Ведение бизнеса в Беларуси требует знания особенностей делового климата в стране. Одной из особенностей бизнес-климата в Беларуси является специфический налоговый контроль. Внешне он вроде бы цивилизованный, но по своей внутренней экономической сути налоговый контроль является планово-административным и сугубо фискальным. Понять последнее можно, столкнувшись на практике с белорусскими налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки.

Иллюзорная цивилизованность проверок

Одним из достижений белорусского налогового контроля власти называют плановость налоговых проверок. Последнее означает, что чиновники составляют полугодовые планы с указанием организаций, которые будут проверены в ближайшем полугодии. Кроме того, чиновники ввели систему рисков, при которой каждое из предприятий относится к определенной группе риска в зависимости от определенных критериев. От степени риска зависит и периодичность проверок.

Так, предприятия в высокой группе риска могут проверяться ежегодно, в средней степени риска – 1 раз в три года, а иные предприятие не чаще одного раза в 5 лет. По законодательству все вроде бы вполне цивилизованно и красиво, если бы не сложившаяся правоприменительная практика, базирующаяся на некоторых нюансах плановости налоговых проверок.

Первый нюанс заключается в перечне критериев, по которым предприятие может быть отнесено к предприятиям с высоким уровнем риска. Так, чиновники изначально определили порядка двух десятков видов деятельности, которые являются высокорисковыми и могут проверяться ежегодно. При этом к высокорисковым предприятия относятся, например, строительство, оптовая торговля автозапчастями, стройматериалами, древесиной, розничная торговля вне магазинов, международные автомобильные грузоперевозки и так далее. Почему данные виды деятельности отнесены к высокой степени риска, знают только чиновники, составившие данные списки.

К высокорисковым относятся также предприятия, попадающие в перечень из почти двух десятков случаев, которые чиновники считают потенциально опасными для государства, так как по их мнению, эти случаи с большой долей вероятности ведут к нарушениям действующего законодательства. Данный перечень случаев достаточно экзотичен и наглядно представляет отношение и доверие чиновников к частному бизнесу в Беларуси.

Так, по мнению чиновников, белорусский бизнесмен скорее всего нарушит законодательство, если он работает с бюджетными деньгами или заключает внешнеэкономические договора комиссии и поручения, или получает убыток по итогам отчетного периода и так далее. Очевидно, что под данные критерии может попасть практически любое белорусское предприятие. А значит, практически любое белорусское предприятие может проверяться ежегодно как относящееся к высокой группе риска.

Второй нюанс белорусского налогового контроля заключается в том, что помимо плановых проверок налоговый контроль может осуществляться и в форме внеплановых проверок. При этом законодательством предусмотрено 10 случаев, при которых налоговая проверка может назначаться внепланово. Это и поручение президента, Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, и проверка взаимоотношения предприятия с его контрагентами (встречная налоговая проверка), и перепроверка по возражениям на ранее проведенную налоговую проверку и так далее. Фактически предприятие может быть подвергнуто внеплановой налоговой проверке в любое время, а значит плановость налогового контроля во многом иллюзорна. При желании налоговая инспекция всегда может найти повод, чтобы проверить предприятие внепланово или включить налоговую проверку в план на ближайшее полугодие.

Учитывая изложенное, при осуществлении предпринимательской деятельности в Беларуси любое предприятие должно быть готово к возможности внеплановой или ежегодной налоговой проверке. В этой связи для успешного прохождения налоговых проверок необходимо знать несколько негласных аксиом белорусского налогового контроля.

Всегда виноватый

Если на вашем предприятии назначили налоговую проверку, то не нужно паниковать. Необходимо четко выработать алгоритм поведения, учитывающий специфику работы белорусских налоговых органов.

Первое на что следует обратить внимание – это предписание налоговых органов, в котором обязательно указывается проверяемый период, сроки проведения проверки и исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Последнее является наиболее существенным моментом на начальном этапе проверки, так как позволяет понять, какой алгоритм поведения нужно выбрать. На практике возможны два варианта налоговой проверки: плановая и тематическая.

Плановая налоговая проверка проводится в соответствии с координационным планом и охватывает все вопросы, связанные с налогообложением за определенный период.  При плановой налоговой проверке налоговые инспекторы должны проверить все вопросы, связанные с налогообложением, и поэтому не могут акцентировать свое внимание только на одном вопросе. Кроме того, плановые налоговые проверки проводятся периодически, а значит, учитывают результаты предыдущих налоговых проверок. Последнее означает, что перед подготовкой к плановой налоговой проверке налоговые инспекторы изучают акты предыдущих проверок для выработки стратегии проверки и определения вероятных нарушений налогового законодательства.

Подготовка предприятия к плановой налоговой проверке подразумевает оценку всех возможных нарушений налогового законодательства, так как налоговыми инспекторами проверяются все вопросы. При этом для минимизации возможных нарушений налогового законодательства и зная сроки плановой налоговой проверки целесообразно проведение «превентивной» аудиторской проверки, позволяющей выявить возможные нарушения.

