• EUR  2.3539
  • USD  2.0047
  • RUB (100)  3.3743
Минск  0 Погода в Минске

Фото vsr.mil.by

Через глубокую модернизацию старых советских образцов к разработке и налаживанию собственного производства современных вооружений — такова новая стратегия развития белорусского ВПК.

На состоявшемся 27 октября 2017 года в Ашхабаде военном параде в честь 26-й годовщины независимости Туркмении, в числе прочих образцов вооружения и военной техники армии Туркмении, впервые были продемонстрированы зенитные ракетные комплексы С-125-2БМ «Алебарда» («Печора-2БМ»), представляющие собой новый белорусский вариант модернизации советских ЗРК серии С-125М.

Фото dambiev.livejournal.com

Старое, но верное оружие

История ЗРК С-125 восходит к 1955 году, когда в Советском Союзе началась разработка средств борьбы с авиационной техникой потенциального противника на высотах до 20 км и дальностях поражения до 25 км. В 1961 году комплекс был принят на вооружение. По тем временам его характеристики были впечатляющими: С-125 мог поразить воздушную цель, летящую со скоростью до 550 м/с двумя ракетами с вероятностью 0,98.

Боевое «крещение» ЗРК С-125 прошел в 1970 году на Синайском полуострове. Фото topwar.ru

В условиях реальных боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке этот ЗРК показал себя как весьма эффективное средство противовоздушной обороны, особенно для уничтожения низколетящих целей. В советские времена он достаточно широко экспортировался и до сих пор состоит на вооружении армий более 35 государств (около 400 комплексов), в том числе бывших советских республик, стран Восточной Европы и дальнего зарубежья.

ЗРК «Печора» применялся во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Тогда сирийские и египетские войска выпустили 305 ракет и поразили 54 самолета. Использовался он для борьбы с воздушным противником и в ряде военных конфликтов последних двух десятилетий (в том числе в зоне Персидского залива и на Балканах). Во время боевых действий в Югославии в 1999 году двумя ракетами ЗРК «Печора» был сбит американский самолет F-117 «Ночной Ястреб» построенный по технологии stels.

Длительные сроки эксплуатации и опыт боевого применения ЗРК «Печора» показали, что, несмотря на значительный срок службы, комплекс имеет большой модернизационный резерв. Это, наряду с наработанными тактическими приемами и наличием хорошо подготовленного строевого и технического персонала, позволило говорить об эффективности продления сроков его эксплуатации в условиях ограниченных возможностей оборонных бюджетов потенциальных заказчиков из числа небогатых развивающихся стран.

Непосредственным толчком для оживления в сегменте мирового рынка предлагающем программы модернизации средств и систем противовоздушной обороны советского производства многие эксперты считают разгром коалицией западных стран Ливии. Тогда авиация коалиции уже в первые дни операции практически полностью подавила противовоздушную оборону Муамара Каддафи. В первую очередь потому, что она уже не отвечала требованиям современной войны.

Это обстоятельство заставило ряд стран, которые откладывали перевооружение своих сил ПВО, изыскать средства для их модернизации, ставя во главу угла соотношение цены и качества.

Спрос рождает предложение

Воспользоваться выгодной конъюнктурой пожелали фирмы целого ряда стран работающие в секторе производства и модернизации систем ПВО. И здесь пальма первенства заранее отдавалась компаниям из России. Однако достаточно неожиданно российским разработчикам пришлось столкнуться с конкуренцией предприятий ВПК Польши, Украины и Беларуси.

Так белорусские предприятия предложили несколько вариантов модернизации ЗРК «Печора». Это проект С-125 2ТМ «Печора-2ТМ», предлагаемый предприятием «Тетраэдр», а также С-125 2БМ «Алебарда», разработанный под эгидой ОАО «Алевкурп».

Согласно данным СМИ, разработка ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» под руководством ОАО «Алевкурп» осуществлялась начиная с 2011 года. Его соисполнителями выступили «ВолатАвто» (предприятия образовано МЗКТ) и 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.

Впервые публично образец ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» был продемонстрирован в июле 2014 года в рамках оборонной выставки MILEX-2014 проходившей в Минске, во время презентации было заявлено, что за несколько дней до выставки прошли испытания этой системы.

По заявлению разработчиков зенитный ракетный комплекс «Алебарда» представляет собой модернизированный вариант ЗРК «Печора-2М», созданного почти полтора десятка лет назад белорусско-российской международной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» на базе еще советского ЗРК серии С-125М «Печора».

ЗРК Печора-2М. Фото topwar.ru

С учетом того, что главным разработчиком «Алебарды» и ведущим исполнителем проекта «Печора-2М» выступило минское предприятие «Алевкурп», эксперты не без основания сделали предположение, что и в новом проекте этого коллектива были использованы наиболее удачные конструкторские и технологические решения, использованные при создании «Печоры-2М». В связи с чем будет не лишним еще раз отметить наиболее значимые из них.

Программа модернизации С-125М до уровня «Печора-2М» в первую очередь предусматривала замену основной аналоговой аппаратуры исходного комплекса на цифровую используемую в ЗРК С-300ПМУ1. А также введение новых средств защиты от активных и пассивных радиопомех; устройств автозахвата и автосопровождения целей в телеоптический канал ТОВ; устройства, обеспечивающего специальные методы сканирования пространства.

