• EUR  2.3539
  • USD  2.0047
  • RUB (100)  3.3743
Минск  0 Погода в Минске

«Белкоммунмаш» не побоялся в условиях кризиса сделать ставку на технику третьего тысячелетия — производство городского электротранспорта. В результате предприятие увеличило в этом году производство в 3 раза и полностью обеспечено заказами на 2018 год.

В конце 90-х годов «Белкоммунмаш» разработал первый в Беларуси и на постсоветском пространстве низкопольный троллейбус с асинхронным двигателем. Затем здесь занялись производством трамваев, чтобы заменить эксплуатируемую еще с советского времени технику. Сконструировали трехсекционный вагон, который имел ряд инновационных решений В 2007 году предприятие занималось ремонтом старых троллейбусов. В кризис «Белкоммунмаш», как и другие предприятия, встал перед выбором, что делать дальше — оптимизировать издержки, заморозить активность или же воспользоваться ситуацией для роста и завоевания рынков.

Электробус Е433 Vitovt Max Electro.

«Белкоммунмаш» выбрал третий путь. С 2008 года предприятие взяло курс на полное обновление, сделав ставку на революционную для отечественного машиностроения идею — разработку электробуса.

«В это время мы пошли, казалось бы, на нелогичные шаги – заменили всю линейку своей техники», — рассказал генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король на III Международном финансово-банковском форуме государств-участников СНГ «Минские деловые встречи» 26 октября в Минске.

«Электробусная тематика — наиболее молодое направление в мире и самый быстро растущий сектор. Сегодня это мировой тренд — переход от двигателя внутреннего сгорания на электродвигатель, что кардинально поменяла философию и нашего продукта», — убежден В. Король.

Первый троллейбус с автономным ходом на «Белкоммунмаше» создали 10 лет назад. Правда, тогда уровень батареи позволял проехать на одной зарядке всего 3 км зимой и около 7 км летом. Сейчас их заменили более энергоемкие, надежные и долговечные батареи. Предприятие закупает их в Китае, но в перспективе их планируют производить в Беларуси в индустриальном парке «Великий камень».

«Сегодня вся наша техника является гибридной – когда источником питания является батарея. Трамвай тоже у нас разработан на автономном ходу. Что это значит? Достаточно иметь только нижнее строение, а верхняя инфраструктура не нужна – требуются лишь подзарядные станции», — рассказал гендиректор «Белкоммунмаша».

Сейчас технику «Белкоммунмаша» покупают в 15 странах, но большая часть расходится на постсоветском пространстве — в России, Украине, Молдове.

ДЛЯ СПРАВКИ
ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» — ведущее предприятие в сфере производства городского электрического транспорта. Занимается производством троллейбусов, трамваев и коммунальной техники различного направления.
Электробус объединяет в себе преимущества троллейбуса и автобуса. «Белкоммунмаш» выпускает электробус модели Е433 пассажировместимостью 153 человека, в том числе оборудованы 38 мест для сидения. Электробус, как и троллейбус, работает от электроэнергии, но она поступает не от контактной сети, а от установленных на борту накопителей на базе суперконденсаторов. На конечных остановочных пунктах они заряжаются за пять минут и позволяют проехать 13 км. Экономия электроэнергии при эксплуатации электробуса по сравнению с троллейбусом составляет 14%. В салоне предусмотрены места для инвалидной коляски с системами фиксации и оповещения водителя. При подъезде к остановке срабатывает система понижения уровня пола со стороны входа. В салоне есть розетки и USB-разъемы для зарядки гаджетов.
«Белкоммунмаш» поставил «Минсктрансу» уже 20 машин. В Минске электробусы пока работают на двух маршрутах. В мае 2017 года электробусы начали курсировать по маршруту №59Л «ДС Серова — Долгобродская», в августе — №43Л «ДС Дружная — Серова». Стоимость проезда в электробусе составляет столько же, сколько и в обычном транспорте.
Зарядная станция для электробуса мобильна, ее можно переустановить достаточно оперативно. Если нужно будет электробус перенаправить на другой маршрут, то сделать это можно за одну ночь. Электробус может эксплуатироваться в мороз до -35 градусов и в жару до +40 градусов.
Со временем электробусы составят конкуренцию также и автобусам.

