Продолжение. См. также 1 часть

В соответствии с нововведениями белорусского бухгалтерского учета общественно значимые предприятия обязаны до 30 июня 2017 года предоставить в Министерство финансов Республики Беларусь финансовую отчетность согласно стандартам МСФО, подтвержденную заключением аудитора. Особенностям МСФО в условиях действующего белорусского законодательства при составлении финансовой отчетности за 2016 год посвящена данная публикация.

Составление годовой отчетности по стандартам МСФО предусмотрено Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) «Предоставление финансовой отчетности». Сразу же отметим, что Стандарт отчетности составляет 27 листов и написан сложным экономическим языком, требующим «перевода» на язык современного белорусского бухгалтерского учета.

Терминология отчетности

Стандарт отчетности, как и все стандарты МСФО содержит перечень терминов, используемых для составления финансовых отчетов. Одними из основных терминов, используемых в Стандарте, является понятие «существенность». Существенным являются те пропуски или искажения данных статей отчетности, которые могли бы повлиять на принятие экономических решений пользователями финансовой отчетности. Очевидно, что экономическая грамотность пользователей может быть различной, поэтому оценить существенность точными математическими цифрами невозможно, а возможно лишь использование экспертной оценки экономистов и аудиторов, определяющих достоверность составления отчетности МСФО.

Помимо понятия существенности в Стандартах  используются следующие понятия, не используемые в традиционном белорусском бухгалтерском учете: прочий совокупный доход, общий совокупный доход, реклассифицированные корректировки. Под прочим совокупным доходом понимаются финансовые результаты от переоценки основных средств и нематериальных активов, курсовые разницы, финансовые результаты от финансовых инструментов и инструментов хеджирования. Последние два понятия практически не используются в современной белорусской экономической жизни и поэтому не актуальны в белорусском бухгалтерском учете.

Общий совокупный доход – это совокупность прибылей и убытков и прочего совокупного дохода. Реклассифицированные корректировки – это изменения в статьях отчетности, связанные с переносом сумм из прибылей и убытков в прочий совокупный доход и обратно. При этом в Стандартах отчетности предприятием могут быть использованы и другие понятия для описания финансовых результатов работы предприятия. Так, например, может быть использовано понятие «чистый доход».

Принципы финансовой отчетности

Финансовая отчетность включает в себя информацию: об активах и обязательствах, о собственном капитале, о доходах и расходах, о денежных потоках, о вкладах и распределениях сумм собственниками предприятия. Фактически финансовая отчетность представляет собой совокупность информации о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений.

Помимо финансовой отчетности Стандарт отчетности прописывает порядок составления следующих документов: финансовый обзор, отчет по вопросам охраны окружающей среды и отчет о добавленной стоимости. Данные отчеты не являются обязательными, но иногда служат необходимыми документами, объясняющими влияние внешних факторов на финансовое состояние предприятия.

Общие принципы построения финансовой отчетности включают в себя:

  • достоверность финансовой отчетности, что предполагает использование положений учетной политики в соответствии со стандартами МСФО в совокупности с разъяснениями в примечании к финансовой отчетности всей дополнительной информации, влияющей на результаты финансовой деятельности предприятия;
  • непрерывность деятельности организации, составляющей финансовую отчетность, с обязательным указанием в примечании к финансовой отчетности обстоятельств, при которых  предприятие не сможет работать непрерывно по крайней мере в течении будущих 12 месяцев;
  • ведение бухгалтерского учета по методу начисления;
  • самостоятельное определение существенности статей финансовой отчетности и подробного раскрытия информации в данных статьях на основании особенностей деятельности предприятия;
  • запрет на предоставления на нетто-основе (вычет расходов из доходов) данных активов и обязательств за исключением информации об однородных обязательствах (например, курсовые разницы), финансовые результаты от продажи основных средств,
  • периодичность предоставления отчетности – ежегодная;
  • для сравнения обязательно указывать данные прошлого отчетного периода, но можно предоставлять и отчетность за три периода для сравнения;
  • соблюдение последовательности в классификации статей и порядке предоставления финансовой отчетности.

Принципы построения отчетности по стандартам МСФО во многом идентичны принципам построения традиционной белорусской бухгалтерской отчетности. Небольшое отличие заключается лишь в самостоятельном определении существенных статей финансовой отчетности, которые необходимо расшифровывать в пояснениях к отчету, и возможности предоставления отчетности за три отчетных периода.

