Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. Фото www.shutterstock.com

Бизнес-союзы уже несколько лет безуспешно пытаются добиться снижения налоговой нагрузки для предприятий по отчислениям в фонды соцстрахования. Сегодня предприятия платят 34% в фонд соцстрахования, что оборачивается ростом себестоимости продукции и, как следствие, снижением конкурентоспособности. Почему бы не перераспределить социальную нагрузку между предприятием и работником, как это сделано в других странах?

Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. На заседании совета по экономической политике при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) 9 февраля эксперты пытались найти решение этой проблемы.

Налоговый пресс под давлением социальных платежей

В целом налоговая нагрузка на предприятия в Беларуси в последнее время снижается, отметила заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ доктор экономических наук Елена Киреева. В 2016 году она составила 24,4% к ВВП против 25,6% в 2014 году, а в 2017 году, как ожидается, снизится до 24%.

Налоговая нагрузка в Беларуси
(только налоговые платежи — без обязательных взносов в ФСЗН)

2014 г.

2015 г.

2016 г.
(ожидаемое исполнение)

2017 г.
(проект)

Налоговые доходы (%)

25,6

25,61

24,43

23,59

Подоходный налог с физических лиц

4,3

4,26

4,20

4,18

Налог на прибыль

2,5

2,51

2,06

2,50

Налог на добавленную стоимость

8,4

8,36

8,62

8,62

Акцизы

8,4

2,24

2,22

2,07

Налоговые доходы от ВЭД

2,4

4,51

3,49

2,89

Если рассматривать уровень налогообложения по видам экономической деятельности, то он тоже не критичен и имеет тенденцию к снижению, считает профессор. Наиболее высокий уровень налогообложения отмечен в нефтяной отрасли — 19,5%, наименьший -в финансовом секторе — 0,8%.

Однако следует учитывать, что эта информация не включает неналоговые платежи, в частности, взносы в ФСЗН, налоги от ВЭД и подоходный налог с физических лиц. Между тем, изъятия в виде социальных платежей в последние годы практически не меняются (только платежи в ФСЗН составляют около 12% к ВВП).

Согласно исследованию Всемирного банка Doing Business, общая налоговая ставка в Беларуси составила в 2016 г. 54,8% к чистой прибыли, в то время как в России — 47,5%, в Казахстане — 29,2%. Эксперты считают, что белорусский «рекорд» в этой области в основном обеспечили высокие налоги на зарплату (включая ФСЗН). «Один из наиболее проблемных моментов в улучшении рейтинга «Налогообложение» является индикатор «Общая налоговая ставка (% прибыли)», составляющий значительную величину — 51,8 %. Основная его доля — 39% — приходится на социальные платежи (ФСЗН и Белгосстрах), по которым изменения практически не происходят», — констатировала Е. Киреева.

Социальный налог: пора перераспределить между нанимателем и работником

По тяжести налогового бремени Беларусь опережает не только многие страны ЕС, но и партнеров по СНГ и ЕАЭС, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг по ценовому фактору. «В Беларуси только сборы в бюджет составляют порядка 30% ВВП, еще 12% — отчисления в ФСЗН. Если добавить остальные фискальные платежи, выйдем, скорее всего, на 50%», — отметил почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей.

Между тем, во всем мире страховая нагрузка давно разделена между нанимателем и работником. В этом случае работник сам считает, что он заработает для своей будущей пенсии. В Беларуси же этот налог в основном на нанимателей, на субъектов хозяйствования «Я убежден, что это в корне неправильно Даже в директиве № 4 президента (директива №4 от 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». — Прим. ред.) было прописано о разделении ответственности по страховой нагрузке между нанимателем и работником. Однако до сих пор ничего не сделано», — подчеркнул Г. Бадей.

Между тем, есть прямая связь между деловой активностью, темпом экономического роста и уровнем налоговой нагрузки: чем выше фискальный пресс в стране, тем ниже темпы ее развития.

«Вот уже несколько лет наша страна находится в рецессии, и надо думать, как выйти из нее и встать на путь развития. А для этого, вероятно, нужно также менять подходы к налоговой политике», — отметил сказал Г. Бадей. Поэтому белорусским властям в любом случае придется думать над тем, как одновременно создать стимулы для развития предприятий и бизнеса, наполнить бюджет и при этом сохранить госрасходы.

Шунько: в белорусской налоговой системе льгот больше, чем налогов

Экс-заместитель министра финансов Беларуси, а ныне главный редактор журнала «Финансы. Учет. Аудит» Иван Шунько искренне недоумевает, как снизить налоговую нагрузку на бизнес. «Как человек, проработавший всю жизнь в налоговой, я не понимаю, как можно значительно снизить налоговую нагрузку. В швейцарском сыре дырок больше, чем сыра. Так и в нашей налоговой системе: льгот уже больше, чем налогов», — заметил он.

Что же касается стимулов в сфере налогообложения, то, как показывает практика, не всегда они дают ожидаемый результат.

