• EUR  2.3275
  • USD  1.9961
  • RUB (100)  3.1586
Минск  13 Погода в Минске

Продолжение.
См. также часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8

Изучая истоки белорусской бедности, нельзя не остановиться на белорусской налоговой системе, которая является наглядным объяснением причин бедности в Беларуси. Налоги являются базовым элементом экономической системы и существуют во всех государствах. При этом в зависимости от того, какова роль налогов в государстве (налоги для государства, или государство для налогов) во многом и зависит богатство страны.

Если налоговая система построена по принципу «государство для налогов», то решения в такой налоговой системе основываются в первую очередь на принципах максимального сбора налогов. Большинство экономических решений принимаются в интересах доходной части бюджета, а интересы налоговых органов преобладают над интересами бизнеса. В экономической теории говорят о преобладании фискальной функции налоговой системы. При этом вопрос стимулирования развития бизнеса, формирующего богатство государства, является второстепенным, а значит, государство является бедным.

Если же налоговая система построена по принципу «налоги для государства», то решения в такой налоговой системе основываются в первую очередь на принципах максимального эффективного развития экономики. Большинство экономических решений в данной системе принимаются в интересах бизнеса. В экономической теории говорят о преобладании стимулирующей функции налоговой системы. В этом случае вопрос стимулирования развития бизнеса, формирующего богатство государства, является основным, а значит, государство является богатым.

К какому типу налоговых систем относится белорусская налоговая система? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть прошлые разделы «Истоков белорусской бедности», а также оценить управленческие решения в белорусской налоговой системе с точки зрения их влияния на бизнес.

Роль налогов в бедности государства

Чтобы понять роль налогов в белорусской экономической модели достаточно посмотреть на следующий показатель. По итогам 2016 года доля доходов бюджета и всех бюджетных и внебюджетных фондов в ВВП составила 41,1%. Именно такую долю ВВП (богатства нации) государство напрямую изымает у населения и бизнеса для последующего перераспределяет между приоритетными для государства сферами деятельности. И если эффективность расходования бюджетных средств — это тема для отдельного материала, то в данной статье проанализируем влияние системы налогообложения на бедность белорусского государства.

Очевидно, что налоги оказывают существенное влияние на современную белорусскую экономику. При этом степень данного влияния настолько существенна, что можно с уверенностью говорить о том, что налоги являются основой финансового благополучия и устойчивости сформировавшейся белорусской социально-ориентированной рыночной экономической модели. Но является ли данная модель экономически эффективной, стимулирует ли она формирование богатого общества?

Экономическая суть налоговой системы построена на перераспределении богатства. Государство посредство налогом изымает богатство у населения и предприятий, которые зарабатывают богатство (далее – налогоплательщики), и передает их через бюджет населению и предприятиям, которые богатство не зарабатывают (далее – бюджетники).

Данный механизм построен на предположении, что есть категория населения и предприятий, которые не могут себя обеспечить самостоятельно без помощи государства. Перечень и количество бюджетников определяется государством и напрямую зависит от экономической политики государства. При этом благополучное существование данной категории населения и предприятий весьма важно для государства с экономической, социальной, политической или иных целей. Соответственно, чем больше бюджетников, тем больше денег государству необходимо собирать в форме налогов, и тем более бедным становится государство. Почему так происходит?

Три фактора налогообложения

Выделим три основных фактора, которые зависят от характера функционирования налоговой системы и влияют на бедность государства: экономический стимул, экономическое иждивенчество, расходы на перераспределение или налоговое администрирование. Каждый из этих факторов связан с налоговой системой и напрямую влияет на формирование богатства государства. Вкратце остановимся на каждом из данных факторов для понимания сути их экономического влияния на бедность государства.

Экономический стимул является основным фактором для формирования богатства в государстве. Именно наличие экономического стимула в заработке богатства заставляет работать предприятия и населения в любой нормальной экономике. Если экономического стимула нет у предприятий, то предприятия либо банкротятся (характерно для частного бизнеса) или становятся хронически убыточными (характерно для государственных предприятий). При отсутствии экономических стимулов снижается производительность труда физических лиц, что, в крайнем случае, приводит к проблеме безработных или, как говорят в Беларуси, тунеядцев.

На наличие или отсутствие экономических стимулов существенно влияет система налогообложения. Если государство изымает существенную сумму денежных средств у населения, то последнее либо теряет стимул к труду или пытается скрыть свои доходы в теневой экономике. Аналогичная ситуация происходит и в бизнесе. Если налоги изымают значительную часть прибыли (богатства) предприятий, то у них исчезает экономический стимул к развитию.

