Расширение военного и военно-технического сотрудничества Москвы и Минска станет одним из главных показателей преодоления затяжного конфликта между ними.

«Я хочу их (Россию — прим. автора) подвинуть к тому, чтобы они все-таки оказывали нам поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену. Мы не сможем за нынешнее вооружение из наших средств платить: у нас нет ни нефти, ни газа, а это в основном источники перевооружения», — сообщил Александр Лукашенко 7 апреля на совещании о проблемах и перспективах развития науки.

«Мы договорились, в Совете безопасности Беларуси, что нам надо, какие виды вооружений, и я ему (Путину — прим. автора) об этом сказал. Правда, он сразу подскочил: «А ты знаешь, сколько это стоит?» Я говорю: «Знаю, про самолеты Су-30 — ну, миллионов 20-25». Да, говорю, ладно, половину я заплачу. Потому что они нам нужны сейчас, даже сейчас. Потому что старые модели Су и МиГи выходят из эксплуатации, и нам надо более современные. Поэтому нам эти вопросы очень важны, которые касаются безопасности и обороны».

Как отмечают военные эксперты, это далеко не первое заявление белорусского лидера на эту тему за последние несколько лет. Рискнем предположить: истинная причина столь частого обращения его к данной теме состоит в том, что она является одним из главных раздражителей для Главнокомандующего вооруженными силами Беларуси в области оборонного взаимодействия с Россией.

Во всяком случае, по ней он высказывался едва ли не чаще, чем по другим злободневным вопросам военно-технического сотрудничества Минска и Москвы вместе взятым. И в первый раз это случилось еще в 2005 году. Но тогда нужда, очевидно, еще не слишком назрела и нежелание России на нее откликнуться конфликта на высшем уровне не вызвала.

Камень в протянутую руку

Однако, с годами проблема боеготовности белорусской авиации обострялась все больше и больше. И 21 сентября 2012 года Александр Лукашенко обозначил ее уже публично, отвечая в ходе фестиваля «Дажынкi-2012» на вопросы представителей СМИ о подробностях своей встречи в Сочи со вновь избранным тогда на пост президента России Владимиром Путиным. По словам Лукашенко, одной из основных на переговорах глав двух союзных государств была проблематика военно-технического сотрудничества между ними и в этом направлении удалось достигнуть конкретных договоренностей.

Так, в ответ на просьбу белорусского президента его российский коллега пообещал передать военно-воздушным силам РБ «современные самолеты для того, чтобы нести дежурство на границе». Необходимость в обновлении парка авиационной техники вызвана тем, что у многих наших военных самолетов заканчивается ресурс: «В военное время мы их поднять можем, но в мирное время нужны новые нормальные самолеты». Чтобы летать без необоснованного риска для пилотов.

Учитывая высокую стоимость современных боевых самолетов, многие эксперты стали тогда рассматривать, как наиболее реальный, вариант обновления парка белорусской военной авиации за счет безвозмездной (или, на крайний случай, с минимальной оплатой) передачи Москвой Минску партии «индийских» Су-30К.

Речь шла о 18 российских истребителях Су-30К, ранее временно находившихся в составе ВВС Индии. После нескольких лет эксплуатации они были заменены более совершенными Су-30МКИ и возвращены изготовителю — корпорации «Иркут» — вернее доставлены в Беларусь на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах для ремонта и модернизации по программе Су-30КН с целью последующей продажи, дабы избежать уплаты пошлин при обратном ввозе в Россию.

Но насколько можно было понять из публикаций тех же СМИ, поставке этих самолетов Беларуси мешали два взаимообусловленных препятствия: с одной стороны — высокая стоимость даже «бэушных» Су-30К (15 млн. долларов штука), а с другой — чрезмерная обременительность подобных затрат для белорусской экономики затрат (за все 18 — 360-380 млн. «зеленых»).

Так что если бы оснащение белорусских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30К все-таки состоялось, то, скорее всего, произошло бы это на некоммерческих или очень льготных условиях (безвозмездно, по взаимозачету и ли по символической цене).

