Недавние договоренности по поставкам российской нефти в Беларусь ограничены 2017-2018 годами неслучайно. Россия, по мнению экспертов, будет форсировать налоговую реформу в нефтяной отрасли. Так что «черный сценарий» для белорусской нефтянки может быть реализован уже через 2-3 года, а не к 2025 году.

Белорусская субсидия снизилась до 60 долларов на тонне нефти

Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов РФ Сергей Агибалов 11 апреля на конференции в Минске «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», организованной британской группой компаний Confidence Capital, отметил, что Россия из-за газового спора 2016 году снизила поставки нефти в Беларусь примерно на 6 млн. тонн. Этот объем был переориентирован на другие рынки, что принесло российскому бюджету дополнительно за 9 месяцев 610 млн. долларов — благодаря уплате экспортной пошлины на нефть.

Тем не менее, в условиях изменившейся нефтяной конъюнктуры и снижения в прошлом году поставок российской нефти белорусское государство по-прежнему остается бенефициаром, получая пошлины от экспорта нефтепродуктов. В 2016 году их объем составил 0,6 млрд. долларов, в 2015 году — 1,3 млрд. долларов.

В прошлом году падение цен на нефть стало серьезным фактором снижения пошлин и, как следствие, белорусских субсидий. Если в 2013-2014 годах эта субсидия составляла около 100 долларов на тонне нефти, то сейчас она снилась примерно до 60 долларов, отметил С. Агибалов.

Белорусский бюджет-2017 недополучит часть экспортных пошлин на нефтепродукты из-за продолжающегося налогового маневра в России. Если в 2016 году экспортная пошлина на светлые нефтепродукты долгое время держалась на уровне выше 32 долларов за тонну, то в этом году она упала до 23-27 долларов за тонну. Таким образом, в этом году из-за налогового маневра Беларусь дополнительно понесет потери, даже если сохранит физические объемы экспорта нефтепродуктов на уровне 2016 года (13,004 млн. тонн).

Кто не успел, тот опоздал

Эксперт отметил, что в последние годы все российские компании зарабатывали деньги не на переработке нефти, а на экспортных пошлинах — благодаря большой разнице между пошлинами на нефть и нефтепродукты. Для снижения субсидирования нефтепереработки — причем, не только белорусской, но и российской — в России реализуется «налоговый маневр»: повышается налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) и в качестве компенсационной меры снижаются экспортные пошлины на нефтепродукты. Поскольку в РФ перерабатывается около 180 млн. тонн нефти в год, то налоговый маневр позволяет существенно снизить потери российского бюджета. 

При этом, как отметил С. Агибалов, позиция российского Минфина обозначена предельно четко: сокращать шаг за шагом субсидирование «нефтянки». «Уже официально заявлено, что нефтяные экспортные пошлины в России уберут к 2025 году. Но, скорее всего, существенные изменения мы увидим раньше – наверное, в 2019 году, а возможно в 2020 году произойдут существенные подвижки в налогообложении нефтяного сектора России», — отметил эксперт.

При этом, добавил он, правительство РФ, вероятно, предоставит субсидию российским НПЗ, но она будет не больше, чем логистическое отставание российских заводов от европейских. Тем более, что эффективность российских НПЗ повышается, а их модернизация позволяет снизить производство мазута. «Ведь мазут надо было возить по железной дороге, что и вызывало логистическое отставание. Сейчас мазута на заводах становится все меньше, поэтому Минфин считает: кто не успел, тот опоздал. Следовательно, он вправе и дальше снижать экспортные пошлины», — пояснил С. Агибалов.

Вот почему соглашение по поставкам нефти в Беларусь ограничено по срокам — на ближайшие два года. «Объемы поставок нефти могут быть согласованы до 2025 года, но привлекательность этих поставок может быть подвергнута существенным налоговым изменениям. Открывшаяся перспектива, на мой взгляд, короткая – наверное, 3 года, это максимум», — подчеркнул эксперт.

Если сейчас дополнительный бонус для нефтяных компаний – разница между пошлиной на нефть и нефтепродуктами – составляет примерно 40 долларов на тонне, то в перспективе к 2020 году он может быть снижен в два раза, отметил эксперт.

«Надо понимать: нефтепереработка как в России, так и в Беларуси из дойной коровы превратилась в проблемный актив. У тех НПЗ, кто не успел модернизироваться, маржа низкая, а в перспективе она может быть еще ниже», — подчеркнул С. Агибалов.

Белорусская «нефтянка»: плюсы и минусы

По словам представителя компании Oliver Wyman Дмитрия Гречкина, основное преимущество белорусской нефтепереработки в настоящее время – беспошлинные поставки российской нефти. Плюс то, что Беларусь «находится на нефтяной «трубе» по дороге с Востока на Запад. «И это ее конкурентное преимущество: чем ближе к трубе, тем выгоднее переработка нефти», — добавил он.

