Вооружение

"Бук-М2Э" на колесном шасси МЗКТ-6922. Фото armyman.info

Продавливая импортозамещение любой ценой, руководство России нередко поступает вопреки здравому смыслу.

На днях многие СМИ тиражировали сообщение специализированного издания Jane’s Defence Weekly о том, что приобретение Алжиром зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М2Э» было официально подтверждено в опубликованном в августе номере журнала Национальной народной армии (ННА) El-Djeich.

Там была размещена статья о прошедших в июле учениях Majd-2017, которая сопровождалась рядом фотографий, включая фото пуска ракеты 9M317 из транспортно-пусковой установки «Бук-М2Э» на шасси МЗКТ-6922 с колесной формулой 6×6.

ЗРК «Бук-М2Э», вероятно, заменит состоящие на вооружении ВС Алжира устаревшие ЗРК 2K12 «Куб» и заполнит промежуток между С-300ПМУ-2 и системами «Панцирь-С1» и «Тор-M1», обеспечив создание эшелонированной системы противовоздушной обороны.

Отметим, что это не первая информация о поставках колесной версии «Бука». Так, на авиасалоне МАКС-2015, была обнародована информация о том, что Венесуэла получила первую партию российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М2Э» на колесном шасси в составе нескольких дивизионов.

Два в одном

ЗРК «Бук-М2Э» предназначен для поражения тактической и стратегической авиации, вертолетов, крылатых ракет и других аэродинамических летательных объектов, тактических баллистических и авиационных ракет, управляемых авиабомб. Отличием этой версии известного зенитного ракетного комплекса от других его модификаций является размещение на колесном шасси Минского завода колесных тягачей.

Сконструированные специально для размещения систем ПВО малого и среднего радиуса действия, шасси семейства МЗКТ-6922 сочетают в себе преимущества гусеничных и колесных платформ.

Во-первых, они созданы на базе просторного несущего корпуса. Что, в отличие от рамных образцов, позволяет разместить оборудование и экипаж устанавливаемого комплекса ПВО во внутреннем объеме шасси, аналогично гусеничному варианту. И тем самым значительно сократить затраты по переводу уже существующих комплексов с гусеничной на колесную базу.

Благодаря тому, что несущий корпус имеет модульную конструкцию, имеется возможность изменения местоположения различных отсеков, в зависимости от особенностей той составной части комплекса для размещения которой предназначена данная конкретная машина. Более того, по требованию заказчика, корпусу может быть придана любая форма, он может быть локально бронирован.

Размещение основного оборудования комплекса ПВО внутри корпуса колесного шасси, позволяет ему сохранить такой же низкий центр тяжести и такую же низкую общую высоту, как и при установке на гусеничное шасси. Чем обеспечивается высокая устойчивость комплекса во время боевой работы и удобство транспортировки его машин авиационным и железнодорожным военным транспортом.

Во-вторых, колесное шасси МЗКТ (как и его гусеничные аналоги) обеспечивает высокую стабильность работы установленного оборудования, благодаря уникальной независимой гидропневматической подвеской собственной разработки, отличающейся высочайшей плавностью хода.

Высота подвески может изменятся прямо из кабины водителя, что позволяет увеличивать клиренс при преодолении наиболее сложных внедорожных участков и уменьшать при движении машин комплекса под низкими мостами и по туннелям.

Сделано по уму

При этом шасси семейства МЗКТ-6922, по сравнению с гусеничными аналогами, имеют в разы более низкий расход топлива, сопоставимый с соответствующими показателями коммерческих автомобилей. Что вместе со значительно (до 10 раз) возросшим ресурсом до капитального ремонта и отсутствием ущерба для покрытия дорог, значительно снижает расходы эксплуатантов шасси.

Еще одной важной особенностью шасси семейства является оснащение их полностью автоматической трансмиссией собственной разработки. Которая по утверждению производителя является лучшей в своем классе.

Способная работать как в автоматическом, так и в командном режиме, она значительно упрощает управление шасси, предотвращает выход машины из строя при трогании с места из-за ошибок водителя, а также повышает ее проходимость на грунтах с низкой несущей способностью, ввиду отсутствия разрыва потока передаваемой на колеса мощности при переключении.

Обращает на себя внимание широкое использование в шасси семейства МЗКТ-6922 вполне современной бортовой электроники. В стандартную комплектацию всех автомобилей входит бортовая информационно-управляющая система (БИУС), в которую заложены возможности оперативной диагностики состояния важнейших узлов и агрегатов.

Все шасси оснащены камерами наружного обзора разных спектральных диапазонов, что не только значительно упрощает движение задним ходом, но также обеспечивает возможность управления ими в условиях сильной запыленности, задымления, тумана и в ночное время.

Изображение с камер, как и показания датчиков контролирующих характеристики основных систем автомобиля, выводятся на жидкокристаллические мониторы, заменяющие традиционную аналоговую панель приборов в кабине водителя.

Клиент всегда прав

Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что своим появлением колесное шасси МЗКТ-6922 обязано настойчивости разработчиков зенитной ракетной системы (ЗРС) «Тор» c Ижевского электромеханического завода, задумавших создать версию этой ЗРС улучшенными характеристиками. В 2005 году они обратились к конструкторам МЗКТ с предложением разработать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955 на котором изначально базировалась система «Тор.»

Предполагалось, что такая замена приведет к не только к снижению стоимости самой зенитной ракетной системы, но и затрат на ее эксплуатацию, увеличению запаса хода и срока эксплуатации шасси, улучшению условий для работы экипажа. Минчане среагировали быстро и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-69221 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа на нем боевого модуля зенитной ракетной системы «Тор-М2».

