Наиболее существенные изменения в белорусском законодательстве в последние годы происходят в пенсионной системе и это не удивительно. Старение населения, происходящее на фоне затянувшегося экономического кризиса, привело к сокращению средней заработной платы в государстве. Заработная плата является основной налоговой базой для отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН), поэтому ее сокращение привело к существенному снижению поступлений в ФСЗН.

В результате в ФСЗН образовался дефицит денег, что вынудило государство уже в 2016 году выделять субсидии из республиканского бюджета для своевременного исполнения своих обязательств в пенсионной сфере. Запланированы данные субсидии с ростом и в 2017 году, что свидетельствует о дальнейшем ухудшении финансового состояния ФСЗН.

Финансовый кризис в ФСЗН вынудил власти изменить экономические подходы и законодательные условия, необходимые для получения трудовых пенсий. Новациям и особенностям белорусского пенсионного законодательства, касающимся граждан достигших пенсионного возраста, с анализом наметившихся тенденций в его изменении, наблюдаемым в последние годы, посвящен данный материал.

Категории пенсионеров

Сразу же отметим, что пенсионное законодательство в Беларуси весьма сложное и запутанное, так как помимо нескольких законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, в последние годы был принят ряд указов, которые существенно меняют подходы к назначению трудовых пенсий. При этом положения указов во многом расходятся с действующим законодательством, но имеют большую юридическую силу в связи с особенностями белорусской правовой системы. В этой связи порядок исчисления пенсий в настоящее время необходимо изучать по указам, а не по законам, которые во многом устарели и не соответствуют текущему положению с начислением пенсий.

Что необходимо знать каждому потенциальному белорусскому пенсионеру о пенсии? Первой существенной особенностью белорусской пенсионной системы является разделение всех трудоспособных белорусских граждан на следующие группы или категории по особенностям начисления пенсий:

1. государственные служащие;

2. военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – военнообязанные);

3. граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

4. граждане, работающие с особыми условиями труда, и занятыми отдельными видами профессиональной деятельности (далее – граждане, занятые на вредных производствах);

5. прочие граждане, не попадающие в вышеперечисленные категории.

Для каждой из данных категорий граждан предусмотрен свой закон, определяющий право на назначение пенсии, порядок начисления и суммы пенсий. При этом, если гражданин по каким-то причинам не получает право на пенсию по одной из первых четырех категорий, то он автоматически будет получать пенсию на общих основаниях при соблюдении всех нижеперечисленных условий.

Не рассматривая особенности пенсионного обеспечения для каждой из первых 4-х категорий граждан, остановимся на общих положениях пенсионного законодательства, которые касаются каждого белорусского пенсионера вне зависимости от места его работы. Так, общим для всех категорий потенциальных пенсионеров являются виды пенсий, которые являются второй особенностью белорусской пенсионной системы.

Виды пенсий

Все пенсии, связанные с трудом и достижением пенсионного возраста, разделяются на следующие категории:

1. трудовые пенсии по возрасту назначаются при наступлении пенсионного возраста и наличия минимально необходимого трудового стажа;

2. трудовые пенсии по инвалидности назначаются при наступлении инвалидности вне зависимости от наступления пенсионного возраста;

3. трудовые пенсии по случаю потери кормильца назначаются в случае смерти кормильца вне зависимости от наступления пенсионного возраста;

4. трудовые пенсии за выслугу лет назначаются при достижении определенного трудового стажа вне зависимости от наступления пенсионного возраста;

5. трудовые пенсии за особые заслуги перед республикой назначаются при наступлении пенсионного возраста отдельным категориям граждан по решению комиссии при Совете Министров Республики Беларусь;

6. социальные пенсии назначаются при наступлении пенсионного возраста, но отсутствии минимально необходимого стажа для получения трудовой пенсии по возрасту.

