Теперь незачем спешить?

Белорусские власти могут отложить уже анонсированную в рамках переговоров с МВФ реформу госсобственности. Недавние договоренности с Россией по нефтегазовым вопросам, уже полученный кредит ЕФСР плюс обещанная Москвой кредитная поддержка в 1 млрд. долларов позволят Минску в 2017 году закрыть потребности в кредитовании, а значит, пока можно не спешить с реформами в сфере госсектора, которых так опасается белорусская власть.

Уже почти два года белорусские власти ведут переговоры с МВФ о заключении новой кредитной программы: Минск рассчитывает получить кредит фонда на 3 млрд. долларов. Переговоры начались весной 2015 года, когда правительством и Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка приступили к подготовке «дорожной карты» структурных реформ белорусской экономики.

Один из 6 ключевых разделов «дорожной карты», которая была подготовлена в 2015 году, включает реформирование госсектора. Миссия МВФ подготовила по итогам работы в Минске в июне 2016 года пакет предложений по ускорению и углублению реформирования белорусского госсектора. Никаких революционных мер этот пакет не содержит. Эксперты фонда рекомендовали белорусским властям лишь разделить функции собственника и регулятора предприятиями, а также создать на базе Госкомимущества в 2017 году единый орган управления госсектором.

Поскольку от реализации этого пакета зависела судьба кредита МВФ, в котором страна в последнее время критично нуждалась, правительство Беларуси приступило к выполнению намеченных мер. Премьер-министр Андрея Кобякова в марте 2016 года распорядился создать под руководством  первого вице-премьера Василия Матюшевского межведомственную координационную группу по вопросам реформирования госорганизаций и управления госактивами. Результатом ее работы стал документ — Комплексная стратегия повышения эффективности управления госорганизациями, который и призван трансформировать белорусскую госсобственность в соответствии с рекомендациями МВФ.

Правительство ожидало, что этот документ будет обнародован, как минимум, в первом квартале 2017 года. Первый зампредседателя Госкомимущества Алексей Васильев еще в конце февраля сообщил, что подготовленный по поручению президента и правительства проект комплексной стратегии уже предварительно одобрен в правительстве и находится в высокой степени готовности. «Надеемся, что в ближайшее время он увидит свет», — сказал А. Васильев.

Но этого так и не случилось, хотя с тех пор прошло больше двух месяцев. По данным БЕЛРЫНКА, ожидалось, что в марте А. Лукашенко проведет совещание по вопросам реформирования госсобственности, после чего будет дан старт реализации разработанной правительством стратегии. Однако совещание по непонятным причинам было отложено.

Скорой приватизации госпредприятий никто не требует

Предложенный вариант реформирования белорусского госсектора, по идее, не должен был  напугать белорусское руководство. Ведь никто не заставляет Минск проводить скорую приватизацию госпредприятий (чего оно, похоже, опасается больше всего),  — речь идет лишь  об  изменении нынешней системы управления госпредприятиями, а также о внедрении корпоративного управления в ОАО.

Как уже сообщалось, предполагается разграничить функции государственного и хозяйственного управления предприятиями. Это означает, что отраслевые министерства перестанут управлять  хозяйственной деятельностью предприятий, а будут заниматься лишь разработкой отраслевой политики. В то же время  функции по управления промышленностью передадут Министерству промышленной политики. При этом Госкомимущество будет управлять стратегически значимыми и валообразующими предприятиями: ведомство будет назначать в эти ОАО представителей государства, определять независимых директоров, отслеживать работу менеджмента, выстраивать бонусную систему и т. д.

Также проектом комп­лексной стратегии повышения эффективности управления госорганизациями намечено повысить статус Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП). По замыслу, НАИП должно заняться поиском стратегических партнеров для кру­пных госпредприятий, — агентство уже подготовило соответствующие предложения по повышению эффективности работы с иностранными инвесторами, которые предусматривают корректировку нормативно-правовой базы уже в этом году.

