Парадоксально, но минские пенсионеры являются самыми бедными в стране.

Многолетний мониторинг бюджетов домохозяйств, осуществляемый Белстатом на основе доверительного и репрезентативного опроса их хозяев, приносит, в общем, ожидаемые результаты. Тем не менее, они вызывают недоумение.

Например, всякий опрос утверждает, что самыми бедными среди населения оказываются жители Бреста и Брестской области. В последнем бюллетене Белстата так и написано: «Среди регионов наименьший уровень малообеспеченный отмечен в г. Минске, наибольший – в Брестской области».

На первый взгляд, все очевидно. В январе-апреле 2017 года среднемесячная начисленная номинальная зарплата в Минске составила 1 071, 0 рубль (143,4% к уровню СЗП по стране), в Брестской области – 636,2 рубля и 85,2%. Минская СЗП почти в 1,7 раза превышает брестскую. Страна контрастов. Правительство должно было озаботиться нарастающим региональным неравенством в доходах населения и даже, можно сказать, в этом усердствует – в Брестской области по сравнению с январем-апрелем 2016 года реальная заработная плата выросла на 1,7%, в Минске – на 0,9%. Но при таком «опережающем развитии» область обречена на вечную отсталость, на место экономического гетто. То есть Минск позиционирует себя в качестве метрополии, а регионы, включая Брестскую область, обречены на роль «колониальных придатков». Брестская область больше других подходит на поставщика в казну сельскохозяйственной продукции.

Как показывает Белстат, и в столице, и в Брестской области, и в остальных областях страны реальные зарплаты растут, но растет и доля «бедняков»: численность минчан, имевших в распоряжении сумму меньшую и равную бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения (182,7 рубля в меся в январе-марте 2017 года), составила 1,8% (в январе-марте 2016 года – 1,1%), в Брестской области – 8,7% (в январе-марте – 7,9%).

Таким образом, поставленная властями задача повышения средней заработной платы решается, но не так быстро, как предполагалось. А реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в первом квартале текущего года составили 97,8% к уровню 2016 года.

Как уточняет Белстат, основными источниками денежных доходов населения остаются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и прочие), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения составили 85,9%. К остальным источникам денежных доходов относятся доходы от предпринимательской и иной доходной деятельности, доходы от собственности, прочие доходы, такие, как алименты, подарки…

Можно предположить, что кризисное снижение деловой активности привело к уменьшению доходов от предпринимательской деятельности и снижению размеров таких экзотических для Беларуси доходов, как дивиденды. Но, не рискуя ошибиться, можно утверждать, что сокращение занятости в экономике и падение реальных пенсий, выплачиваемых населению (на 1,8%) становится основной причиной падения реальных денежных доходов домохозяйств.

Чем меньше СЗП, тем больше значение пенсий для региональной и национальной экономики. В Минске, например, средний размер назначенных пенсий (297,7 рублей в апреле) составил 27,6% средней зарплаты в городе, а в Брестской области – 46,2%. По стране в целом это соотношение составило 38,3%. При этом в Минске доля пенсионеров составляет около 20%, в Брестской области – более 25%. В экономике Минска заняты 53,8% населения, в Брестской области – 42,8%. Следует учитывать, что средний размер назначенных пенсий в 2,1 раза превышает прожиточный минимум пенсионеров (138 рублей в феврале-апреле 2017 года) и в 1,6 раза бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, пенсионеров нельзя отнести к малоимущим по этому критерию, их можно даже (судя по уровню общей бедности в стране) считать зажиточными. Тем более это справедливо по отношению к регионам, где пенсии приближаются к половине СЗП. К тому же пенсии выплачиваются регулярно, а заработные платы – как получится.

Парадоксально, но минские пенсионеры являются самыми бедными в стране. И относительно СЗП, и по уровню их реальных (столичных) потребностей, которые намного превышают потребности жителей других городов, не говоря об агрогородках и более мелких сельских поселениях.

Все знают, что бедность бывает относительной и абсолютной. Нищетой на грани выживания, которая у нас определяется ниже уровня БПМ. Как я отмечал, это в общем не относится к пенсионерам, но больше характерно для работающих, имеющих невысокие затраты, обремененных семьями, следовательно, голодными детьми всех возрастов независимо от того, выплачивается им государственное пособие или нет. Группа социального риска постоянно увеличивается за счет сокращения занятости. Причем никаких массовых увольнений по причине банкротств или, наоборот, успешных модернизаций предприятий не происходит. Рабочая сила, как прежде, просто «выдавливается» с предприятий по формальным причинам, главными из которых является непродление контрактов и предельное падение мотивации к труду у работников, которые отказываются от работы, так как она не приносит минимальный необходимый для выживания доход.

Например, в апреле, когда начальство хлопотало над полным трудоустройством всех безработных, в Брестской области официальная занятость в экономике сократилась на 2,5 тысячи человек. Большинство из потерявших рабочие места никаких от государства трансфертов не получили и, можно утверждать, пополнили численность малообеспеченных. Многие из них наверняка завидуют дожившим для нужного возраста «зажиточным пенсионерам».

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,