• EUR  2.417
  • USD  2.112
  • RUB (100)  3.2096
Минск  6 Погода в Минске

Рынок акций Беларуси находится в тупике, из которого выхода не видно. Но, возможно, вместо привлечения инвестиций посредством размещения акций белорусские предприятия вскоре смогут воспользоваться краудтехнологиями на интернет-площадках.

В Беларуси существует несколько тысяч акционерных обществ открытого типа, но среди них нет ни одного, которое привлекает средства с помощью публичного размещения акций, что делает бессмысленным существование всего этого множества ОАО. Так уж получилось: создав ОАО в процессе приватизации, государство испугалось того, что предприятия уйдут из-под его контроля к частным собственникам, и сделало невозможным проведение операций с акциями (как административными, так и экономическими мерами). В результате в стране создалась довольно необычная ситуация, существует множество ОАО, около миллиона акционеров, получивших акции в процессе приватизации, вполне дееспособная инфраструктуры рынка, и почти никакого движения акций.

ОАО много, а рынка акций нет

На 1 ноября 2017 года в Беларуси было зарегистрировано 2 401 ОАО, на 28 обществ больше, чем на 1 ноября 2016 года. Объем эмиссии акций ОАО на 1 ноября 2017 года составил 30,87 млрд. BYN, увеличившись за год на 9,6%. Рост довольно значительный, но все эти новые эмиссии на рынок так и не поступили.

Так, по данным Минфина, за 10 месяцев текущего года в Беларуси объем сделок с акциями ОАО составил 172,4 млн. BYN. Это на порядок ниже прироста объема эмиссии. С акциями ЗАО, которые не находятся в публичном обороте объем сделок составил 189,8 млн. BYN. При этом на организованном рынке, то есть на Белорусской валютно-фондовой бирже, с акциями обоих видов было заключено сделок всего на 65,8 млн. BYN.

За 10 месяцев текущего года объем сделок с акциями ОАО составил 0,6%, а с акциями ЗАО — 6,6% от объема эмиссии акций данных обществ соответственно. Сравнение этих чисел хорошо иллюстрирует всю парадоксальность рынка акций Беларуси – обращение акций открытых обществ осуществляется в 10 раз медленнее, чем закрытых. То есть ОАО у нас на порядок более закрыты, чем ЗАО.

И это при том, что практически все ОАО формально допущены к торгам на бирже. По данным Минфина, на 01.07.2017 года к обращению на бирже допущены акции 2 424 эмитентов. При этом количество сделок с акциями на организованном биржевом рынке за полугодие составило всего 1 531. То есть число сделок оказалось намного меньше количества ОАО. А размещение акций не осуществлялось вообще.

В целом рынок белорусских акций представляет собой безрадостную картину, остается жить надеждами на какие-то изменения. Но они имеются, так как Минфин и Нацбанк пытаются как-то оживить рынок.

В частности, летом 2017 года в Беларуси был принят многострадальный закон об инвестиционных фондах, разговоры о котором велись, наверное, чуть ли не с момента обретения Беларусью независимости. Он вступает в силу в июле 2018 года. В Беларуси можно будет создавать и акционерные и паевые инвестиционные фонды.

Правда, перспективы деятельности таких фондов кажутся довольно неопределенными, так как рынка акций, на котором они могли бы оперировать, в стране нет. Да и момент для размещения акций ОАО сейчас неудачный – экономика страны в кризисе, прибыль невелика, поэтому цены акций будут заниженными, и привлечение капитала ОАО посредством эмиссии акций на открытом рынке для самих ОАО может оказаться невыгодным. Правда, это выгодно для инвестиционных фондов, потому что они имеют возможность покупать акций по низким ценам и обеспечить высокую доходность своим акционерам. Однако директора белорусских ОАО наверняка пожалуется президенту на такие действия фондов, и он, чего доброго, решит защитить ОАО от скупки акций.

Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы фондов было много, или ОАО, куда фонды вкладывали бы средства, было мало. Возможно, на первых порах, реальным является возникновение каких-то специализированных фондов при крупных банках.

