• EUR  2.3648
  • USD  2.005
  • RUB (100)  3.3615
Минск  2.3 Погода в Минске

Все варианты разрешения белорусско-российского нефтегазового спора привязаны пока к сценарию создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС, старт которого намечен 1 июля 2019 года. Дальше Беларуси придется договариваться о принципах формирования общего рынка газа в ЕАЭС, и эта тема может тоже провоцировать двусторонние конфликты.

Президент России Владимир Путин, говоря о достигнутом с белорусским президентом 3 апреля в Санкт-Петербурге компромиссе, отметил, что стороны «нашли возможность взаимных уступок» и договорились о перспективах сотрудничества в ближайшие три года. При этом он сделал акцент на том, что стороны подтвердили свое стремление к июлю 2019 года создать необходимые условия по созданию единого рынка электроэнергии.

Создание общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС — один из этапных моментов для евразийского проекта. Чтобы не случилось его фаль-старта, евразийская «пятерка» должна уже сейчас начать движение в этом направлении. «От успеха работы по созданию общих рынков энергоресурсов во многом будет зависеть успех всего нашего Союза. Если удастся продвинуть интеграцию на этом направлении, то остальные отрасли нам точно будут по плечу», — заявил недавно министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов.

Россия пообещала газовую скидку, но не равные цены

Напомним, принципиальная позиция белорусской стороны в отношении создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС состояла в следующем: его невозможно создать, пока в ЕАЭС не будет создан общий рынок газа (а его планируется создать к 2025 году). Минск требовал форсировать этот процесс, а Москва категорически возражала.

По итогам затяжного спора, как заявлялось, был найден компромисс. «Могу еще раз подтвердить, что договорились о том, что на определенных условиях будут скорректированы некоторые межправительственные документы, касающиеся взаимоотношений в сфере газа и нефти, что после их парафирования белорусская сторона вернет недоплаченную сумму «Газпрому», — сказал В. Путин.

То есть, после корректировки межправительственных соглашений Беларусь погасит задолженность за российский газ (согласно заявлениям российской стороны, 726 млн. долларов), при этом синхронно с погашением газового долга Москва восстановит поставки нефти на белорусские НПЗ из расчета 24 млн. тонн в год.

Кроме того, Россия предоставит Беларуси скидку на газ в виде понижающего коэффициента к формуле цены, начиная с 2018 года по конец 2019 года. Размер скидки пока неизвестен. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович ее не назвал, отметив, что раскрыть эти данные не позволяют корпоративные стандарты.

Не исключено, однако, что о размере скидки сторонам еще придется договариваться — в анонсированный 10-дневный срок.

Размер газовой скидки для Беларуси принципиально важен. Дело в том, что в топливном балансе производства электроэнергии Беларуси доминирует российский газ. Скидка должна помочь к июлю 2019 года максимально сблизить цену на газ для Беларуси с российской ценой. По крайней мере, таковы были исходные позиции Беларуси в газовом споре с Россией.

«Как можно прийти к единому рынку электроэнергии, если цена газа на электростанции в Беларуси будет, по меньшей мере, в два раза выше, чем в России? Мы будем неконкурентоспособны», — заявлял вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в сентябре 2016 года. Именно «траектория движения» к единому рынку электроэнергии «позволяет рассчитывать, что к 1 июля 2019 года цена получаемого Беларусью газа на белорусско-российской границе будет сопоставима с ценой газа внутри России», подчеркивал В. Семашко в феврале 2017 года. «Чтобы к 1 июля 2019 года создать общий рынок электроэнергии, а к 1 января 2025 года — общий рынок газа, мы должны максимально сблизить цены на газ», — отмечал министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик.

Заместитель министра энергетики Беларуси Вадим Закревский в декабре 2016 года популярно объяснил, чем обусловлен такой подход. «Потому что единые товарные рынки, которые планировалось создать в ЕАЭС, также связаны с первичными энергоносителями. А стоимость первичных энергоносителей в странах ЕАЭС разная. Поэтому мы говорим о том, что подходы должны быть едиными», — сказал В. Закревский.

Анонсируя в конце марта встречу 3 апреля президентов Беларуси и России В. Семашко еще раз подчеркнул: «Для нас чрезвычайно важно, чтобы мы могли продавать продукцию в Россию, это один из основных мотивов при нашем вступлении в Евразийский экономический союз. Мы вступали ради создания единого рынка внутри союза и равных условий хозяйствования в разных сферах, в том числе в энергетике».

Однако на переговорах в Санкт-Петербурге о сближении к июлю 2019 года цен на газ в РФ и Беларуси речь не шла — Беларуси лишь пообещали скидку к цене на газ, причем, размер ее неизвестен. Но если эта скидка не позволит Беларуси через 2 года существенно «приблизиться» к российской цене на газ, это может означать: затяжной газовый спор Беларусь, по большому счету, не выиграла, несмотря огромные жертвы, которые были принесены на алтарь ожидаемой победы из-за сокращения поставок российской нефти, обострения отношений на продовольственном «фронте» и т. д.

