На очередном заседании, где рассматривались предложения бизнеса по упрощению налогового законодательства, выступил бывший председатель Нацбанка и действующий председатель Совета по развитию предпринимательства Петр Прокопович. Он сообщил собравшимся, что главной проблемой достижения экономической стабильности является дисбаланс импортно-экспортных операций: «Мы завозим импортных товаров намного больше, чем получаем валюты от экспорта. И заканчивается это необходимостью многократных девальваций».

В те благословенные времена, когда г-н Прокопович проводил «многократные девальвации», когда он буквально делал с рублем все, что хотел, его называли банкиром. Даже главным банкиром страны. Но и в прежней своей роли, и в нынешней, как главный по развитию предпринимательства, он никогда не распоряжался собственными деньгами. Он был высокопоставленным и достаточно безответственным распорядителем чужих денег. Сегодня денег у него собственных тоже нет, но у него остаются полномочия, которые он без всякого для себя риска, пробует использовать для управления чужими капиталами.

Никто из правительственных менеджеров ни разу не взял на себя ответственность за очевидные экономические провалы. Обычно обвиняют во всем тех, кого они пустили по миру, разорили, загубили предприятия, которые в иных условиях принесли бы барыши собственнику и налоги казне. Но получается у одних пусто, и у других не густо.  И вроде бы как у Высоцкого — и те безвинные, и эти, и повторяется рефрен: «Мы делаем это, а надо делать это… Мы это прежде делали, а теперь не делаем, давайте будем делать как прежде…». Это они вроде советуются, замышляют общее дело, а потом его возглавляют. Между тем, когда доходит до денег, то место «мы» всегда занимает «я». Поэтому тот, кто потратил наши деньги на бездарную модернизацию деревообработки, не имеет право утверждать, что в ней виноваты «мы».

Многолетние наблюдения показывают, что правительство с маниакальным упорством прогнозирует опережающий рост экспорта над импортом, что приведет к установлению устойчивого и значительного положительного сальдо, но случилось это, пожалуй, однажды, после кризисного падения экспорта в 2015 году, благодаря чему сократился импорт факторов производства. То есть для стабилизации экономики потребовалось не столько увеличение объемов производства, сколько повышение качества продукции, конкурентоспособности, качества роста ВВП. А в то время правительство негромко посетовало на сокращение товарооборота, громко заявив о достижении положительного сальдо. Премьер даже сказал, что наметилась «позитивная траектория» и она сохранится.

А Прокопович заявляет: нет, не сохранилась.

Что ж в этом удивительного? Каждый производитель, каждый коммерсант приходит только на конкурентоспособные рынки. Иначе всякая торговля как вид экономической деятельности теряет смысл. Возможно, она сохраняет значение для демонстрации валовых показателей, которыми гордится правительство. А выгоды нет, вместо валютных поступлений – валютные кредиты. А Прокопович не изменяет принципам. Де мол, необходимо учитывать интеграцию и движение к единому рынку со странами ЕАЭС, в первую очередь, с Россией, и максимально приближать свои условия хозяйствования к странам Союза.

Лихо! Потому что приближение белорусских условий к российским или даже казахским условиям чревато гибелью всех любимой ими экономической модели. В этих странах рынка гораздо больше, чем в нашей стране. А совет – не стесняться, и если у них лучшие условия, брать их один к одному – звучит как классическая провокация. Не где-нибудь, а в Смоленске была забракована партия белорусской охлажденной говядины. Позорно и показательно – облита зеленкой. Не возите больше свое мясо к нам.

Обидно по-человечески. Ни по закону, ни по понятиям.

«Горе от ума» по этому поводу вспоминается: отечества отцы, негодные как образцы, черпающие суждения из советских газет.  Например, г-н Прокопович повторяет, что больше половины импортного ширпотреба «мы могли бы производить сами или даже уже производим. Возьмите для примера легпром – пол-Союза обеспечили. А сейчас себя не можем обеспечить». Вероятно, можем. Если восстановим государственную монополию внешней торговли и за счет космического повышения таможенных пошлин на импорт или за счет восстановления железного занавеса.

Но после этого придется возобновить борьбу с контрабандистами, фарцовщиками, спекулянтами, не ослабляя при этом контроль над «тунеядцами». И наше правительство перестанут понимать не только, а ЕС, но и в ЕАЭС.

Ведь в таком случае придется ограничивать импорт из союзных стран, поскольку по-советски они интегрироваться не хотят и настаивают на сохранении экономических отношений друг с другом. Они не терпят самоизоляции. Признание за одной из стран такого права, подорвет честную конкуренцию на рынке и разрушит все экономическое пространство.

Воленс-ноленс, участники рынка обречены на конкуренцию между собой в силу природы рыночной экономики. Об исключительной креативной силе социалистического соревнования по сравнению с конкуренцией, сегодня, действительно, можно прочитать только в старых советских газетах. Но цитировать их публично, значит выставлять себя на посмешище. Для сохранения чувства реальности лучше вспоминать Паниковского, который гордился тем, что всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже.

Между прочим, это классический парафраз из Адама Смита. Ничего личного, только бизнес. Белорусский лидер, как он признает, давно уже не молод, пробует сыграть в наивное бескорыстие. Заявляет, что белорусским и российским предприятиям надо не конкурировать, а действовать на общем рынке по-партнерски: «Если мы производим комбайны в Гомеле и «Ростсельмаш» производит, надо понимать, что мы должны как партнеры договариваться… Если «Ростсельмаш» не видит возможности договориться, что нам остается делать… Конкурировать не только на наших рынках, но и за их пределами». Он отмечает, что конкуренция между МАЗом и КАМазом ничего хорошего не дала.

Фактически глава государства предложил ростовскому губернатору Василию Голубеву организовать картель: «Мы можем договориться, и мы к этому готовы». А между тем, картель является простейшим монополистическим объединением, участники которого договариваются о ценах, сферах влияния, объемах производства и продаж. В отдельных странах картели запрещаются законом, поскольку они затрудняют функционирование рыночных механизмов.

Получается, что Прокопович продвигает рыночную интеграцию, а Лукашенко занят созданием монополистических объединений, которые обеспечили бы ему большие по сравнению с другими «равными партнерами» выгоды.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,