Как и во многих других сферах экономической деятельности, в нашей стране государство по-прежнему является доминирующим игроком на банковском рынке. В банковском секторе функционирует пять банков, контролируемых государством, на которые приходится порядка 65-66% совокупного объема банковских активов. В последнее время в медийном пространстве регулярно появляется информация, свидетельствующая о намерениях государства частично либо полностью расстаться с правом собственности в том или ином банке. Необходима ли приватизация банков, находящихся в собственности государства, и какова вероятность ее проведения в ближайшее время в нашей стране – об этом пойдет речь в настоящей статье.

Планы государства

В соответствии со Стратегией развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года одним из направлений развития банковского сектора определено снижение доли государства в уставных фондах банков вплоть до полного выхода из состава акционеров отдельных банков путем продажи акций стратегическим инвесторам. Ожидается, что сокращение государственного участия в собственности банков будет способствовать развитию конкуренции на банковском рынке, повышению качества управления банковскими институтами и их более рыночно-ориентированному поведению.

Намерения государства в некоторой степени конкретизированы в плане мероприятий по реализации стратегии. Он предусматривает внесение в правительство предложений о выборе покупателя миноритарного пакета акций ОАО «АСБ Беларусбанк» (2017 год), выполнение меморандума о взаимопонимании, подписанного с ЕБРР, в части приватизации ОАО «Белинвестбанк» (2017-2018 годы), поиск стратегического инвестора для продажи акций ОАО «Банк Москва-Минск» (2017-2020 годы).

Впрочем, первому из перечисленных мероприятий уже не суждено быть выполненным. По сообщениям информационных агентств, подготовка к продаже миноритарного пакета акций крупнейшего белорусского банка (контролирует около 43% активов банковского сектора) приостановлена, несмотря на создание для этой цели профильной рабочей группы и выбор консорциума финансовых консультантов. По мнению руководства Национального банка, процесс продажи миноритарного пакета акций ОАО «АСБ Беларусбанк» стартовал ради привлечения в банковский сектор акционерного капитала и, главное, современных технологий и бизнес-процессов. Цель правильная и необходимая для дальнейшего развития банковского сектора. К сожалению, внятных комментариев относительно того, почему сейчас эта задача перестала быть актуальной, от представителей государственных органов и коммерческого банка не последовало. Свою версию по поводу того, почему разгосударствление крупнейшего банка так и не началось, мы предложим позже.

Что касается двух других упомянутых банков, то здесь перспективы более осязаемые. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между правительством и ЕБРР продажу пакета акций ОАО «Белинвестбанк» (на банк приходится около 6% активов банковского сектора) в размере не менее 75% планируется осуществить до начала 2020 года. Для достижения этой цели ЕБРР оказывает белорусскому банку пред-приватизационную поддержку в виде предоставления доступа к кредитным ресурсам, разработки и реализации программы институционального развития и возможных инвестиций в акционерный капитал (25%+1 акция). В настоящее время в банке реализуется программа институционального развития, направленная на его коммерциализацию, организационную и финансовую реструктуризацию, повышение качества корпоративного управления.

По схожему пути, предусматривающему подписание меморандума о взаимопонимании с ЕБРР, пред-приватизационную подготовку, возможное вхождение ЕБРР в капитал белорусского банка и продажу контрольного пакета акций стратегическому инвестору не позднее 1 января 2020 года, в 2016 году начал двигаться ОАО «Банк Москва-Минск» (банк контролирует менее 1,5% активов банковского сектора).

Продажа ОАО «Паритетбанк» (доля рынка — менее 1% активов банковского сектора), еще одного белорусского банка, контролируемого государством, — почти свершилась. В соответствии с указом президента от 18.07.2017 №254 планировалось отчуждение акций названного банка бизнесмену Прокопене В. М. по цене 50 млн. долларов США за пакет акций (свыше 99% акций). Однако позднее инвестор отказался от приобретения данного актива и указ был отменен. Тем не менее, очевидно, что государство готово к продаже этого небольшого даже по белорусским меркам банка.

Нужна ли приватизация?

Нам уже приходилось писать о том, что для банков, контролируемых государством, характерны низкие показатели эффективности, а их доминирование в экономике, как правило, негативно воздействует на динамику экономического развития. Одной из ключевых причин такого влияния государственной собственности в банках на экономическое развитие является вмешательство государства в процесс распределения кредитных ресурсов (здесь белорусский банковский сектор представляет собой довольно характерный пример). Директивное кредитование ведет к снижению эффективности распределения ресурсов в экономике и формированию мягких бюджетных ограничений для предприятий, в основном государственных.