Очевидно, что в настоящее время большинство белорусских граждан получают трудовые пенсии по первому основанию, то есть в связи с достижением пенсионного возраста. При этом законодательные изменения, происходящие в последние годы, могут привести к ситуации, когда значительная группа пенсионеров будет получать социальные пенсии в связи с достижением пенсионного возраста, но отсутствием минимально необходимого трудового стажа.

Трудовой стаж или страховой?

Третьей особенностью белорусской пенсионной системы является наличие минимального трудового стажа с уплатой страховых взносов в ФСЗН, необходимого для получения права на трудовую пенсию по возрасту, который сегодня чиновниками называется страховым стажем, хотя в законодательство такое понятие не вводилось. Если до 2014 года понятие минимального трудового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии касалось только льготных пенсионеров, которые получали право на трудовые пенсии раньше срока наступления пенсионного возраста (например, государственные служащие, граждане, работающие на вредных производствах), то с 1 января 2014 года данное понятие затронуло всех потенциальных пенсионеров.

В условиях дефицита средств государство пытается стимулировать уплату дополнительных отчислений в ФСЗН граждан, не уплачивающих по каким-либо причинам отчисления в ФСЗН. Для этого государство резко и целенаправленно повышает размер минимального трудового стажа, который необходимо отработать для получения трудовой пенсии по возрасту.

Так, если до 1 января 2014 года минимальный трудовой стаж с уплатой страховых взносов в ФСЗН был равен 5 годам, то с 2014 года минимальный трудовой стаж был установлен 10 лет, а с 1 января 2015 года – 15 лет. Последние изменения пенсионного законодательства, введенные указом № 534, установили, что 1 января 2016 года ежегодный минимальный трудовой стаж увеличивается на 6 месяцев ежегодно, до достижения в 2025 году возраста 20 лет.

Сразу же отметим, что данный срок, скорее всего, не является окончательным и в ближайшее время может быть увеличен. Косвенным подтверждением данной мысли являются высказывания чиновников, которые постоянно ссылаются на опыт европейских стран, в которых минимальный стаж, необходимый для получения пенсий выше. Так в ходе недавней онлайн-конференции замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков указал, что для получения полной пенсии в Чехии требуется 30 лет стажа с уплатой взносов, во Франции – более 41 года, в Бельгии — 45 лет. Видимо, на такой период следует рассчитывать и будущим белорусским пенсионерам в случае сохранения существующей модели пенсионной системы.

Расчет трудового стажа

Ссылка чиновника на европейский опыт обязательности отчисления в ФСЗН для начисления трудового стажа не случайна. Так, статьей 51 Закона о пенсионном обеспечении определен порядок начисления стажа работы. Данной статьей в частности установлено, что в стаж работы включаются только те периоды, в которых работником уплачиваются отчисления в ФСЗН с заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством. Кроме того, согласно статье 51 в рабочий стаж включалось и время службы в армии, и время декретного отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет и время получения высшего или средне специального образования и время уходя за инвалидами так далее. То есть все те льготы, к которым так привыкло белорусское население.

Но видимо, дела у ФСЗН настолько плохи, что государство решило отказаться от всех этих льгот, и определило указом № 534 минимальный трудовой стаж, который учитывается только в случае уплаты отчислений в ФСЗН от заработной платы не ниже минимальной. Таким образом, государство пытается отсрочить срок выхода на пенсию не только вышеперечисленным категориям бывших «пенсионных льготников», но и фактически сократить трудовой стаж для граждан, занятых неполный трудовой день.

Так, нововведения с минимальным трудовым стажем коснуться граждан работающих неполный день на 0,25, 0,5 или 0,75 ставки, если фактически начисленная им заработная плата окажется ниже минимальной заработной платы по стране. Также данное нововведение коснется и государственных и частных предприятий, которые в случае простоя переводят своих работников на неполный рабочий день. В этом случае если выплачиваемая работникам предприятий фактическая заработная плата будет ниже минимальной, то и трудовой (страховорй) стаж данных работников будет приниматься не в полном размере, а пропорционально доле начисленной зарплаты в соотношении к минимальной зарплате. Фактически граждане, работающие на экономически неблагополучных предприятиях, становятся заложниками новой пенсионной системы, так как, не имея возможности работать полный день, они тем самым отодвигают время своего выхода на пенсию.