География продаж «Белкоммунмаша»

Сейчас «Белкоммунмаш» рассчитывает выйти на южноамериканский рынок, где пришло время обновления этой техники. В азиатском регионе сейчас сильны позиции китайских компаний, но с выпуском электробусов (а их внедрение требует гораздо меньше затрат на создание инфраструктуры, чем троллейбусы и трамваи), у «Белкоммунмаша» есть шанс войти на этот рынок. Контракт с Ираном на опытную эксплуатацию электробуса предприятие уже подписало.

Концепцию развития определили вместе с компаний Stadler Bussnang AG.

Несколько лет назад на белорусский рынок вышел ведущий европейский производитель электропоездов — компания Stadler Bussnang AG, — сначала в качестве поставщика электропоездов, а затем швейцарская компания рискнула с нуля построить под Минском свой завод, вложив в его строительство 50 млн. евро

На начальном этапе партнером Stadler выступило ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Для реализации проекта было создано СП «Электрический транспорт», которое с ноября 2013 года было переименовано в ОАО «Штадлер Минск». В то время 60% акций в СП принадлежало компании Stadler, 40% — «Белкоммунмаш». В 2014 году Stadler выкупил на БВФБ белорусский пакет акций примерно за 10 млн. долларов и таким образом стал 100-процентным владельцем белорусского завода (деньги, в соответствии с указом президента № 122 от 17 марта 2014 года, были направлены на развитие «Белкоммунмаша»).

В результате в Беларуси появился новый современный завод по производству электротранспорта. При этом «Штадлер Минск» также занялся проектированием и производством троллейбусов и трамваев — этот бизнес он перенял у «Белкоммунмаша». На новый завод пришли работать директор «Белкоммунмаша» Владимир Король и около трети его работников. В воздухе повис вопрос: что будет с «Белкоммунмашем»?

Но на открытии завода Stadler А. Лукашенко заявил, что судьба «Белкоммунмаша» остается в зоне ответственности В. Короля. Руководство нового завода заверило, что Stadler сможет выработать решения по перспективному развитию «Белкоммунмаша». Концепция дальнейшего развития «Белкоммунмаша» обсуждалась в русле трех направлений: сотрудничество со Stadler в области производства комплектующих (корпуса, узлы) для нового завода, развитие в области производства коммунальной техники и организация производства новых продуктов. Приоритет был отдан созданию новых продуктов.

Минск стал первым городом в бывшем Союзе, где ходят электробусы

«Мы не просто пришли к философии создания нового продукта. Сделать это заставила жизнь и ситуация на рынке», — подчеркнул В. Король. При этом он не без гордости добавляет, что Минск стал первым городом на территории бывшего Союза, который стал регулярно использовать в пассажирских перевозках электробусы.

«Электробус – очень сложная машина. Он состоит из сложных систем: системы управления двигателем, зарядом, самой зарядки, системы совмещения двух систем и т. д. Невозможно заниматься производством электробуса, не имея специальной базы и подготовки. Авантюризм здесь не пройдет. Тот, кто полезет в это дело без подготовки, подучит серьезные проблемы», — предупреждает В. Король.

По его словам, «можно, конечно, закупить целые системы, но тогда это — цена вопроса машины». Электробус производства «Белкоммунмаш» стоит сейчас около 500 тыс. долларов, аналоги этой машины в Европе – 1,2 млн. долларов.

«Низкая цена в сравнении с европейской обусловлена тем, что все системы в электробусе, кроме батареи, — производства «Белкоммунмаш». Мы сегодня имеем хороший опыт постоянной эксплуатации электробуса. И хорошо понимаем, что наша электробусная схема правильная, и мы не допустили каких-то системных ошибок», — подчеркнул В. Король.

«Белкоммунмаш» предлагает любому городу решать проблему транспорта комплексно

Сегодня в развитии городского транспорта наступил новый этап: проблема обновления транспорта стала критичной, в первую очередь — у наших соседей, подчеркивает гендиректор «Белкоммунмаша».

