Белстат опубликовал отчет по состоянию занятости (и безработицы) на апрель текущего года. Как обычно, эти рутинные данные вызвали недоумение у публики, включая журналистов. Как так, восклицают они, белорусские предприятия сокращают персонал, но официально в стране безработица не растет, а падает.

Почему официальная безработица не растет?

Отвечаю в духе самого знаменитого советского радио: потому, уважаемые, что учет всего в стране осуществляет официальная статистика. По тем арифметическим правилам, которые устанавливает правительство. Для того, чтобы плохое в жизни в статистике выглядело хорошим, хорошее – лучшим, а лучшее – идеальным.

Трудно стать безработным

Любой простой пользователь официальной (государственной) статистики может воскликнуть – не верю! Порой недоумевают даже квалифицированные специалисты, иных министров такая информация тоже ставит в тупик. Классический пример таких недоразумений в 2008 году продемонстрировал тогдашний премьер-министр Сергей Сидорский на обсуждении государственной программы ускорения социально-экономического развития малых городов. Обращаясь к представителю Минтруда, он негодовал: «Половина заводов простаивает, а у него по статистике безработицы нет!».

Кстати, трудовик не растерялся, не опешил, а постарался доступно объяснить председателю правительства, что по законодательству работнику очень трудно стать безработным, действующая практика эту особенность белорусской модели усугубляет, а контрактная система фактически к нулю сводит попытки потерявших работу индивидов получить статус официального безработного. Тех немногих из них, кто такую возможность приобретает, от постановки на официальный учет удерживает минимальное из всех минимально возможных пособие по безработице. Его величина привязана к базовой величине, что отражается в статистике, и на практике пособие ею же ограничивается. Из месяца в месяц, из года в год.

Год назад, когда много говорилось об улучшении трудовой морали и преодолении социального иждивенчества, в правительстве, в «палатке», в официальных профсоюзах планировали повысить пособие до величины бюджета прожиточного минимума, но рожденная в недрах аппарата идея осталась нереализованной.

О ее кончине лаконично сообщает Белстат: «Средний размер пособия на одного в апреле 2017 года составил 26,4 рубля, или 14,3% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения».

Жить на эти деньги нельзя даже в том случае, если безработный ограничит свой рацион нормами блокадника, поскольку никто не освобождает его от обязательных платежей государству, или от оплаты транспортных услуг, которые ему необходимы для поиска новой работы. В том числе и с помощью государственной службы занятости. Тут не помогут даже пламенные призывы бывшего министра Марианны Щеткиной — «крутиться, искать и находить работу»,  поскольку безработный утрачивает возможность передвижения. А безбилетный проезд в общественном городском транспорте влечет за собой штраф, который, скорее всего, превысит «располагаемые денежные доходы безработного».

Биржа труда на Пугачевской, 9

Известно, что наниматель должен информировать службу занятости о наличии вакансий на своем предприятии, в то же время он имеет право самостоятельно нанимать нужные для фирмы кадры. По квалификации, деловым и профессиональным качествам, по знакомству, блату, кумовству, по своей прихоти. Руководствуясь правилом – лучшие вакансии, лучшим для меня людям. А в службу занятости направляются сведения об «отстойных» вакансиях, которые никогда ни при какой системе не заполняются полностью. Этим в советские времена отличались управления по трудоустройству при исполкомах. В то время считалось, что рынка труда в стране нет, но эти учреждения на самом деле являлись типичными биржами. Для особых категорий людей. Например, в Минске была всем известна городское управление (биржа) на Пугачевской, 9. Она давала работу тем, кому отказывали солидные наниматели, которые не принимали на работу «лимитчиков» и «летунов», пьяниц, прогульщиков, освобожденных из мест лишения свободы и прочих «тунеядцев». Биржа встречала своих клиентов фразой «Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет – причины».

Подлинный смысл этой фразы перекликается с лозунгами всех бирж труда мира – коль ты к нам пришел, то без подходящей работы ты не уйдешь. Или не уйдешь вообще. В любом случае ты не сможешь от нашего предложения отказаться. Будь ты хоть трижды заслуженный тунеядец страны. Поскольку за тобой присматривает советская, всегда озабоченная общественность и участковый.

Нынешние отделения занятости не имеют таких возможностей. По данным Белстата на конец апреля 2016 года на 100 заявленных вакансиях приходилось 164 безработных, зарегистрированных в службе занятости, то есть дать работу каждому она не могла. Сейчас сообщают, что на конец апреля 2017 года численность безработных на 100 вакансий сократилась до 83 безработных. Откуда такое чудо? Оттуда, откуда и все «наше лучшее». Официальных и неофициальных безработных по велению лидера привлекли к добровольным общественным работам, и отчитались перед ним – кто хотел, работу получил. Но участие в общественных работах не является официальной занятостью, она сохраняет за ее участниками статус официальных, а чаще фактических безработных, которые лишены своих главных социально-трудовых прав. Стаж, отпуска, зарплата, больничные листы.

Доказательства? Пожалуйста…

Разумеется, все это отразилось в официальной статистике. Так, в апреле текущего года организациями (без учета микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности), в которой занято 2991,1 тыс. работников (68% численности всех занятых в экономике) было уволено 53815 человек, принято – на работу – 46206 новых работников.

Соотношение численности принятых и уволенных составила 85,6%. За месяц численность уволенных на 7609 человек превысила численность принятых. При этом занятость в экономике за год (март 2017-го к марту 2016-го) сократилась до 98,6%. На 62,8 тысячи человек. Таким образом, официально утверждается, что занятость в экономике постоянно сокращается независимо от конъюнктуры рынка труда, но при этом официальная безработица тоже падает. Так, Минтруда сообщает, что численность официально зарегистрированных безработных составила 39,8 тыс. человек, что на 26,1% меньше, чем на конец апреля 2016 года, и на 8,4% меньше, чем на конец марта 2017 года.

Тоже тенденция, положительная (?), которая становится особенно очевидной в связи с выполнением правительством задания лидера государства. Доказательства? Пожалуйста: «Уровень зарегистрированной безработицы на конец апреля 2017 года составил 0,9% от численности занятых в экономике (на конец апреля 2016 – 1,2%). В апреле 2016 года из организаций было уволено 66127 человек, принято 45965 человек. Коэффициент замещения работников составил 0,695, абсолютные потери персонала 20162 человека». Почти в три раза больше, чем в апреле текущего года.

Таким образом, независимо от успехов, достигнутых нынешней весной в трудоустройстве всех официальных и неофициальных безработных, официальная безработица закономерно снизилась.

Но в этом деле не малую роль сыграли и особенности официальной статистики. Она учитывает только тех безработных, которые обращаются в службу занятости с заявлением о регистрации их в качестве безработных. Как сообщает Белстат, в январе-апреле 2017 года на учет было поставлено 83,3 тысячи граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 63,5 тыс. человек, или 76,3% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве 50,9 тыс. человек, в том числе 39,7 тыс. безработных или 78% от числа трудоустроенных.

То есть служба занятости не может оказать никакой помощи значительной доли нуждающихся, и, если учитывать официальные данные по сокращению занятости, меньшей части людей, которые хотят найти себе работу. Подходящую работу – по профессии и квалификации, по оплате и условиям труда, поскольку существующая структура вакансий не отражает структуре спроса на них. Так, среди численности безработных женщины составляют 32,3%, лица в возрасте до 30 лет 23,4%, сельские жители – 16,6%. Каждая из этих социальных групп традиционно относится к проблематичным на рынке труда, реальные запросы которого мало изменились за эти годы.

Удобный материал для новаций

В одной советской комедии героиня, молодой специалист, спрашивает юриста: «По каким причинам меня должны уволить?». Тот отвечает: «Вас не могут уволить никогда». В наше время юридическая определенность трудовых отношений утратила свою строгость, поэтому любой, вероятно, человек, исключая главного чиновника страны, знает, что его можно уволить по любой причине. У нас работников увольняют в случае ликвидации организации, сокращения численности или штатов сотрудников. То есть по экономическим объективным причинам, которые возникают у нанимателя. Если он затеял модернизацию, оптимизацию, повышает производительность труда и так далее. Такое сокращение есть социальная плата за научно-технический прогресс. Закон защищает права и интересы этих людей, гарантируя им выплату выходного пособия в размере не менее 3-кратного среднего заработка. В 90-е годы, когда множество организаций ликвидировались, оптимизировались в экономических целях, это проблема стала для них одной из важнейших. По той простой причине, что денег у большинства из них законное проведение этой процедуры не было. По этой причине, администрации часто сохраняли за работником официальную занятость, позволяли работником искать для себя самостоятельный заработок.

На стороне, в бизнесе, откуда, собственно, и появился малый белорусский бизнес.

Сейчас таких условий у работников нет. И денег у администраций на такое естественное сокращение штатов как не было, так и нет. Поэтому в апреле текущего года, например, по этой статье уволено только 324 человека из 53,8 тысяч уволенных. Говоря по существу, из этой массы только этих людей можно считать классическими безработными рыночной экономики, проблемами которых занимаются фонды по социальному страхованию, которые выплачивают им пособия после их выхода на рынок труда.

Удобными для реформаторских новаций в современной Беларуси остаются прогульщики, выпивохи и прочие нарушители. Их можно увольнять без выходных пособий, а при обращении в службу занятости им можно отказывать в выплате пособий по безработице. Ежемесячно численность уволенных по этой статье практически не опускается ниже 2 тысяч человек.

Следующая по значимости группа, это увольняющиеся по собственному желанию, за которым чаще всего стоит желание найти для себя лучшую работу. Если они обращаются в службу занятости, им можно отказать в признании официально безработными, отказать в выплате пособий по безработице. Остальных увольняют по соглашению сторон, в том числе в случае непродления срочного трудового договора по инициативе администрации, которое не влечет для нее страховые выплаты, а признание их официальными безработными зависит от воли службы занятости.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что невысокая официальная безработица, по желанию властей, может в любой момент быть официально снижена еще, фактически упразднена, и это тоже будет правильным с точки зрения официальной статистики.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,