Известно, в текущем году компенсация населением затрат на услуги ЖКХ будет доведена до 75%, в 2018 году – до 100%.

Если судить по сообщениям в СМИ, это движение будет встречным. Например, гендиректор Минского городского ЖКХ Виталий Смирнов считает, что его ведомство повышает качество оказываемых услуг и включает механизм экономии в работе, благодаря чему в Минске в 2016 году «в результате реформирования системы» сэкономлено 350 млрд. неденоминированных рублей. То есть экономия достигнута за счет внутренних, как прежде говорилось, скрытых ресурсов коммунальщиков, что снизило их затраты.

Но ведь и денег жалко

Соответственно, повысился уровень компенсации их затрат независимо от увеличения тарифов. Хотя уровень компенсации стоимости жилищно-коммунальных услуг повысился за год за счет повышение тарифов с 40% до 60%. А всего, как утверждал в начале реформы заместитель премьер-министра Анатолий Калинин, затраты коммунальщиков должны снизиться на три с лишним триллиона рублей. То есть основную часть пути к точке выхода на 100-процентный уровень компенсации населению придется оплатить за собственный счет.

У большинства населения отношение к этой затее достаточно позитивное. На самом деле, сколько же терпеть назойливый административный патернализм, который постоянно обещает полную социальную защищенность, а на деле обвиняет каждого в том, что чего-то он не доплачивает государству. За утаенные доходы, за отсутствующие доходы, за право дышать, есть, отправлять естественные надобности, за справедливые цены, льготное образование и лечение, за социальное страхование, за доступный общественный транспорт, за свет и тепло в жилище…

Лучше платить за все полную цену, без чего невозможно избавиться от этой постоянной демагогии и лжи. Но ведь и денег жалко. Особенно жалко, когда их немного или даже вообще нет. Тем более, что и бюджет формируется из доли каждого, кто напрямую или косвенно оплачивает все государственные программы. Нет у государства долгов, которые не погашались бы населением, включая бюджетные вливания в ЖКХ. Это называется социальной политикой, когда у населения изымается значительная часть его доходов и никогда не возвращается ему полной мерой в виде тех благ, которые всегда обещаются правительством.

У нас же ситуация сложилась особенная. Оказалось, что государство (огосударствленная экономика) не умеет выгодно распорядиться бюджетными деньгами и заставляет население платить за одно и тоже (ЖКХ) дважды – через налоги и по ежемесячным жировкам, которые постоянно растут. Это никакая не реформа, это простое повышение тарифов. Не повышаться они не могут, поскольку не снижается, а постоянно повышается себестоимость производство во всех отраслях, включая ЖКХ. Напротив, эффективность производства падает, а вместе с тем снижается заработная плата.

Повышение качества коммунальных услуг, устранение перекрестного финансирования за счет освобождения предприятий от оплаты энергетических затрат на ЖКХ, предполагалось, стимулирует экономику, повысит эффективность производства, как следствие, возникнет основа для роста заработных плат и всех денежных доходов населения. А что происходит? За 11 месяцев прошлого года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 7,3%, в том числе реальная среднемесячная заработная плата — на 4,3%, реальная начисленная пенсия – на 6,6%.

Вырастет только коммуналка

И нет никаких убедительных свидетельств в пользу того, что экономика выйдет на положительный рост, что доходы вырастут. Вырастут только коммунальные платежи, по этой причине уменьшатся потребительские расходы. На питание, на приобретение промышленных товаров, на все иные платные услуги, включая бытовые, медицинские, образовательные, культурные, которые уже сейчас имеют минимальную долю в структуре потребительских расходов домохозяйств.

Да и ладно бы с ней, с культурой – что она была, что она есть. Основные культурные потребности населения власти практически бесплатно удовлетворяют по БТ. Футбол, хоккей, биатлон – всегда можно посмотреть. Но как быть с сельским хозяйством? В структуре розничного товарооборота доля продтоваров уже давно превысили 50%, но это не позволяет сельскохозяйственным организациям работать безубыточно. А повышение доли коммуналки неизбежно сузит платежеспособный спрос на них. Аналогичная проблема стоит перед промышленностью, в первую очередь, легкой, которая, вероятно, утратит позиции, добытые в ожесточенной борьбе с индивидуальными предпринимателями.

Розничный товарооборот уже упал 3,9%, а реализация товаров на рынках и в торговых центрах сократилась на 19,4%(!). Очевидно, что население экономит на товарах, в том числе и для того, чтобы оплачивать коммунальные услуги. В предстоящем году режим экономии надо усилить, что неизбежно снизит платежеспособный спрос на официальном рынке, а это, в свою очередь, еще больше снизит налоговые поступления в бюджет. Возникает перспектива возрождения «черного рынка», как это было 30 лет назад. Такое ощущение усиливается и радением оптовой торговли, товарооборот которой сократился на 10,4%.

