В первом месяце текущего года международное агентство Bloomberg опубликовало ежегодный рейтинг 50 стран с наивысшим индексом инновационного развития. Как и ранее, Беларуси в данном рейтинге места не нашлось.

Первое место в рейтинге третий год подряд сохраняет за собой Южная Корея, на второй строчке – Швеция, на третьей – Германия. В десятку стран с наиболее инновационной экономикой также вошли Швейцария, Финляндия, Сингапур, Япония, Дания, США и Израиль.

Bloomberg Innovation Index рассчитывается на основе семи показателей: затраты на научно-исследовательские работы, продуктивность, концентрация высокотехнологичных компаний, распространенность и качество высшего образования, добавленная стоимость товаров, число регистрируемых патентов и количество исследователей.

Наши партнеры по ЕАЭС имеют следующие рейтинги: Казахстан – 48 место, Россия — 26. Географические соседи Беларуси расположились следующим образом: Украина – 42 место, Латвия — 39, Литва — 32, Польша — 22.

Характерно, что Bloomberg не единственный, кто негативно оценивает достижения Беларуси на пути построения инновационной экономики. Так, например, в версии рейтинга «Глобальный инновационный индекс — 2016» Беларусь заняла всего лишь 79-е место из 128 стран. При этом она потеряла сразу 26 позиций в сравнении с рейтингом 2015 года.

Возникает вопрос: почему вопреки многочисленным декларациям президента Лукашенко о приоритетах инновационного развития страны, воз белорусской экономики по-прежнему вязнет в болоте 3-4 технологического уклада? Что мешает внедрению инновационных технологий 5-6 уклада, получивших распространение в экономике лидеров данного индекса?

Ответ на эти вопросы дал прошлогодний Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе (см. «Мировая экономика: Давос назвал индикаторы будущего развития»). Новая экономика человеческого интеллекта требует соответствующей системы образования.

Участники ВЭФ согласились: придется поменять все институты действующей модели образования от детсада до вуза. В современном мире не может быть науки вне практики и образования вне рынка. Страны с низкой скоростью изменений своих образовательных систем всегда проигрывают в конкурентоспособности.

Именно система образования сегодня является той несущей платформой, тем гумусом, на основе которого вырастают новые направления в научном поиске, высокотехнологичные сектора НИОКР в производстве, инновационные стартапы и компании. Являясь ведущей подсистемой целостной системы инновационной инфраструктуры, образование во многом определяет качество кадрового потенциала инновационной экономики в целом.

Рынок задает приоритеты

Глобализация рынка определяет сегодня тренды изменения и развития всех его институтов. Поэтому образование не может оставаться вне контекста глобальных процессов на рынке труда, связанных с высокой скоростью модернизации рабочих мест, их технологической цифровизации и роботизации.

Современные технологии в производстве товаров и услуг требуют соответствия обслуживающего их персонала требованиям глобальной концепции «Образование через всю жизнь». В переводе на обыденный язык это обозначает простую истину: «Век живи – век учись».

Следовательно, новая система образования должна включать в свой состав такие структуры и процессы, которые были бы в состоянии обеспечивать логику непрерывного образования в соответствии с постоянно меняющимися условиями трудовой деятельности человека. Профессиональная траектория каждого в рамках всего периода трудовой деятельности должна определяться его адекватной образовательной подготовкой.

Практика стран-лидеров рейтинга убедительно показывает, что инновационная экономика — это преимущественно сервисная экономика, где товарные услуги преобладают в структуре ее выпуска.

Производителем услуг, их провайдером чаще всего является малый и средний бизнес. Поэтому роль и место сектора МСБ в инновационной экономике становится преобладающей, учитывая его повышенную способность к поиску и генерации инноваций по сравнению с крупными предприятиями.

Все эти особенности инновационной экономики и должна учитывать новая система образования. Помимо традиционной образовательной и исследовательской деятельности она должна формировать предпосылки для будущей предпринимательской деятельности обучающегося.

В основе действующей модели белорусской системы образования лежит советский подход: главенствующую роль играет государство, тогда как приоритет должен быть отдан рынку, т.е. предприятиям как основным потребителям трудовых ресурсов. Учитывая тот факт, что будущая структура белорусского рынка предопределена тенденциями развития мирового рынка, нетрудно предположить, что МСБ в перспективе станет преобладающим в белорусской экономике.