Минимизировать эти негативные эффекты функционирования банков, контролируемых государством, могут хорошо развитые финансовые рынки и качественные институты (демократия и политические права, политическая конкуренция, качество управления и др.). К сожалению, ни тем, ни другим наша страна в настоящее время не располагает.

В такой ситуации приватизация является, пожалуй, единственным надежным способом устранить те негативные экономические эффекты государственной собственности в банках, которые упомянуты выше.

Хорошо спроектированная приватизация банков, контролируемых государством, может принести ряд положительных эффектов как для банковского сектора, так и в целом для экономики. Они заключаются в сокращении интервенций государства в деятельность банков, стимулировании конкуренции в банковском секторе, привлечении новых технологий и повышении эффективности деятельности банковских институтов, укреплении рыночной дисциплины в реальном секторе экономики.

Подходы к приватизации

В международной практике, как правило, используют два основных способа приватизации банков – продажа стратегическому инвестору и публичные размещения акций банка на рынке. Как показывает опыт, более эффективным способом приватизации банков является их продажа независимым стратегическим инвесторам. Это обусловлено тем, что стратегический инвестор может обеспечить качественное корпоративное управление банковским институтом, а также привнести современные финансовые технологии и бизнес-процессы. В малых открытых экономиках, к которым относится и Республика Беларусь, возможность привлечения стратегических инвесторов в банковский сектор почти всегда связана с участием в процессе приватизации иностранных финансовых институтов.

Приватизация банков с участием стратегических иностранных инвесторов имеет ряд преимуществ, которые связаны с привлечением новых технологий и продуктов, расширением доступа банков на международный рынок капитала, а также повышением эффективности их деятельности. Выигрывает не только банковский сектор.

Приход на рынок иностранных банков способствует развитию конкуренции, сокращению издержек и процентных спрэдов банков, расширяет доступ потребителей к финансированию и современным банковским продуктам. Исследования, проведенные в переходных и развивающихся экономиках, показывают, что чем выше уровень участия иностранного капитала в национальном банковском секторе, тем меньшими ограничениями в деятельности малых и средних предприятий являются уровень процентных ставок по банковским кредитами и доступ к долгосрочному кредитованию.

Публичные продажи акций банков считаются менее предпочтительным вариантом приватизации по сравнению с привлечением стратегического инвестора. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, зачастую при публичных продажах акций государство сохраняет значительный пакет акций у себя и перехода контроля над банком к независимым инвесторам не происходит. Во-вторых, в таких случаях отсутствует крупный инвестор, способный укрепить систему управления и внутреннего контроля в банке. В-третьих, в переходных экономиках, как правило, отсутствует необходимая институциональная среда, позволяющая большому количеству инвесторов осуществлять контроль и участвовать в управлении деятельностью банка.

Ближайшие перспективы

Порассуждаем немного о ближайших перспективах продажи банков, контролируемых белорусским государством.

Судя по высказываниям представителей ЕБРР, проект по пред-приватизационной подготовке ОАО «Белинвестбанк» рассматривается данным международным финансовым институтом как один из самых важных в Республике Беларусь. ЕБРР будет стремиться успешно завершить этот, в определенном смысле, знаковый проект, в который к тому же многое уже вложено, с тем, чтобы расширить свое присутствие на белорусском рынке. Белорусское правительство со своей стороны заинтересовано в том, чтобы обеспечить развитие сотрудничества с ЕБРР и увеличение объема привлекаемого от него финансирования.

В текущем году ожидается предоставление ОАО «Белинвестбанк» со стороны ЕБРР субординированного кредита (нецелевой долгосрочный кредит банку, который, по согласованию с Национальным банком, включается в капитал банка) в размере 50 млн. евро. Получение белорусским банком такого кредита станет важным шагом на пути вхождения ЕБРР в его капитал (в последующем субординированный кредит может быть конвертирован в акции банка). С учетом достаточно продвинутой стадии реализации проекта и обоюдного интереса сторон к его реализации высока вероятность доведения данного проекта до логического завершения и продажи ОАО «Белинвестбанк» стратегическому инвестору.

