Продолжение.
См. также часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7

Современный мировой экономический порядок характеризуется ярко выраженной тенденцией создания единого мирового рынка, в котором каждое из государств пытается занять свое место исходя из специфики природных, технологических, человеческих, управленческих, финансовых и иных факторов. Мировой рынок — это особая организационная структура, которая позволяет государствам богатеть за счет использования преимуществ разделения труда, своих национальных особенностей, благоприятных внутренних факторов. Анализ факторов, определяющих правовые и экономические особенности государства, позволяет определить возможности белорусского государства по достижению богатства за счет использования преимущества мирового рынка, участия Беларуси во внешнеэкономической торговле.

Экономические элементы внешнеэкономической деятельности

Экономический анализ внешнеэкономической деятельности с точки зрения богатства государства базируется на определении конкурентоспособности экономики государства на мировом рынке. В случае если предприятие зарабатывает во внешней торговле товарами и услуга больше, чем тратит – то есть имеет положительное сальдо внешней торговли, то экономика государства конкурентоспособна и государство может зарабатывать богатство от внешнеэкономической деятельности. В обратной ситуации, когда государство тратит больше, чем зарабатывает во внешнеэкономической деятельности, то есть сальдо внешней торговли — отрицательное, можно говорить о том, что экономика страны неконкурентоспособна и внешнеэкономическая деятельность приносит стране бедность.

Фактически показатели внешнеэкономической деятельности являются тестом на эффективность экономической модели государства, способность государства к самофинансированию и фактическому экономическому выживанию. В условиях постоянного развития внешнеэкономических связей государство не может оградиться от влияния расширяющегося мирового рынка и поэтому вопрос эффективности экономической модели государства — это не вопрос желания или нежелания руководства государства, а вопрос выживания государства как экономической самодостаточной единицы в условиях усиливающейся глобализации человечества.

Анализ факторов, влияющих на внешнеэкономическую деятельность, это не только анализ влияния внешнеэкономической деятельности на богатство государства, но и оценка возможных вариантов трансформации экономической модели государства под воздействием мирового рынка и процессов глобализации. Для простоты анализа можно выделить следующие «три кита» или элемента устройства государства, влияющие на положение государства как экономической единицы на мировом рынке:

  • благоприятные факторы;
  • неблагоприятные факторы;
  • правовые факторы.

Благоприятными факторами внешнеэкономической деятельности являются те факторы, использование которых может давать преимущество государству во внешнеэкономической деятельности. Например, в Республике Беларусь существуют большие запасы калийных удобрений, которых нет в других странах, а, следовательно, данные природные ресурсы являются выгодным товаров, которым может приносить богатство государству во внешнеэкономической деятельности. Вопрос лишь в том, насколько экономически эффективно данные ресурсы используются.

Неблагоприятными факторами внешнеэкономической деятельности являются такие факторы, которые приносят государству убытки при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Например, использование устаревших технологий не позволяет производить конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, проносящую прибыль и богатство государству. Для продажи данной неконкурентоспособной продукции государству приходится снижать цены до уровня ниже себестоимости либо накапливать запасы неликвидного по ценовому и качественному показателю товара. В обоих случаях государство несет убытки, что приводит к бедности государства.

Правовые факторы определяют возможности государства как экономической единицы лоббировать интересы своих предприятий на мировом рынке для исключения фактов ценовой или иной дискриминации белорусских товаров, работ и услуг. Данные факторы могут быть как положительные, так и отрицательные. Например, неучастие Беларуси в системе Всемирной торговой организации не позволяет Беларуси защищать интересы своих предприятия от внешнеэкономической дискриминации в государствах-членах ВТО, а значит, делает белорусские предприятия на внешних рынках менее конкурентоспособными, получающими меньшую прибыль. Соответственно белорусское государство становиться от этого беднее.

Соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов в совокупности с правовыми и экономическими особенностями развития государства создают основу для получения выгод или убытков от участия государства во внешнеэкономической деятельности на мировом рынке. Основным экономическим показателем в данной ситуации является внешнее сальдо торговли товарами, работами и услугами. Положительно сальдо внешней торговли свидетельствует о богатстве государства, а отрицательное – о бедности государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Статистические данные последних лет свидетельствуют о стабильно отрицательном сальдо внешней торговли товарами и услугами.

