Пока власть «строит» общество, а не наоборот, рассчитывать на общенациональный диалог не приходится.

Возможен ли диалог между властью и обществом в Беларуси? Если рассматривать проблему с формальной стороны, то сама постановка вопроса покажется странной. Откроем Конституцию: «Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Власть у нас народная. Следовательно, проблема диалога власти и общества – это проблема диалога общества с самим собой. Так что мешает? Это может показаться странным, но мешает отсутствие… общества. То, что мы за него принимаем, по факту является населением, т.е. механической суммой атомизированных индивидов.

«Общество, – поясняет директор Левада-центра социолог Лев Гудков, – это система устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимных ценностях, чувстве сопричастности и взаимных интересах». Но «механическая сумма» осуществлять власть ни непосредственно, ни через представителей не в состоянии. История независимой Беларуси – тому наглядное подтверждение. Поэтому не вызывает удивления, что в июне 2016 г. о своей неспособности повлиять на решения и политику как высших, так и местных (!) органов власти заявило 89%* белорусов (опрос проведен ООО «ЦСБТ САТИО» по заказу Pact Inc).

ЭКОНОМИКУ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕФОРМАМИ НЕ СПАСТИ

«В тяжелый, сложный период нам, как никогда, необходимо национальное согласие, диалог, а не гражданские столкновения. Все споры, все конфликты цивилизованные люди решают мирным путем. А я считаю, что мы, белорусы, – цивилизованная нация. И, надеюсь, подтвердим это в случае очередных испытаний». Такими словами главный редактор «Народной воли» Иосиф Середич объяснил цель своей встречи с Александром Лукашенко, которая состоялась 13 февраля и продолжалась два часа.

В качестве рабочего инструмента Середич предложил собрать «самые умные головы Беларуси» в количестве от ста до двухсот за «Национальным круглым столом». Такая концентрация интеллекта на единицу площади, по его мнению, позволит не только оперативно и эффективно помозговать над проблемой, «которая сегодня волнует, тревожит всех живущих в Беларуси», но и отвести угрозы, «черными тучами нависшие над страной». При этом Середич сослался на опыт Польши.

Какое отношение столь неординарное предложение имеет к известному польскому опыту, понять не так-то просто. Википедия подсказывает, что Okrągły Stół (переговоры между властями Польской Народной Республики и оппозиционным профсоюзом «Солидарность») проходил в Варшаве 6 февраля-5 апреля1989 г. Он завершился соглашениями о легализации «Солидарности» и политической реформе.

Для тех, кто не уловил разницы между «Национальным круглым столом» Середича и польским Okrągły Stół, поясню: черные тучи, нависшие над Польшей, отводили не участники политического междусобойчика (консультативного органа при правительстве), а законно избранные органы власти, опирающиеся на поддержку поляков. Выработка механизма их демократического избрания и была центральной темой переговоров, после чего реформы осуществили законно избранные органы власти, а не группа консультантов, непонятно кем укомплектованная.

Благодаря такому механизму договоренности, достигнутые на Okrągły Stół, и привели в конечном итоге к глубоким политическим и экономическим переменам в стране, демонтажу режима ПОРП, переходу Польши к демократии и рыночной экономике.

По мнению отца польских реформ Лешека Бальцеровича, которое я позаимствовал из его статьи «Кто виноват – рынок или политика?», именно концентрация политической власти является главной причиной системных кризисов. Поэтому самые важные экономические реформы – это политические реформы.

Так называемая «белорусская модель» организована по принципу унитарного предприятия, т.е. предприятия с одним владельцем (УП «Беларусь»). И все мы знаем имя его владельца. О каких реформах тогда должна идти речь на «Национальном круглом столе»? Если о реформах внутри УП, то они бесполезны. Если о реформировании самого принципа УП, то я сомневаюсь, что владелец УП вступит в диалог, целью которого станет упразднение УП.

В статье Бальцеровича имеется пассаж, посвященный Беларуси: «Беларусь – это не пример успеха, потому что 16% ВВП страны – это субсидии из России путем поставки дешевого топлива. Лукашенко, может быть, думает, что он успешен, но это не так».

Статья написана в 2014 г. Но в том, что «это не так», сегодня в республике-партизанке мало кто сомневается. Вот только, как свидетельствует польский опыт, экономику экономическими реформами не спасти.

СИЛЫ СВЕТА ПРОТИВ СИЛ ТЬМЫ

В персоналистских авторитарных системах индивидуальные особенности персоны, безусловно, имеют значения. Однако оценивать их влияние на текущие события следует без фанатизма. В качестве примера напомню, ставшее мемом, высказывание экс-спикера российской Думы Бориса Грызлова: «Парламент – не место для дискуссии».