По его словам, проблема обновления транспорта входит в четверку основных проблем, которые сегодня стоят перед любым мэром города. «Транспорт стал серьезной проблемой, ибо в последние 20 лет каких-то кардинальных решений здесь не принималось. В результате город теряет управляемость в сфере транспортной политики, а значит и власть теряет авторитет», — отмечает В. Король.

Во многих городах эту проблему уже осознали. «Но подходы остались старые: вот куплю 10-15 машин, закрою 1-2 маршрута – и все будет хорошо. Но так проблема не решается», — подчеркивает гендиректор.

«Белкоммунмаш» предлагает любому городу комплексное решение транспортной проблемы. «В основе его лежит принципиальный проект модернизации самой транспортной системы. Берется основной вид транспорта, к которому будут привязаны все остальные виды транспорта. Если иметь в виду Россию, это — трамвай. А с учетом того, что трамвай работает как электробус, а он – как автобус, становится очевидной иная философия подхода к развитию городского транспорта», — поясняет В. Король.

Он подчеркивает, что это не разовый проект, а перспективный и многоэтапный, и он выгоден и производителю, и заказчику. «Мы предлагаем себя в качестве генподрядчика. При этом включаем работы по модернизации всех путей, инфраструктуры, а также поэтапную поставку не просто нового транспорта, а транспорта нового поколения. По сути, это становится одним из программных документов любой предвыборной программы чиновника», — убежден В. Король.

В продвижении своей техники «Белкоммунмаш» вышел на новый уровень подписания контрактов. «Если электробус работает 15 лет, то мы 15 лет его обслуживаем. Цена обслуживания за эти годы равна приблизительно стоимости новой машины. При этом мы кровно заинтересованы нести ответственность за состояние машин», — отмечает В. Король. Проект непростой, но это – уже сегодняшний день, добавляет он.

«Скажу откровенно: пока этого никто не предлагает. Если взять Россию, то там нет завода, который бы имел рельсовую технику и т. д. Там все вразнобой. Мы же все минимизируем в проекте. Это абсолютно прозрачный проект, мы можем его предложить любому городу», — подчеркивает В. Король.

«Белкоммунмаша» давно ушел от старых принципов построения производства. Сегодня завод работает по кооперации со смежниками не только в Беларуси, но и за пределами – по словам гендиректора, ищет тех, кто способен технологически и психологически к работе в новых условиях. Сегодня комплектующие узлы и механизмы для «Белкоммунмаша» поставляют более 100 предприятий.

Правильно выбранная стратегия развития «Белкоммунмаша» уже дает свои результаты. В 2017 году темпы роста производства на «Белкоммунмаш» по итогам 10 месяцев составили 302% относительно прошлого года.

«Не хотелось бы называть эти цифры, — вроде бы это нереально. Но следующий год у нас уже законтрактован, и мы сохраним такие же темпы. А с учетом аутсорсинга других предприятий, которые сегодня не знают, что делать, по этой схеме можно поднять не один десяток других предприятий. Но, — только заставив их работать по-новому: с новыми технологиями, с прозрачной и эффективной экономикой», — подчеркнул В. Король.

 