В ходе тематической налоговой проверки налоговые инспекторы проверяют только ограниченный круг вопросов. При этом они либо заранее знают о возможном нарушении, если тематическая проверка касается взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами, либо проводят проверку для соблюдения формальных процедур. Как правило, тематические налоговые проверки проводятся в случае возврата НДС из бюджета у предприятий-экспортеров.

Если налоговая проверка проводится по преимущественно формальным процедурам, то подготовка к ней, как правило, является минимальной, так как требует только систематизации документов по конкретному вопросу.

В случае, если встречная проверка нацелена на результат дополнительных доначислений в бюджет, как, например, в случае с лжепредпринимателями, то необходима четкая выработка стратегии поведения. На практике предприятие либо не признает своей вины и пытается оспорить решение налоговых органов, или соглашается с доводами контролеров и уплачивает штрафные санкции.

При выработке стратегии поведения в данном случае необходимо учитывать негласную аксиому белорусского налогового контроля: «Любая налоговая проверка должна выявлять нарушение налогового законодательства». Данная аксиома появилась из представления белорусских налоговых чиновников о «цивилизованности» белорусской налоговой системы или, по крайней мере, о стремлении к этому.

В цивилизованной налоговой системе налоговые проверки назначаются только в том случае, когда у проверяющих органов есть достоверные данные о нарушении.

У белорусских налоговых инспекторов при плановости налоговых проверок и необходимости постоянного пополнения бюджета за счет планируемых штрафных санкций далеко не всегда есть информация о нарушения налогового законодательства. Зато всегда есть желание представить систему белорусского налогового контроля цивилизованной.

Белорусская цивилизованность, по мнению чиновников, достигается за счет 100% результативности налоговых проверок. Раз проверки результативны, значит, проверки назначены не зря, а в связи «с наличием информации о нарушении законодательства», а значит, белорусский налоговый контроль вполне цивилизован.

Исходя из этой негласной аксиомы предприятию и необходимо вырабатывать стратегию общения с налоговыми органами при проверке. С большой долей вероятности предприятию не удастся доказать свою полную невиновность. Поэтому необходимо находить консенсус с проверяющими органами на определенную сумму штрафных санкций, которая бы устраивала и проверямого, и налоговых инспекторов. Для того, чтобы выработать данный консенсус необходимо понимать, что и как проверяют белорусские налоговые инспекторы.

Алгоритм налоговой проверки

Еще одной негласной аксиомой белорусской налоговой проверки является правило «до первого нарушения». Сразу же отметим, что данное негласное правило «не работает» в случае, если проверка проводится по заказу Министерства по налогам и сборам или вышестоящих государственных контролирующих органов: Президента, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, прокуратуры, следственных органов. То есть в случае, когда результаты налоговой проверки находятся на контроле у других государственных органов. В остальных случаях данная аксиома, как правило, работает.

История возникновения данной аксиомы связана со сложностями белорусской налоговой системы 90-х. В те годы налоговая система ежегодно существенно менялась и была весьма запутана. Одних налогов из выручки, включая отчисления в сельскохозяйственные, жилищные и дорожные фонды,  предприятие должно было уплачивать в отдельные периоды до 7. Плюс к этому необходимо было уплачивать несколько налогов из заработной платы и несколько налогов и платежей из прибыли.

В такой ситуации не только бухгалтеры, но зачастую и сами налоговые инспекторы не могли вспомнить, в каком налоговом периоде, какие налоги необходимо было уплачивать. Особенно актуальной данная проблема была, когда проверялся значительный период — более 5 лет. Поэтому было негласно принято правило «первого нарушения», которое позволяло и налоговым инспекторам добиваться результативности проверок, и гарантировало предприятиям возможность дальнейшей работы, а не разорения от сложности и запутанности белорусского налогового законодательства.

Чтобы эффективно применять на практике правило первого нарушения в современных условиях необходимо понять, какие вопросы налоговые инспекторы проверяют в первую очередь. Сразу же отметим, что мы не сможем описать все возможные нарушения налогового законодательства, а остановимся на наиболее часто встречаемых в практике. Таковых на сегодняшний день можно выделить три.

Лжепредприниматель всегда виноват

Отличительной особенностью современного налогового контроля в Беларуси стало широкое применения наказаний за договорные отношения с лжепредпринимательскими структурами. Последнее обстоятельство связано с упрощением законодательства в части привлечения бизнеса к ответственности за договорные отношения с предприятиями, признанными государство лжепредпринимателями.

Кроме того, в Беларуси сложилась такая правоприменительная практика, при которой фактически все неточности налогового законодательства трактуются в пользу государства.  Последнее проявляется в том, что фактически предприятие само должно доказывать свою невиновность, если у него есть договорные отношения с лжепредпринимателями.

