Коллаж belrynok.by

Беларусь может остаться без кредита МВФ еще долгое время, по крайней мере, до тех пор, пока не решится на реформу ЖКХ и не ликвидирует перекрестное субсидирование в энергетике.

Острая нужда в кредите МВФ заставила правительство два года назад публично заявить о готовности в рекордно короткий срок — уже с 2018 года достичь полного возмещения издержек в сфере ЖКХ. В 2017 году планировалось выйти на 75-процентное возмещение населением затрат на жилищно-коммунальные услуги, а в 2018 году — на 100%.

Весной 2015 года правительство Беларуси при поддержке Всемирного банка подготовило и передало МВФ дорожную карту по структурному реформированию экономики, где речь шла в том числе и о ликвидации перекрестного субсидирования в ЖКХ. МВФ рекомендовал официальному Минску провести ключевые реформы в течение 6-18 месяцев. Сумма возможной кредитной программы для Беларуси оценивается в 3 млрд. долларов.

ДЛЯ СПРАВКИ
МВФ и Беларусь приостановили переговоры по новой страновой программе. «Переговоры по кредитной программе с Беларусью пока приостановлены до большей ясности в политике властей по поддержке реформ», — заявил официальный представитель МВФ Вильям Мюррей в конце июля 2017 года на брифинге в Вашингтоне. Он также проинформировал, что миссия МВФ посетит Беларусь в октябре 2017 года.
С 5 по 12 июня 2017 года в Минске работала миссия МВФ, в ходе которой эксперты фонда обсуждали с представителями органов госуправления ситуацию в экономике Беларуси и проводили подготовительную работу в преддверии ежегодной миссии МВФ по статье IV, которая ожидается в октябре.

Фальстарт реформы

Но уже первые шаги, сделанные правительством в этом направлении, вызвали негативную реакцию населения. Повышение тарифов на услуги ЖКХ на фоне падения реальных зарплат усилило протестные настроения в обществе, что всерьез напугало власти. Вслед за этим в ноябре 2016 года А. Лукашенко публично заговорил о своем несогласии с позицией МВФ по этому вопросу. «МВФ требует: сегодня 75%, завтра 100% население должно платить за ЖКХ, тогда дадим 3 миллиарда кредит. Я говорю: хорошо, сегодня 100% сделаем, завтра будут дикие неплатежи. Здесь надо идти очень аккуратно. И мы договорились — каждый год добавляем по 5 долларов. Если вдруг произойдет обвал, инфляция, мы все посчитаем, и президент указом утвердит», — отметил он.

Правительство, тем не менее, своим постановлением № 18 от 12 января 2017 года утвердило план возмещения населением затрат на услуги ЖКХ. Этим документом как раз и было закреплено, что в 2017 году население Беларуси должно оплачивать не менее 75%, затрат на коммунальные услуги, а в 2018 году – 100%. Правда, при условии снижения затрат на их оказание и предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий.

Почему правительство не изменило свои подходы, зная, что реализовать эти планы без политической воли президента невозможно?

Вероятно, тогда оно все еще надеялось на скорое получение кредита МВФ. К тому же смягчить реформу ЖКХ могли бы и газовые договоренности с Россией, — если бы Минску удалось победить в газовом торге с Москвой и получить более низкую цену на газ. Газовая скидка позволило бы правительству снизить тарифы для предприятий. «Да, у нас действует механизм перекрестного субсидирования и большие дополнительные затраты ложатся на наш реальный сектор. Но мы посчитали, что с учетом проведенной работы при условии цены газа для белорусских энергетиков в 117 долларов за тыс. куб. м. мы можем обеспечить при сохранении предельно низких тарифов для населения абсолютно равные тарифы для реального сектора», — отметил министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик в октябре 2016 года.

Однако получить цену на газ в 117 долларов за тыс. куб. м белорусской стороне не удалось. В 2016 году Беларусь импортировала газ из России по средней цене 137 долларов за 1 тыс. куб м – на 5,4% ниже, чем в 2015 году, а в 2017 году (по данным за 5 месяцев) покупает российский газ по 145 долларов (на 6,1% выше, чем за такой же период минувшего года).

Поскольку выторговать нужную цену на газ не удалось, то правительство уже скоро перестало демонстрировать свою решимость провести быстрые реформы в ЖКХ. Но, главное, белорусские власти к этому времени уже определились с другими источниками заемных ресурсов, привлечение которых не связано с реформами.

Вице-премьер Анатолий Калинин в конце 2016 года фактически дезавуировал недавние правительственные установки относительно возмещения населением затрат на услуги ЖКХ. Он прямо заявил, что тарифная политика в сфере ЖКХ резко меняться не будет – она должна соответствовать уровню доходов населения. «Планируется и поставлена задача главой государства, что сегодня мы имеем в нашем перспективном плане только 5 долларов повышения, все остальное — только за счет снижения затрат», — подчеркнул А. Калинин.

А председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов достаточно категорично заявил о несогласии с позицией МВФ по этому вопросу. Вопрос повышения коммунальных тарифов стал камнем преткновения в переговорах Минска с МВФ, подчеркнул он. «Президент жестко поставил заслон на пути требований (не совсем обоснованных, я считаю как экономист) международных финансовых организаций по максимальному повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги», — сказал Л. Анфимов. По его словам, если бы Беларусь сразу согласилась на эти условия МВФ, это стало бы «фактически отходом от той социальной политики, которую проводит государство и которую мы обещали людям».

Новые планы: до отмены льготных тарифов еще 4-5 лет

В апреле 2017 года А. Лукашенко в послании к народу и депутатам обозначил новые сроки ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике. Он сообщил, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Беларуси будут повышаться до полного возмещения стоимости услуг в течение 4-5 лет.

При этом, как было сказано, повышение тарифов может быть оправдано лишь при условии повышения качества обслуживания и снижения затрат. Председателю Комитета госконтроля поставлена задача еще раз проанализировать стоимость ЖКУ и «опустить эти тарифы на 10%». «Пусть организации живут «без жира», по себестоимости работают с небольшим резервом», — сказал А. Лукашенко. Как было сказано, после принятых мер процент возмещения населением стоимости оказания ЖКУ существенно вырастет

В июне 2017 года А. Лукашенко на совещании с руководством администрации президента он еще раз повторил, что в Беларуси нужно «выйти на низкие тарифы, чтобы население не обижалось».

До 100-процеентного возмещения тарифов ЖКХ еще далеко

Генеральный директор Минского городского жилищного хозяйства Виталий Смирнов в январе 2017 года сообщил, что белорусское население возмещает более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг. А в марте директор Департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко уточнил, что население в Беларуси возмещает 72% себестоимости электроэнергии и 17% себестоимости тепловой энергии.

«У нас главная проблема сегодня – теплоснабжение», — подчеркивают белорусские чиновники. Чтобы ее решить, Комитет госконтроля подготовил предложения по снижению себестоимости услуг ЖКХ на 7,3%, в том числе по снижению затрат на тепловую энергию (плата за теплоснабжение зимой в тарифах достигает 30,9%). А для этого КГК предлагает, в частности, ликвидировать неэффективные котельные (а таковых в стране более 300), переключив нагрузки на другие теплоисточники.

А пока население Беларуси готовят к тому, что в этом году проиндексировать тарифы на услуги ЖКХ планируют дважды: с 1 сентября — на 8% больше, а с 1 декабря – примерно на 10%. Этот рост обусловлен ростом доходов населения, как это предусмотрено и действующим законодательством, и сложившейся практикой, поясняют в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

Таким образом, с учетом двух индексаций и запланированного с 1 января 2018 года повышения платы за услуги ЖКУ в пределах 5 долларов население Беларуси будет оплачивать «коммуналку» на 100%, то есть по себестоимости. Но, исключая, конечно же, отопление.

На некоторые услуги ЖКХ рост в скорой перспективе будет существенным, отмечают в МАРТе. Как предполагается, тариф по канализации увеличится на 48,5%, стоимость холодного водообеспечения — на 27,7%, а вывоз твердых коммунальных отходов — на 19%. Тем не менее, общая жировка вырастет на традиционные 5 долларов.

Согласно экспертным оценкам, уровень возмещения населением коммунальных услуг вырастет в Беларуси к концу 2017 года до 74,8%, к концу 2018 года — до 85%, до 2020 года — до 93,3%. Что же касается 100%-го возмещения коммунальных тарифов, то это может случиться только в 2025 году.

Тарифы на электроэнергию

ДЛЯ СПРАВКИ
Указ о введении в Беларуси безналичных жилищных субсидий был подписан в августе 2016 года С 1 октября 2016 года в Беларуси заработала система предоставления госпомощи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Безналичную субсидию можно получить на все основные ЖКУ, в том числе отопление, и возмещаемые расходы (освещение вспомогательных помещений, движение лифта). Все, что находится в жировке под графой «Дополнительные услуги», а также потребление основных ЖКУ свыше нормы не учитываются при расчете госпомощи. Если потребитель израсходовал за месяц больше положенного, то ему дадут субсидии лишь на ту сумму, которая покрывает норму.
Субсидии предоставляют, если на оплату жировки (без превышения нормативов потребления) будет уходить больше 20% дохода городской или 15% дохода сельской семьи.
Безналичные жилищные субсидии на оплату ЖКУ в первом полугодии 2017 года получили 11 тысяч граждан Беларуси. По данным Министерства ЖКХ, из них безналичные жилищные субсидии до 15 рублей получили порядка 60% граждан, остальные выше 15 рублей. Общая сумма поддержки составила 330 тыс. рублей. Ранее в Беларуси пересмотрели нормы потребления некоторых ЖКУ для расчета безналичных субсидий, в том числе увеличили норматив на техобслуживание лифта и потребление электроэнергии, используемой на работу лифтов.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,