Наличие экономических стимулов в налоговой системе является базовым элементом для богатства любого государства, хотя их роль не всегда очевидна и понятна. Как, например, объяснить к чему может стимулировать изменение налогообложения предприятия. Означает ли рост налогообложение однозначное снижение деловой активности бизнеса или снижение налоговых ставок однозначный рост деловой активности или нет? На этот вопрос нет однозначного ответа и у самих экономистов. И как может изменяться деловая активность в условиях стабильности налогового законодательства, но изменения системы налогового администрирования – системы начисления, контроля и уплаты налогов?

Для ответа на эти вопросы нужно понять экономическую суть двух других факторов налоговой системы: экономическое иждивенчество и расходы на перераспределение.

Экономическое иждивенчество возникает в ситуации, когда предприятия или население не могут напрямую влиять на свое экономическое поведение, так как существенно зависят от внешних финансовых ресурсов и внешней системы управления. В этой ситуации предприятие не может или не хочет проводить самостоятельную экономическую политику и становится экономическим иждивенцем.

Данная ситуация может быть характерна как для налогоплательщиков, так и для бюджетников. При этом особенно ярко иждивенчество проявляется на предприятиях, которые одновременно являются и налогоплательщиками, и бюджетниками. К данной категории предприятия в белорусской экономической системе относятся государственные предприятия, которые, с одной стороны, уплачивают налоги, а с другой стороны — получают дотации из бюджета за счет тех же налогов, которые они и уплатили. Наиболее ярко экономическое иждивенчество проявляется на государственных сельскохозяйственных предприятиях, которые уплачивая налоги, получают бюджетные дотации на свое содержание и плановые задание по объему и ассортименту производимой продукции.

Чем плохо экономическое иждивенчество и почему чем больше иждивенцев, тем беднее государство? Экономическое иждивенчество создает ситуацию, при которой предприятия не отвечают по своим обязательствам и не имеют прямых экономических стимулов для улучшения своей работы. В первом случае наличие неисполненных обязательств по налогам не ведет к банкротству государственного предприятия, а приводит к  ситуации отсрочки, рассрочки в уплате налогов или реорганизации этого предприятия путем его переименования или присоединения к другому государственному предприятию.

Отсутствие прямых экономических стимулов означает, что предприятие либо не может самостоятельно планировать свою деятельность, так как зависит от планов вышестоящих руководителей, либо результаты работы предприятия не влияют напрямую на благосостояние его работников. Последнее происходит в случае, когда государство изымает всю прибыль предприятия через дополнительные налоги и сборы с высокорентабельных или просто рентабельных предприятий.

В обоих случаях у предприятия ограничивается экономический стимул к зарабатыванию богатства, а значит, государство становиться беднее, так как меньше предприятий стремятся заработать прибыль.  Следовательно, чем меньше предприятий будут стремиться заработать прибыль, тем меньше богатых предприятий будет в Беларуси, а значит и меньше налогов поступает в бюджет. Последнее потребует от государства компенсировать выпадающие доходы бюджеты за счет усиления налогового бремени, а значит, экономический стимул создания богатства в стране будет снижаться и дальше, делая государство беднее.

Расходы на перераспределение или налоговое администрирование являются еще одним из факторов, тесно связанных с налоговой системой, влияющих на бедность государства. Механизм перераспределения состоит из двух элементов: изъятие денег у одних и передача денег другим. Для того чтобы данный механизм действовал эффективно, необходимо, чтобы экономически эффективными были все его элементы.

Во-первых, экономически эффективной должна быть система сбора налогов. Во-вторых, экономически эффективной должна быть система распределения полученных налогов. В-третьих, экономически эффективными должны быть расходы на содержание всей этой системы перераспределения, а именно расходы на чиновников, которые осуществляют сбор налогов и их дальнейшее перераспределение. В-четвертых, система перераспределения не должна угнетать у бизнеса экономический стимул к получению богатства.

Сразу же отметим, что данные вопросы являются экономически сложными и неоднозначными. Попробуем разобраться в них на основе анализа современной белорусской налоговой системы с точки зрения ее экономической эффективности и трех ранее обозначенных факторов: экономический стимул, экономическое иждивенчество и расходы на перераспределение.

Причины экономического иждивенчества

Причины экономического иждивенчества кроются в чрезмерно гипертрофированной фискальной функции налогов. Последнее наглядно можно проследить на примере белорусской налоговой системы, которая по своей экономической сути является сугубо фискальной.