На практике это выглядит так. Налоговые инспектор находит в ходе проверки предприятие, которые числится в списке лжепредпринимателей или у контролеров есть сведения о том, что данное предприятие планируется включить в список лжепредпринимателей на основании проведенных или проводимых проверок. Самих этих фактов, по мнению проверяющих, достаточно для признания факта нарушения налогового законодательства и составления акта проверки с доначислением налогов в бюджет.

При этом проверяющих не интересует тот факт, что согласно требованиям законодательством нарушением является фиктивность сделки – ситуация, при которой фактического движения товаров или оказания услуг не было, а было лишь движение документов. Последним как раз и должны заниматься контролирующие органы, чего в большинстве случаев не происходит.

Сразу же отметим, что доказать собственную невиновность в сделках с лжепредпринимателями можно лишь на основании неопровержимых свидетельских показаний или иных документальных доказательств в экономическом суде. Во всех остальных случаях белорусская правоохранительная и судебная система становится на сторону налоговых инспекторов, что ведет к доначислениям налогов и штрафных санкций на предприятие.

Типичные нарушения и человеческий фактор

Вторым типичным налоговым нарушением, как правило, является неверное исчисление НДС. После введения с 1 января 2017 года электронных-счетов фактур по НДС налоговые инспекторы пытаются контролировать уплату НДС в онлайн-режиме. Последнее означает, что уже на стадии подачи налоговой декларации налоговая инспекция сверяет фактические вычеты по НДС с зарегистрированными в налоговой базе электронными счетами-фактурами по НДС. Таким образом, контролирующие органы пытаются исключить случаи необоснованного принятия к вычету НДС.

Помимо налоговых вычетов на правильность исчисления НДС также влияет и правильность определения налоговой базы. В этом случае электронные-счета фактуры не позволяют установить тотального контроля, а значит, в этом вопросе могут быть нарушения. Кроме того, в ходе налоговых проверок проверяются и периоды до 2017 года, в которых могут быть нарушения порядка применения налоговых вычетов по НДС. В целом следует отметить, что именно нарушения уплаты НДС являются вторым типичным нарушением белорусского налогового законодательства после работы с лжепредпринимателями.

Третьим типичным нарушением налогового законодательства являются нарушения, связанные с порядком исчисления налога на прибыль. В условиях отсутствия закрытого перечня случаев, когда затраты при исчислении налога на прибыль не учитываются, возникает возможность расширенного толкования перечня затрат, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Неразбериху с перечнем затрат, не учитываемых при налогообложении, вносит и вступивший с силу в 2016 году новый порядок определения цены товара (работы, услуги) для налогообложения. Фактически государство законодательно дало возможность налоговым органам корректировать затраты предприятий в сторону уменьшения, если эти затраты по мнению налоговых органов экономически не обоснованы. Речь, в частности, идет о договорах с взаимозависимыми лицами и внешнеэкономических договорах.

В очередной раз государство пытается создать искусственную ситуацию нарушений налогового законодательства по причине того, что какие-то затраты «не понравились» налоговому инспектору и он посчитал их экономически необоснованными.

При этом попытка применения понятия средней цены по рынку вызывает лишь горькую иронию. Любые договорные отношения между субъектами хозяйствования сугубо индивидуальны и учитывают многие аспекты, составляющие коммерческую тайну ведения бизнеса. Налоговые же органы пытаются подвести всех под один уровень, утверждая, что перед налоговой инспекцией все затраты должны быть равны, без учета таких понятий как, например, качество и оперативность предоставления услуг или выполнения работ.

Последний пример показывает необходимость знать следующую важную аксиому белорусского налогового контроля: «Результат любой налоговой проверки на 100% зависит от человеческого фактора». При этом необходимо учитывать не только профессионализм и компетентность налоговых инспекторов, но и профессионализм и компетентность бухгалтерии и руководства проверяемого предприятия. Ведь именно от того, как последние построят свои взаимоотношения с контролерами, насколько они будут убедительны и профессиональны в своих доводах, во многом и зависят результаты проверки, сумма штрафных санкций, которое предприятия должно будет заплатить в бюджет. Последнее особенно важно в силу того, что согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

Отметим, что эффективное прохождение налоговой проверки в Беларуси невозможно без знания основных аксиом белорусского налогового контроля. При этом практика показывает, что эффективность прохождения налоговой проверки возрастает при привлечении внешних консультантов: аудиторов, юристов и так далее.

Так, например, аудиторская проверка перед налоговой проверкой является необходимым минимумом для эффективного прохождения налогового контроля, так как позволяет выявить возможные нарушения законодательства и устраняет «очевидные» ошибки и неточности при исчислении налогов.

Доказать невиновность предприятия намного проще в ходе проверки, предоставляя проверяющим налоговым инспекторам обоснованные аргументы, нежели при написании возражений на акт или решение налоговой проверки.

В этой связи кажущаяся экономия на внешних консультантах в окончательном счете может обернуться значительными штрафами и убытками для предприятия. В этом случае известная пословица «Скупой платит дважды» весьма просто расшифровывается для белорусского бизнеса: «Первый раз в виде налога на прибыль и второй раз в виде штрафа по результатам налоговой проверки».

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,