• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -7.3 Погода в Минске

Глава администрации президента Наталья Кочанова посетила ОАО «Слуцкий сахарорафинадный завод» и побеседовала с работниками. По ее словам, благодаря общению с людьми, вопросам, которые они задают, чиновники получают возможность увидеть «реальную картину в том или ином регионе» и «разговору с людьми» дать «в дальнейшем практическое применение».

Рефрен: «Надо чаще бывать в коллективах, выезжать».

Почему бы и нет? Далеко ли Слуцк от стольного града Минска? Главное, чтобы польза была. Вот знаменитый и легендарный Ленин, возглавив правительство, никогда не выезжал. Решился съездить пообщаться с рабочими на завод, но не очень удачно. Лучше, решил он, сидеть в Кремле, ожидая ходоков, которые все вождю растолкуют-доложат. Многие, например, помнят картину В. Серова «Ходоки у Ленина», изображающего теснящихся в кабинетике вождя крестьян, которые, видимо, делятся с ним заветным своим желанием отнять помещичьи земли да пограбить их имения. А хозяин их внимательно выслушивает.

Как отмечали искусствоведы, в глазах ходоков читается доверие к высокопоставленному представителю власти, они уверены, что их желание будет услышано и удовлетворено. Разумеется, художник писал свое полотно через 30 лет после этой (если она была на самом деле) встречи, когда «экспроприация экспроприаторов» в деревне стала очевидным фактом. Но на самом деле, тогда Ленин, получавший угрожающие сообщения с мест о том, что оголодавшая деревня готова взбунтоваться, нашел этой информации «практическое применение» — заменил продразверстку на продналог.

То есть поступился принципами и ввел нэп. Принципы, говорят, дороже денег, а если и денег нет для обмена, то приходится продавать принципы. В общем, отвечая на вопрос слуцких сахароваров о повышении средней зарплаты до 500 долларов, Наталья Кочанова заявила, что эта задача «должна выполняться беспрекословно».

Это значит принципиально. Для власти, и для всех подвластных людей. Для каждого чиновника по его должности, который должен создать лучшие условия для повышения заработка работникам подведомственных ему организаций, включая самого себя как работника «своей системы», и для каждого всякого работника любой сферы, включая бюджетную, которые должны «беспрекословно» зарабатывать, буквально, сегодня больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. Такое вот соревнование.

В принципе все хорошо мотивированы: высокие чиновники — более высокими чиновниками и своим собственным корыстным интересом, простые работники — своим интересом и своим непосредственным начальством. В переплетении этих, казалось бы, очевидных взаимных интересов, просматривается какой-то алогизм. Прежде считалось, что чем лучше ты работаешь, тем лучше зарабатываешь. Это было настолько очевидно, что когда Николай Дементей на уличном рабочем митинге оговорился – чем вы лучше работаете, тем мы лучше живем – его освистали и согнали с трибуны. Теперь же утверждается, что вы будете получать больше, независимо от того, как вы будете работать.

После этого даже в одной голове может случиться полный плюрализм мнений, а в обществе – светопреставление. Пока что на позициях здравого смысла остаются грамотные экономисты, но только единицы из них сообщают об этом публично. Во-первых, рост (именно рост!) заработной платы обусловлен ростом производства ВВП в данной конкретной экономической системе. Обычно правительства стараются контролировать соблюдение этой пропорции, не допуская чрезмерного роста. К этому же стремятся корпорации, но этой политике, особенно «замораживанию» зарплаты, яростно противятся профсоюзы. А у нас правительство «повышает» зарплаты, не участвуя непосредственно в экономике, с ним солидарны официальные профсоюзы, но в итоге белорусский работник до сих пор имеет едва ли не самую низкую в Европе заработную плату.

Самое интересное, средняя зарплата по стране – это такая же статистическая фикция, как и средняя температура по больнице. Средняя зарплата существует только в статистической отчетности как важный показатель, на основе которых оценивается общее состояние экономики в целом. Она имеет смысл в качестве прогнозного показателя, но она не может быть принята в качестве планового задания.

Требование повысить среднюю зарплату в нашем контексте воспринимается именно как плановое задание. Его исполнение фиксируется официальной статистикой, на его основе принимаются политические и хозяйственные решение, поощряются и наказываются те, якобы исполнители, которые не обеспечили план. Многолетняя практика показала, что там, где выполняется план «по валу», экономические резоны уступают место, мягко говоря, неэкономическим.

В общем, большинство экономистов, а среди чиновников «не экономистов» нет, приступили, как отметила Наталья Кочанова, к непреклонному выполнению задачи по достижению «500».

Считаю, что им повезло. Дело в том, на IV Всебелорусском народном собрании власть сообщила «народным ходокам» в декабре 2010 года, что размер заработной платы в Беларуси к 2015 году должен приблизиться к средней зарплате в соседних европейских странах, возможно даже — к 1 тысяче долларов. И обещалось, что это будут самые высокие в нашей истории роста заработной платы и доходов населения.

«Да не оскудеет рука дающего!», — восторженно восклицали народные ходоки. Назначенному премьер-министром Михаилу Мясниковичу предстояло обеспечить эти самые высокие темпы на практике. Но как их обеспечить? Хоть экономика Беларуси демонстрировала солидный рост, а власть, взяв на себя роль благородного защитника бедняков Робингуда, буквально раздавала казенные деньги на заработную плату. В 2009 году среднемесячная зарплата составила 351 доллар, примерно такой же была средняя зарплата в январе 2010 года,  к концу 2010 года ее довели до 530 долларов (рост в полтора раза). Уже в марте 2011 года средняя зарплата составила 508 долларов, удержалось на этой отметке в апреле, а после двух девальваций стремительно покатилась вниз. И свалилась в ноябре до 280 долларов (падение до 55% уровня апреля).

На самом деле никто в истории не опускал так низко доходы белорусов, исключая время войн, революций, индустриализаций и коллективизаций и, видимо, последнего союзного премьера Валентина Павлова, как ныне действующая власть. Что и говорить, прошедшая пятилетка явно не задалась. Вместо обещанных европейских зарплат к концу ее завершающего года белорусы удовлетворились жалкими 360 долларами. И все говорят, что хорошо отделались. А чтобы лучше это понимали и ценили, власти приступили энергично выводить ЖКХ на самоокупаемость за счет разочарованного населения.

Оно уже устало разочаровываться, и, что более опасно, разучилась даже мечтать о хорошей жизни. До просто верить отказывается. Вот и слуцкие сахаровары сомневаются: «Правда ли?» А им отвечают: «Безусловно, до конца года!» При этом одни деликатно не вспоминают об обещанной некогда «тысяче», а другие благодарно вздыхают: «Хорошо, что никто не напоминает. Сейчас бы пришлось догонять зарплату до 1000».

Тут и с «пятисоткой» придется повозиться. Среднемесячная заработная плата в 2016 году составила 722 рубля, примерно 360 долларов. Следовательно, для решения задачи потребуется увеличить зарплату в 1,39 раза. Очень трудно, если учесть отсутствие маломальских экономических аргументов в ее пользу. Во-вторых, доведенная до рекорда заработная плата только в том случае имеет практическую ценность, если она закрепляется на этом уровне, никогда не падает, но постоянно растет.

Создается впечатление, что чиновники понимают поставленную задачу ограниченно. Как в 2011 году, когда зарплата установленную высоту одолела, но сломала ноги при падении. В полном соответствии с законами физики.

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?