Белорусское руководство еще 10 лет назад созрело для передачи в концессию инвесторам ряда месторождений полезных ископаемых. Однако несмотря на большое желание притянуть в освоение недр частные деньги, концессионные соглашения в Беларуси так и не заработали.

«При таких сумасшедших ценах выгодно даже лопатой копать»

Практически все месторождения полезных ископаемых в Беларуси были открыты еще в советское время. Однако к разработке многих месторождений в то время так и не приступили – и не только потому, что не было денег, — скорее, в этом не было необходимости.

Лет 10 назад, когда цены на энергоресурсы стремительно поползли вверх, белорусское руководство всерьез озаботилось необходимостью разработки собственных месторождений полезных ископаемых. «В мире идет постоянный рост цен на продовольствие, дорожают газ, калийные удобрения, апатиты, а мы все решаем: добывать нам наши ресурсы или нет, есть ли у нас технологии для их переработки. При таких сумасшедших ценах выгодно даже лопатой копать», – сокрушался в свое время вице-премьер Беларуси Иван Бамбиза.

Однако одно дело – осознать проблему и заявить о желании поскорее приступить к освоению месторождений, а другое дело – реализовать такие проекты. В одиночку, без денег и, имея современных технологий, сделать это невозможно.

Понимая это, белорусским чиновникам удалось достаточно быстро создать необходимую законодательную базы для того, чтобы в стране стартовал институт концессии.

В Беларуси закон «О концессиях» вступил в силу с 1 января 2014 года. Вслед за этим достаточно оперативно своим указом №372 от 24 июля 2014 года А. Лукашенко утвердил положение о порядке формирования объектов, имеющих стратегически важное значение для Беларуси, предлагаемых для передачи в концессию.

Согласно этому документу, под такими объектами понимаются объекты концессии, обеспечивающие военную безопасность Беларуси, защиту и реализацию национальных интересов страны в экономической, научно-технической, социальной, информационной и иных сферах, имеющих важное государственное значение. При этом, как сказано в указе, действие положения не распространяется на участки недр, водные объекты, леса (участки лесного фонда), земельные участки.

Первые концессионные объекты

Первый перечень концессионных объектов в Беларуси был утвержден указом №44, который А. Лукашенко подписал 28 января 2008 года. Он включал 4 объекта: месторождения гипса «Бриневское» (Гомельская область), железных руд «Околовское» (Минская обл.) и «Новоселковское» (Гродненская область), а также месторождение бентонитовых глин «Острожанское» (Гомельская область).

Чуть позже в развитие указа правительство приняло постановление №806. В нем содержались предложения для иностранных инвесторов по освоению белорусских месторождений на условиях концессии. В частности, месторождение гипса «Бриневское» предлагалось предоставить концессионеру на 27 месяцев — для разведки и на 20 лет — для добычи. При этом условием этого договора концессии была передача государству 30% готовой продукции.

Месторождение «Острожанское» с промышленными запасами бентонитовых глин передавалось в концессию на 20 лет с условием строительства горнодобывающего предприятия и начала добычи не позднее 2 лет со дня заключения концессионного договора. При этом государство претендовало получить не менее 30% годовой продукции.

Месторождение «Околовское» планировали передать в концессию на 20 лет, годовой объем добычи должен составить не менее 4 млн. тонн. Разработка месторождения должна была начаться не позднее 5 лет после заключения концессионного договора. Месторождение железных руд «Новоселковское» государство было также готово передать на 20 лет с предварительным 2-летним сроком на доразведку.

В то время «Околовское» и «Новоселковское» месторождения хотели передать одному концессионеру. От него требовалось построить 2 горнодобывающих предприятия, горно-обогатительную фабрику и цех по производству металлизированных окатышей. По обоим месторождениям государство претендовало на 15% готовой продукции с оговоркой, что Беларусь будет иметь право на первоочередное приобретение у концессионера остальной готовой продукции.

По всем 4 месторождениям концессионеров собирались выбрать на конкурсной основе с участием национальных и иностранных инвесторов. И в то время интерес к этим проектам был. Более того, были подготовлены даже договоры о передаче прав на освоение Добрушского месторождения мела МГК «ИТЕРА» и Хотиславского месторождения мела белорусской компании «Трайпл». Предполагалось, что осваивать Добрушское месторождение мела и строить на его базе цементный завод будет компания ИТЕРА вместе с российской компанией «Базовый элемент». «ИТЕРА-Инвест-Строй» и «БазэлЦемент» даже подписали соглашение о сотрудничестве.

В разработку Добрушского месторождения мела с последующим строительством цементного завода мощностью до 2 млн. тонн «Итера-Инвест-Строй» на первом этапе собиралась вложить около 1 млн. долларов – сначала в доразведку месторождения и разработку проекта, на основании которого планировала принять окончательное решение по строительству завода и необходимой транспортной инфраструктуры.

Австралийская компания «Минералоджи» в то время собиралась принять участие по освоению Околовского и Новоселковского месторождений железных руд. (суммарно запасы двух месторождений оцениваются в 1,5 млрд. тонн руды). Однако ни один из этих проектов реализовать не получилось.

В концессию готовы передавать объекты либо сложные, либо не очень важные

Несмотря на первый неуспешный опыт, Беларусь, тем не менее, в 2015 году сделала первый шаг по привлечению инвесторов к поиску углеводородов на территории страны — еще на стадии геолого-разведочных работ. В 2015 году Минприроды Беларуси предложило инвесторам два участка в Гомельской области (Познякевичская и Акуличская площадки) для поиска и, в случае выявления на них месторождений нефти, — их разработки.

Белорусская сторона в этой ситуации возлагала большие надежды на концессию, не стал скрывать начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Сергей Мамчик на пресс-конференции 1 февраля. При этом он пояснил, почему белорусская сторона выразила готовность передать эти участки в концессию. «Они находятся на территориях, не очень удобных для «Белоруснефти», а также требуют дополнительного вложения средств», — сказал С. Мамчик.

Однако после объявления концессионных конкурсов инвесторы белорусскими проектами не заинтересовались. Почему? «К сожалению, мы решили передать эти участки в концессию в не очень удобное время – произошло падение мировых цен на нефть. Поэтому, скорее всего, инвесторы по этой причине и не пришли», — отметил С. Мамчик.

Тем не менее, Минприроды не оставляет попыток привлечь инвесторов в эти проекты. Теперь министерство направило конкретные предложения по участию в конкурсе зарубежным компаниям, — возможно у них появятся дополнительные условия, чтобы белорусская сторона мола объявить повторный конкурс. «Думаю, после проведения переговоров в ближайшие 1-1,5 месяца мы придем к тому, чтобы объявить повторный конкурс с учетом новых условий и результатов переговоров с инвесторами», — рассказал представитель Минприроды.

Он также сообщил, что белорусская сторона намерена передать в концессию месторождение с запасами драгоценных металлов, среди которых обнаружена платина. «Объект интересный, там выявлена хорошая промышленная концентрация драгоценных металлов, в том числе платины», — отметил С, Мамчик. По его словам, для проведения геологоразведочных работ на этом месторождении решено привлечь частные компании, «так как для страны это — не основное направление деятельности по развитию минерально-сырьевой базы».

Кроме того, с помощью частных инвесторов в Беларуси планируют приступить к выявлению алмазов. Хотя пока алмазоносные породы в стране не обнаружены, у геологов есть основания предполагать, что такие породы в белорусских недрах есть, заметил С. Мамчик. По его словам, вкладывать большие бюджетные деньги в это направление не планируется, однако работы могут быть активизированы, если к ним удастся привлечь частного инвестора. Если это случится, то Минприроды рассмотрит возможность предоставления инвесторам участков для изучения добычи алмазов.

В то же время специалист министерства подчеркнул, что разработкой большинства месторождений полезных ископаемых Беларусь занимается самостоятельно. «В концессию мы передаем, как правило, те объекты, которые сегодня или достаточно сложные для реализации, либо у нас нет серьезной потребности в разработке данных месторождений», — отметил С. Мамчик. В качестве примера он привел месторождения по разработке железных руд. Как было сказано, «мы готовы передать в концессию эти месторождения с такой точки зрения: найдется инвестор, — хорошо, нет — будем решать потребности в данном сырье за счет импорта».

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.

Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).

Представляет специфическую разновидность долговременной (на срок до 99 лет) крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.

Концессионный договор — письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора добросовестный концессионер пользуется преимущественным правом на его перезаключение. При этом президентом или по его поручению правительством может быть принято при наличии заявки концессионера решение о продлении действия договора на тот же срок без проведения конкурса или аукциона.

Как свидетельствует мировая практика, список потенциальных объектов концессионных отношений может быть достаточно широк. В него входят в том числе месторождения полезных ископаемых, автодороги, аэропорт, лечебные учреждения, даже памятники архитектуры. В 2014 году Министерство транспорта Беларуси выступило с инициативой передать в концессию несколько автодорог, в том числе М3 Минск – Витебск. Концессионеру предлагалось провести реконструкцию автотрассы и в последующем ее эксплуатировать в течение 20 лет, взимая за это соответствующую плату и тем самым возвращая затраты. Но реализовать инициативу не удалось.

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,