Еще одно ее конкурентное преимущество белорусов в части экспорта нефтепродуктов – близость дефицитных рынков, прежде всего, украинского. По словам Д. Гречкина, еще 2-3 года назад таким рынком был также российский. В то время Беларусь достаточно активно поставляла нефтепродукты на российский рынок, и эти поставки «спасали Россию от дефицита бензина».

«Сейчас картина поменялась. Из-за падения спроса, рецессии в РФ, а также благодаря модернизации российских НПЗ в России наблюдается стабильный профицит бензина. И потребности в белорусских поставках отпала. Более того, теперь уже российский бензин поставляется в Беларусь», — отметил эксперт.

Среди очевидных минусов белорусской нефтепереработки – ее несбалансированность: потенциально белорусские НПЗ могут переработать 24 млн. тонн нефти в год, а внутренний рынок готов потребить лишь 3,8 млн.тонн нефтепродуктов.

«Таким образом, белорусская нефтепереработка является «слабым звеном»: у нее не хватает собственного ресурса для загрузки мощностей и не хватает внутреннего рынка для монетизации. Что порождает многие проблемы», — подчеркнул эксперт.

Успеют ли белорусские НПЗ модернизироваться до обнуления пошлин?

Цена российской нефти для Беларуси из-за налогового маневра с января 2015 года по март 2017 года выросла на 75%. В 2016 году по этой причине она увеличилась еще на 22 доллара за тонну – до 275 долларов за тонну.

Заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Мозырского НПЗ Владимир Сизов отметил, что налоговый маневр в нефтяной отрасли в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка —  опережающего падения цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на нефть — негативно отразился на финансовом состоянии НПЗ.

В результате маржа нефтепереработки за последние 5 лет снизилась со 124 долларов за тонну до 50 долларов. Если же Россия полностью завершит налоговую реформу – то есть, обнулит экспортные пошлины), то цена российской нефти для белорусских НПЗ может вырасти на 80 долларов, а маржа нефтепереработки упадет до 17 долларов за тонну.

В этом случае цена на нефть для отечественных НПЗ может увеличиться с нынешних 275 долларов до 359 долларов за тонну (при мировой цене нефти 50 долларов за баррель).

В ходе конференции эксперты подчеркивали: если к сроку завершения налоговой реформы в нефтяной отрасли НПЗ не успеют завершить свои программы модернизации и существенно повысить глубину переработки нефти, то их маржа будет определяться в основном величиной таможенной субсидии — то есть, разницей пошлин на нефть и нефтепродукты. А значит, по сути, будет сведена до минимума.

Профильные белорусские чиновники это давно поняли. Неслучайно модернизация отечественных заводов 2-3 года назад была возведена в ранг стратегической задачи. Правительство, как могло, пыталось ускорить реализацию важных проектов. Еще в феврале 2016 года вице-премьер Владимир Семашко на заседании совета концерна «Белнефтехим» поставил задачу перед «Нафтаном» должен завершить программу модернизации в 2016 году, а перед Мозырский НПЗ – в 2017 году.

Однако из-за финансовых проблем НПЗ, возникших в прошлом году в связи с поставками российской на нефти на белорусские НПЗ, а также негативной конъюнктурой на рынке нефти и нефтепродуктов сроки модернизации заводов пришлось отложить.

Ключевым проектом нынешнего этапа модернизации Мозырского НПЗ является ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil) стоимостью около 1,5 млрд. долларов. Реализация этого проекта позволит Мозырскому НПЗ при сохранении нынешней мощности по переработке (на уровне 12 млн. тонн в год) увеличить глубину переработки до 88-90% с нынешних 70-75%, а отбор светлых нефтепродуктов повысить до 66% с нынешних 55% , плюс — минимизировать производство мазута. В. Сизов отметил, что реализовать этот масштабный проект Мозырский НПЗ планирует в 2019 году.

В свою очередь временно исполняющий обязанности заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Сергей Каморников в ходе конференции сообщил, что завершить свои программы модернизации белорусские НПЗ планируют в конце 2018 года — середине 2019 года. По его словам, за последние 10 лет НПЗ увеличили свои перерабатывающие мощности в 2 раза – с 12 млн. тонн до 24 млн. тонн нефти в год и по своему технологическому уровню входят в первую десятку среди НПЗ в СНГ. «Сейчас перед ними поставлена первоочередная задача — завершить очередной этап модернизации, направленный на увеличение глубины переработки нефти практически до уровня 90% с увеличением отбора светлых нефтепродуктов. В конце 2018 года — середине 2019 года мы ожидаем серьезных достижений в этой технической части», — подчеркнул С. Каморников.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,