Время (часов за год) 319 177 188
Налог на прибыль (%) 13,4 8,0 15,9
Налоги и выплаты на рабочую силу (%) 39,0 36,7 11,2
Другие налоги (%) 1,5 6,1 1,6
Общая налоговая ставка (% прибыли) 54,0 50,7 28,6
Обеспечение исполнения контрактов 77.79
(13 место из 189)
73.22 %
(10 место из 189)
66.18%
(27 место из 189)
Количество процедур для принуждения к исполнению контрактов 29 36 37
Время на принудительное исполнение контракта (дней) 275 270 370
Затраты по принудительному исполнению контракта (% от суммы долга) 23,4 12,4 22.0
Ликвидация предприятий 39.11%
(74 место из 189)
45.38%
(55 место из 189)
45.71%
(54 место из 189)
Длительность процесса банкротства (лет) 3 2 1,5
Затраты на прохождение процесса банкротства (% от стоимости имущества) 22 9 15
Норма возмещения (центов на доллар) 36,9 42,8 43,2

Данные приведены из доклада, подготовленного Розой Турарбековой, Еленой Семак, Еленой Довгань, полный текст доклада можно посмотреть  здесь.

 

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,