Между архаикой и постмодерном

При отсутствии механизмов согласования интересов, поддержание стабильности превращается в проблему.

«Мы строили, строили и наконец построили! Ура!» Это оптимистическое высказывание я позаимствовал у Чебурашки. Но выплескивать позитивные эмоции в связи с удачно завершенным строительным проектом характерно не только для героев мультиков. Перенесемся на грешную землю: «Мы построили свое государство – свободную и суверенную Беларусь». Авторство, полагаю, определить несложно. Это цитата из предвыборной программы кандидата в президенты Лукашенко образца сентября 2015 г.

Но какой смысл при этом кандидат вложил в слово «свободную»? С помощью интерната нахожу соответствующее определение: «Свобода – это не беспредел, это спокойная и тихая жизнь и порядок в обществе».

Не уверен, что Лукашенко является специалистом в вопросах этимологии (раздел лингвистики, изучающий происхождение слов), но в санскрите словами с этим корнем обозначалось организованное, обжитое человеком пространство, противостоящее окружающему хаосу.

Не до жиру, быть бы живу

Поддержание организованности (стабильности) на обжитом пространстве в географическом центре Европы руководства суверенной Беларуси оценивает, как свою главную проблему. Ни у соседей не севере, ни у соседа на западе такая проблема в списке первоочередных не числится. Иное дело – соседи на востоке и на юге.

Откуда растут ноги проблемы? Она порождена самой природой политических режимом государств славянского треугольника. Зафиксировав в конституциях принцип народовластия, они по факту остались авторитарными. Но вынужденные скрывать свою истинную природу при помощи декларирования чужих идеологических принципов, государства-имитаторы не могут обеспечить устойчивого общественного согласия.

В современном динамичном мире стабильность поддерживается, главным образом, политическими средствами. Но политика, под которой в данном случае понимается механизм согласования частных и групповых интересов, в авторитарных персоналистских государствах находится фактически под запретом. Есть национальный лидер. Он выражает единый общенациональный интерес. С кем и что он должен согласовывать?

На протяжении трех «тучных» пятилетий усилия государства по поддержанию стабильности в Беларуси были направлены на рост реальных денежных доходов населения. Успешную реализацию таких усилий на протяжении подтверждает табл. 1.

Но двузначный рост реально располагаемых денежных доходов населения закончился в 2013 г. С его окончанием потерял свою актуальность социальный контракт, основанный на обмене лояльности на рост доходов.

Таблица 1. Среднегодовые индексы прироста (снижения) реально располагаемых денежных доходов населения (%)
1991-1995 1996-2000 2001-2005 2005-2010 2011-2015 2016 2017*
-10,2 14,0 12,0 11,9 4,3 -7,3 0,4

* Данные за январь-сентябрь.

В год пятых президентских выборов (2015 г.) доходы среднестатистического белоруса сократились на 5,9%, что не помешало Центризбиркому объявить о рекордном уровне электоральной поддержки пентачемпиона (83,49%). Все логично. Падение доходов требовалось компенсировать достижением виртуально-символическим, а дефицита соответствующих специалистов ведомство госпожи Ермошиной никогда не испытывало.

В 2006 г. Лукашенко обещал за очередной президентский срок «довести качество жизни наших граждан до уровня, сравнимого с западноевропейским». Обещать – не значит жениться. Тем не менее через пять лет тема европейского уровня жизни вновь была включена в кандидатскую программу, но на этот раз лишь в качестве приближения к нему.

В 2015 г. война на востоке Украины позволила Лукашенко переформатировать социальный контракт. Не до жиру, быть бы живу. «Поэтому прежде всего мы должны защитить то, что уже создано. Свободу и независимость Беларуси. Мир и порядок в стране». Иными словами, белорусом было предложено обменивать лояльность на выживание. О росте доходов речь уже не шла.

Популярный фразеологизм

Способность современных государств отвечать на внешние и внутренние вызовы не в последнюю очередь зависит от их умения обеспечивать баланс между стабильностью и динамичным развитием.

Тут я не могу удержаться, чтобы не процитировать историка Александра Ахиезира: «Реальным субъектом стабилизации не может быть государство — монополист всей хозяйственной жизни страны, издающей директивные планы, подлежащие принудительному исполнению. Но им не может быть и изолированная личность, освобожденная от власти государства. Реальным субъектом может быть институциолизированный, опирающийся на реальную культуру диалог между государством и личностью, сложная напряженная система сообществ, в которой бы постоянно вырабатывалась реальная программа воспроизводства на всех уровнях».