Сложное домашнее задание для Беларуси

В то же время теперь, после объявленного разрешения газонефтяного спора, Беларусь обязана ускорить реформы своей электроэнергетической отрасли. Ведь до создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС Беларуси необходимо создать внутренний рынок электроэнергии. А для этого нужно принять закон об электроэнергетике. Концепция проекта закона «Об электроэнергетике» была одобрена правительством 1 ноября 2016 года и направлена на рассмотрение президенту. Известно, что на базе этого документа уже подготовлен проект указа президента о создании субъектов оптового и розничного электроэнергетических рынков.

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на итоговой коллегии Минэнерго в феврале подчеркнул, что закон «Об электроэнергетике» нужно подготовить до конца 2017 года и принять его в 2018 году. «Нам раскачиваться некогда, потому что в соответствии с Договором о ЕАЭС к 1 июля 2019 года мы должны создать единый рынок электроэнергии», — заявил он.

Решить эту задачу белорусскому руководству будет непросто, о чем свидетельствуют анализ основных тенденций в отрасли производства электроэнергии в странах ЕАЭС, сделанный экспертами Евразийского банка развития (ЕАБР).

Эксперты отметили, что в условиях стагнирующего потребления электроэнергии во всех странах ЕАЭС, за исключением Кыргызстана, сформирован избыток предложения электроэнергии. За последние три года во всех странах евразийской «пятерки», за исключением Армении, спрос на электроэнергию не вырос, а даже сократился. Профицит энергомощностей в ЕАЭС, скорее всего, будет увеличиваться в ближайшие годы.

При этом во всех странах ЕАЭС более половины электростанций продолжает работать за пределами своего нормативного срока службы, а механизмы привлечения инвестиций в традиционную энергетику отсутствуют. За исключением России, в странах ЕАЭС не действуют полноценные рынки электроэнергии, а также нет инструментов, гарантирующих окупаемость инвестиций. Основными препятствиями для развития электросетевого сектора эксперты ЕАБР назвали слабые системы регулирования и госсобственность.

В обзоре отмечается, что во всех странах ЕАЭС в целом сохраняются неэффективные модели регулирования электросетевой отрасли, которые не обеспечивают стимулы для инвестиций и повышения операционной эффективности. Попытки внедрить регулирование по методу доходности инвестированного капитала в России и Казахстане столкнулись с директивно устанавливаемыми на госуровне ограничениями на темпы роста цен на электроэнергию. В результате, тарифообразование в отрасли де-факто вернулось к устаревшим моделям «издержки плюс» или «инфляция минус». В Таджикистане до сих пор нет отдельного ценообразования для деятельности по передаче и распределению электроэнергии в принципе, а в Беларуси электросети пока даже структурно не отделены от генерации и не существуют как самостоятельный вид бизнеса.

Вынесенный экспертами ЕАБР вердикт весьма не оптимистичен для Беларуси. Ведь после ввода в эксплуатацию БелАЭС белорусские власти рассматривали евразийский рынок в качестве основного рынка сбыта белорусской электроэнергии, в том числе из-за возможного запрета экспорта на европейский рынок. Однако с учетом обозначенных проблем, а также, скорее всего, неконкурентной цены на газ белорусская электроэнергия на рынке ЕАЭС может оказаться невостребованной.

Стоит также отметить, что белорусские власти не первый раз пытаются приступить к реформе электроэнергетики. Концепцию закона «Об электроэнергетике» президиум Совета министров Беларуси одобрял в январе 2014 года. Суть ее была такой же, как и сейчас: отказ от монополии государства в сфере генерации электроэнергии при сохранении госмонополии на транспортировку и сбыт электроэнергии. Цель намеченных реформ, как было заявлено, — постепенный переход к созданию рынка электроэнергии, на котором государственный оператор мог бы покупать ее не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников.

Однако 3 года назад из-за опасения дестабилизировать ситуацию в энергетической отрасли этот документ положили «под сукно». Одобрит ли белорусское руководство реформы в энергетике сейчас — большой вопрос. Подстегнуть к таким реформам может разве что желанная цель — равные с российскими цены на газ.

Отложенный спор

Таким образом, Беларуси предстоит в ускоренном темпе провести реформу электроэнергетической отрасли, чтобы уже к июлю 2019 года интегрировать оптовый электроэнергетический рынок Беларуси в общий рынок ЕАЭС

А что дальше? Российский вице-премьер А. Дворкович 3 апреля заявил, что все взаимоотношения в газовой сфере после 2019 года подлежат дальнейшим переговорам. В то же время, отметил он, два лидера подтвердили готовность «сделать все, чтобы к 1 января 2018 года разработать совместные правила по единому рынку газа, а к 2024 году — разработать и выйти на подписание межправсоглашения в рамках ЕАЭС по единому рынку газа».