В Беларуси с ее сильно развитым IT-сектором как в частном, так и в административном сегменте цифровая экономика — это один из ожидаемых факторов роста. Следовательно, кардинальная реформа образования, которая остро необходима в Беларуси, должна учитывать эту новую для нее парадигму развития.

Опыт подобного реформирования накоплен во многих постсоветских странах, начиная с ГДР как части объединенной Германии и заканчивая нашим соратником по ЕАЭС в лице Казахстана.

Уходят в прошлое времена восприятия большинством белорусского общества с подачи президента А. Лукашенко предпринимателей как «вшивых блох». Последние исследования международных институтов по мониторингу общественных настроений в Беларуси, таких как фонд «Евразия», Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках международного проекта GUESS, изучающего предпринимательский потенциал студентов, деловую среду и бизнес-образование в вузах 50 стран говорят об обратном.

По данным последнего отчета, Беларусь вошла в топ-5 стран по уровню предпринимательских устремлений молодежи: 7% опрошенных в ходе исследования студентов заявили о том, что уже занимаются бизнесом, 23% пробуют его организовать, 9% намерены открыть свое дело, как только закончат вуз, а 56,8% видят себя предпринимателями в течение 5 лет после получения диплома. По последнему индикатору Беларусь третья в мире.

Борьба государства с частным предпринимательством в последние годы, как это ни парадоксально, дала обратный результат. Несмотря на экономический кризис и непростые условия хозяйствования для МСБ в Беларуси тяга молодежи к предпринимательству только возрастает.

И в этом нет никакого противоречия. Преобладающий в экономике сектор госпредприятий в целом неэффективен и стимулирует низкие доходы для своих работников. Новогодняя мечта президента А. Лукашенко о 500 долларах зарплаты в 2017 году стала настоящим «мемом» в белорусских социальных сетях.

По мнению большинства молодежи, собственный бизнес в таких условиях рассматривается как единственная возможность получать достойный доход. В связи с этим обучение предпринимательству должно стать неотъемлемой составляющей всех ступеней действующей образовательной системы, начиная с общего среднего образования.

Для этого необходимы изменения действующего законодательства, начиная с Кодекса об образовании в РБ и многочисленных нормативно-правовых актов правительства. Прежде всего нужны кардинальные изменения принципов и правил формирования государственных образовательных стандартов на всех уровнях.

Сегодня профессиональные стандарты для рынка труда «пишут» чиновники Минтруда, а образовательные стандарты чиновники Минобразования. Не удивительно, что эти стандарты не гармонизированы между собой и не соответствуют динамично меняющимся условиям рынка труда, уровню технологического развития бизнеса.

В большинстве стран-лидеров рейтинга в этой области образовательной политики действует практика социального партнерства. Особенно ярко это видно из опыта Германии. Там образовательные стандарты в области профессионального, высшего и постдипломного образования формируют общенациональные объединения работодателей в соответствии с перспективами технологического развития предприятий. Обсуждение и согласование проектов этих стандартов обязательно с национальными объединениями профсоюзов и Министерством образования.

Такой подход дает возможность сочетать классические подходы к образованию с технологическим прогрессом в гораздо большей степени, чем это имеет место в области государственного программирования образовательной политики в Беларуси. Для реализации этого подхода нам необходимы законы о социальном партнерстве, об объединениях работодателей.

Вовлечение на 50-60 процентов в практическую деятельность учащихся и студентов на предприятиях в общем объеме их профессиональной подготовки ставит новые задачи перед институтами образования и предприятиями в части создания условий безопасности труда, благоприятной производственной среды и социальной адаптации для молодежи. Обучение предпринимательству на всех ступенях образовательной системы с акцентом на практическую ее компоненту потребует также соответствующих изменений в законодательство в области налогов, заработной платы и предпринимательской деятельности.

Учитывая массовую вовлеченность белорусской молодежи в использование ресурсов Интернета, позитивный опыт развития Парка высоких технологий (ПВТ) особое внимание следует уделить обучению технологическому предпринимательству.

Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея.

От других форм предпринимательства (социального или индивидуального) технологическое предпринимательство отличается тем, что создание новых продуктов или услуг в этом случае напрямую связано с использованием новейших научных знаний и/или технологий, правами на которые обладает компания-разработчик.