ОАО «Банк Москва-Минск» также имеет высокие шансы на то, чтобы в среднесрочном периоде быть проданным стратегическому инвестору. Приватизация среднего по размеру банка, не имеющего системной значимости, не должна встретить сопротивления со стороны государства. К тому же собственником ОАО «Банк Москва-Минск» является Национальный банк и продажа его пакета акций (более 99%) инвестору позволит положить конец не очень хорошей практике, когда регулятор банковского рынка одновременно является собственником одного из коммерческих банков.

Что касается двух крупнейших банков, контролируемых государством, — ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» (на него приходится около 16% активов банковского сектора) — то здесь ситуация иная. Хотя новость о приостановлении процесса продажи миноритарного пакета акций ОАО «АСБ Беларусбанк» и была неожиданной, она не вызвала удивления. Приватизация крупнейших банков, контролируемых государством, – своеобразный индикатор готовности властей к системным реформам в экономике. В переходной экономике приватизация банков, находящихся в собственности государства, является важным элементом построения рыночной системы, который к тому же поддерживает и стимулирует рыночные преобразования в экономике в целом. С другой стороны, сохранение контроля государства над банковскими активами зачастую происходит тогда, когда государство продолжает занимать доминирующие позиции в экономике, и предоставляет возможности для контроля над финансовыми ресурсами и поддержки государственного сектора экономики.

Поэтому сохранение государством контроля над двумя крупнейшими банками, на которые приходится около 60% активов банковского сектора, выглядит естественным на фоне продолжающегося доминирования государственного сектора экономики.

Такие позиции государства в банковском секторе (не забываем про Банк развития, величина активов которого составляет около 9% от объема активов банковского сектора) примерно соответствуют размеру государственного сектора в экономике. Поскольку автор этих строк пессимистичен по поводу склонности властей к осуществлению рыночных преобразований, вероятность приватизации крупнейших государственных банков в среднесрочной перспективе кажется нам невысокой.

Альтернативный подход

Нужно признать, что сокращение участия государства в собственности банков путем передачи контроля над ними иностранным стратегическим инвесторам – это правильная стратегия с точки зрения дальнейшего развития банковского сектора и экономики в целом. Немного смущает то, что в таком подходе к приватизации банков, контролируемых государством, не находится места национальным инвесторам. Это несколько не вяжется с положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, которая предусматривает создание у нас в стране полноценного финансового рынка, предоставление населению привлекательных возможностей для вложения средств, свободную куплю–продажу акций отечественных и иностранных организаций всех форм собственности.

Но поскольку приватизация крупнейшего белорусского банка приостановлена на начальном этапе этого процесса и никто не торопится с его приватизацией, самое время порассуждать об альтернативном подходе к его продаже инвесторам. Мы исходим из того, что крупнейший белорусский банк может быть приватизирован с участием достаточно широкого круга национальных инвесторов. Для того чтобы такой подход к приватизации оказался эффективным, необходимо соблюдение целого ряда базовых условий:

— все другие банки, находящиеся в собственности государства в настоящее время, будут проданы стратегическим иностранным инвесторам, что приведет к созданию в банковском секторе необходимой конкурентной и технологически развитой среды;

— государство откажется от владения какой-либо существенной частью акций коммерческого банка, что предотвратит его доминирование в управлении банком;

— продажа пакетов акций будет осуществляться согласно четкому графику, определенному планом приватизации, что позволит определить во времени процесс выхода государства из числа собственников банка и создаст правильные ожидания инвесторов;

— получит развитие национальный рынок ценных бумаг, сектор институциональных инвесторов, небанковских кредитно-финансовых организаций, что позволит создать необходимую инфраструктуру для управления банком и привлечь к его продаже институциональных инвесторов;

— продаваемые пакеты акций банка будут предлагаться преимущественно национальным инвесторам;

— публичные размещения акций на рынке должны дополняться тендерами по продаже относительно крупных пакетов акций с целью создания «пула» профильных акционеров, который бы консолидировал управление банком;

— все приватизационные процедуры будут осуществляться публично и открыто в целях сведения к минимуму политического влияния при продаже акций.

Очевидно, что завтра приватизация крупнейшего белорусского банка по такой схеме состояться не может. Многие из базовых условий в нашей стране отсутствуют и на их создание потребуются годы. Мы говорим о перспективе в 7-10 лет. Ведь, как отмечают авторы одного из исследований по теории и практике банковской приватизации, приватизация – это процесс, а не событие.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,