Коммунальщики, озадаченные правительством проводить свою реформу, тем не менее, считают, что она проводится щадящим образом для тощих кошельков своих клиентов. Например, утверждают, что «сейчас усредненные платежи за жилищно-коммунальные услуги белорусской семьи из трех человек, проживающей в типовой двухкомнатной квартире, составляет около 30 рублей летом и 50 – зимой, а после повышения в отопительный период поднимутся да 80 рублей». Мол, при средней зарплате в 720 рублей доля коммунальных услуг составит только 11%.

«Нанесение эффекта экономике»

Это не мало, а очень мало. Поскольку, даже более состоятельные наши соседи в странах Балтии, в Польше платят за ЖКХ по 20-30%. Аналогичная ситуация существует даже в странах «старой Европы». Структуры расходов бывает выгодно сравнивать в нашу пользу. Но если сравнить доходы, то нашего структурного преимущества не остается и следа. Имея зарплату в 1000 долларов, можно 300 евро заплатить за жилье и высокий коммунальный сервис. При этом учесть, что на питание домохозяйство расходует 20%, а не 40-50%, как у нас.

Впрочем, европейцы всегда полностью оплачивали все свои коммунальные расходы по рыночных ценам, а не по жировкам, подготовленным в ведомственных бухгалтериях такого монополиста как МЖКХ.

К слову, в европейских странах давно существует комплексная, эффективная и богатая система социальной защиты для малоимущей части населения, которая обеспечивает человека достойным жильем и коммунальными услугами.

А у нас, известно, малоимущие облагаются специальным сбором, дабы они не избежали социальной заботы государства. Советские экономисты такие решение называли «нанесением эффекта экономике». Очевидно ведь, что помимо средней заработной платы в статистике применяется понятие медианной зарплаты, которая делит работников на две равные половины – низшая половина получает меньше медианы, высшая половина – больше медианы. В Беларуси медианная зарплата в последние годы была примерно на 20% меньше средней зарплаты. Иными словами, половина работников в настоящее время получает меньше 570-580 рублей.

Следует иметь в виду, что статистический анализ заработной платы осуществляется Белстатом только в отношении среднесписочного состава работников организаций, которые представляют свои отчеты в органы по труду. Это бюджетные организации, колхозы и совхозы, любые иные организации, имеющие ведомственную подчиненность. На этом учете состоит около 3 млн. человек. В настоящее время в экономике занято 4,4 млн. человек, то есть 1,4 млн. трудятся в «неучтенных Белстатом» микроорганизациях и малых организациях без ведомственной подчиненности, а также индивидуальные предприниматели.

О них в прежние времена говорили – бизнес малый, дела большие. Большие дела малого бизнеса уходят в прошлое, он балансирует на гране выживания. Будущее, как сказал бы Киррил Рудый, готовит для малого бизнеса своеобразную «ловушку» в государственной системе социальной защиты. Выплачивая все положенные государству платежи и налоги, включая подоходные, финансируя ФСЗН, теряя бизнес, предприниматели и их работники становятся безработными. При желании они могут зарегистрироваться в государственной службе занятости, но получить соответствующее их высокому статусу рабочее место, вряд ли. Можно открыть новый бизнес, но добиться успеха, когда все рушится, практически невозможно. Вероятно, у многих разоряющихся предпринимателей имеются какие-то сбережения, чтобы пережить «трудные времена», но через полгода они попадают в разряд социальных иждивенцев, обязанных оплатить государству специальный на такой случай сбор.

Недаром говорится, пришла беда, открывай ворота. Так уж отстроена система социальной защиты в нашем государстве. Она обещает материальную помощь каждому, у кого доходы в течение длительного времени не превышают бюджета прожиточного минимума, но обратись он за помощью, его, скорее всего, поставят на учет в качестве плательщика сбора на минимальный доход. Куда далеко ходить за примерами, средний размер пособия по безработице в ноябре прошлого года составил 12,3% бюджета прожиточного минимума – 21,8 рублей. С одной стороны, зарегистрированных безработных немного – 35,8 тыс. человек, с другой, по численности, они соответствуют населению трех обычных райцентров.

Достоверные сведения о заработках во «вневедомственном микро-, мало- и индивидуальном бизнесе» можно получить только в МНС (которая, как показала практика, иногда ошибается самым роковым образом), или с помощью специальных соцопросов, или же (м. б., менее достоверные, но правдоподобные) в социальных сетях. Такие, например, высказываются мнения:

— «Я бы с удовольствием подобрал эту «упавшую» среднюю зарплату, с пола бы поднял, не побрезговал. Так не дают же ее, мерзавцы».