К сожалению, любые виды диалога не являются сильной стороной белорусской культуры, и это мягко сказано. Поэтому не стоит удивляться, что белорусский парламент подобно своему российскому коллеге не стал местом для дискуссий. Что касается Лукашенко, то несмотря на его многочисленные заявления по поводу необходимости «научиться вести диалог с людьми», воз и ныне там.

Тем не менее необходимость в обеспечении баланса между стабильностью и динамичным развитием на вершине властной «вертикали» осознается. Но его поиск осуществляется привычными бюрократическими методами. Фишкой 2017 г. стало «раскрепощение деловой инициативы» (табл. 2).

Таблица 2. Количество статей в газете «Советская Белоруссия», содержащих фразеологизм «раскрепощение деловой инициативы»
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017*
3 4 4 14 47

* Данные с 1 января по 17 ноября.

В свободной Беларуси на исходе 26-го года суверенного существования в числе первоочередных задач оказалось «раскрепощение деловой инициативы»! Достойный итог развития в рамках доморощенной социально-экономической модели.

По законам партнерской организации

Раскрепощение ведется не через диалог в Палате представителей, которая в стремлении представлять интересы предпринимателей не замечена, а традиционным для Беларуси методом через президентские указы. По оценкам экспертов, большинство из них в лучшем случае создают условия для самозанятости (например, в работе ремесленников). Вот таким оригинальным способом в Беларуси пытаются оседлать волну четвертой промышленной революции.

Если согласиться с государственными СМИ, то «раскрепощение деловой активности» является составной частью очередного приступа либерализации (табл. 3). Это уже третий в новейшей истории Беларуси, причем каждый последующий приступ по своей амплитуде существенно превосходит предыдущий.

Таблица 3. Количество статей, опубликованных в газете «Советская Белоруссия», содержащих слово «либерализация»
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17*
5 3 1 1 1 2 30 48 43 31 5 2 2 8 68 123

* Данные за январь-октябрь.

Как тревога — так до Бога. Как проблемы с экономикой – так начинаются разговоры о необходимости либерализации. К началу «нулевых» ресурс восстановительного экономического роста в Беларуси был исчерпан, и в кандидатской программе Лукашенко в 2001 г. появился следующий пункт: «Либерализация экономики, стимулирование предпринимательской активности человека. Будет упрощен процесс регистрации предпринимательских структур, прежде всего производственных и оказывающих услуги населению. Контроль производственных предприятий и фирм будет осуществляться 1 раз в год, других предприятий — 2 раза в год. Число лицензируемых видов деятельности будет сокращено до 10 – 12».

Вот такой джентельменский набор либеральных обязательств. Он актуален и сегодня. «Постоянство – показатель класса», — любил повторять известный советский спортивный комментатор Николай Озеров, а нет ничего более постоянного в белорусской политике, чем президентство Лукашенко.

Рост цен на нефть в 2003 г. поставил крест на первой попытке либерализации «белорусской модели». Повод для второй созревал весь 2007 г., который начался с двукратного роста цены на российский газ (с 46,68 до 100 долл. за 1 тыс. куб.м.), а закончился удвоением внешнего долга (с 6,8 до 12,5 млрд. долл.).

Для понимания причины сворачивания второй либерализации нам понадобиться помощь авторов бестселлера «Насилие и социальные порядки», которые разделяют два типа организаций: партнерские и контрактные. Первые в отличие от вторых не нуждаются в существовании третьей стороны, принуждающей к исполнению внутренних соглашений. Координация членов партнерской организации должна быть в каждый момент времени совместима со стимулами для всех членов*.

«Поскольку господствующая коалиция в естественном государстве (авторитарном. — С. Н.) является партнерской организацией, неизбежность мира не обеспечена: мир зависит от баланса интересов, создаваемого процессом формирования административной ренты»**.

Вторая либерализация отодвинула представителей силовых структур от государственной «кормушки», чем нарушила баланс интересов, и они нанесли ответный удар, разыграв 19 декабря 2010 г. операцию «Площадь».

Как долго продлиться третья либерализация? Ответа на этот вопрос у меня, естественно, нет. Но способность силовых структур отстаивать свои корпоративные интересы не вызывает сомнений, что они и продемонстрировали в феврале-марте текущего года.

* * *

Третье пришествие либерализации – это либерализация для самозанятых. В условиях дефицита ресурсов, государство усиливает контроль на стратегических направлениях (банки, ЖКХ), одновременно ослабляя его в регионах. Ничего оригинального в этом нет. Так, в частности, поступает глава Северной Кореи Ким Чен Ын. Усиливая контроль за мужской частью населения страны, он закрывает глаза на предпринимательскую активность женщин.

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,