Пенсионный возраст

Наряду с увеличением минимального трудового стажа для получения стандартной трудовой пенсии государство увеличило и пенсионный возраст. Так, указом 137 утверждено поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. Повышение возраста началось с 1 января 2017 года на 6 месяцев ежегодно вплоть до 2022 годы.

Опять же с учетом ранее отмеченной тенденции, выражающейся в ссылке чиновников на европейский опыт в начислении пенсий, нельзя исключать скорого возможного роста пенсионного возраста. Косвенным подтверждением данной мысли явилось увеличение с 1 января 2015 года минимального возраста, необходимого для получения социальной пенсии по возрасту в случае отсутствия минимально необходимо трудового стажа необходимого для получения стандартной трудовой пенсии.

Так, для получения социальной пенсии по возрасту уже в 2015 году был единовременно повышен возраст для её начисления для мужчин — до 65 лет, и для женщин — до 60 лет. Хотя до 2015 года данная категория белорусских граждан имела такие же права, как и все остальные граждане на получение пенсий по возрасту, соответственно в 60 лет и 55 лет. Данная пенсионная дискриминация в нашем социально ориентированном государстве еще больше усугубляется тем, что социальная пенсия составляет только 50% от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума за 2 последних квартала.

Пенсионная стратегия поведения

Изменение пенсионного законодательства, произошедшее в последние годы, свидетельствует о необходимости пересмотра гражданами подходов к своему будущему. Ужесточение законодательных требований государства к получению трудовой пенсии требует от работающих граждан выбора одной из следующих стратегий поведения.

Первая стратегия – «надежда на государство», заключается в добросовестном выполнении всех законодательных предписаний государства по стажу работы, отчислениям в ФСЗН с максимально возможной официальной заработной платы и так далее. При этом белорус может надеется на получение трудовой пенсии от государства, размер которой будет зависеть от экономической ситуации в стране. Очевидно, что данная стратегия поведения характерна для государственных служащих, военнообязанных людей и бюджетников, чьи доходы полностью зависят от бюджета.

Вторая стратегия – «надежда на себя», заключается в минимально возможном исполнении требований законодательства, когда выполняются только те требования законодательства, которые позволяют не платить налог с тунеядцев. При этом белорус может рассчитывать только на социальную пенсию по возрасту, и, следовательно, должен в трудоспособном возрасте заботиться о денежных сбережениях на старость и стабильных источниках доходов на пенсии, не зависящих от работы, например, арендная плата за сдачу жилья в наем. Очевидно, что данная стратегия поведения касается людей, которые приближаются к пенсионному возрасту, но по каким-либо причинам не сумели заработать необходимый минимальный трудовой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту.

Третья стратегия – «баланс интересов», заключается в попытке исполнения минимальных требований законодательства, необходимых для получения трудовой пенсии, что на сегодняшний день требует уплаты отчислений в ФСЗН с минимальной заработной платы, что позволит получить минимальную трудовую пенсию. Кроме того, данная стратегия предполагает также самостоятельную заботу о благополучной старости, предполагающую накопление денежных сбережений и поиск стабильных источников доходов в старости, например, от аренды жилья, дивидендов учредителей предприятия и так далее.

Каждый белорус уже сегодня должен задуматься о своей будущей старости, чтобы после достижения пенсионного возраста не оказаться у «разбитого корыта» бедности и неопределенности. Особенно данный вопрос должен заботить белорусскую молодежь, так как продолжающееся старение население в совокупности с отсутствием реформ в белорусской пенсионной системе ведет к ситуации, когда о достойных для жизни пенсиях, возможно, скоро можно будет только мечтать. Поэтому девиз «на государство надейся, а сам не плошай», должен стать основным девизом белоруса желающего прожить долгую и благополучную жизнь в нашей стране.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,