Из-за специфики производимых продуктов и услуг – высокоспециализированных знаний в различной форме, — а также используемых наукоемкими фирмами ресурсов — интеллектуального капитала — «производственные процессы» в них серьезно отличаются от процессов производства материальных продуктов и строятся по принципам стартапа. На сегодняшний день технологическое предпринимательство распространено, главным образом, в Интернет-индустрии и индустрии разработки программного обеспечения, где новые разработки можно особенно быстро коммерциализировать. Значительный опыт в обучении технологическому предпринимательству уже накопила IT — Академия ПВТ, где на различных учебных программах постоянно обучается более 3000 человек.

Первые шаги в обучении предпринимательству в порядке эксперимента начали делать средние школы Минской области при поддержке местных властей и ведущего национального объединения предпринимателей.

Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея.  Фото includevmk.tumblr.com

Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея. Фото includevmk.tumblr.com

Предпринимательство со школьной скамьи

Современные школьники интересуются предпринимательством не в меньшей мере чем студенты. Они также хотят понимать законы рыночной экономики, причины перманентных кризисов ей свойственных, отличия экономических моделей различных развитых стран. Многие из них, как и студенты, думают об открытии своего дела в будущем, опираясь на успешный опыт своих родителей или соседей.

Правительство, учитывая эти тенденции в развитии молодежи, тоже декларирует свою поддержку молодежного предпринимательства, начиная со школьной скамьи. Об этом свидетельствует принятие госпрограммы развития МСБ на 2016–2020 гг. «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь».

В ней содержится пункт о реализации комплекса мер по развитию школьных бизнес-компаний, которых только в школах Минской области уже открыто более 140.

В этих микроорганизациях все реально как в бизнесе: дети изучают местный рынок, проводят рекламные кампании, производят продукцию и сами продают ее, зарабатывая доходы и уплачивая налоги.

Минский областной институт развития образования со стороны местных властей курирует этот процесс в рамках существующих нормативно-правовых условий в области предпринимательства, труда и связанных с ними отношений, а также образовательной деятельности.

Аналогичную работу по развитию проектов детского и молодежного предпринимательства в рамках международного пилотного проекта с поддержкой ЕС/ПРООН «Содействие экономическому росту Пружанского района на основе частной инициативы и эффективного использования ресурсного потенциала» проводит Бизнес — союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН). Ученики 9-11 классов 8 школ района, а также учащиеся Пружанского аграрно-технического колледжа – всего более 300 ребят при участии специалистов БСПН в рамках игровой модели «Создай свой бизнес» разработали множество бизнес-проектов, касающихся переработки местных ресурсов от грибов до древесины, сферы услуг для различных категорий населения от детей до пенсионеров.

Проведенные профильные тренинги и мастер-классы со стороны действующих бизнесменов позволили молодежи из белорусской глубинки более реалистично представить все риски и выгоды заявленных бизнес-проектов.

Планируемая к проведению Ярмарка инновационных идей, на которой будут выставлены в 2017 году стартапы школьников, наверняка позволит определить наиболее яркие и перспективные с коммерческой точки зрения проекты и привлечь финансирование их как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

Остается надеяться, что в дальнейшем результаты этого пилотного проекта и опыт функционирования ученических бизнес-компаний образовательных организаций Минской области будут проанализированы и обобщены в соответствующих нормативных материалах Минобразования, Минэкономики и других заинтересованных структур с целью их мультипликации в образовательное пространство всей страны.

К слову, в Германии деятельность ученических фирм поддерживается на уровне государства. Их консультируют с оплатой соответствующих услуг за счет бюджета профессионалы по организационным, правовым, финансовым вопросам. Они же помогают повысить квалификацию педагогов, содействуют обмену опытом между такими фирмами.

При этом работа учителей в школьных компаниях, прошедших предварительно специальную подготовку, оплачивается дополнительно. Такой подход к развитию предпринимательства характерен для практики взаимодействия немецкого бизнеса и учебных институтов на всех уровнях образовательного пространства.

Формирование профилей обучения в средних школах Беларуси с углубленной подготовкой по предпринимательству должно стать таким же распространенным явлением как это имеет место сейчас при профильной подготовке школьников по гуманитарным, математическим и естественно-научным направлениям.

Подобная массовая поддержка деловых инициатив со школьной скамьи может помочь и нам воспитать новое поколение, которое в корне изменит лицо белорусского предпринимательства.

Дуальный подход к профессиональному образованию

В настоящее время в Беларуси превалирует модель классического академического образования советского образца, главной задачей которой было формирование гармонично развитого гражданина – строителя коммунизма согласно соответствующему Кодексу.