Так впереди ближайших союзников ждет новый спор по цене на газ. При этом главная цель для Минска останется прежней — выторговать максимально близкие к российским цены на газ.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА: ЕЭК готовится к общему электроэнергетическому рынку

Проект Программы формирования общего электроэнергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС был согласован в октябре 2016 года. Документом предусмотрено создание к июлю 2019 года условий для организации как централизованных торгов электроэнергией, так и осуществления торговли по свободным двухсторонним договорам. Для этого планируется создать электронные системы торговли электроэнергией по срочным контрактам и на сутки вперед.

Также будут разработаны правила торговли электрической энергией, правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи и ряд других актов для регулирования рынка.

Ранее для организации централизованной торговли электроэнергией в рамках ОЭР главы государств стран ЕАЭС поручили изучить вопрос использования уже существующих торговых площадок либо создания новой.

Недавно Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) определила, что в ЕАЭС централизованная торговля электроэнергией будет организована с использованием действующих торговых площадок. Сейчас на территории ЕАЭС действуют три площадки, специализирующиеся на торговле электроэнергией: это казахстанское АО «КОРЭМ» («Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности») и две российские структуры: АО «Московская энергетическая биржа» и АО «АТС» (Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии). Эксперты пришли к выводу, что вместо создания новой, целесообразно задействовать платформу уже существующих структур. Таким образом, расходы стран-партнеров по ЕАЭС на выполнение мероприятий по формированию ОЭР будут существенно оптимизированы. «В случае необходимости дополнительных затрат, в том числе для технической модернизации площадок, планируется задействовать внебюджетные источники», — отмечается в сообщении ЕЭК.

При этом в ЕАЭС продолжат обсуждение ряда других аспектов. Это преимущественно вопросы, связанные с функциональной структурой ОЭР ЕАЭС. Речь, в частности, идет о подходах к организации централизованной торговли электроэнергией по срочным контрактам и «на сутки вперед» в рамках ОЭР. 

Согласно решению президентов стран ЕАЭС, торговля электроэнергией на ОЭР ЕАЭС будет осуществляться в том числе благодаря взаимной торговле между участниками ОЭР на централизованных торгах, а также на торгах «на сутки вперед» на соответствующем этапе формирования общего электроэнергетического рынка при условии экономической целесообразности.

Торговля «на сутки вперед» основана на механизме конкурентного ценообразования — аукциона ценовых заявок покупателей и продавцов электроэнергии. Проводится ежедневно за сутки до реального времени и одновременно на каждый час суток. По результатам аукциона формируются сбалансированные плановые почасовые объемы потребления и производства, определяются равновесные цены на каждый час суток с учетом системных ограничений и потерь электроэнергии при передаче. При этом цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, — конкурентоспособность ценовых заявок.

Тэги:

, , , , , , , , ,

Комментарии

Девальвация 2018: быть или не быть?

В конце 2017 года ситуация на валютном рынке РБ может значительно ухудшиться, и хотя масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, курс доллара может вырасти на 5-10% — до 2,1-2,2 BYN/USD, заставив всех изрядно понервничать.

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

Легковые автомобили: дальше ехать некуда

Зацикливание на российском рынке грозит похоронить белорусско-китайский проект выпуска легковых автомобилей по полному технологическому циклу.

«Белкоммунмаш»: что помогло бывшему ремонтному заводу стать лидером на постсоветском рынке?

«Белкоммунмаш» не побоялся в условиях кризиса сделать ставку на технику третьего тысячелетия — производство городского электротранспорта. В результате предприятие увеличило в этом году производство в 3 раза и полностью обеспечено заказами на 2018 год.

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

100 лет революции: Созидательная воля вождя

К сожалению, все, что в истории так или иначе предпринималось Советским Союзом для утверждения своих интересов, соответственно, его противниками и против него, можно представить только с учетом идеологической составляющей. Иначе многое великое нам покажется не заслуживающим внимания. И наоборот. Мы не сможем понять, почему советское руководство очень часто уделяло чрезвычайно большое внимание очевидным мелочам.

Александр ШВЕЦ: «Дестабилизировать белорусскую экономику может малейший стресс»

Отсрочить назревшие реформы белорусским властям в очередной раз помогла в том числе финансовая поддержка России. Однако отношения Беларуси и РФ в перспективе будут обостряться. И это – еще один аргумент для руководства страны ускорить реформы, которые помогут укрепить отечественную экономику и способствовать национальной безопасности страны.

Девальвация 2018: быть или не быть?

В конце 2017 года ситуация на валютном рынке РБ может значительно ухудшиться, и хотя масштабная девальвация белорусскому рублю не грозит, курс доллара может вырасти на 5-10% — до 2,1-2,2 BYN/USD, заставив всех изрядно понервничать.