В Москве, вероятно, сочли чрезмерным делать такой подарок Беларуси и продали «сушки» богатой алмазами Анголе. Причем некоторые аналитики усмотрели в этом шаге не столько скупость, сколько намерение обескровить авиацию союзника, дабы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ «синеокой». Недаром вскоре в повестке дня белорусско-российских отношений в области обороны появился пресловутый вопрос об авиабазе. Который вскоре стал серьезным камнем преткновения для союзников.

Не надо базы — дайте самолеты

Суть разногласий разъяснил 11 октября 2015 года сам Александр Лукашенко, в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске, заявив о ненужности для Беларуси российской авиабазы. Дав понять при этом, что не будет против если Москва передаст белорусской армии предназначенные для нее боевые самолеты. «Сегодня, если Россия согласится передать нам полк самолетов — 24, завтра там будут самые лучшие пилоты белорусских вооруженных сил».

А всего за несколько дней до этого, выступая 6 октября 2015 года на открытии первого участка новой минской кольцевой автодороги МКАД-2, он попенял Владимиру Путину за затяжку решения данного вопроса, сообщив собравшимся, что еще два года назад просил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов?». Чтобы можно было обеспечить совместную противовоздушную оборону России и Беларуси. «Нет, не можем, не произвести, и прочее».

Такой же позиции Александр Лукашенко, как мы видим, придерживается и по сию пору. 3 февраля 2017 года на пресс-конференции «Большой разговор» он заявил буквально следующее: «Вы дайте мне 20 самолетов, у нас отличные пилоты, отличная школа. Вы знаете, что мы воюем не хуже на военных самолетах, вы нам дайте 20 самолетов, мы же единая группировка».

Не реже, чем президент на тему обновления парка боевых самолетов нашей армии высказывались белорусские высокопоставленные военные. Так еще 21 декабря 2015 года министр обороны РБ Андрей Равков в интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения пообещал: «В ближайшее время продолжится обновление парка авиационной техники и вооружения, зенитных ракетных и радиотехнических войск в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества с Россией. Это — закупка самолетов Су-30, Як-130, ЗРК-Тор М2».

А до этого, 20 октября 2015 года командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев обнародовал информацию о том, что в перспективе (после 2020 года) устаревающие белорусские истребители МиГ-29 могут быть заменены новейшими российскими многофункциональными боевыми самолетами Су-30СМ.

4 февраля 2016 года заместитель министра обороны по вооружению — начальник вооружения вооруженных сил страны генерал-майор Игорь Лотенков дал более подробную информацию по данному вопросу. Из нее следовало, что Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для белорусских ВВС и войск ПВО российских многофункциональных истребителей Су-30, которыми предполагается заменить стоящие на вооружении еще советские фронтовые истребители МиГ-29.

В результате возможности белорусских военных по уничтожению воздушных целей значительно увеличатся, «а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны». Что касается МиГ-29, ныне стоящих на вооружении ВВС и войск ПВО Беларуси, то в связи с исчерпанием ресурса они будут списаны.

«Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования». Тем более, что на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение Су-30 уже освоили.

Но дело не сдвинулось. Поэтому год спустя генерал Лотенков в интервью «Белоруской военной газете» практически повторил свое заявление. Правда при этом он не уточнил сколько именно истребителей данного типа планируется приобрести у России.

Однако, несмотря на всю многочисленность, подобного рода выступлений белорусских должностных лиц (вплоть до самого «верха»), пока никаких очевидных результатов они не имеют. Настойчивость же Минска объясняется, помимо прочего, и высокими боевыми качествами Су-30СМ. Он уже успел отлично зарекомендовать себя в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.

И «швец», и «жнец»

Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км. Практический потолок полета — 17 км, максимальная скорость полета у земли — 1.350 км/ч. на высоте — 2.125 км/ч. Использование двигателя с отклоняемым вектором тяги придает Су-30СМ феноменальную маневренность.