Фискальный характер белорусской налоговой системы можно понять по следующим примерам. Во-первых, наиболее значимые изменения, происходившие в налоговой сфере в последние годы, связаны с усложнением, а не упрощением работы налогоплательщиков.

Например, с 1 января 2017 года вступило в полную юридическую силу обязательное использование электронных счетов-фактур по НДС. В отличие от партнеров по Евразийскому экономическому союзу (России и Казахстану), у которых использование электронных счетов-фактур является добровольным, Беларусь пошла на обязательное использование электронных счетов-фактур по НДС. Почему это произошло?

Данное различие связано с экономической сутью белорусской налоговой системы, которая рассматривает всех представителей бизнеса как потенциальных нарушителей законодательства, а не как добросовестных налогоплательщиков. При такой концепции построения налоговой системы государство должно предпринять все возможное, чтобы взыскать деньги с предприятия.

В этой связи электронные счета-фактуры по НДС по своей экономической сути стали не средством упрощения уплаты налогов для бизнеса, а дополнительным инструментов налогового контроля. Последнее можно понять и из комментариев, даваемых налоговыми органами, и из правоприменительной практики, сложившейся по использованию электронных счетов-фактур по НДС. Практически государство пытается максимально ограничить вероятность необоснованного принятия к вычету НДС, а также пытается достичь максимально возможного налогообложения НДС выручки и доходов предприятий.

При этом в качестве блага для бизнеса электронные счета-фактуры по НДС преподносятся как возможность самоконтроля в сделках с лжепредпринимательскими структурами. Хотя проблема лжепредпринимательства во многом спровоцирована самой налоговой политикой государства, сложностью и запутанностью налогового законодательства, которое ежегодно существенно изменяется и дополняется. Только изменения в Налоговый кодекс ежегодно исчисляются сотней страниц, и это без учета принятия новых и изменения других действующих нормативных актов в области налогообложения. В такой ситуации многим представителям бизнеса экономически выгодным или единственно возможным вариантом, кажется работа в теневой экономике. Понятно, что работа в теневой экономике бесперспективна и возможна только в краткосрочном периоде и обусловлена именно фискальным характером белорусской налоговой системы.

Работа в теневой экономике без уплаты налогов также является одним из видов экономического иждивенчества, так как связанна с неучастием предприятия в финансировании общегосударственных расходов посредством уплаты налогов. Второй стороной экономического иждивенчества является работа предприятий за счет дотаций из бюджета.

Налоговые стимулы без стимула

Во-вторых, фискальный характер налоговой системы проявляется в отсутствии реальных налоговых льгот для налогоплательщиков, таких льгот, которые бы стимулировали бизнес. Последнее можно наглядно проследить на примере упрощенной системы налогообложения и освобождения от НДС.

Стимулирующая функция налогов проявляется в создании таких условий деятельности, которые стимулируют предприятия к росту деловой активности, ведущей в свою очередь и к росту поступлений в бюджет. Для определения влияния стимулирующей функции на поведение бизнеса и формирования богатства государства можно проанализировать систему исчисления и уплаты белорусского налога на добавленную стоимость (НДС). Именно НДС является самым сложным белорусским налогом, позволяющим проиллюстрировать суть стимулирующей функции налогов.

Очевидно, что нулевая ставка является реальным стимулирующим фактором для бизнеса, так как предприятиям, экспортирующим товары (работы, услуги), возвращается сумма входного НДС, уплаченная ранее для производства экспортируемых товаров (работ, услуг). Фактически государство выплачивает экспортерам «премию за экспорт» в сумме входного НДС.

Обратная ситуация с льготным НДС по товарам (работам, услугам), освобождаемым от обложения НДС. В данном случае входной НДС, используемый для производства льготируемых товаров (работ, услуг) относится на увеличение стоимости товаров (работ, услуг) делая их себестоимость выше, а значит, уменьшает рентабельность их производства. В конечном итоге увеличивается стоимость льготируемых по НДС товаров (работ, услуг), что делает их неконкурентоспособными по цене. В результате вместо создания экономического механизма, стимулирующего производство льготируемых товаров (работ, услуг), государство фактически создает механизм увеличения их стоимости, а значит и снижения их конкурентоспособности. Если бы государство хотело реально стимулировать производство льготных по НДС товаров, работ, услуг, то оно должно было бы ввести по ним такой же порядок вычета НДС, как и по экспортируемым товарам, по которым налоговые льготы экономически осязаемы и эффективны.