(в млн. долл. США)

Показатель

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

Сальдо внешней торговли

 -2 717

 -2 617

 -6 810

-9 600

 -344

 -4 421

 -4 154

Данные в таблице и далее представлены на основании официальных статистических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь http://www.belstat.gov.by. Как видно из данных таблицы во всем 12-летнем периоде Беларусь имела отрицательное сальдо внешней торговли, а, следовательно, внешнеэкономическая деятельность вела к бедности белорусского государства. Какие же факторы повлияли на данную ситуацию, при которой внешнеэкономическая деятельность приносит стране больше бедности, чем богатства?

Благоприятные факторы

Анализ результатов внешнеэкономической деятельности Беларуси последних лет свидетельствует, что наибольшее богатство государству приносит та сфера деятельности, которую государство никогда не считало «локомотивом» в экономическом развитии государства (в отличие, например, от сельского хозяйства, строительства или экспорта промышленных товар) – это сфера услуг. По данным 2016 года экспорт услуг превысил импорт на 2,4 млрд. долларов США, а в 2015 году на 2,3 млрд. долларов США. Наибольший плюс к белорусскому богатству от внешнеэкономической деятельности в 2015 году дали транспортные услуги (+ 1,7 млрд. долларов США) и компьютерные услуги (+ 0,7 млрд. долларов США).

Как это ни странно, но именно отсутствие особенного внимания государства к сфере услуг (за исключением, пожалуй, Парка высоких технологий), создало ситуацию, при которой большинство предприятий, работающих в сфере услуг, являются частными. Данная ситуация, например, касается большинства предприятий, оказывающих услуги в сфере грузоперевозок (за исключением железной дороги). Да и в Парке высоких технологий все предприятия частные, нацеленные на получение прибыли и богатства. Именно отсутствие прямого государственного управления над сферой услуг и позволило данному виду деятельности стать источником богатства Беларуси во внешнеэкономической деятельности в отличие, например, от белорусской промышленности или сельского хозяйства.

Хотя официально считается, что белорусское сельское хозяйство является источником богатства от внешнеэкономической деятельности, на самом деле ситуация не такая радужная. Если учитывать чистый баланс внешнеэкономической торговли по всей сельскохозяйственной продукции (животноводству, растениеводству, готовой пищевой продукции, животным и растительным жирам), то откроется интересная картина. Согласно данным официальной белорусской статистики в 2015 году Беларусь получила убыток от внешней торговли сельскохозяйственной продукцией на 12 млн. долларов США, а в 2016 году получило прибыль от внешней торговли сельскохозяйственной продукцией на 72 млн. долларов США.

Если учитывать затраты государства и финансовое состояние большинства белорусских сельхозпроизводителей (см. часть 2 «Земля»), то окажется, что торговля белорусской сельскохозяйственной продукцией на внешних рынках является, скорее, источником бедности белорусской нации. Так как не только не приносит богатства от внешнеэкономической деятельности, но и ведет к бедности самих белорусских сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Так, по данным Министерства финансов за 1 полугодие 2016 года из 26 белорусских мясокомбинатов и птицефабрик 12 были убыточными. С учетом нарастания экономического кризиса, наблюдаемого в последнее время, и ограничениями, вводимыми на поставки белорусского продовольствия на российском основном экспортном рынке, ситуация на белорусских перерабатывающих предприятиях в 2017 году, скорее всего, будет еще более финансово плачевная. Может быть, стоит передать сельское хозяйство и пищевую промышленность в частные руки, и тогда она тоже станет реальным источником белорусского богатства от внешнеэкономической деятельности, как это стало с белорусской сферой услуг.

Неблагоприятные факторы

К неблагоприятным факторам внешнеэкономической деятельности относятся факторы, оказывающие отрицательное влияние на сальдо внешней торговли. Отрицательным фактором Беларуси является сложившаяся после распада Советского Союза структура промышленного производства. Современная белорусская структура промышленного производства была сформирована и практически сохранена в неизменном виде с 60-90-х лет ХХ века. Именно в этот период было построено большинство белорусских промышленных предприятий, ориентированных на общесоюзный (теперь – российский рынок).

Попытка сохранить сложившуюся структуру промышленного производства в государственной собственности без качественного изменения технологического и управленческого подходов привели к ситуации, когда современная белорусская промышленность стала генератором убытков во внешнеэкономической деятельности. Чтобы понять данную тенденцию, достаточно проанализировать два следующих показателя: сальдо внешней торговли минеральными ресурсами и сальдо внешней торговли машинами и оборудованием.

