• EUR  2.3168
  • USD  2.0007
  • RUB (100)  3.1911
Минск  23 Погода в Минске

Вооружение

"Бук-М2Э" на колесном шасси МЗКТ-6922. Фото armyman.info

Продавливая импортозамещение любой ценой, руководство России нередко поступает вопреки здравому смыслу.

На днях многие СМИ тиражировали сообщение специализированного издания Jane’s Defence Weekly о том, что приобретение Алжиром зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М2Э» было официально подтверждено в опубликованном в августе номере журнала Национальной народной армии (ННА) El-Djeich.

Там была размещена статья о прошедших в июле учениях Majd-2017, которая сопровождалась рядом фотографий, включая фото пуска ракеты 9M317 из транспортно-пусковой установки «Бук-М2Э» на шасси МЗКТ-6922 с колесной формулой 6×6.

ЗРК «Бук-М2Э», вероятно, заменит состоящие на вооружении ВС Алжира устаревшие ЗРК 2K12 «Куб» и заполнит промежуток между С-300ПМУ-2 и системами «Панцирь-С1» и «Тор-M1», обеспечив создание эшелонированной системы противовоздушной обороны.

Отметим, что это не первая информация о поставках колесной версии «Бука». Так, на авиасалоне МАКС-2015, была обнародована информация о том, что Венесуэла получила первую партию российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М2Э» на колесном шасси в составе нескольких дивизионов.

Два в одном

ЗРК «Бук-М2Э» предназначен для поражения тактической и стратегической авиации, вертолетов, крылатых ракет и других аэродинамических летательных объектов, тактических баллистических и авиационных ракет, управляемых авиабомб. Отличием этой версии известного зенитного ракетного комплекса от других его модификаций является размещение на колесном шасси Минского завода колесных тягачей.

Сконструированные специально для размещения систем ПВО малого и среднего радиуса действия, шасси семейства МЗКТ-6922 сочетают в себе преимущества гусеничных и колесных платформ.

Во-первых, они созданы на базе просторного несущего корпуса. Что, в отличие от рамных образцов, позволяет разместить оборудование и экипаж устанавливаемого комплекса ПВО во внутреннем объеме шасси, аналогично гусеничному варианту. И тем самым значительно сократить затраты по переводу уже существующих комплексов с гусеничной на колесную базу.

Благодаря тому, что несущий корпус имеет модульную конструкцию, имеется возможность изменения местоположения различных отсеков, в зависимости от особенностей той составной части комплекса для размещения которой предназначена данная конкретная машина. Более того, по требованию заказчика, корпусу может быть придана любая форма, он может быть локально бронирован.

Размещение основного оборудования комплекса ПВО внутри корпуса колесного шасси, позволяет ему сохранить такой же низкий центр тяжести и такую же низкую общую высоту, как и при установке на гусеничное шасси. Чем обеспечивается высокая устойчивость комплекса во время боевой работы и удобство транспортировки его машин авиационным и железнодорожным военным транспортом.

Во-вторых, колесное шасси МЗКТ (как и его гусеничные аналоги) обеспечивает высокую стабильность работы установленного оборудования, благодаря уникальной независимой гидропневматической подвеской собственной разработки, отличающейся высочайшей плавностью хода.

Высота подвески может изменятся прямо из кабины водителя, что позволяет увеличивать клиренс при преодолении наиболее сложных внедорожных участков и уменьшать при движении машин комплекса под низкими мостами и по туннелям.

Сделано по уму

При этом шасси семейства МЗКТ-6922, по сравнению с гусеничными аналогами, имеют в разы более низкий расход топлива, сопоставимый с соответствующими показателями коммерческих автомобилей. Что вместе со значительно (до 10 раз) возросшим ресурсом до капитального ремонта и отсутствием ущерба для покрытия дорог, значительно снижает расходы эксплуатантов шасси.

Еще одной важной особенностью шасси семейства является оснащение их полностью автоматической трансмиссией собственной разработки. Которая по утверждению производителя является лучшей в своем классе.

Способная работать как в автоматическом, так и в командном режиме, она значительно упрощает управление шасси, предотвращает выход машины из строя при трогании с места из-за ошибок водителя, а также повышает ее проходимость на грунтах с низкой несущей способностью, ввиду отсутствия разрыва потока передаваемой на колеса мощности при переключении.

Обращает на себя внимание широкое использование в шасси семейства МЗКТ-6922 вполне современной бортовой электроники. В стандартную комплектацию всех автомобилей входит бортовая информационно-управляющая система (БИУС), в которую заложены возможности оперативной диагностики состояния важнейших узлов и агрегатов.