Что это, случайный ляп или оговорка по Фрейду, позволившая нам узнать истинное отношение российского политического класса к законодательному органу власти?

Ожидать дискуссий от депутатов, прошедших сквозь кремлевское сито, естественно, не приходится. Но из этого факта не следует, что демократически избранные депутаты способны обсуждать проблемы страны в режиме диалога. Вспомним начало 90-х. Сплошной раздрай в Верховном Совете и в Думе. А когда Дума продемонстрировала свою независимость от исполнительной власти, то ситуация в России стала стремительно развиваться по катастрофическому сценарию. Пришлось Ельцину выводить танки на Горбатый мост.

Парламент – не место для дискуссий. А любой трудовой коллектив с его управленческой вертикалью является у нас местом для обсуждения профессиональных проблем? Советский принцип «я – начальник, ты – дурак» утратил свою актуальность в современной Беларуси или по-прежнему остается в силе?

Официальные идеологи любят рассуждать о духовной культуре нации, национальном характере, историко-культурном наследии народа и т.п. В качестве типичного образца подобных рассуждений рекомендую статью ректора Белорусского государственного университета культуры и искусств Юрия Бондаря и доктора философских наук Льва Криштаповича «Самобытные ценности» (журнал «Беларуская думка» № 2 за2016 г.)

Важная особенность подобных рассуждений – табу на перечисление конкретных характеристик национальной культуры. Поэтому постараюсь восполнить пробел, ограничившись лишь манихейством. Эту характеристику я отношу к числу ядерных (входящих в ядро национальной культуры).

Понятие манихейства восходит к имени иранского религиозного реформатора Мани. «В манихейском сознании, – поясняет культуролог Игорь Яковенко, – мир предстает как арена вечной борьбы двух космических сил – Света и Тьмы, Добра и Зла, духа и материи. Однажды, в эсхатологической перспективе, эта борьба завершится победой Света, и духи Зла будут сброшены в бездну».

Картина мира типичного манихея раскрашена двумя красками – черной и белой. Никаких полутонов. В социальном пространстве есть только «мы» и «они». Для типичного представителя так называемого «белорусского большинства» «мы» – это сторонники Лукашенко, «они» – его противники, взаимодействия с которыми возможно только в форме конфликта.

Если манихей и дружит с кем-то, то всегда против кого-то. Диалог для него – лишь способ выиграть время и перегруппировать силы для нанесения нового удара.

В качестве иллюстрации предлагаю обратиться к пресс-релизу мартовского совещания об актуальных вопросах развития Беларуси.

Один из важных итогов совещания – пополнение в списке врагов. К «пятой колонне» Лукашенко добавил «майданутых», намекнув при этом на таинственное «кое-что еще – то, чего общество не знает. Хотя намек в СМИ на это был».

Февральско-мартовские протестные акции застали врасплох не только политическую оппозицию, но и манихеев во власти. Отсюда временная уступка с оплатой налога на «тунеядцев» и призывы к руководителям «вертикали» всех уровней «научиться вести диалог с людьми». Лично на себя это требование Лукашенко, естественно, не распространил.

Но, подобно Штирлицу, мы помним, что лучше всего запоминается последняя фраза. Совещание закончилось требованием к милиции «принять жестокие меры» и призывом «повыковыривать провокаторов», как изюм из булки, т.е. отделить «наших» (большинство) от «не наших» (меньшинство).

ФРАНСУА ФИЙОН VS. ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ

Любое социальное явление имеет бесконечное число культурных проекций. Поэтому оставим толерантных белорусских манихеев в покое и попытаемся оценить возможность общенационального диалога с точки зрения теории двух этических систем, автором которой является советский и американский психолог и математик Владимир Лефевр.

В первой этической системе границы между добром и злом размыты и отсутствуют механизмы согласования интересов конфликтующих сторон. Во второй, соответственно, наоборот.

Несложно догадаться, что белорусам посчастливилось жить в первой этической системе. Пример. Мой свояк на протяжении многих лет возглавлял участковые избирательные комиссии. Означает ли это, что, будучи человеком максимально политизированным и одновременно противником Лукашенко, я не подам свояку руки при встрече? Нет, не означает. Уверен, что в своей беспринципности я не одинок.

Около 70 тыс. членов участковых избирательных комиссий раз в пять лет обеспечивают «элегантные победы» владельцу УП «Беларусь». Это все не чужие нам люди. Среди них немало педагогов, сеющих пять дней в неделю разумное, доброе, вечное в головы и души наших детей. Отдаем ли мы себе в этом отчет? Не уверен.