Весьма важным элементом программы доработки ЗРК С-125М стал перенос всех основных подсистем комплекса (кабины управления, антенного поста, пусковых установок) на автомобильные шасси повышенной проходимости Минского завода колесных тягачей.

Основные тактико-технические характеристики комплекса «Печора-2М» выглядят следующим образом: поражение цели по дальности — 2,5-32 км; поражение цели по высоте — 0,02-20 км; время выхода на стрельбу — менее 30 минут; сопровождение до 16 воздушных объектов.

«Алебарда» вытекает из «Печоры»

Исходя из заявлений представителей разработчика, эксперты полагают, что основные тактико-технические показатели ЗРК «Алебарда», как минимум, аналогичны. При этом данный комплекс по сути дела является практически полностью белорусским, так как при его производстве используются детали, узлы и агрегаты выпущенные отечественными предприятиями.

Для ЗРК «Алебарда» была разработана оптическая система «день — ночь» (тепловизор и телевизор) с улучшенными характеристиками. Исключены сотни регулировок, все настройки производятся автоматически. Высокая мобильность комплекса достигается установкой четырех пусковых установок на полуприцепах производства Минского завода колесных тягачей. При этом седельный тягач по желанию заказчика может быть любым.

Впервые публично образец ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» был продемонстрирован в июле 2014 года в рамках оборонной выставки MILEX-2014 проходившей в Минске. Фото bsvt.by

В дальнейшем предполагалось создать новый передатчик для радиолокационной станции и новую фазированную решетку, что значительно повысит возможности комплекса. Однако и сегодня они достаточно велики: РЛС ЗРК С-125 2БМ «Алебарда» способен обнаружить цель типа истребитель F-16 на расстоянии до 70 км.

Специалисты предприятии «Алевкурп» считают, что более эффективное (по сравнению с другими проектами доработки ЗРК С-125) сочетание методов наведения дает возможность использовать в «Алебарде» старые ракеты для С-125 и получать примерно такую же дальность поражения, как и у «Печоры 2М» при использовании модернизированных боеприпасов.

В ЗРК «Алебарда» обеспечена возможность применения любых пусковых установок, на которых могут быть размещены «не родные» ракеты. Перепрограммирование процесса формирования команд управления на борт ракеты занимает миллисекунды, после чего они подключаются к имеющемуся пункту боевого управления.

К числу наиболее заметных внешних отличий «Алебарды» от «Печоры-2М» можно отнести размещение антенного поста и пусковых установок на полуприцепах разработанных Минским заводом колесных тягачей, а кабины управления — на полноприводных автомобильном шасси (типа МАЗ-6317). В ЗРК «Печора-2М», как уже говорилось выше, все элементы комплекса размещались на полноприводных автомобильных шасси марки МЗКТ.

Замена колесных шасси (как и использование комплектующих преимущественно белорусского производства) скорее всего связана с желанием сэкономить на издержках и сделать «Алебарду» привлекательной по цене для небогатых заказчиков.

С этой же целью производитель предлагает поставлять и комплексы, изготовленные целиком в Беларуси, и осуществлять реновацию ЗРК С-125 по программе «Алебарда» непосредственно у заказчика, направляя к нему необходимую технику, комплектующие и специалистов.

И эта ставка себя похоже оправдывает. По мнению аналитиков емкость рынка для ЗРК «Алебарда» в ближайшие 10-15 лет может составить от 100 до 200 ед.

 

 

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

Девальвация 2018: быть или не быть?

В конце 2017 года ситуация на валютном рынке РБ может значительно ухудшиться, и хотя масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, курс доллара может вырасти на 5-10% — до 2,1-2,2 BYN/USD, заставив всех изрядно понервничать.

Посольство Беларуси в Швеции официально открылось в Стокгольме

Официальная церемония открытия Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция состоялось 15 ноября 2017 г. в Стокгольме.

Александр ШВЕЦ: «Дестабилизировать белорусскую экономику может малейший стресс»

Отсрочить назревшие реформы белорусским властям в очередной раз помогла в том числе финансовая поддержка России. Однако отношения Беларуси и РФ в перспективе будут обостряться. И это – еще один аргумент для руководства страны ускорить реформы, которые помогут укрепить отечественную экономику и способствовать национальной безопасности страны.

В Беларуси формируется рынок мусорных облигаций для населения

Падение ставок по банковским вкладам заставило жителей Беларуси задуматься о том, куда вкладывать средства, и тут, как по волшебству, белорусские предприятия начали выпускать облигации с вполне приличными процентами. Но чудес, особенно в финансах, не бывает.

Подорожавшая нефть — спаситель белорусскому бюджету?

На фоне драматического падения цены на нефть белорусское руководство даже задумалось о поисках новых драйверов роста национальной экономики. Но в последнее время нефтяные цены продемонстрировали рост, превысил планку в 60 долларов за баррель. «Нефтяной» драйвер возвращается?

100 лет революции: Жизнь людей в социалистическом лагере

После 1945 года население Восточной Европы было политически активным, симпатизирующим левым партиям, включая коммунистов, при том, безоговорочно не голосовало, как считали многие наблюдатели, за будущую власть коммунистов.

Третье пришествие либерализации

В современном динамичном мире стабильность поддерживается, главным образом, политическими средствами. Но политика, под которой в данном случае понимается механизм согласования частных и групповых интересов, в авторитарных персоналистских государствах находится фактически под запретом. Есть национальный лидер. Он выражает единый общенациональный интерес. С кем и что он должен согласовывать?