То есть, с инвестиционными фондами имеются проблемы, которые заставляют несколько пессимистично смотреть на их перспективы. Одного закона мало. Пример – Россия, где инвестиционные фонды существуют давно, но их не слышно и не видно.

Нацбанк и Минфин меняют стратегию

В таких условиях, когда акции и инфраструктура рынка акций в стране есть, но толку от них нет, Нацбанк пытается обеспечить предприятия другими механизмами привлечения капитала. Речь идет о краудфандинге (финансировании толпой), новой финансовой технологии, используя которую можно собирать средства на финансирование проектов без выпуска акций.

В частности, подобные технологии обсуждались 24 ноября на заседании секции научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития при Президиуме Совета Республики РБ. Руководитель секции, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов заявил, что в настоящее время назрела необходимость основательно проработать стратегию развития фондового рынка с учетом международного опыта. Директор департамента по ценным бумагам Министерства финансов Сергей Сушко в процессе обсуждения отметил, что акции сегодня не используются в должной мере как инструмент привлечения частных инвестиций для обеспечения источников модернизации и развития предприятий реального сектора экономики и нагрузка на бюджет не снижается.

Поэтому на заседании были рассмотрены альтернативные варианты привлечения предприятиями капитала, в частности, посредством создания  экспериментальных площадок в интернете, где могут быть испытаны новые технологии. Нацбанк в настоящее время реализует стратегический проект по определению подходов к краудтехнологии. А именно, главное управление регулирования некредитных финансовых организаций банка разрабатывает проект указа «О деятельности финансовых интернет-площадок», которые сделают возможным осуществление краудлендинга и краудинвестинга.

Краудинвестинг – это операция, когда средства на определенный проект привлекаются через площадки в интернете посредством продажи, как правило, специальных финансовых инструментов, которые сочетают в себе свойства акций (вкладов в уставный фонд) и займов. В частности, может заключаться договор субординированного займа. В этом случае инвестор получает право на долю в прибыли в проекте и фиксированный процент. Иногда предоставляется и право на получение некоторого вознаграждения при выходе инвестора их проекта.

За рубежом подобная деятельность уже широко распространена. В частности, в США в настоящее время существует уже несколько сотен краудинвестинговых платформ. Есть такие платформы в Польше, России и даже в Эстонии.

Другая финансовая технология – краудлендинг. Это прямое кредитование проектов физическими лицами. Подобные площадки иногда организуют банки, которые не хотят связываться со слишком рискованными проектами, обещающими высокий доход, но готовы организовать привлечение в них средств.

За такими проектами часто стоят реально существующие предприятия с реально существующими проектами, которые они действительно пытаются осуществить, что и отличает данные инвестиции от финансовых пирамид.

Указанные финансовые технологии в Беларуси во многих случаях вполне могут заменить привлечение инвестиций с помощью размещения акций, так как они проще. Поэтому переориентация с акций на другие инструменты инвестирования, там, где это возможно, для нашей страны выглядит оправданной. А что касается рисков и защиты прав физических лиц – инвесторов, то это во многом зависит от законодательного регулирования, которое будет введено.

Тэги:

, , ,

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут в Минске в выходные 20-21 октября — адреса

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, 20-21 октября с 9.00 до 16.00 – возле государственного учреждения «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 с участием предприятий- производителей, фермерских хозяйств Гомельской области. Свою фирменную продукцию представят предприятия ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Жлобинский мясокомбинат», ОАО «Калинковичский мясокомбинат», УП «Мозырские молочные продукты», ОАО «Гомельская птицефабрика», ОАО «Гомельхлебпром», ОАО «Красный Мозырянин», ОАО «Спартак»,

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

И лес рубят, и щепки не летят

Регулярно в Беларуси происходят события — как инициированные ее руководителем, так  и объективно независимые от его монаршей воли. А ему со всем и всяким приходится разбираться. И  если уж искать в этих обстоятельствах суровую сермяжную правду, то простая и неприукрашенная, но глубокая истина состоит в  том, что  очень часто практика расходится с теорией, которой придерживается руководитель. Например, 

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала