Одной из особенностей делового климата в Беларуси является прямая взаимосвязь между экономической ситуацией в стране и активностью работы налоговых органов. Чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше усилий пытаются приложить налоговые органы для формирования бюджета – основы социальной стабильности белорусской экономической модели.

При этом в достижении цели все средства считаются пригодными, что приводит к ситуации, когда налоговые инспекторы не всегда дословно исполняют законодательство при привлечении дополнительных средств в бюджет. Последнее наиболее отчетливо можно проследить на примере использования следующего инструмента налогового принуждения – “приостановления операций по счетам предприятий”.

Что нужно знать об аресте счета

Порядок приостановления операций по счетам предприятий, или, как его называют в народе, арест счета — определен в статье 53 Налогового кодекса Республики Беларусь. Суть данного метода принудительного взыскания налогов в бюджет заключается в том, что налоговый или таможенный орган выносит банку обязательное для исполнения решение о том, что по счетам предприятия, размещенным в этом банке, запрещаются все расходные операция. То есть деньги поступать на банковские счета могут, а расходоваться предприятием не могут. Исключение сделано лишь для следующих случаев.

Во-первых, это все ситуации, связанные с уплатой платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, вне зависимости от того, уплачивает предприятие налоги самостоятельно или уплачивает налоги своих контрагентов за счет своей кредиторской задолженности перед ними. Во-вторых, не налагается арест на суммы, превышающие суммы требований налоговых органов, если арест наложен на банковские счета по результатам проверки. В-третьих, не налогается арест на корреспондентские счета, благотворительные счета, а также специальные счета, открытые в соответствии с законодательными актами.

При этом наложение ареста на банковские счета не означает полного прекращения расходных операций предприятия. Указом от 15.05.2008 г. № 267 опрелено, что по разрешению контролирующего органа, наложившего арест на счета, предприятие может выплатить своим работникам заработную плату в размере 1,5 бюджетов прожиточного минимума и перечислить суммы налогов из заработной платы. С учетом того, что данное разрешение закреплено Указом, то оно фактически является обязательным для контролирующих органов. На практике, когда предприятия обращаются в контролирующие органы за разрешением на выплату зарплаты, то они его, как правило, получают.

В каких же случаях контролирующие органы могут арестовать счет? Данных случаев всего шесть:

  • несвоевременная уплата налогов и пеней;
  • несвоевременное предоставление налоговой или таможенной декларации;
  • непредоставление документов налогового и бухгалтерского учета для проверки;
  • включение предприятия в список лжепредпринимательских структур;
  • непредоставление руководителем предприятия разъяснений, если этого потребует контролирующий орган, в ситуации поступления на счета предпиятия в течении месяца более 5000 базовых величин;
  • неуплата налогов и пеней по результатам проверки контролирующих органов.

Эти случаи являются исчерпывающим перечнем ситуаций, когда контролирующие органы могут применить метод ареста счетов предприятия для исполнения налоговых обязательств. Обращаем внимание, что фактически арест счета связан с тремя обстоятельствами: неуплатой налогов, непредставлением деклараций или иных документов для проверки и с лжепредпринимательством. В остальных случаях арест счета не должен применяться, хотя на практике иногда встречается более широкая трактовка налоговыми органами данной нормы налогового законодательства. Почему так происходит?

Что не нужно делать, когда арестовали счет

 Первой и основной причиной данной ситуации является незнание или нежелание предприятий разбираться в тонкостях законодательства. Второй причиной может стать низкая профессиональная компетентность работников контролирующих органов, принимающих решение об аресте счетов.

В большинстве случаев бизнес считает, что банки и контролирующие органы лучше знают законодательство и поэтому все делают законно в правовом поле. Практика же показывает, что это зачастую не так.

Для примера рассмотрим следующие ситуации. Например, в ходе налоговой проверки были выявлены нарушения, с которыми предприятия не согласилось и пытается их обжаловать в установленном законодательством порядке. Не дожидаясь получения ответов на жалобы и не вынося решения по проверке, налоговая инспекция арестовывает счет предприятия. Обоснованием решения об аресте счетов, по мнению налогового органа, является неисполнение налоговых обязательств по уплате налогов по результатам налоговой проверки.

Но можно ли согласиться с такой трактовкой законодательства? Безусловно, нет. Является ли акт проверки неоспоримым доказательством наличия задолженности предприятия перед бюджетом?

Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса определено, что после проверки предприятию вручается решение по акту проверки, в котором указываются требования налоговых органов по устранению нарушений налогового законодательства. Фактически именно решение по акту налоговой проверки является документом, фиксирующим сумму задолженности предприятия по налогам, но никак не акт проверки.

Необходимо обратить внимание на то, что в подпункте 2-2. пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса определено, что в решении на арест счетов должна быть указана точная сумма налоговых обязательств предприятия. На практике же данное количественное ограничение зачастую не устанавливается по причине того, что налоговыми органами проводятся встречные проверки контрагентов, подозреваемых в лжепредпринимательстве, а значит, сумма неуплаченных налогов, по мнению налоговой, может возрасти. Данное поведение налоговых органов является прямым нарушением налогового законодательства.

Второй случай связан с ситуацией, когда у предприятия имеется кредиторская задолженность перед контрагентом, который в свою очередь имеет задолженность по налогам. В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса налоговые органы могут взыскать задолженность за счет средств дебиторов контрагента, при наличии у последнего долга перед бюджетом.

При этом на практике возможна ситуация, когда в случае большой задолженности контрагента перед бюджетом налоговая инспекция пытается максимально быстро взыскать налоги. Для этого вместо выставления требований к одному счету предприятия налоговые инспекции могут выставить требования ко всем счетам дебитора или арестовать все счета до полного погашения задолженности по налогам или.

Арест счетов предприятия по долгам контрагентов, как правило, ведет к ситуации, когда фактически списанная со счетов сумма превышает реальную задолженность предприятия перед контрагентом. Данная ситуация связана как с ошибками оперативного бухгалтерского учета (когда не все расчеты были отражены в бухгалтерском учете своевременно), так и с особенностями выставления налоговых требований. Налоговые требования выставляются ко всем счетам предприятия и поэтому, когда деньги одновременно поступают и на рублевые, и на валютные счета, они одновременно и списываются в счет погашения налогов со всех счетов.

Фактически налоговые обязательства исполняются дважды, а то и трижды, если валютных счетов несколько. Но законно ли это? Безусловно, нет. Налоговые органы имеют право взыскивать только сумму задолженности перед бюджетом и не более того. Суммы, превышающие задолженность по налогам, фактически являются незаконно взысканными и свидетельствуют о нарушении налоговыми инспекторами налогового законодательства.

При этом предприятию фактически наносится прямой ущерб, так как ограничиваются его возможности по ведения оперативной хозяйственной деятельности, необоснованно изымаются финансовые ресурсы предприятия в бюджет. Как не допустить такой несправедливой ситуации?

Что нужно делать, когда арестовали счет

Для минимизации рисков влияния необоснованных решений налоговых органов на финансовую деятельность предприятия необходимо знать особенности белорусского законодательства и не бояться применять их на практике. Для этого предлагается следующий алгоритм поведения в случае, когда о счета предприятия или индивидуального предпринимателя арестованы налоговыми или таможенными органами.

Во-первых, необходимо выяснить все обстоятельства, приведшие к аресту счета. Для этого необходимо получить на руки и внимательно изучить мотивировочную часть решения контролирующего органа об аресте счета. К сожалению, предприятия зачастую не обращают внимания на обоснование причин ареста счета, хотя именно в них зачастую скрывается возможности по освобождению счета предприятия.

При этом сразу же отметим, что если претензии контролирующих органов обоснованы, например, речь идет о наличии задолженности по платежам в бюджет, то дальнейшее обжалование решения контролирующего органа бесполезно. Необходимо просто уплатить налоги и постараться в дальнейшем не допускать этой ситуации посредством финансово грамотного планирования движения денежных потоков по счетам  предприятия.

Во-вторых, необходимо подготовить все документы, обосновывающие неправомерность действия налоговых органов, если таковые есть, и лично обратиться на прием к руководству налоговой инспекции для положительного решения вопроса о снятии ареста со счетов предприятия. Личное обращение в налоговую инспекцию не только позволяет определить мотивы ареста счета, но и выработать дальнейшую стратегию поведения в споре с контролирующим органом.

В условиях невысокой оплаты труда государственных служащих инспекторы на низовом уровне, оформляющие решения об аресте счетов, не всегда достаточно компетентны. В этом случае прямое обращение к руководству налоговой инспекции может помочь в досудебном порядке урегулировать спор об аресте счетов.

В-третьих, в случае отсутствия консенсуса с руководством налоговой инспекции необходимо обратиться с мотивированной жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию для того, что попытаться доказать свою правоту. Как правило, работники вышестоящих налоговых органов имеют более высокую профессиональную компетенцию, а значит, увеличивается шанс положительного решения вопроса о снятия ареста со счетов предприятия. Кроме того, письменное обращение с жалобой в вышестоящий контролирующий орган позволяет понять мотивы и логику поведения государственных органов. Это упрощает работу по выработке обоснования своей правоты при дальнейшем обжаловании решения налоговых или таможенных органов в судебном порядке.

В-четвертых, в случае невозможности урегулирования вопроса в досудебном порядке можно обратиться в экономический суд для защиты своих интересов. Сразу же отметим, что этот путь длительный по времени, но при этом он позволяет требовать компенсации от контролирующих органов за прямой ущерб, причиненный действиями или бездействиями налоговых органов при наложении законодательно необоснованного ареста на счета предприятия.

В-пятых, в случаях неоднократного или грубого нарушения законодательства о приостановлении операций по счетам предприятие может обратиться с жалобой в прокуратуру. В соответствии с Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» задачей деятельности прокуратуры является защита прав и законных интересов граждан. Статьей 14 Закона «О прокуратуре» установлена обязанность прокуратуры рассматривать обращения организаций, связанные с нарушением законодательства. Соответственно при наличии явных доказательств нарушения законодательства налоговыми органами именно обращение в прокуратуру может стать тем рычагом, который позволит предприятию избежать дальнейших необоснованных претензий со стороны контролирующих органов.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда у индивидуального предпринимателя арестовывают счет на основании подозрения о том, что он занимается Интернет-торговлей и уплачивает налоги по упрощенной системе налогообложения, а не на общих основаниях. При этом наличие подозрений налоговых органов без акта проверки и вынесения решения о выявлении факта нарушения не является основанием для ареста счета, а является грубым нарушением налогового законодательства.

Как является грубым нарушением законодательства и требование к индивидуальном у предпринимателю представить декларацию о налоге на прибыль в ситуации, когда его занятие Интернет-торговлей не доказано, а значит и не доказана его обязанность уплачивать налоги по общей системе налогообложения. Фактически налоговая инспекция присваивает себе избыточные функции, что может стать объектом пристального внимания работников прокуратуры, обязанных следить за соблюдением государственными служащими законодательства Республики Беларусь.

В-шестых, следует отметить, что отстаивание своих прав является длительным и зачастую дорогостоящим занятием. При этом практикой доказано, что даже если сразу не удается доказать неправомерность деятельности контролирующих органов по аресту счета, то это не значит, что работа была проделана напрасно. Применение всех вышеперечисленных способов отстаивания своих прав дает понять налоговым органам, что предприятие знает свои права и готово их отстаивать. А значит, в следующий раз при возникновении похожей ситуации, налоговые органы вынуждены будут подумать о том, следует ли налагать арест на счета и какую мотивировочную часть при этом следует применить. При этом необоснованных арестов счетов предприятия однозначно станет меньше.

Последнее обстоятельство необходимо учитывать в ситуации ухудшения экономической ситуации в стране, которая в свою очередь будет вынуждать налоговые органы все чаще налагать арест на счета предприятий для привлечения дополнительных поступлений в бюджет. Поэтому, кто предупрежден, тот вооружен правовыми знаниями и сможет защитить свое предприятие от финансовых потерь в спорах с контролирующими органами.

Отметим, что каждый факт приостановки операций по счетам имеет свои особенности, связанные со спецификой работы предприятия и компетентностью налоговых органов применяющих данных инструмент налогового принуждения. В этой связи для эффективной защиты своих прав каждое предприятие должно иметь алгоритм действия на случай возникновения нештатной ситуации, связанной с блокировкой работы предприятия из-за ареста счетов налоговыми или таможенными органами. Практика показывает, что наиболее эффективным средством защиты от необоснованных действий налоговых органов является совместная работа юристов и бухгалтеров предприятия в связке с внешними консультантами, имеющими опыт работы в сфере защиты прав бизнеса в спорах с налоговыми и таможенными органами.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,