Такое образование, жестко программируемое государством, по определению слабо интегрировано в производственные процессы предприятий и фирм. Оно длительное по срокам в силу перегруженности образовательных стандартов непрофильными учебными дисциплинами и слабо связано с бурным развитием технологий, с требованиями рынка труда.

Поэтому в новой образовательной системе, которую необходимо сформировать в Беларуси в ближайшее время, необходимо сохранить все лучшее от классического академического образования особенно в области подготовки элиты из научных и инженерных кадров и сформировать приоритет профессионального образования современного уровня качества для рынка труда.

Образцом такого подхода к образованию можно считать немецкую модель образования, где классические академические университеты гармонично дополняются и подпитываются дуальной системой профессионального образования.

Это такой вариант подготовки кадров для конкретного бизнеса или профессиональной деятельности, когда более 50 процентов образовательной деятельности составляет практика, которую учащиеся и студенты проходят в реальных условиях предприятия. Кадры готовятся для нужд как государственных, так и частных организаций. Почему немецкий подход к построению современной образовательной системы сегодня наиболее целесообразен для Беларуси? Ответ лежит в плоскости схожести базовых условий развития экономик двух стран.

Это – приоритет создания социально-ориентированного современного государства с высокоэффективной рыночной экономикой, ориентированной на экспорт, инновационное развитие на основе высококвалифицированных кадров в области прикладной и поисковой науки, высокотехнологичного промышленного сектора и IT.

Кроме того, немецкий подход учитывает горький опыт практической перестройки «советской системы образования ГДР» в восточных землях после их воссоединения с западными в рамках единого государства.

Как это происходило автору пришлось изучать на практике трансформации учебных организаций Берлина и земли Бранденбург во время стажировки в начале 90-х годов. Характерной общей чертой этих процессов с нынешними реалиями Беларуси было то, что, также, как и у нас сегодня, тогда в восточных землях полным ходом шла болезненная рыночная трансформация крупных восточногерманских комбинатов на основе их разгосударствления и приватизации, реструктуризации в современные фирмы с участием западногерманских компаний. Как правило это были высокотехнологичные специализированные малые и средние предприятия.

Становление рынка труда в условиях трансформационных процессов всегда ведет к изменениям и других институтов инфраструктуры рынка, в частности, образования. Сектор МСБ формируется и развивается в таких условиях одновременно с организациями профессионального образования, которые в значительной степени ориентированы на подготовку кадров для этого растущего, как правило, частного сектора экономики. Поэтому задачей государства в условиях трансформации экономики и образования является первоочередная поддержка именно в формировании институтов рыночной инфраструктуры, каковым и является профессиональное дуальное образование. Задачей бизнеса в этом случае является участие в их создании и функционировании в качестве заказчика и учредителя вместе с государством и профсоюзами. Такой подход в корне меняет существующую парадигму и параметры образовательной системы. О чем говорит опыт Германии в этой области. Сегодня 56 процентов выпускников немецких общих школ в дальнейшем выбирают дуальное профессиональное обучение. Государственные расходы на дуальное профобразование составляет 5,4 млрд. евро в год. Однако частный бизнес инвестирует в подготовку кадров еще больше — около 25,6 млрд. евро. То есть на одного учащегося в год приходится в общем 18 тыс. евро, 62,5% из которых составляют затраты на выплату стипендий (в среднем около 800 евро в месяц на человека), т.е. величину, сравнимую с законодательно установленной минимальной выплатой по безработице за месяц.

Можно сравнить с белорусским реалиями, где сегодня на подготовку одного студента в год приходится 1,9 тыс. $. затрат из госбюджета. Эффективность немецкого варианта дуального обучения достаточно велика даже по рыночным меркам. Подсчитано, что 76% инвестиций в профобразование окупаются уже во время учебы, т.к. учащийся участвует в производственном процессе производства и реализации продукта.

Вовлечение бизнеса в образовательный процесс помогает стабилизации рынка труда. По окончании учебы работодатель получает высококвалифицированного работника с опытом работы на конкретном рабочем месте, а выпускник – гарантированное трудоустройство. В Германии только 5% таких выпускников не удается трудоустроиться сразу после обучения. К тому же предприятия, инвестировавшие в обучение, ценят новых работников, стараются максимально использовать их потенциал и не склонны сокращать штат при первых признаках экономического кризиса.