Схожий подход у государства и к упрощенной системе налогообложения. Изначально упрощенная система налогообложения рассматривается государством как льготная система налогообложения, хотя это не совсем так. С точки зрения уровня налоговой нагрузки упрощенная система налогообложения практически всегда имеет более высокую налоговую нагрузку, чем у предприятий, работающих по общей системе налогообложения с реализацией продукции на экспорт. Так, у предприятий применяющих УСН налоговая нагрузка составляет 5%,  а у экспортно ориентированных предприятий налоговая нагрузка может составлять даже отрицательное значение, когда суммы входного НДС возвращается из бюджета.

В результате  экономически неверного подхода к упрощенной системе налогообложения государство ежегодно ужесточает подход к данной системе уплаты налогов, вводя дополнительные налоги, уплачиваемые при упрощенной системе налогообложения.

В итоге на сегодняшний день упрощенная система налогообложения фактически позволяет не уплачивать НДС (для мелких предприятий и ИП) и налог на прибыль. Все остальные налоги при упрощенной системе налогообложения при определенных условиях фактически уплачиваются.

Отсюда реальная льгота по упрощенной системе налогообложения заключается лишь в возможности не уплачивать налог на прибыль и не вести полноценный бухгалтерский учет. Данные льготы для многих предприятий не кажутся столь существенными, чтобы переходить с общей системе налогообложения на упрощенную систему налогообложения, так как в последнем случае налоговая нагрузка может оказаться существенно выше. Последнее подтверждается, например, практикой работы предприятий общественного питания. Для таких предприятий с точки зрения уровня налоговой нагрузки выгоднее работать по общей системе налогообложения, чем по упрощенной системе налогообложения.

Налоговое администрирование – источник бедности

Третьим фактором, характеризующим фискальный характер налогообложения в Беларуси, является система налогового администрирования. В целом система налогового администрирования характеризует общую систему управления в государстве, при которой министерства зачастую живут по своим законам, не понимая потребности людей на местах.

Похвально стремление Министерства по налогам и сборам к всеобщей электронизации налогообложения в Беларуси, введении личных кабинетов, подачи деклараций в электронном виде и так далее. Но насколько данные нововведения актуальны для рядового налогоплательщика в ситуации отмеченного выше обязательного оформления электронных счетов-фактур по НДС или всеобщей борьбе с лжепредпринимательством?

Какой смысл от личных кабинетов и других электронных приспособлений, если к тебе завтра может прийти налоговый инспектор и насчитать тебе неподъемный штраф за твою работу якобы с лжепредпринимателями? При этом работать с этим предприятием ты мог несколько лет назад, а лжепредпринимателем его могли признать только в этом году. Последнее особенно актуально в силу того, что Указом № 488 определен широкий перечень случаев лжепредпринимательства, в который включается даже пункт о неподаче или недостоверной подаче налоговых деклараций.  И как сопоставить этот сугубо технический момент налогового администрирования с лжепредпринимательством, знают только разработчики Указа № 488.

Фактически в государстве создана такая правоприменительная система, которая позволяет государству на основе Указ № 488 изымать деньги у бизнеса с минимальными затратами времени и экономического обоснования нарушений. Достаточно лишь доказать наличие договорных отношений с лжепредпринимательской структурой и предприятие уже фактически признается нарушителем налогового законодательства по неуплате налогов. При этом все остальные налоговые новшества для стимулирования бизнеса бесполезны, так как не могут компенсировать конфискационный характер существующего налогообложения в Беларуси.

Наряду с лжепредпринимательством фискальный характер налоговой системы Беларуси проявляется и в предлагаемых нововведениях 2018 года (расширении перечня информации обязательной для предоставления в налоговые органы) и в реализации Декрета о тунеядцах. Очевидно стремление налоговых органов в век информационных технологий максимально возможно использовать электронный потенциал по сбору любой информации, которая может привести к дополнительным поступлениям в бюджет.

Вопрос в том, соответствуют ли желания налоговых органов их техническим и кадровым возможностям? Для ответа на данный вопрос достаточно посмотреть результаты работы с тунеядцами, к которым причисляли даже умерших, чтобы понять возможность и эффективность работы налоговых органов на современном этапе. При этом, не справившись даже с малым объемом информации, налоговые органы пытаются контролировать с помощью электронных счетов-фактур все обороты по НДС, а также планируют получить от банков и налогоплательщиков в 2018 году всю информацию, составляющую на данный момент коммерческую тайну.

