Рынок акций Беларуси находится в тупике, из которого выхода не видно. Но, возможно, вместо привлечения инвестиций посредством размещения акций белорусские предприятия вскоре смогут воспользоваться краудтехнологиями на интернет-площадках.

В Беларуси существует несколько тысяч акционерных обществ открытого типа, но среди них нет ни одного, которое привлекает средства с помощью публичного размещения акций, что делает бессмысленным существование всего этого множества ОАО. Так уж получилось: создав ОАО в процессе приватизации, государство испугалось того, что предприятия уйдут из-под его контроля к частным собственникам, и сделало невозможным проведение операций с акциями (как административными, так и экономическими мерами). В результате в стране создалась довольно необычная ситуация, существует множество ОАО, около миллиона акционеров, получивших акции в процессе приватизации, вполне дееспособная инфраструктуры рынка, и почти никакого движения акций.

ОАО много, а рынка акций нет

На 1 ноября 2017 года в Беларуси было зарегистрировано 2 401 ОАО, на 28 обществ больше, чем на 1 ноября 2016 года. Объем эмиссии акций ОАО на 1 ноября 2017 года составил 30,87 млрд. BYN, увеличившись за год на 9,6%. Рост довольно значительный, но все эти новые эмиссии на рынок так и не поступили.

Так, по данным Минфина, за 10 месяцев текущего года в Беларуси объем сделок с акциями ОАО составил 172,4 млн. BYN. Это на порядок ниже прироста объема эмиссии. С акциями ЗАО, которые не находятся в публичном обороте объем сделок составил 189,8 млн. BYN. При этом на организованном рынке, то есть на Белорусской валютно-фондовой бирже, с акциями обоих видов было заключено сделок всего на 65,8 млн. BYN.

За 10 месяцев текущего года объем сделок с акциями ОАО составил 0,6%, а с акциями ЗАО — 6,6% от объема эмиссии акций данных обществ соответственно. Сравнение этих чисел хорошо иллюстрирует всю парадоксальность рынка акций Беларуси – обращение акций открытых обществ осуществляется в 10 раз медленнее, чем закрытых. То есть ОАО у нас на порядок более закрыты, чем ЗАО.

И это при том, что практически все ОАО формально допущены к торгам на бирже. По данным Минфина, на 01.07.2017 года к обращению на бирже допущены акции 2 424 эмитентов. При этом количество сделок с акциями на организованном биржевом рынке за полугодие составило всего 1 531. То есть число сделок оказалось намного меньше количества ОАО. А размещение акций не осуществлялось вообще.

В целом рынок белорусских акций представляет собой безрадостную картину, остается жить надеждами на какие-то изменения. Но они имеются, так как Минфин и Нацбанк пытаются как-то оживить рынок.

В частности, летом 2017 года в Беларуси был принят многострадальный закон об инвестиционных фондах, разговоры о котором велись, наверное, чуть ли не с момента обретения Беларусью независимости. Он вступает в силу в июле 2018 года. В Беларуси можно будет создавать и акционерные и паевые инвестиционные фонды.

Правда, перспективы деятельности таких фондов кажутся довольно неопределенными, так как рынка акций, на котором они могли бы оперировать, в стране нет. Да и момент для размещения акций ОАО сейчас неудачный – экономика страны в кризисе, прибыль невелика, поэтому цены акций будут заниженными, и привлечение капитала ОАО посредством эмиссии акций на открытом рынке для самих ОАО может оказаться невыгодным. Правда, это выгодно для инвестиционных фондов, потому что они имеют возможность покупать акций по низким ценам и обеспечить высокую доходность своим акционерам. Однако директора белорусских ОАО наверняка пожалуется президенту на такие действия фондов, и он, чего доброго, решит защитить ОАО от скупки акций.

Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы фондов было много, или ОАО, куда фонды вкладывали бы средства, было мало. Возможно, на первых порах, реальным является возникновение каких-то специализированных фондов при крупных банках.

То есть, с инвестиционными фондами имеются проблемы, которые заставляют несколько пессимистично смотреть на их перспективы. Одного закона мало. Пример – Россия, где инвестиционные фонды существуют давно, но их не слышно и не видно.

Нацбанк и Минфин меняют стратегию

В таких условиях, когда акции и инфраструктура рынка акций в стране есть, но толку от них нет, Нацбанк пытается обеспечить предприятия другими механизмами привлечения капитала. Речь идет о краудфандинге (финансировании толпой), новой финансовой технологии, используя которую можно собирать средства на финансирование проектов без выпуска акций.

В частности, подобные технологии обсуждались 24 ноября на заседании секции научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития при Президиуме Совета Республики РБ. Руководитель секции, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов заявил, что в настоящее время назрела необходимость основательно проработать стратегию развития фондового рынка с учетом международного опыта. Директор департамента по ценным бумагам Министерства финансов Сергей Сушко в процессе обсуждения отметил, что акции сегодня не используются в должной мере как инструмент привлечения частных инвестиций для обеспечения источников модернизации и развития предприятий реального сектора экономики и нагрузка на бюджет не снижается.

Поэтому на заседании были рассмотрены альтернативные варианты привлечения предприятиями капитала, в частности, посредством создания  экспериментальных площадок в интернете, где могут быть испытаны новые технологии. Нацбанк в настоящее время реализует стратегический проект по определению подходов к краудтехнологии. А именно, главное управление регулирования некредитных финансовых организаций банка разрабатывает проект указа «О деятельности финансовых интернет-площадок», которые сделают возможным осуществление краудлендинга и краудинвестинга.

Краудинвестинг – это операция, когда средства на определенный проект привлекаются через площадки в интернете посредством продажи, как правило, специальных финансовых инструментов, которые сочетают в себе свойства акций (вкладов в уставный фонд) и займов. В частности, может заключаться договор субординированного займа. В этом случае инвестор получает право на долю в прибыли в проекте и фиксированный процент. Иногда предоставляется и право на получение некоторого вознаграждения при выходе инвестора их проекта.

За рубежом подобная деятельность уже широко распространена. В частности, в США в настоящее время существует уже несколько сотен краудинвестинговых платформ. Есть такие платформы в Польше, России и даже в Эстонии.

Другая финансовая технология – краудлендинг. Это прямое кредитование проектов физическими лицами. Подобные площадки иногда организуют банки, которые не хотят связываться со слишком рискованными проектами, обещающими высокий доход, но готовы организовать привлечение в них средств.

За такими проектами часто стоят реально существующие предприятия с реально существующими проектами, которые они действительно пытаются осуществить, что и отличает данные инвестиции от финансовых пирамид.

Указанные финансовые технологии в Беларуси во многих случаях вполне могут заменить привлечение инвестиций с помощью размещения акций, так как они проще. Поэтому переориентация с акций на другие инструменты инвестирования, там, где это возможно, для нашей страны выглядит оправданной. А что касается рисков и защиты прав физических лиц – инвесторов, то это во многом зависит от законодательного регулирования, которое будет введено.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,