Все шасси оснащены камерами наружного обзора разных спектральных диапазонов, что не только значительно упрощает движение задним ходом, но также обеспечивает возможность управления ими в условиях сильной запыленности, задымления, тумана и в ночное время.

Изображение с камер, как и показания датчиков контролирующих характеристики основных систем автомобиля, выводятся на жидкокристаллические мониторы, заменяющие традиционную аналоговую панель приборов в кабине водителя.

Клиент всегда прав

Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что своим появлением колесное шасси МЗКТ-6922 обязано настойчивости разработчиков зенитной ракетной системы (ЗРС) «Тор» c Ижевского электромеханического завода, задумавших создать версию этой ЗРС улучшенными характеристиками. В 2005 году они обратились к конструкторам МЗКТ с предложением разработать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955 на котором изначально базировалась система «Тор.»

Предполагалось, что такая замена приведет к не только к снижению стоимости самой зенитной ракетной системы, но и затрат на ее эксплуатацию, увеличению запаса хода и срока эксплуатации шасси, улучшению условий для работы экипажа. Минчане среагировали быстро и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-69221 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа на нем боевого модуля зенитной ракетной системы «Тор-М2».

Впоследствии именно ЗРС «Тор-М2» колесной версии стали поставляться Россией вооруженным силам Беларуси, начиная с декабря 2011 года.

Высокие характеристики МЗКТ-69221 привлекли внимание и других разработчиков вооружения, в частности версия этого шасси была использована белорусским предприятием «Тетраэдр» при глубокой модернизации ЗРК «Оса», продукция МЗКТ заменила выслужившие свой срок плавающем шасси БАЗ Брянского автозавода.

Этот доработанный ЗРК в свою очередь стал базовым для автономного мобильного зенитного ракетного комплекса малой дальности «Стилет», размещенного все на тот же МЗКТ-69221. На нем же базируется и один из вариантов многоцелевого ракетно-пушечного комплекса (РПК) A3 (Anti-air, Anti-armor, Anti-terrorism), созданного предприятием «Тетраэдр».

Где не пройти и вездеходу

Как полагают эксперты, шасси МЗКТ-69221 вполне могли бы подойти и для новой версии зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1», нынешняя колесная база которого вызывает ряд серьезных нареканий.

Подтверждением справедливости которых может служить ДТП с ЗРПК данного типа случившееся в октябре 2015 года недалеко от Сочи. Боевая машина опрокинулась на горной дороге. По одной из версий причиной аварии мог стать размыв дорожного полотна, по другой — водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом «серпантине».

Однако, как полагают специалисты, данное ЧП вряд ли можно назвать случайным. Более того, в значительной степени оно является следствием проектных решений заложенных в конструкцию ЗРПК. В частности выбора в качестве колесной базы для «Панциря» автомобильное шасси КамАЗ-6560.

Отзывы о котором с самого начала были достаточно критическими (см. статью, опубликованную на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru) в выпуске за номером 26 от 10 июля 2013 года).

Дело в том, что шасси КамАЗ-6560 (как и все семейство к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим условиям разработанных для военной автомобильной техники (ВАТ). (Отсюда и широкое использование узлов и агрегатов из стран — потенциальных противников.)

Более того, КамАЗ-6560 вообще не относится к категории ВАТ так как не отвечает ключевому требованию для данного вида техники — возможности передвижения по всем типам дорог и участкам местности вне их. Основные причины этого: применение неразрезных мостов и зависимой подвески, а также недостаточная габаритная ширина шасси.

Вряд ли устраивает военных и низкая средняя скорость передвижения КамАЗ-6560 по пересеченной местности. А также неудовлетворительная плавность хода, что является одним из важных условий ведения точной стрельбы.

В числе других серьезных претензий и высокое расположение центра масс, что, вкупе с недостаточной габаритной шириной, не позволяет вести огонь из пушек на ходу в поперечном направлении относительно движения шасси. Реальна угроза опрокидывания ЗРПК набок из-за отдачи.

Нельзя не упомянуть и о том, что большая погрузочная высота шасси затрудняет вписывание ЗРПК в ж/д и авиагабариты (комплекс перед погрузкой приходится разбирать).

Поэтому вряд ли случайным является то обстоятельство, что когда в мае 2000 года был подписан контракт с ОАЭ на продажу 50 комплексов «Панцирь-С1» все они, исходя из пожеланий клиента, поставлялись не на шасси российского производства, а на колесной платформе 8х8 фирмы MAN — MAN-SX45.