«Мы снизили налог на прибыль до 18% с расчетом на то, что улучшим инвестиционный климат. А в результате что получили? Фактически — пшик: 20% субъектов убыточны, кто платит упрощенку, кто – вмененный доход (единый налог на вмененный доход — сбор, величина которого не зависит от фактической выручки организации. — Прим. ред.) и т. д. А бизнес налог на прибыль не платят. Этот налог платят только субъекты госсобственности практически некоторые крупные ОАО, которые имеют прибыль. Поэтому доля налога на прибыль – всего 5%,. Это — не основной платеж, и в этом проблема, И чтобы бы с ни делали – даже ели еще раз снизим ставку налога на прибыль – оптимизации не произойдет. Потому что основные платежи поступают от других источников», — подчеркнула Киреева.

В этой связи она обратила внимание еще на такой факт. Белорусские законодатели предоставили субъектам инновационного бизнеса право на налоговые льготы. Однако по результатам оказалось, то воспользовались этой льготой всего лишь 2-3 субъекта. «Так что не в налогах дело. Инновационных субъектов нет — некому запросить эту льготу», — посетовала эксперт.

«Почему они не появляются?», — прозвучал вопрос из зала. «Но уж точно не из-за налоговой системы», — резюмировала эксперт.

Она также прокомментировала ситуацию с социальными налогами, которые сегодня являются серьезным фискальным обременением для предприятий.

«Вопрос изменения структуры оплаты социального налога обсуждается давно. Это настолько тяжелый вопрос, — ведь он также завязан на демографическую ситуацию в стране. Если мы меняем структуру социальных платежей, — допустим, если физическое лицо платит не 1%, а 11%, то в любом случае мы должны будем «добрать» бюджет налогами. А за счет чего? У нас сегодня — один источник», — пояснила эксперт.

Солидарен с ней и заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Валерий Бороденя. Он считает, что в нынешней ситуации возможностей для пересмотра сложившейся системы оплаты социального налога в стране нет, ибо для этого придется «ломать всю пенсионную систему». «Пересматривать налоги сегодня нереально. У бюджета нет пространства для маневра. Траты итак уже оптимизированы», — подчеркнул он.

Просроченная задолженность по платежам в ФСЗН на 1 января 2017 года по регионам (тыс. BYN)

Налоговая нагрузка в странах ЕС, в % к ВВП

2012 г.,
без социальных отчислений

2013 г.,
без социальных отчислений

2014 г.
без социальных отчислений

2012 г.
общая нагрузка

2013 г.
общая нагрузка

2014 г.
общая нагрузка

EU-28

26,3

26,6

26,7

38,3

38,7

38,8

EA-19

25,5

25,9

26,0

39,5

39,9

40,2

Belgium

30,5

31,2

31,0

44,8

45,6

45,3

Bulgaria

19,7

20,5

20,1

26,6

27,9

27,8

Czech Republic

19,4

20,0

19,4

34,2

34,8

34,1

Denmark

46,2

47,4

50,2

46,1

47,1

49,9

Germany

22,8

22,9

23,0

37,9

38,0

38,1

Estonia

20,4

20,6

21,3

31,5

31,5

32,2

Ireland

23,5

23,8

24,7

28,4

28,8

29,8

Greece

24,5

24,8

25,5

35,5

35,5

35,9

Spain

21,1

22,0

22,3

32,2

33,0

33,6

France

28,2

28,8

29,0

44,5

45,3

45,9

Croatia

24,5

25,3

25,0

35,9

36,6

36,7

Italy

30,3

30,2

30,3

43,4

43,3

43,4

Cyprus

23,8

24,1

25,2

31,6

31,6

34,2

Latvia

19,7

20,0

20,5

28,5

28,5

28,9

Lithuania

16,2

16,3

16,6

27,0

27,1

27,7

Luxembourg

27,5

27,1

27,1

38,8

38,2

38,1

Hungary

25,6

25,2

25,3

38,5

38,1

38,3

Malta

26,4

26,8

28,1

32,1

32,5

33,9

Netherlands

21,3

21,7

22,6

36,0

36,6

37,5

Austria

27,6

28,0

28,3

41,8

42,6

43,1

Poland

19,9

19,7

19,9

31,9

31,9

32,1

Portugal

23,1

25,2

25,2

31,8

34,1

34,2

Romania

19,1

18,7

19,1

27,9

27,4

27,7

Slovenia

22,2

22,3

22,3

37,1

37,0

36,7

Slovakia

15,9

16,9

17,6

28,2

30,2

31,0

Finland

30,0

31,0

31,2

42,7

43,6

43,8

Sweden

39,7

40,1

40,0

42,6

42,9

42,8

United Kingdom

27,3

27,1

26,8

33,6

33,3

32,8

Iceland

31,6

32,3

35,2

35,3

36,0

38,9

Norway

32,2

30,4

29,0

41,5

39,9

38,9

 

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,