Известно, что этот самолет является адаптированной для условий России (в части систем радиолокации, радиосвязи, госопознавания и бортового вооружения) версией многофункционального истребителя Су-30МКИ, производимого НПК «Иркут» по заказу Индии. Как считают специалисты, выбор Су-30МКИ в качестве базовой платформы для многоцелевого тяжелого истребителя российских ВВС был предопределен, в первую очередь, его универсальностью.

На Су-30МКИ реализована так называемая «открытая архитектура борта», позволяющая относительно просто включать в состав его бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) не только новую аппаратуру, но и целые приборные комплексы от разных производителей. В частности в состав БРЭО Су-30МКИ входят российские радар с фазированной антенной решеткой и оптико-локационная станция, французские навигационный комплекс и система индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а также индийский бортовой вычислительный комплекс.

Построение авионики Су-30МКИ (и соответственно Су-30СМ) по принципу открытой архитектуры, упрощает оснащение этой машины самыми разнообразными видами бортового вооружения как класса «воздух-воздух», так и «воздух-поверхность». Что позволяет использовать Су-30СМ по мере необходимости и в качестве тяжелого перехватчика ПВО, и в качестве ударного истребителя-бомбардировщика.

В качестве такового Су-30СМ является носителем не только свободнопадающих и управляемых авиабомб, но большого набора аэробаллистических и крылатых ракет различной дальности для поражения широкой номенклатуры наземных целей. При таком варианте Су-30СМ, в случае их передачи в Беларуси, вполне могут рассматриваться в качестве одного из действенных средств нейтрализации объектов ЕвроПРО на территории Польши.

И хотя всей информации относительно полного состава ударного вооружения Су-30СМ мы не владеем, кое-какие предположения на основе имеющихся данных сделать можно. Не исключено, что Су-30СМ (в том числе и предназначенных для базирования в Беларуси) будут оснащены многоцелевыми ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59МЭ, Х-59М2Э, Х-59МК2. А также противорадиолокационными ракетами Х-58Э, Х-58УШЭ, Х-58УШКЭ, Х-31ПД предназначенные для поражения радаров противовоздушных и противоракетных систем.

Су-30СМ, в случае их передачи в Беларуси, вполне могут рассматриваться в качестве одного из действенных средств нейтрализации объектов ЕвроПРО на территории Польши. Фото http://militaryarms.ru

Су-30СМ, в случае их передачи в Беларуси, вполне могут рассматриваться в качестве одного из действенных средств нейтрализации объектов ЕвроПРО на территории Польши. Фото http://militaryarms.ru

Но уже сейчас, c весьма большой долей вероятности можно предположить, что в состав бортового вооружения этого боевого самолета будут включены авиационные крылатые ракеты российского тактического комплекса Club-А («Калибр») типа 3М-14АЭ c дальностью стрельбы до 300 км. Обозначение НАТО — SS-N-27 Sizzler.

Высокоточная дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования 3М-14АЭ предназначена для поражения разнообразных наземных целей. Бортовой комплекс управления 3М-14АЭ построен на базе автономной инерциальной навигационной системы. В его состав входят высотомер, обеспечивающий скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, и система спутниковой навигации типа ГЛОНАСС или GPS, обладающая высокой точностью наведения. В дополнение ракета 3М-14Э оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения.

Между тем, несмотря на явное раздражение которое порождает у нее самостоятельная позиция белорусской стороны по ряду принципиальных вопросов, Москва не заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает западное стратегическое направление.

А дело идет к тому, что скоро в белорусских ВВС обозначится явный дефицит самолетов способных применять современное высокоточное вооружение как по воздушным, так и по наземным целям. Ввиду выработки ресурса, из эксплуатации выведены 14 истребителей Су-27, находившихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Еще раньше, по той же причине были сняты с эксплуатации и выведены из состава вооруженных сил Беларуси порядка 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24.

Главным же препятствием для поставки Су-30СМ в качестве их замены, как и прежде, является высокая цена этих самолетов (порядка 25-35 млн. долларов). И если компромисс по этому ключевому вопросу будет достигнут, то появятся основания сказать, что очередной конфликт Москвы и Минска действительно переходит из стадии обострения в стадию ремиссии.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,