Такой вариант дуального обучения стал частью образовательной системы соседней Литвы и партнера — конкурента Беларуси по ЕАЭС Республики Казахстан. В этой стране внесены необходимые изменения в Трудовой Кодекс и закон об образовании, связанные с дуальным образованием. Все эти новации отражены на специализированном сайте Минобразования и науки РК.

Сегодня в Казахстане проводятся мероприятия Дорожной карты дуального образования, оформленной вместе с немецкими экспертами. Документ предусматривает разработку экспериментальных учебных планов с увеличением до 60% практических занятий, открытие вместе с крупными предприятиями производственных площадок для прохождения производственного обучения, практики, стажировок и т.д.

Разработаны и утверждены Правила организации дуального образования, в которых определены обязательные компоненты, функции всех заинтересованных сторон (колледжей, предприятий, наставников), описан образовательный процесс.

К 2019 году государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы предусмотрено увеличение до 80% доли колледжей, осуществляющих дуальное образование по техническим, технологическим и сельскохозяйственным специальностям. На дуальное обучение уже перешли более 400 колледжей в партнерстве с более чем 2 тыс. предприятий. Они вместе осуществляют подготовку около 30 тысяч учащихся по 80 специальностям и 160 квалификациям.

В 2015 году 2,5 тыс. преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения прошли повышение квалификации и стажировку на предприятиях по дуальному обучению.

По инициативе немецких экспертов в действующий Классификатор специальностей ТиПО Казахстана включены новые специальности, подготовка по которым осуществляется на основе Германского адаптированного учебного плана.

Казахские преподаватели по ним прошли специальные курсы повышения квалификации. Характерно, что к этому процессу в Казахстане привлечены крупнейшие немецкие компании, имеющие дочерние и совместные предприятия. Они также, как и в Германии оказывают казахским партнерам экспертную поддержку в разработке учебных планов и подготовке преподавателей, мастеров производственного обучения. Совместно с ними в Казахстане создан специализированный портал для формирования и мониторинга внедрения дуального обучения.

Особенностью казахской дуальной системы обучения в отличие от немецкой является ее финансирование полностью за счет госбюджета на первых порах. Таким образом казахи решили учесть основные недостатки немецкой системы дуального обучения, которые являются следствием низкого уровня мотивации и вовлеченности МСБ в профессиональное образование в силу отсутствия стимулов к финансированию подготовки квалифицированных кадров из-за их высокой текучести в условиях рынка труда.

По мере становления устойчивых условий экономического развития, национальных объединений работодателей и профсоюзов, развития системы социального партнерства, формирования в связи с этим новых финансовых источников дуального обучения Казахстан несомненно дополнит Дорожную карту по ее развитию новыми возможностями и ресурсами.

Беларусь традиционно медлит с подобными изменениями в своей образовательной системе. Горький опыт неудач 8 советских реформ в области образования до сих пор довлеет над психологией белорусских чиновников и формирует их негативное отношение к всему новому в курируемой области. Особенно это заметно в начавшемся процессе по включению высшей школы Беларуси в единое европейское пространство высшего образования (ЕПВО) на основе стандартов Болонского процесса.

Беларусь традиционно медлит с изменениями в своей образовательной системе.  Фото tut.by

Беларусь традиционно медлит с изменениями в своей образовательной системе. Фото tut.by

Провал имплементации Болонского процесса

Прошло полтора года с момента начала реализации дорожной карты по имплементации Болонского процесса в системе высшего образования Беларуси, рассчитанной на три года. Имплементация — это фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Она осуществляется путем трансформации международных правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Анализ выполнения дорожной карты, выполненный Общественным Болонским комитетом (ОБК), включающем в свой состав белорусских экспертов в этой области, показал, что к концу 2016 года из 11 запланированных шагов сделаны лишь 3, т.е. выполнено всего 9% необходимых работ. В чем причины такого провала?

Ответ однозначен – в отсутствии поддержки данного процесса на самом высоком уровне государственного управления, т.е. на уровне президента.

Начиная с самого начала обсуждения предстоящей реформы, он неоднократно публично сомневался в ее целесообразности. Главное опасение президента и его сторонников в этой ситуации – это массовый исход из Беларуси будущих обладателей дипломов единого европейского образца.

Президент сомневается в необходимости что-то менять, а чиновники тормозят выполнение взятых страной международных обязательств по  согласованной дорожной карте.