За последние 5 лет, начиная с 2012 года, положительное сальдо внешней торговли по минеральным продуктам было достигнуто только один раз в 2014 году в сумме 0,2 млрд. долларов США. В остальные годы было устойчивое отрицательное сальдо минеральными продуктами. При этом к 2016 году данный минус достиг 2,5 млрд. долларов США. Частично данное отрицательное сальдо внешней торговли было компенсировано положительным торговым сальдо продукцией химической промышленности, включающей экспорт калийных удобрений, равной по итогам 2016 года почти 1 млрд. долларов США.

Итоговое отрицательное сальдо работы белорусской нефтехимической промышленности и производства минеральных продуктов с учетом торговли калийными удобрениями составило 1,5 млрд. долларов США. Именно на такую сумму белорусское государство стало беднее в 2016 году. Очевидно, что данный отрицательный результат был обусловлен отсутствием у Беларуси собственных минеральных ресурсов. В этой ситуации возникает вопрос эффективности существующей в Беларуси экономической модели, при которой не обеспечивается рациональное использование минеральных ресурсов позволяющих получать прибыль (богатство) от переработки минеральных ресурсов. Возникает экономический вопрос о том, сколько минеральных ресурсов государство использует рационально, а сколько нет, так как это существенно влияет на сальдо внешней торговли Республики Беларусь.

Схожая ситуация наблюдается и при анализе сальдо внешней торговли машинами, оборудованием и механизмами, электротехническим оборудованием, инструментами, аппаратами и так далее. То есть речь фактически идет о промышленном оборудовании, используемом для производства промышленных и потребительских товаров. По данной товарной позиции в последние годы также наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, которое в 2016 году достигло 2,4 млрд. долларов США. Понятно, когда данное отрицательное сальдо направлено на ускоренную модернизацию промышленности, которая в результате приводит к росту положительно сальдо по потребительским товарам или прочим промышленным товарам, компенсирующим потери от импорта оборудования и механизмов.

Так, по итогам 2016 года было достигнуто положительное сальдо во внешней торговле средствами наземного транспорта и разных промышленных товаров (читай — потребительских товаров, таких как мебель, игрушки, лампы, велосипеды и так далее) в сумме 0,5 млрд. долларов США. Данное положительное сальдо лишь в малой мере компенсирует расходы на импорт оборудования и механизмов, а, следовательно, инвестиции в белорусскую государственную промышленность малоэффективны, экономически не просчитаны и ведут в итоге к бедности белорусской нации.

Приведенный анализ отрицательных факторов внешней торговли выявляет еще одно важное обстоятельство. По данным белорусской статистики по итогам 2016 года положительное сальдо потребительскими промышленными товарами (мебель, велосипеды, игрушки, средства гигиены, канцелярские принадлежности и так далее) составило 94 млн. долларов США. При этом каждый белорусский обыватель знает, что большинство промышленных товаров в белорусских магазинах и на рынках, как правило, не белорусского производства, а, следовательно, возникает вопрос достоверности статистической отчетности, по крайне мере по отношению ко всей внешней торговле. С государствами, с которыми действует полноценный таможенный контроль, вопросов не возникает, но как быть с движением товаров в рамках Евразийского экономического союза.

Данный вопрос не является праздным, если принимать во внимание отсутствие полноценной границы с Российской Федерацией, через которую может свободно перемещаться незадекларированный товар, преимущественно российского и китайского производства. Зная систему белорусского учета и государственного контроля можно с большой долей уверенности говорить о значительной доле не учитываемого в белорусские статистические отчеты товарооборота импортного товара. Об этом многие знают, сталкиваясь с интернет торговлей потребительскими товарами, выпущенными в свободное обращение в России, но не Беларуси. О последнем можно судить по этикеткам предприятий поставщиков на коробках. Там зачастую присутствует информация только о российских предприятиях, но нет информации о белорусских поставщиках. Однозначно, что такой товар ввозится в Беларусь нелегально и не подвергается обязательному статистическому таможенному декларированию. При этом оценить этот нелегальный «серый импорт» достоверно невозможно.

Косвенно данный вывод подтверждается и действиями властей, которые в последние годы активно пытаются заставить предпринимателей как одних из потенциальных участников «серого импорта» представлять документы по ввозимым из России товарам. Указанная ситуация выявляет необходимость оценки третьего элемента внешнеэкономической деятельности – правовых фактов.