ДЛЯ СПРАВКИ
Российское правительство готово ввести меры материальной поддержки для тех, кто покупает автомобили с электрическими двигателями, а также для тех, кто строит для них инфраструктуру. Об этом говорится в письме, которое аппарат правительства по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича разослал во все ключевые министерства, а также в институты МАДИ, МАМИ, госкорпорации «Ростех» и «Россети», АО «ГЛОНАСС», правительства Москвы и Санкт-Петербурга, пишут «Известия» от 31 октября 2017 года.
В письме идет речь о разработке беспрецедентных мер по стимулированию спроса на электротранспорт: предлагается разработать программы субсидирования, льготного автокредитования и автолизинга. Владельцев торгово-развлекательных центров планируют награждать налоговыми льготами за оборудование электрозаправок.
Меры поддержки будут адресованы и производителям электромобилей — как отечественным, так и иностранным, локализовавшим сборку в РФ. Также предложено закрепить за бюджетными организациями минимальные квоты на покупку электротранспорта. Отдельной строкой прописана задача по упрощению порядка установки устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» на электромобили.
Из документа следует, что до середины ноября 2017 года в России планируется сформировать рабочую группу, которая выработает конкретные меры по развитию электротранспорта в стране.
В Минэкономразвития РФ считают, что российским производителям под силу не только достичь уровня технологического развития ведущих мировых компаний, но и к 2025 году занять лидирующие позиции в отдельных сегментах.
Минэкономразвития сейчас дорабатывает проект «Стратегии развития автопрома до 2025 года». Она включает в себя меры по развитию новых видов транспорта, в том числе электромобилей. Многие российские автопроизводители уже имеют завершенные или находящиеся в стадии разработки проекты по электротранспорту. В частности, «АвтоВАЗ» представил Lada Vesta EV. КамАЗ готовит производство электробусов длиной 12 м, в 2018 году завод будет готов начать серийное производство. Ни одна из этих машин пока не выпускается серийно.
Во многих странах сегодня действуют программы субсидирования покупки электрокаров. В Китае с 2012 года компенсируют до 35% стоимости их покупки. Постепенно власти снижают дотацию, планируя выйти на естественный спрос к 2025 году. В ЕС в зависимости от страны госдотации доходят до трети от стоимости машины. В Германии «зеленый» сектор автопрома получил по госпрограммам 1,2 млрд. долларов. Деньги идут на строительство зарядных станций и исследовательские работы. Кроме того, желающие приобрести экологичный автомобиль получают в ФРГ сертификат-скидку на 3-4 тыс. евро.
КамАЗ намерен сконцентрироваться на развитии отечественной компонентной базы для электрокаров. «Мы ставим задачу быть лидером в РФ в деле внедрения электротранспорта в пассажирские и грузовые перевозки. Кроме того, мы намерены освоить производство компонентов такого транспорта на нашем предприятии, в том числе для других автопроизводителей. Вероятность наступления «электрического будущего» очень высока. Мы не можем себе позволить не готовиться к наступлению всеобщей электрификации транспорта», сообщили в пресс-службе КамАЗа.
По данным аналитического агентства «Автостат», за восемь месяцев 2017 года в России продано 50 электромобилей, что на 35% больше к периоду прошлого года.

 

 

Тэги:

, , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

Девальвация 2018: быть или не быть?

В конце 2017 года ситуация на валютном рынке РБ может значительно ухудшиться, и хотя масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, курс доллара может вырасти на 5-10% — до 2,1-2,2 BYN/USD, заставив всех изрядно понервничать.

Посольство Беларуси в Швеции официально открылось в Стокгольме

Официальная церемония открытия Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция состоялось 15 ноября 2017 г. в Стокгольме.

Александр ШВЕЦ: «Дестабилизировать белорусскую экономику может малейший стресс»

Отсрочить назревшие реформы белорусским властям в очередной раз помогла в том числе финансовая поддержка России. Однако отношения Беларуси и РФ в перспективе будут обостряться. И это – еще один аргумент для руководства страны ускорить реформы, которые помогут укрепить отечественную экономику и способствовать национальной безопасности страны.

В Беларуси формируется рынок мусорных облигаций для населения

Падение ставок по банковским вкладам заставило жителей Беларуси задуматься о том, куда вкладывать средства, и тут, как по волшебству, белорусские предприятия начали выпускать облигации с вполне приличными процентами. Но чудес, особенно в финансах, не бывает.

Подорожавшая нефть — спаситель белорусскому бюджету?

На фоне драматического падения цены на нефть белорусское руководство даже задумалось о поисках новых драйверов роста национальной экономики. Но в последнее время нефтяные цены продемонстрировали рост, превысил планку в 60 долларов за баррель. «Нефтяной» драйвер возвращается?

100 лет революции: Жизнь людей в социалистическом лагере

После 1945 года население Восточной Европы было политически активным, симпатизирующим левым партиям, включая коммунистов, при том, безоговорочно не голосовало, как считали многие наблюдатели, за будущую власть коммунистов.

Третье пришествие либерализации

В современном динамичном мире стабильность поддерживается, главным образом, политическими средствами. Но политика, под которой в данном случае понимается механизм согласования частных и групповых интересов, в авторитарных персоналистских государствах находится фактически под запретом. Есть национальный лидер. Он выражает единый общенациональный интерес. С кем и что он должен согласовывать?