Следует согласиться с социологом Львом Гудковым: «Мы имеем дело с аморальным обществом. Аморальным не в том смысле, что оно склонно к злодейству (хотя не без этого), а в том, что злодейство воспринимается как норма, как естественный тип отношений».

А теперь пример, позаимствованной из второй этической системы. Согласно данным соцопросов, 70% французов хотят, чтобы Франсуа Фийон, выдвиженец партии «Республиканцы», снял свою кандидатуру с выборов президента страны. Выяснилось, что на рубеже 90-х и нулевых депутат Фийон устроил свою жену на работу своим помощником. За четыре с половиной года она получила из государственной казны примерно 500 тыс. евро в качестве зарплаты, не выполняя при этом никакой работы.

Предсказать закат карьеры французского политика, полагаю, несложно. А вот российскому премьер-министру подобная учесть не грозит, несмотря на то, что основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный на днях сообщил информацию о благотворительных фондах на общую сумму 70 млрд руб. (более 1 млрд. долларов), которыми руководят друзья премьера. Благотворительность свелась исключительно к покупке недвижимости, яхт и виноградников.

Каким образом отреагировал на обвинение в коррупции Медведев? Он подал в отставку? Обратился в следственные органы с просьбой подтвердить свою невиновность? Пообещал подать на Навального в суд за клевету? Нет, официальной реакции с его стороны просто не последовало. Не последовало ее и со стороны «дорогих россиян». На то и власть, чтобы жить в роскоши, и надо быть полным недотепой, чтобы, руководя правительством, жить на одну зарплату.

«НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ…»

«Я проехал весь мир, я видел Европу – все сжато, все задымлено, все грязно, люди трутся один о другого, толкают. Тяжело там жить людям», – поделился с участниками третьего Всебелорусского народного собрания Лукашенко в марте 2006 г. Проблема высокой плотности населения в Европе схвачена верно. Чтобы жить в тесноте, но не в обиде, необходимо уметь договариваться, уметь вести диалог с теми, о кого трешься. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в первых европейских университетах (XI-XII вв.) одной из главных форм обучения, помимо лекций, являлись диспуты.

Когда и кто из белорусских топ-чиновников в последний раз публично дискутировал со своими политическими оппонентами, и кто из них способен на такой подвиг в принципе? А между тем спор (дискуссия, диалог) – это повивальная бабка истины. Следовательно, если нет споров, то нет и истины, в том числе и в вопросах национальных интересов и внешней политики страны.

В том, что очередной нефтегазовый конфликт между учредителями Союзного государства вышел на качественно новый уровень, есть своя закономерность. На западном направлении ничего подобного никогда не наблюдалось. С теми, кто получил образование в Оксфорде и Сорбонне, проходится выстраивать отношения по цивилизованным правилам. Но не зря же около 70% соотечественников (данные НИСЭПИ) считают белорусов, русских и украинцев тремя ветвями одного народа, а как свидетельствует история, у этого народа доминирует монологическая форма мышления. Образцы такого мышления нам регулярно и демонстрирует Лукашенко.

Еще один нюанс, в свое время отмеченный историком Александром Ахиезером: «Диалог принимает ограниченный характер, если стороны рассматривают друг друга в разных модальностях, например, если одна сторона рассматривает другую всего лишь как средство для своих целей».

Это наш случай. Свои контакты, как на Западе, так и на Востоке, Лукашенко пытается выстраивать, руководствуясь принципом, позаимствованным у героини культового советского фильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Однако отыскать желающих служить средством для реализации личных целей белорусского пентачемпиона с каждым днем становится все труднее. Отсюда неадекватная реакция на отказ России пролонгировать помощь в прежних размерах.

* * *

Если редактору «Народной воли» все же удастся посадить за «Национальный круглый стол» самые умные головы Беларуси, то мы получим современный вариант квартета из бессмертной басни Крылова. Неразрешимые проблемы возникнут уже на уровне определения целей, не говоря уже о средствах по их достижению.

Одно успокаивает. У опасения Середича «не дай Бог, чтобы полыхнула наша земля!» – шансов на реализацию немного. Основной сценарий, по которому живет белорусская модель – это сценарий медленной деградации. Будем надеяться, что за текущую пятилетку своего ресурса он до конца не исчерпает.

Тем не менее, любые попытки наладить политический диалог следует приветствовать, т.к. научиться плавать, сидя на берегу, невозможно.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,