Впоследствии именно ЗРС «Тор-М2» колесной версии стали поставляться Россией вооруженным силам Беларуси, начиная с декабря 2011 года.

Высокие характеристики МЗКТ-69221 привлекли внимание и других разработчиков вооружения, в частности версия этого шасси была использована белорусским предприятием «Тетраэдр» при глубокой модернизации ЗРК «Оса», продукция МЗКТ заменила выслужившие свой срок плавающем шасси БАЗ Брянского автозавода.

Этот доработанный ЗРК в свою очередь стал базовым для автономного мобильного зенитного ракетного комплекса малой дальности «Стилет», размещенного все на тот же МЗКТ-69221. На нем же базируется и один из вариантов многоцелевого ракетно-пушечного комплекса (РПК) A3 (Anti-air, Anti-armor, Anti-terrorism), созданного предприятием «Тетраэдр».

Где не пройти и вездеходу

Как полагают эксперты, шасси МЗКТ-69221 вполне могли бы подойти и для новой версии зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1», нынешняя колесная база которого вызывает ряд серьезных нареканий.

Подтверждением справедливости которых может служить ДТП с ЗРПК данного типа случившееся в октябре 2015 года недалеко от Сочи. Боевая машина опрокинулась на горной дороге. По одной из версий причиной аварии мог стать размыв дорожного полотна, по другой — водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом «серпантине».

Однако, как полагают специалисты, данное ЧП вряд ли можно назвать случайным. Более того, в значительной степени оно является следствием проектных решений заложенных в конструкцию ЗРПК. В частности выбора в качестве колесной базы для «Панциря» автомобильное шасси КамАЗ-6560.

Отзывы о котором с самого начала были достаточно критическими (см. статью, опубликованную на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru) в выпуске за номером 26 от 10 июля 2013 года).

Дело в том, что шасси КамАЗ-6560 (как и все семейство к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим условиям разработанных для военной автомобильной техники (ВАТ). (Отсюда и широкое использование узлов и агрегатов из стран — потенциальных противников.)

Более того, КамАЗ-6560 вообще не относится к категории ВАТ так как не отвечает ключевому требованию для данного вида техники — возможности передвижения по всем типам дорог и участкам местности вне их. Основные причины этого: применение неразрезных мостов и зависимой подвески, а также недостаточная габаритная ширина шасси.

Вряд ли устраивает военных и низкая средняя скорость передвижения КамАЗ-6560 по пересеченной местности. А также неудовлетворительная плавность хода, что является одним из важных условий ведения точной стрельбы.

В числе других серьезных претензий и высокое расположение центра масс, что, вкупе с недостаточной габаритной шириной, не позволяет вести огонь из пушек на ходу в поперечном направлении относительно движения шасси. Реальна угроза опрокидывания ЗРПК набок из-за отдачи.

Нельзя не упомянуть и о том, что большая погрузочная высота шасси затрудняет вписывание ЗРПК в ж/д и авиагабариты (комплекс перед погрузкой приходится разбирать).

Поэтому вряд ли случайным является то обстоятельство, что когда в мае 2000 года был подписан контракт с ОАЭ на продажу 50 комплексов «Панцирь-С1» все они, исходя из пожеланий клиента, поставлялись не на шасси российского производства, а на колесной платформе 8х8 фирмы MAN — MAN-SX45.

По мнению ряда аналитиков, многих затруднений разработчики комплекса могли бы избежать, пойдя по пути создателей колесных версий ЗРК «Тор» и «Бук», которые использовали специальные корпусные шасси типа МЗКТ-6922. Тем более, что уже сконструированы их версии с колесной формулой от 4×4 до 8х8.

Однако «шкурные» интересы и лоббизм, которые прикрываются вывеской импортозамещения, никто не отменял.

Вот выдержка из публикации российского журнала «Новый оборонный заказ» за 2015 год, номер 5 (37): «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже.»

И хуже — добавим от себя.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Бук-М2Э»

  • Дальность поражения аэродинамических целей, км:
    максимальная — 45,
    минимальная — 3;
  • Высота поражения аэродинамических целей, км:
    максимальная — 25,
    минимальная — 0,015;
  • Дальность поражения, км:
    тактических баллистических ракет — 20,
    крылатых ракет на высоте 100 м — 20;
  • Максимальная скорость поражаемых аэродинамических целей, м/с — 830;
  • Максимальная скорость поражаемых баллистических ракет, м/с — 1.200;
  • Количество одновременно обстреливаемых целей — до 24;
  • Вероятность поражения целей одной ракетой:
    самолетов тактической авиации и вертолетов — 0,9-0,95,
    тактических баллистических ракет — 0,6-0,7.

Тактико-технические характеристики шасси МЗКТ-6922

  • Силовой агрегат:
    8-цилиндровый дизель ЯМЗ-7513.10 мощностью 420 л.с.,
    гидромеханическая трансмиссия ГМП-400;
  • Максимальные показатели движения:
    радиус поворота, м — 13,5,
    глубина преодоления брода, м — более 1,2,
    грузоподъемность, тонн — 12,
    максимальная скорость, км/ч — 65,
    запас хода по контрольному расходу топлива, км — 840;
  • Весовые параметры:
    колесная формула — 6X6,
    масса снаряженного шасси, кг — 22.000,
    допустимая масса перевозимого груза, кг — 14.000,
    допустимая полная масса шасси, кг — 36.000.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,