— «Основной заработок по городу (периферия 100 км от столицы) в пределах 4-6 млн. старыми. Работы нет. Разве что на 2-3. И то с задержками…».

Обвиняют и статистиков: «Вранье – Белстат к уголовной ответственности!».

Сравнение ежа с половой щеткой

Создается такое впечатление у многих. Но статистика, как и все остальное в жизни, может дать только, что может. И вызывает недоумение. Например, у Дизраэли, бывшего премьер-министра Великобритании, создавалось впечатление, что цифры обманчивы, особенно, если самому ими заниматься. Так возник едва ли не самый знаменитый афоризм на сей счет: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». А, например, Сергей Сидорский, будучи белорусским премьером, на заседании, где обсуждались проблемы малых городов, выговорил представителю Минтруда: «Половина предприятий простаивают, а у него по сводкам безработных нет!»

Пришлось «трудовику» объяснять главе правительства, что в статистику попадают не все безработные, а только те, кто сам приходит в службу занятости. Почему они не приходят, пусть подумает сам премьер.

К слову, при оценке структуры расходной части домохозяйств учитываются только располагаемые доходы. Коммунальщики, как отмечалось выше, для своих расчетов исходили из средней зарплаты в 720 рублей. Вроде бы, правильно: в январе — ноябре 2016 года среднемесячная зарплата составляла 715 рублей. Но это была номинальная начисленная зарплата. На руки «средний работник» реально (за вычетом 13% подоходного налога) получал только 620 рублей. А медианная зарплата (которую получают половину работников) составила того меньше – 450-460 рублей.

Как говорится, считать нам не пересчитать. А каково придется коммунальщикам? По статистике, большая ясность существует в Минске, где номинальная начисленная средняя зарплата достигла 1000 рублей. Но во всех областных центрах она составила от 660 (Витебск) до 718 (Гродно) рублей. В других крупных и малых городах, в сельской местности, в агрогородках, которые имеют стандартный набор коммунальных услуг, заработки еще ниже. Можно предположить, что медианная реальная зарплата в этих регионах не превышает 450 рублей. Если в отопительный сезон придется выложить 80 рублей, то доля ЖКХ в расходной части семейного бюджета поднимется до 18%.

Таким образом, большинство работников платит за ЖКХ не 11%, а намного больше. Кроме того, в Беларуси сейчас насчитывается более 2,6 млн. пенсионеров, средний размер пенсий у которых в ноябре составил 284 рубля. Им, по расчетам коммунальщиков, пришлось платить в отопительный сезон 28% своей пенсии. Вероятно, столько же платит и европейский пенсионер. Но при этом у него остается 500-600 евро на остальное, а белорусскому пенсионеру – около 100 долларов.

Не лишним будет отметить, что в статистике подобное сравнивается с подобным. Часто же с умыслом, реже по непониманию, сравнивают ежа с половой щеткой, раз и тот и другая колются. Специалисты давно отметили, в межстрановых сравнениях (например, уровень жизни в США и СССР) парные сопоставления (стандартных семей) невозможны. Уместны сравнения типа «США – Франция», «Англия – Кения», Италия – Южная Корея». Но невозможно сравнение по этому параметру «КНДР – Южная Корея».

Для сравнения СССР по уровню жизни требовалось вырабатывать специальные поправочные коэффициенты и вводить их. Например, как можно было сравнить квартиру советской семьи и американской. Если в первой на жильца приходилось 9 кв. метров полезной площади, а в американской – 40? А по качеству? Никакого сравнения. Но вот аргумент в нашу пользу. Советская городская семья с учетом государственных расходов на содержание жилфонда расходовала 6% своего бюджета, американская – 26,6%. Для оплаты жилья средний работник в СССР должен был отработать 18,2 часа, американский – 45 часов. Однако различия в обеспеченности жильем приводило к тому, что для оплаты 1 кв. метра полезной площади в месяц среднему работнику требовалось: в СССР 1,23 часа работы, в США – 0,87 часа. Иными словами, экономическая доступность советского «льготного государственного жилья» оказалась на 40%, а к кооперативного – в 3,5 раза ниже.

Вот такая статистика. И верная, и скверная. Она же у нас применяется безо всяких изъятий и ограничений, поэтому иногда выглядит ложью, наглой ложью, но не перестает быть статистикой.

Относится к ней надо просто, понимая, что тебе часто предлагают для сравнения вещи несравнимые.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,