Возникает вопрос о том, зачем это налоговым органам, если они не могли эффективно сработать даже с тунеядцами? Ответ, как это не покажется странным, очевиден, и заключается в том, что, несмотря на объявленный рыночный характер, государство пытается установить максимально возможный экономический и административный контроль над всеми предприятиями и гражданами Беларуси.  При этом, не имея технических и кадровых возможностей для осуществления эффективного и безболезненного (не затратного) для бизнеса контроля, налоговые органы постоянно пытаются изобретать новый налоговый велосипед, затрудняя ведение легального бизнеса в Беларуси, а значит, делают нашу страну беднее.

Сложные экономические взаимосвязи трех вышеперечисленных элементов в налоговой системе выявляют важную закономерность: чем более простая и менее влиятельная налоговая система в государстве, тем богаче страна. Последнее означает, что налоговая система в государстве должна играть подчиненную роль по отношению ко всей экономической системе государства. Все налоговые решения должны приниматься с тем условием, что их влияние на бизнес и экономику государства будет минимально отрицательным. При этом все спорные и неоднозначные налоговые решения приниматься не должны, так как они однозначно приведут к бедности нации. Государство и налоговые службы должны понять одну аксиому: «Все, что плохо для бизнеса, то плохо и для государства, так как снижение деловой активности неминуемо ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и делает государство беднее». Постулатом работы белорусской налоговой службы должен быть девиз «не навреди», а не постоянные попытки модернизации налоговой системы без определенных целей и задач. Изменения ради изменений, это худший вариант, который реализуется в современной белорусской налоговой системе. Только стабилизация налогового законодательства сможет создать экономическую основу для формирования богатства белорусского государства.

Тэги:

,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 июня

На следующей неделе можно ожидать снижения средневзвешенного курса доллара на БВФБ на величину около 0,5%. Курс российского рубля может незначительно подняться, а курс евро снизиться. Но в понедельник, 18 июня, возможен рост курса доллара.

Загадка белорусского бюджета: профицит есть, а денег как будто нет

К загадкам белорусской экономики недавно добавилась еще одна: премьер-министр РБ Андрей Кобяков сообщил, что рассчитываемый в настоящее время профицит бюджета не отражает реальное состояние дел с деньгами в бюджете. На состоявшемся 12 июня заседании президиума Совета министров РБ, где обсуждалась концепция прогноза социально-экономического развития на 2019 год, Андрей Кобяков сообщил удивительную вещь: «Складывается впечатление, что

Генеральные репетиции парада ко Дню Независимости пройдут в Минске 23 и 28 июня

Генеральные репетиции парада войск Минского гарнизона в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) пройдут 23 и 28 июня с 23:00 на пересечении пр. Победителей и пр. Машерова в г. Минске. Информация об этом размещена на сайте Министерства обороны страны.

График отключения горячей воды в июле в Минске

Для подготовки тепловых сетей города Минска к работе в зимних условиях филиалом «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» в июле 2018 года планируется поэтапное отключение горячего водоснабжения. График отключения горячей воды опубликован на сайте РУП "Минскэнерго".

Куда идем мы с Пятачком?

Казалось бы, ответ на вопрос, позаимствованный у героев культового советского мультика, не должен вызывать затруднений. Не зря же текст Послания-2018 был опубликован в самой солидной газете страны под заголовком «Мы знаем, куда идем и чего хотим».

Нефтяным ценникам дали передышку. Надолго ли?

В Беларуси ценники на автомобильное топливо «заморожены» чуть более месяца. Пауза затянулась благодаря прежде всего тому, что удалось остановить рост цен в России (а на них ориентировались белорусские ценники) с помощью ручного управления и пожертвовав интересами бюджета.

Как СССР готовил вероломное на себя нападение (часть 1)

Анализ документов, свидетельств очевидцев, политиков и государственных деятелей свидетельствует - к началу Второй мировой войны революционный романтизм в Кремле уступил место жесткой прагматике. Но о чем думали советские лидеры в эти тревожные дни? Не о мировом ли господстве?

Загадка белорусского бюджета: профицит есть, а денег как будто нет

К загадкам белорусской экономики недавно добавилась еще одна: премьер-министр РБ Андрей Кобяков сообщил, что рассчитываемый в настоящее время профицит бюджета не отражает реальное состояние дел с деньгами в бюджете. На состоявшемся 12 июня заседании президиума Совета министров РБ, где обсуждалась концепция прогноза социально-экономического развития на 2019 год, Андрей Кобяков сообщил удивительную вещь: «Складывается впечатление, что