Предоставление отчетности за три периода необходимо в случае, если предприятие существенно поменяло положения учетной политики, которые повлияли на статьи бухгалтерского учета. Например, организация может поменять порядок начисления амортизации активов с линейного на ускоренный или существенно изменить порядок списания производственных запасов или изменения критериев отнесения к основным средствам.

В последнем случае фактически происходит изменение классификации статей финансовой отчетности, что требует составления дополнительного вступительного отчета о финансовом положении. Данный отчет позволяет сопоставить финансовые показатели разных отчетных периодов с учетом изменения учетной политики предприятия.

Отчет о финансовом положении

Финансовая отчетность является обособленной формой отчетности, которая содержит во вступительной части те же данные, что и белорусская бухгалтерская отчетность. Это информация о наименовании организации, периоде составления отчетности, валюте предоставления финансовой отчетности и степени округления сумм в финансовой отчетности.

Первым отчетом, предоставляемым по МФСО, является отчет о финансовом положении. Данный отчет по экономической сути состоит из тех же статей, что и бухгалтерский баланс белорусского предприятия. Также как и в белорусском бухгалтерском балансе в отчете о финансовом положении предполагается классификация статей на оборотные и внеоборотные активы и краткосрочные и долгосрочные обязательства как отдельные классификационные группы.

Отличие заключается в терминологии, используемой в отчете о финансовом положении. Так, в данном отчете используются такие статьи, отличные от белорусского бухгалтерского учета, как: биологические активы, торговая дебиторская и кредиторская задолженность, оценочные обязательства, выпущенный капитал и резервы и так далее. Кроме того, существенной особенностью отчета о финансовом положении является широкое использование оценочных суждений, согласно которым организация сама определяет:

— наименование и очередность предоставления статей отчета;

— необходимость включения той или иной статьи в отчет в зависимости от её существенности;

— необходимость включения в отчет дополнительных статей, которые более подробно и достоверно характеризуют активы и пассивы предприятия.

Каждая статья финансовой отчетности должна раскрывать информацию о ликвидности предприятия, посредством группировки активов и пассивов по ожидаемым срокам возмещения или погашения:

— до 12 месяцев по окончании отчетного периода;

— по прошествии 12 месяцев после отчетного периода.

При этом желательным, но не обязательным, является предоставление статей актива и пассива отчета в порядке возрастания или убывания ликвидности. Считается, что данный порядок предоставления отчетности является более полезным для определения платежеспособности и ликвидности предприятия.

Отдельно в Стандарте отчетности прописан порядок классификации оборотных активов и краткосрочных обязательств. Оборотными являются активы, которые предполагается использовать (реализовать) в течении 12 месяцев, и которые предназначены главным образом для торговли, а также денежные средства или их эквиваленты. Все остальные активы классифицируются как внеоборотные.

Краткосрочными являются обязательства, которые предполагается урегулировать в течении не более 12 месяцев, которые предназначены главным образом для торговли и нет безусловного права отсрочить данные обязательства более чем на 12 месяцев. Все остальные обязательства долгосрочные.

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (далее – отчет о совокупном доходе) является прямым аналогом белорусского бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.  Также как и в бухгалтерском отечете, в финансовом отчете о совокупном доходе указывается информация о прибылях, убытках, совокупном доходе, выручке, налогах.

Отличием от белорусского бухгалтерского учета является необходимость предоставления в отчете о совокупном доходе подробной разбивки совокупного дохода, прибылей и убытков между участниками и собственниками предприятия. Кроме того, для более полного понимая механизма формирования прибылей и убытков, в отчете о совокупном доходе организация должна представить дополнительные статьи отчетности, заголовки и промежуточные итоги, позволяющие оценить прибыли и убытки от различных видов деятельности и различных периодов деятельностей.

В отчете о совокупном доходе отражаются все прибыли и убытки отчетного периода за исключением двух случаев: исправление ошибок и отражение последствий изменения положений учетной политики. Также в отчете о совокупном доходе необходимо расшифровать распределение налогов по всем элементам совокупного дохода.

Дополнительно следует отметить, что отчет о совокупном доходе предлагает много вариантов реклассификационных корректировок – корректировок, когда прибыли или убытки одного вида могут быть реклассифицированы в прибыли или убытки другого типа. Следует отметить, что, как правило, речь идет об изменении назначения финансовых инструментов и хеджировании хозяйственных операций – ситуациях, практически не встречающихся на белорусских предприятиях. При этом необходимо отметить, что переоценка стоимости активов и обязательств не приводит к реклассификационным корректировкам по статьям прибылей и убытков.