По мнению ряда аналитиков, многих затруднений разработчики комплекса могли бы избежать, пойдя по пути создателей колесных версий ЗРК «Тор» и «Бук», которые использовали специальные корпусные шасси типа МЗКТ-6922. Тем более, что уже сконструированы их версии с колесной формулой от 4×4 до 8х8.

Однако «шкурные» интересы и лоббизм, которые прикрываются вывеской импортозамещения, никто не отменял.

Вот выдержка из публикации российского журнала «Новый оборонный заказ» за 2015 год, номер 5 (37): «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже.»

И хуже — добавим от себя.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Бук-М2Э»

  • Дальность поражения аэродинамических целей, км:
    максимальная — 45,
    минимальная — 3;
  • Высота поражения аэродинамических целей, км:
    максимальная — 25,
    минимальная — 0,015;
  • Дальность поражения, км:
    тактических баллистических ракет — 20,
    крылатых ракет на высоте 100 м — 20;
  • Максимальная скорость поражаемых аэродинамических целей, м/с — 830;
  • Максимальная скорость поражаемых баллистических ракет, м/с — 1.200;
  • Количество одновременно обстреливаемых целей — до 24;
  • Вероятность поражения целей одной ракетой:
    самолетов тактической авиации и вертолетов — 0,9-0,95,
    тактических баллистических ракет — 0,6-0,7.

Тактико-технические характеристики шасси МЗКТ-6922

  • Силовой агрегат:
    8-цилиндровый дизель ЯМЗ-7513.10 мощностью 420 л.с.,
    гидромеханическая трансмиссия ГМП-400;
  • Максимальные показатели движения:
    радиус поворота, м — 13,5,
    глубина преодоления брода, м — более 1,2,
    грузоподъемность, тонн — 12,
    максимальная скорость, км/ч — 65,
    запас хода по контрольному расходу топлива, км — 840;
  • Весовые параметры:
    колесная формула — 6X6,
    масса снаряженного шасси, кг — 22.000,
    допустимая масса перевозимого груза, кг — 14.000,
    допустимая полная масса шасси, кг — 36.000.

 

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

Большой британский фестиваль в Минске — программа на завтра

16 июня в Минске пройдет Большой британский фестиваль. Впервые в масштабе городского праздника Великобритания продемонстрирует свою культуру, бизнес, образование, спорт и другие сферы. – Для первого Большого британского праздника в Минске мы специально определили несколько сфер, достижениями в которых Великобритания гордится, – рассказывает г-жа Фионна Гибб, чрезвычайный и полномочный посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной

Куда сходить в Минске в выходные. 16-17 июня

Международный день йоги минчане отметят 16 июня массовым занятием под открытым небом в парке им. М. Горького, сообщили БЕЛТА в посольстве Индии в Беларуси. Четвертое лето подряд в июне посольство Индии организует мероприятие при поддержке Минского городского исполнительного комитета и неизменного генерального спонсора — белорусского бренда Mark Formelle. Все желающие смогут с 9:00 до 12:00 присоединиться к празднику,

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 июня

На следующей неделе можно ожидать снижения средневзвешенного курса доллара на БВФБ на величину около 0,5%. Курс российского рубля может незначительно подняться, а курс евро снизиться. Но в понедельник, 18 июня, возможен рост курса доллара.

Неделя белорусской кухни началась в Минске

Неделя белорусской кухни стартовала в Минске 11 июня. Как сообщает сайт Государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингориполкома», мероприятие проходит уже в 17-раз.

Противотанковые средства: гром небесный

Уже в ближайшем будущем белорусский ВПК обеспечит армию нашей страны уникальным по эффективности оружием способным нивелировать качественное превосходство эвентуального противника в танках и бронированной технике.

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 июня

На следующей неделе можно ожидать снижения средневзвешенного курса доллара на БВФБ на величину около 0,5%. Курс российского рубля может незначительно подняться, а курс евро снизиться. Но в понедельник, 18 июня, возможен рост курса доллара.

Убыточность предприятий — атрибут системы

Из года в год, идет ли речь о профессиональном спорте, культуре и искусстве, промышленности, транспорте или многострадальном сельском хозяйстве, руководитель государства требует вывода подведомственных организаций на уровень рентабельности.

Польша готова помочь Беларуси привлечь деньги в модернизацию ЖКХ

Польша накопила большой опыт в реализации проектов водно-коммунального хозяйства, системы ЖКХ и теперь вышла на внешний рынок не только со своим опытом и современными технологиями, но и со своим и привлеченным финансированием.