Сомнения президента опровергаются существующей статистикой. Беларусь занимает 93-е место в мире по численности населения и 20-е место по количеству студентов, обучающихся за рубежом. На 10 тысяч населения Беларуси приходится 37 студентов, обучающихся за рубежом.

Эксперты считают, что это свидетельствует о неудовлетворенности белорусов качеством отечественного образования. За первые 15 лет нового столетия количество студентов, обучающихся за рубежом, составило 36 тысяч человек, т.е. возросло в 5,7 раза именно по тому, что белорусская система высшего образования оказалась оторванной от Болонского процесса и белорусские дипломы оказались не легитимны на соответствующих рынках труда.

Для сравнения: в наших вузах сегодня обучается около 15 тысяч зарубежных студентов, как правило из слаборазвитых стран Азии и привлеченных сюда относительно низкой стоимостью обучения и проживания. Это лишний раз подчеркивает соответствующее стоимости качество образовательных услуг белорусских вузов, их низкие возможности по развитию экспорта образовательных услуг.

Сохранение дальнейшей изоляции в форме «советского заповедника высшей школы с обязательным распределением выпускников-бюджетников» грозит Беларуси дальнейшим массовым оттоком лучшей молодежи в зарубежные вузы.

Результаты исследования предпринимательского потенциала студентов белорусских вузов, проведенные Ассоциацией бизнес-образования Беларуси, лишний раз подчеркивают их заинтересованность в создании своего бизнеса у себя в стране. Об этом думают более 10% студентов, изучающих экономику, право, гуманитарные науки и искусство. Это как правило студенты, обучающиеся на платной основе. Они выше среднего оценивают предпринимательское образование в наших вузах и видят перспективы трансформации многих из них в предпринимательские академии и университеты.

Большинство мировых экспертов сходятся во мнении, что «предпринимательский университет — это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах — генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику — путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой». Обычно предпринимательский университет ставит перед собой две задачи, которые напрямую связаны с формированием предпосылок для инновационной экономики:

  • выступать организацией предпринимательского типа, организуя бизнес-инкубаторы, технологические парки, вовлекая в эту деятельность студентов и выпускников, помогая им тем самым основать собственные компании;
  • предлагать и осуществлять программы предпринимательства для того, чтобы готовить людей, стремящихся основать собственный бизнес, и развивать предпринимательское мышление у студентов, обучающихся по другим специальностям.

Большинство вузов Беларуси имеют потенциал стать университетами и академиями нового поколения, которые будут сочетать в себе функции как образовательные, исследовательские, так и предпринимательские, инновационные.

Но при этом необходимо продумать механизмы их трансформации. Так, например, в Швеции процесс перехода к предпринимательским университетам начался с 1980-х гг.

Во всех университетах страны была создана система практического предпринимательского образования, т.е. в качестве преподавателей были привлечены состоявшиеся предприниматели инновационного сектора МСБ.

На мой взгляд, очевидно, что для успешной реализации модели предпринимательского университета в Беларуси необходимо:

  • развитие предпринимательской культуры в вузах;
  • их сотрудничество и кооперация со стратегическими партнерами (государством и бизнесом);
  • проведение исследований по методам управления инновационной инфраструктурой развития сектора МСБ и подготовки кадров для него.

На макроуровне, со стороны государства необходимо:

  • создание и развитие белорусской модели предпринимательского университета, характерной для специфики страны, т.е. белорусских правовых, институциональных и политических условий;
  • развитие эффективных механизмов сотрудничества между вузами, предприятиями и государственными учреждениями на основе кластерных технологий;
  • поддержка вузов, развивающихся по модели предпринимательского университета, путем предоставления ресурсов, грантов и других финансовых инструментов;
  • создание нормативно-правовой базы и механизмов для обеспечения успешного развития по модели предпринимательского университета.

Такой подход к формированию образовательных структур и процессов на основе имплементации Болонского процесса и требований инновационной экономики позволит создать современную систему белорусской модели высшего образования.

Большинство вузов Беларуси имеют потенциал стать университетами и академиями нового поколения, которые будут сочетать в себе функции как образовательные, исследовательские, так и предпринимательские, инновационные.

Большинство вузов Беларуси имеют потенциал стать университетами и академиями нового поколения, которые будут сочетать в себе функции как образовательные, исследовательские, так и предпринимательские, инновационные.

