• EUR  2.4849
  • USD  2.0077
  • RUB (100)  3.2908
Минск  17.7 Погода в Минске

Фото artmuseum.by

С прошлой недели в Национальном художественном музее Беларуси демонстрируется выставка «Мастера польского рисунка» их фондов двух музеев Польши — Подляского музея в Белостоке и Окружного музея в Сувалках.

По словам директора Подляского музея в Белостоке Анджея Леховского, выставка подготовлена специально для демонстрации в Беларуси, в экспозиции представлено более 300 художественных работ польских художников XIX-ХХ вв.

«Работы, представленные на выставке, — часть нашей художественной коллекции, — рассказал БЕЛРЫНКУ г-н Леховский. – Как обычно и бывает, все началось с одного рисунка. Постепенно, на протяжении нескольких десятилетий, наша художественная коллекция увеличивалась и увеличивалась. Над ее формированием работало три поколения музейных работников. Мы смогли привезти в Минск много работ, но это только часть нашего художественного собрания».

Он сообщил, что коллекции музея разнообразны. «Наш музей междисциплинарный: мы занимаемся историей искусства, о чем можно судить по представленным на выставке работам, историей, этнографией, археологией, — сказал г-н Леховский. – Разнообразие — это очень важно, и ежегодно мы готовим около 40 выставок. Но все-таки главное для нас — активная образовательная деятельность, направленная не только на подрастающее поколение, но и на все возрастных группы, от детей до людей весьма преклонного возраста. А лучше всего, когда мероприятие одновременно вызывает интерес у детей и взрослых, и когда они приходят к нам вместе».

Теме образования в музее была посвящена и лекция г-на Леховского, с которой он выступил в Национальном художественном музее в пятницу. Директор Окружного музея в Сувалках Ежи Бжозовский рассказал о художественных собраниях Окружного музея в Сувалках.

В предисловии к каталогу выставки г-н Леховский написал: «Искусство – это код цивилизации. Только он, несмотря на языковые, географические или административные отличия объединяет создателей искусства и тех, кто его воспринимает. Оно создает также общее восприятие эстетики и впечатления. Так сложилось, что доказательства существования этой необычной связи сохраняются и демонстрируются в музеях. В каждом художественном музее нашего континента мы находим отсылки к этой общности. Создавая коллекции, кураторы, зачастую на уровне подсознания, увековечивают этот этос. В настоящем искусстве нет места национализму. Зато есть пространство для творчества художников разных национальностей. Они привносят свой региональный исторический, бытовой, жизненный опыт, но отражают его в форме, свойственной стилистике европейского искусства».

Среди работ, представленных на выставке, — три рисунка одного из крупнейших исторических живописцев XIX в. Яна Матейки, наброски, эскизы и рисунки Станислава Виткевича и его сына и ученика, одного из самых ярких представителей искусства Второй Речи Посполитой (1918–1939) Станислава Игнация Виткевича (Виткация), карикатуры Чеслава Садовского, шаржи Юзефа Блихарского, портретная живопись Антония Пиотровского, Людомира Слендзиньского, Зигмунта Бадовского, Густава Пиллати, работы других художников.

Перечень как работ, так и их авторов довольно внушительный, перечислять смысла нет. Как философски заметил г-н Леховский, рассказывать о музее или, как в данном случае, о выставке в музее – то же самое, что и пробовать мороженное через стекло. Все это надо видеть.

Выставка «Мастера польского рисунка» будет работать в Национальном художественном музее по 20 сентября. После ее закрытия планируется показать работы польских художников в других городах Беларуси.

В информации Национального художественного музея сообщается, что Подляский музей в Белостоке был создан в 1949 г. и в настоящее время, помимо экспозиции в Ратуше в Белостоке (главное здание), имеет шесть филиалов: Исторический музей, Музей скульптуры Альфонса Карного, Музей в Тыкоцине (Большая синагога), Музей дворцовых интерьеров в Хороще, Музей в Бельске-Подляском и Музей икон в Супрасле. В коллекции музея — произведения выдающихся польских художников, таких как Яцек Мальчевский, Ольга Бознаньская, Станислав Игнаций Виткевич, Ян Цибис и Александр Штурман, а также работы мастеров виленского художественного рода Балзукевичей – Йозефа и Луции. Значительную часть коллекции составляет собрание печатной графики и рисунка.

Окружной музей в Сувалках был основан в 1956 г. В коллекции музея представлены собрания изобразительного искусства, истории, археологии и этнографии. Основу коллекции изобразительного искусства составляют произведения польских художников второй половины XIX века, связанных с художественными кругами Мюнхена, в том числе богатое собрание живописных и графических работ Альфреда Веруш-Ковальского, уроженца Сувалок. В составе музея есть также два филиала — Музей им. Марии Конопницкой и Центр современного искусства – Галерея Анджея Струмилло.

Выставка организована Польским институтом в Минске при поддержке Маршалковского Управления Подляского воеводства. Координатор выставочного проекта «Мастера польского рисунка» со стороны Польского института в Минске – координатор художественных проектов Алексей Матюшонок, со стороны Национального художественного музея – ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства Светлана Прокопьева.

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 20 апреля

Можно ожидать, что политическая обстановка в мире сохранится напряженной, в связи с чем на торгах Белорусской валютно-фондовой бирже будут происходить значительные колебания курсов валют без какой-либо ярко выраженной тенденции.

Новая реальность для белорусского рубля

Обвал курса белорусского рубля на прошедшей неделе это только начало неприятностей, которые грозят нашей валюте в ближайшем будущем в связи с неблагоприятными событиями в России и в мире.

Введет ли Украина квоты на поставки белорусских нефтепродуктов?

Беларусь уже скоро может лишиться части валютной выручки из-за ограничения поставок автомобильного топлива на самый высокомаржинальный рынок – украинский, доля которого в общем объеме экспорта отечественных нефтепродуктов составляет около 30%.

Апогей централизации управления экономикой

В СССР, экономическая база которого возникла на основе тотальной национализации, система управления создавалась и развивалась предельно централизованно,  как «командно-административная система». Закономерно, что после войны все надежды на успех связывались с дальнейшей централизацией управления.

Сергей КАМОРНИКОВ: «Более чувствительны к повышению цен на автомобильное топливо приграничные регионы»

Как сказывается повышение цен на моторное топливо в Беларуси на внутреннем спросе и розничных продажах крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть» (ее доля на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов – около 70%)?

Декреты № 3 и № 1 возрождают тунеядство в стране

В середине 90-х потерять работу было легко, найти - трудно, а хороший заработок - очень трудно. Вот и приходилось белорусам «крутиться». Отмечу, однако, что формирующаяся новая экономика создавала и новые возможности для людей. Я, например, легко переводил тексты с немецкого языка на русский. Литературно...

Новая реальность для белорусского рубля

Обвал курса белорусского рубля на прошедшей неделе это только начало неприятностей, которые грозят нашей валюте в ближайшем будущем в связи с неблагоприятными событиями в России и в мире.

Апогей централизации управления экономикой

В СССР, экономическая база которого возникла на основе тотальной национализации, система управления создавалась и развивалась предельно централизованно,  как «командно-административная система». Закономерно, что после войны все надежды на успех связывались с дальнейшей централизацией управления.