Правовые факторы

Анализируя правовые факторы, влияющие на внешнеэкономическую деятельность, необходимо выделять два уровня факторов: национальных и межгосударственных. Национальными внешнеэкономическими правовыми факторами являются национальные нормативные акты и решения государства, влияющие на внешнеэкономическую деятельность предприятий. Межгосударственными правовыми факторами являются международные правовые акты и решения, влияющие на внешнеэкономическую деятельность предприятий.

Национальные правовые факторы во внешнеэкономической деятельности связаны с установлением на уровне государства ограничений во внешней торговле. С экономической точки зрения любые ограничения по экспорту ведут к потерям (бедности) для государства в сумме недополученной прибыли от внешнеэкономической торговли. При этом ссылка чиновников на то, что необходимость введения ограничений на экспорт товаров важна для государства, чтобы обеспечить насыщение спроса на эти товары на внутреннем рынке, с экономической точки зрения не обоснована. Продавая товар на внутреннем рынке по более низким ценам, товаропроизводители становятся беднее, а значит и беднее становиться государство. Кроме того, не получая ожидаемой прибыли, товаропроизводитель теряет стимул к расширению производства, а значит дефицит товаров на внутреннем рынке не только не исчезнет, а наоборот, может возрасти, если производство товара будет сокращаться.

В этой связи экономически не обоснованным выглядит, например, принятие нормативных документов вводящих институт лицензирования экспорта льноволокна на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2017 года № 129. Оказывается для того, чтобы экспортировать льноволокно необходимо получить разовую лицензию Министерства антимонопольного регулирования и торговли, которая выдается по согласованию с Белорусским государственным концерном по производству и реализации товаров легкой промышленности (далее – концерн Беллегпром). Концерн Беллегпром в свою очередь согласовывает заявление о выдаче лицензии на экспорт льноволокна, только при наличии заключенного между названным концерном, Министерством сельского хозяйства и продовольствия и облисполкомами соглашения об условиях поставок льноволокна.

Данный документ является образцом «вредительского» отношения государства к своей экономике – источником бедности белорусского государства. Чиновники четырех государственных ведомств, получающих зарплату из бюджета, пытаются ограничить экспорт продукции хронически убыточных белорусских сельхозпроизводителей (см. часть 2 «Земля»). Вместо того, чтобы дать возможность сельхозпредприятиям зарабатывать валюту и богатство, государство создает чиновничий барьер для экспорта товара, который может и должен являться источником богатства белорусского народа на мировом рынке. При этом утверждения чиновников, о том, что данный товар нужен самим белорусским предприятиям, не выдерживает никакой критики.

Так, по последним опубликованным Министерством финансов данным по итогам 1 полугодия 2016 года только 7 из 16 белорусским льнозаводов показали прибыль от текущей деятельности. При этом только 4 предприятия имели накопленную нераспределенную прибыль прошлых лет, то есть были финансово устойчивыми и могли рассчитываться с сельхозпредприятиями за поставляемое льноволокно. Остальные предприятия являлись хронически убыточными, а значит, вряд ли, рассчитывались за льноволокно с сельхозпроизводителями своевременно или вовсе с ними не рассчитывались. При этом учитывая общеэкономическое ухудшение состояния белорусских предприятий можно с большой долей уверенности утверждать, что финансовое состояние белорусских льнозаводов в 2017 году еще больше ухудшилось.

Следовательно, производство льноволокна на внутренний рынок для сельхозпроизводителей является экономически не выгодной, так как отсутствует реальный платежеспособный спрос. Не имея возможностей свободно продавать льноволокно, сельхозпредприятия постепенно сокращают его производство. Так если в 2008 году в Беларуси было произведено 60,9 тыс. тонн льноволокна, то в 2016 году только 41,3 тыс. тонн. Государство не получит того богатства, которое должно было получить от производства и реализации льноволокна.

При этом вводя ограничения на экспорт льноволокна якобы для поддержания выгодных цен на внешних рынках государство не учитывает, что собственная переработка не может переработать весь лен. Поэтому избыток льна нужно либо продавать, либо ограничивать посев льна, учитывая внутренний платежеспособный спрос и ограничения на экспорт льноволокна. Иначе производство льноволокна несет постоянный убыток, а значит бедность, сельхозпредприятиям при его выращивании.

С экономической точки зрения любые внешнеэкономические ограничения по импорту ведут к росту стоимости импортных товаров, которые оплачиваются потребителями, что в итоге приводит к бедности государства. В данном случае потребитель вынужден покупать импортный товар по более высоким ценам, чем он мог бы его купить без импортных ограничений, а значит, у него остается меньше денег для покупки других товаров и услуг, что делает его беднее.