В свою очередь Госкомимущество  включило в документ предложение о продаже через Белорусскую валютно-фондовую биржу госпакетов акций крупных предприятий в размере до 25%.

Чего испугалась белорусская власть

Многие рассчитывали, что  А. Лукашенко  просто вынужден будет дать доброго на реформу госсектора, поскольку от этого зависит судьба кредита МВФ. Еще летом  2016 года  А. Лукашенко называл МВФ «самым удобным для нас кредитором» (отметим, что Беларусь хочет занять у МВФ 3 млрд. долларов на 10 лет под 2,3% годовых). При этом МВФ постоянно заявлял, что новый кредит готов выдать Беларуси только в случае готовности его руководства страны двигаться по пути реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики.

Предложения по реформе госсобственности хотя и не предполагают обвальной приватизации, чего так боится руководство страны, тем не менее, принять их белорусская власть, судя по всему, пока не готова. Дело в том, что они означают  переформатирование управленческих функций в отношении госпредприятий, а власть, видимо, опасается потерять прежнюю степень влияния на госпредприятия. Поэтому и не решается даже на «мягкие» реформы госсектора.

Как следствие, в октябре 2016 года А. Лукашенко раскритиковал предложения МВФ по реформированию белорусской экономики, заявив, что они направлены на «удушение народа», и дав понять, что белорусская сторона никогда их не примет. Однако в феврале 2017 года первый вице-премьер В. Матюшевский заявил, что по ключевым спорным вопросам в переговорах с МВФ, касающимся повышения тарифов на коммунальные услуги и реформирования госсектора, удалось найти «развязки».

В середине апреля 2017 года белорусская делегация провела в Вашингтоне очередной раунд переговоров с МВФ по условиям заключения новой кредитной программы. В том числе шла речь о повышения эффективности госсектора. Однако серьезно продвинуться на пути подписания финишного документа сторонам не удалось. Более того, как отмечают информированные источники, сам уровень и активность этих переговоров в последнее время несколько снизились.

Видимо, неслучайно. Выступая 21 апреля с посланием народу и парламенту, А. Лукашенко дал понять, что Беларусь не будет принимать изначальные предложения МВФ по реформированию госсектора. «По госпредприятиям. Нет, это мы не сможем сегодня сделать. Не потому, что это неправильно. Потому, что нам пока это не подходит. Нам надо разобраться сначала с этими предприятиями», — заявил он.

Кроме того, как было сказано, Беларусь не имеет права рисковать и идти на либеральные реформы, ибо в случае ошибки последствия будут фатальными. «Наше государство не может конкурировать с гигантами в этом либерализме. Я еще совсем сопливым президентом говорил о том, что у нас нет денег рисковать и идти на какие-то реформы. А вдруг провалимся?» — сказал А. Лукашенко. По его словам, такие реформы могут позволить себе только крупные страны вроде России, Китая или США. «А мы чем в случае провала будет потом эти дыры закрывать? Поэтому я всегда был аккуратен и осторожен и не бросался на свежие идеи», — заявил  А. Лукашенко.

Финансовая опора Минска: евразийский кредит плюс российский межгоскредит

Отметим, что в последнее время Минск вел переговоры о новом кредите одновременно с двумя  крупными кредиторами — МВФ и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР). Соглашение о предоставлении Минску кредита из средств ЕФСР на 2 млрд. долларов было подписано весной 2016 года. Тогда же Беларусь получила первый транш кредита в 500 млн. долларов, а в июле 2106 года — второй транш на 300 млн. долларов. Третий транш кредита ожидался в октябре 2016 года, но рассмотрение этого вопроса было отложено – как отмечали эксперты, прежде всего, по политическим причинам. После урегулирования нефтегазового конфликта с Россией евразийский кредит в размере 300 млн. долларов 26 апреля 2017 года поступил Беларусь.