Отчет об изменении собственного капитала и отчет о движении денежных средств

Отчеты об изменении собственного капитала и отчет о движении денежных средств являются аналогами похожих белорусских бухгалтерских отчетов. Отличие от бухгалтерского отчета об изменении собственного капитала заключается в более подробном предоставлении информации по статьям отчета о структуре капитала в разрезе собственников, а также в разрезе материнской компании и подведомственных предприятий.

По аналогии с белорусским бухгалтерским отчетом отчет о движении денежных средств представляется в разрезе трех денежных потоков по операционной (в бухгалтерском учете – текущей), финансовой и инвестиционной деятельности. Отличие от белорусской бухгалтерской отчетности заключается лишь в более широком понимании термина «денежные средства».

Так, в отчете о движении денежных средств помимо непосредственно денежных средств дополнительно указываются эквиваленты денежных средств — краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости. Эквиваленты денежных средств практически не встречаются в белорусской экономической жизни, а, следовательно, финансовый и бухгалтерский отчет о движении денежных средств будут практически идентичными.

Примечания

В примечании детализируется информация, представленная в финансовой отчетности. Так в примечании подробно расписывается порядок распределение активов и обязательств на основные средства, запасы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, собственный капитал и резервы. Этим финансовая отчетность схожа с белорусским бухгалтерским балансом.

Отличием от белорусской бухгалтерской отчетности является обязанность подробного описания в примечании структуры капитала. В примечании подробно должна быть описана информация о правах, привилегиях и ограничениях, предусмотренных для каждой категории собственников в капитале.

Также в примечании указываются случаи списания стоимости основных средств и запасов до цены их возможной реализации (случай практически невозможный на белорусском предприятии в силу специфики белорусского законодательства), случаи прекращения и восстановления оценочных обязательств, судебные споры и выбытие основных средств и инвестиций. Предоставляется в примечании и информация о расходах с использованием классификации, основанной либо на их характере, либо на их назначении в рамках организации, в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает наиболее полезную для внешних пользователей информацию.

Дополнительно в примечании указываются особенности учетной политики, применяемые для составления финансового отчета, и любая иная информация, которая не представляется ни в одном из финансовых отчетов, но необходима для понимания предоставленной финансовой отчетности. Традиционная структура примечания состоит из пояснения положений учетной политики, подробной расшифровки статей финансовой отчетности и предоставлении иной информации нефинансового характера, позволяющей более надежно и достоверно оценить финансовую отчетность предприятия. Например, в примечании раскрывается информация о допущениях, сделанных организацией в отношении будущего, а также о других основных источниках неопределенности, связанной с расчетными оценками по состоянию на дату окончания отчетного периода, которые несут в себе значительный риск того, что в следующем финансовом году потребуется существенная корректировка балансовой стоимости активов и обязательств.

Обобщая анализ порядка составления финансовой отчетности по стандартам МСФО, нельзя не отметить большое количество оценочных суждений и экономических терминов, отличных от терминологии, используемой в белорусском бухгалтерском учете. Существенная значимость оценочных суждений в финансовой отчетности МФСО требует от составителей отчетности хорошего знания, как бухгалтерского учета, так и экономической теории. Фактически на белорусском рынке возникает потребность в специалистах новой формации, знающих особенности белорусского бухгалтерского учета и требования МФСО к экономической классификации статей финансовой отчетности.

При этом, учитывая особенности современной белорусской экономической модели, можно с большой долей уверенности утверждать, что финансовая отчетность белорусского предприятия будет являться по факту лишь незначительно модифицированной версией стандартного белорусского бухгалтерского баланса. При этом степень модификации будет зависеть от квалификации бухгалтеров, составляющих финансовую отчетности и компетентности аудиторов, эту отчетность подтверждающих.

Данный вывод базируется на сложившейся правоприменительной практике, выраженной в ограниченном использовании на белорусских предприятиях финансовых инструментов и экономических терминов МСФО, а также в пристальном внимании и подозрительности контролирующих органов ко всем оценочным показателям на белорусских предприятиях. Любая «излишняя» оценка, например, в вопросе дооценки основных средств и запасов до цены их возможной реализации, котнролирующими органами будет трактоваться, как нанесение ущерба предприятию, а значит, в Беларуси не применима. В этой связи на современном этапе финансовая отчетность белорусских предприятий является по своей экономической сути лишь внешней ширмой, пытающейся показать иностранцам повышение инвестиционной привлекательности белорусской экономики, “работающей по стандартам МСФО”.

Продолжение следует.

 

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,