Корпоративное обучение

Традиционные подходы к образованию не успевают за технологическим прогрессом, что грозит в будущем социальными потрясениями. Инновационная экономика основана на гонке технологий в производственной сфере, что будет генерировать элементы социальной несправедливости.

В частности, создавать специфические факторы конкуренции между молодыми и пожилыми работниками с разными уровнями компетенций в области применения новейших цифровых технологий.

Избежать массовых социальных потрясений в этом случае поможет система быстрой переподготовки и повышения квалификации. Создать ее на базе классических подходов к профессиональному и высшему образованию нельзя. Для этого нужны современные учебные материалы, их создатели и провайдеры.

Учебники больше не могут быть «новыми», так как все новое — и технологии и оборудование находится в распоряжении товаропроизводителя, т.е. бизнеса. Если технологии будут развиваться теми же темпами, то через 5-10 лет многие профессии просто исчезнут, а вместо их появятся новые.

При существующей системе государственного программирования профессиональных и образовательных стандартов, длительной подготовке соответствующих учебных материалов, самих учителей и специалистов по новым технологиям мы заранее обрекаем себя на роль постоянного аутсайдера, «страны — дауншифтера» в технологическом развитии.

Для превентации такой ситуации необходимо наряду с организациями дуального профессионального образования и предпринимательскими университетами создавать и развивать корпоративные образовательные структуры.

Знания и накопленный опыт стали важнейшими ресурсами, и предприятия (фирмы, компании) стремятся эффективно ими управлять. Для этой цели создаются корпоративные системы управления знаниями, развитием и обучением сотрудников, выражением которых все чаще являются корпоративные университеты (КУ) и учебные центры. В отличии от традиционного советского отраслевого подхода к переподготовке и повышению квалификации кадров на основе институтов повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК) создание КУ (корпоративного учебного центра) представляет собой несколько иной подход к организации обучения в компании.

Этот подход отличается системностью. В его основе лежит понятие компетенции – знания и навыки необходимые персоналу компании для эффективной реализации конкретного функционала. Но, в отличие от ситуативного обучения в белорусских ИПК в этом случае анализируются не только тактические, но и стратегические потребности в знаниях и навыках собственного персонала.

Следовательно, КУ — это новая форма подготовки персонала, имеющая не только прикладное, но и стратегическое значение, связанное с бизнес-задачами.

Корпоративный университет имеет более широкие цели, чем просто система подготовки персонала. Эти цели лежат в области соответствия программ обучения бизнес-задачам, в области формирования культуры организации, кадрового резерва, оценки эффективности персонала и инвестиций, вложенных в персонал.

Сегодня КУ принято называть развитую и устоявшуюся систему обучения персонала компании, которая может сочетать в себе как учебные модули, разработанные в виде актуальных кейсов специалистами компании, так и адаптированные под заказ модули внешних провайдеров обучения.

По мнению многих экспертов внутрифирменная система обучения, становится КУ тогда, когда она отвечает, как минимумом, трем параметрам:

  • существует единая концепция и методология обучения сотрудников;
  • система обучения охватывает специалистов всех уровней;
  • система обучения работает в рамках единой идеологии и стратегии развития компании.

Создание холдингов в различных отраслях экономики Беларуси, развитие их внешних кооперационных связей на принципах аутсорсинга и субконтрактации крупных предприятий-участников холдинга с сектором МСБ, требует создания на базе их материнских компаний фирменных корпоративных университетов (учебных центров).

Современная кооперационная сеть холдингов включает с себя малые и средние предприятия в качестве агентов – исполнителей заказов в системе производства и в качестве посредников в логистике закупок и продаж.

Такая сетевая организация корпоративного, кластерного типа способствует вовлечению всех ее участников в образовательную деятельность своего персонала в корпоративных университетах (учебных центрах).

Неразрывная взаимосвязь стратегических и тактических интересов всех участников внешних кооперационных связей предприятий холдинга будет формировать и стимулировать совместную образовательную деятельность в этих университетах.

Так сегодня работают в области подготовки кадров «для себя и под себя» многие зарубежные фирмы: «Даймлер-Бенц» в Германии , «Тойота» и «Мицубиси» в Японии, «Северсталь» и Сбербанк в России.

Для этого всем образовательным институтам нужна определенная независимость, университетская автономия как один из принципов Болонского процесса. Система должна превратиться из вертикальной в горизонтальную, вернее сказать сетевую, где социальные партнеры выстраивают такую образовательную политику, которая отвечает их интересам.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,