«Перечисление средств состоялось после выполнения Беларусью отлагательного условия, предусматривающего усиление программы… мерами, направленными на повышение эффективности управления госпредприятиями. Необходимость корректировок программы была обусловлена невыполнением Беларусью трех индикативных показателей, предусматривающих принятие стратегии повышения эффективности управления госорганизациями, и двух указов президента о дополнительных мерах по обеспечению соцподдержки некоторых категорий безработных и об утверждении порядка передачи в доверительное управление финансово неустойчивых предприятий», — отмечалось в сообщении на сайте управляющего средствами фонда Евразийского банка развития (ЕАБР).

В нем также  было сказано, что условия предоставления пятого, шестого и седьмого траншей евразийского кредита усилены рядом мероприятий, направленных на совершенствование методов корпоративного управления в 17 акционерных обществах, оптимизацию госсобственности на республиканском уровне через передачу в коммунальную собственность не менее 45 госпредприятий, а также продажу госдоли акций отдельных акционерных обществ на бирже.

Кроме того, в условия шестого транша включен новый контрольный показатель по внедрению механизмов соцзащиты, предусматривающих профпереобучение высвобождаемых в ходе реорганизации работников и их дальнейшее трудоустройство. Условиями седьмого транша в статус контрольного показателя переведено законодательное утверждение порядка принятия местными органами власти решений о передаче в доверительное управление коммунальных предприятий.

В течение 2017 года Беларусь ожидает поступления как минимум еще одного транша кредита ЕФСР – на 300 млн. долларов. Помимо этого,  речь идет о предоставлении Россией межгосударственного кредита Беларуси в размере до 1 млрд. долларов.

Теперь незачем спешить?

Таким образом, для Беларуси после урегулирования нефтегазового конфликта с Россией  вопрос поиска внешнего финансирования на 2017 год  практически закрыт, отмечают эксперты Сбербанка России. Более того, добавляют они, достигнутые договоренности снимают для Беларуси остроту вопроса относительно поиска внешнего финансирования не только в 2017 году, но  и частично – в 2018 году.

Эксперты поясняют, что в  2017 году Беларусь получит контрактные 24 млн. тонн нефти, при этом 6 млн. тонн нефти  сможет сразу экспортировать в третьи страны. Такой вариант увеличивает поступление нефтяных пошлин в бюджет Беларуси примерно на 380 млн. долларов, поскольку размер пошлины на сырую нефть выше, чем на нефтепродукты. При этом  Минск получит значительный объем финансовых ресурсов от Москвы и связанных с ней источников. Речь идет о предоставлении межгосударственного кредита Беларуси в размере до 1 млрд. долларов, а также двух траншей из ЕФСР — каждый по 300 млн. долларов (один из этих траншей Беларусь  уже получила). Таким образом, только прямая финансовая помощь Беларуси составит около 1,6 млрд. долларов, отмечают эксперты Сбербанка.

Кроме того,  восстановление «дружеских» отношений с Москвой откроет дорогу Минску и для другого источника заимствований. Беларусь заявляла о том, что планирует рефинансировать еврооблигации на 800 млн. долларов, срок погашения которых наступает в январе 2018 года. «Для потенциальных инвесторов разрешение нефтегазового конфликта значительно снижает градус неопределенности относительно будущего белорусской экономики. Выйти на рынок Беларусь может уже в ближайшие месяцы», — считают аналитики Сбербанка России.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Проектом республиканского бюджета Беларуси на 2017 год предусмотрено поступление от приватизации 274,4 млн. рублей (около 125 млн. долларов). Использование средств от приватизации госимущества в 2017 году в расходной части бюджета не предусматривается, что говорит об отсутствии реальных намерений о продаже инвесторам госсобственности.
В 2016 году в Беларусь поступило в 1,307 млрд. долларов прямых ино­странных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) – на 18,9% меньше, чем в 2015 году (прогнозом предусматривалось на 42,8 млн. долларов больше). На 2017 год запланированы ПИИ на чистой основе в размере  1,4 млрд. долларов.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,