Контраргументом данного утверждения, который обычно применяют чиновники, заключается в дополнительном поступлении таможенных пошлин в бюджет и развитии внутреннего производства. Если с поступлением таможенных пошлин в бюджет еще можно каким-то образом согласиться (за исключением товаров, которые в Беларуси не производятся), то вопрос поддержки белорусских товаропроизводителей за счет импортных ограничений не столь однозначно.

Введение таможенных пошлин фактически является не только дополнительным налогом на общество, но и делает общество беднее, так как вынуждает граждан покупать более дорогой и возможно менее качественный белорусский товар вместо более качественного и дешевого импортного товара. Вместо искусственного создания условий для отдельных товаропроизводителей лучше создавать равные благоприятные условия для всего белорусского бизнеса. В последнем случае создается здоровая конкурентная среда, в которой белорусский бизнес сможет конкурировать со всеми мировыми брендами и компаниями. Наглядным примером может являться белорусские программисты из Парка высоких технологий, которые в благоприятных экономических (налоговых, административных, трудовых и других) условиях смогли конкурировать на мировом рынке с иностранными программистами.

Межгосударственные правовые факторы определяются международными договорами, заключаемыми государствами между собой. Условия и порядок участия государства в международных договорах влияет на возможности государства по формированию богатства от внешнеэкономической деятельности. В этой ситуации важным обстоятельством являются два взаимосвязанных фактора: 1) конкурентоспособность предприятий и 2) количество и условия международных договоров, заключенных государством.

Конкурентоспособность белорусских предприятий является основой для достижения богатства от внешнеэкономической деятельности. Если белорусские предприятия конкурентоспособны и могут зарабатывать прибыль без государственной поддержки, то государство может получать богатство от внешнеэкономической деятельности и наоборот (см. часть 4 «Предпринимательский риск» и часть 6 «Государственное экономическое управление»).

Второй фактор вытекает из первого. Если белорусские предприятия конкурентоспособны, то начинает действовать и второй фактор участия государства в международных договорах. Условия и количество межгосударственных договоров в данном случае являются положительным фактором для богатства от внешнеэкономической деятельности, так как конкурентоспособные предприятия получают возможность зарабатывать прибыль на внешних рынках в благоприятных внешнеэкономических условиях.

В этой ситуации неучастие Беларуси в ВТО ограничивает возможности белорусских предприятий по заработку прибыли на рынке стран ВТО, так как белорусские предприятия оказываются в менее защищенном правовом и экономическом положения, чем предприятия стран членов ВТО. Неоднозначное влияние на белорусскую внешнеэкономическую деятельность оказывает и участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе. Попытка объединить страны с различной структурой экономики, а соответственно и с различными внешнеэкономическими целями, привело к ситуации несогласованности при создании, например, единого рынка топливно-энергетических ресурсов – жизненно необходимого фактора для белорусской экономики. В свою очередь открытость белорусской границы с Российской Федерации приводит к недобросовестной конкуренции со стороны «серого импорта», о чем было написано выше. В итоге в настоящее время межгосударственные правовые факторы оказывают скорее отрицательное, чем положительное влияние на белорусскую внешнеэкономическую деятельность, о чем свидетельствует хронически отрицательное белорусское сальдо внешней торговли товарами, работами и услугами.

Внешнеэкономическая деятельность является одним из видов деятельности, влияние которого на бедность нации можно просчитать в цифрах. Несбалансированность внешней торговли ведет к росту внешнего и внутреннего долга государства, так как оплата отрицательного сальдо внешней торговли требует привлечения внешних источников финансирования. Так, например, на 1 октября 2016 года валовой внешний долг Беларуси составляет порядка 38 млрд. долларов США. Для выплаты данного долга каждый белорус, включая младенцев и стариков, должен заплатить, а значит стать беднее на 4 000 долларов США. Без изменения подходов к экономической политике государства отрицательного сальдо внешней торговли будет сохраняться, а значит, внешний долг будет увеличиваться, и белорусы будут становиться еще более бедными. В итоге может возникнуть вопрос о выживании белорусского государства, как самостоятельной и независимой экономической единицы на мировом рынке в условиях усиливающихся процессов глобализации.

Продолжение следует.

Перепечатка статьи или полный репост возможен только с письменного согласия автора. Частичный репост (не более трех абзацев) с сохранением авторского заголовка, указанием автора и источника публикации, возможен только при условии размещения прямой активной гиперссылки на страницу сайта belrynok.by, с которой взят материал.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,