Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

Продолжение.
См. также 1 часть
, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть


Социальное рыночное хозяйство: ориентиры для Беларуси

В этой части мы, основываясь на принципах, сформулированных «отцами–основателями» этой модели и опыте Германии и центрально-европейских стран, попытаемся наметить те основные ориентиры , в направлении которых должны двигаться беларуская экономика и беларуское общество в случае выбора социального рыночного хозяйства в качестве целевой модели.

Социальное рыночное хозяйство предполагает наличие сильного государства. При этом сила должна выражаться не во вмешательстве во все сферы жизни, не в подмене государственно-чиновничьим распорядительством частной инициативы и частного предпринимательства, а в обеспечении генеральной линии развития, реализации принципов этой модели.

Очень важной целью является достижение стабильности покупательной способности национальной валюты. Достижение этой цели в количественном выражении можно констатировать, когда рост цен не превышает 2-3% в год. Без ее достижения конкурентные рынки не будут работать должным образом. Средством достижения этой цели должна стать независимость Национального Банка, важнейшей задачей которого является обеспечение экономики качественными деньгами, т. е. имеющими стабильную покупательную способность.

Важной задачей является развитие частной инициативы через всемерную поддержку предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса. Теоретики и практики социального рыночного хозяйства не возлагали чрезмерных надежд на приватизацию, полагая, что оптимальный путь здесь – естественный рост малого и среднего бизнеса, который постепенно занимает рыночные ниши и находит новые благоприятные возможности для развития. Принятие на себя ответственности и риска — это важное условие здорового социально-экономического развития. Важным моментом здесь является укрепление института частной собственности, прежде всего, на производственные ресурсы. В этой связи нельзя не вспомнить слова А. Мюллера-Армака о том, что гражданские свободы являются иллюзиями, пока они не опираются на фундаментальные экономические свободы движения капитала и труда, права частной собственности и защиты честно полученной прибыли.

Беларуские предприятия могут быть конкурентоспособными, только если они функционируют в условиях конкурентной среды. Конкуренция – это гарант инноваций. Всякие субсидии подрывают конкуренцию, поэтому они должны использоваться только в исключительных случаях для поддержки национальных производителей на внешних рынках.

Очень важной целью является достижение высокой степени меритократии, т. е . власти компетентных людей, грамотных профессионалов, участвующих в разделении труда. Важным условием этого является возвращение к бесплатному образованию на всех уровнях, от школы до докторантуры. Германия реализовала этот основополагающий принцип еще до экономических успехов, приведших к современному процветанию. Это не означает всеобщего высшего образования, но предполагает равный доступ к образованию, независимо от дохода и имущества родителей. Тогда, например, ограниченное число мест в университетах будут занимать лучшие по знаниям и способностям.

Нам необходимо, если мы хотим двигаться к социальному рыночному хозяйству, реализовывать принцип субсидиарности и развивать социальное партнерство. Субсидиарность предполагает, что ответственность за благосостояние, прежде всего, возлагается на индивида и семью, а более высокие уровни, включая государство, вступают в дело, когда первый уровень не справляется. Этот принцип противоположен социальному иждивенчеству. С ним связано развитие социального партнерства и соглашений. По мнению отцов- основателей социального рыночного хозяйства, работодатели и наемные работники должны договариваться между собой напрямую, а не через государство, и они способны в этом случае договориться лучше и быстрее. Для этого необходимо развивать широкую сеть негосударственных общественных организаций, прежде всего профсоюзов.

Беларуси необходимо двигаться к более справедливой системе налогообложения, при которой каждый вносит вклад в общий бюджет в зависимости от своих возможностей. Существующая плоская шкала подоходного налога основное бремя налогов возлагает на бедных. Как известно, дополнительный рубль дохода идет у бедных на необходимые потребности, а у состоятельных людей — на предметы роскоши. В наиболее успешных европейских странах существует прогрессивная шкала налогообложения доходов и это считается более справедливым.

Социальное рыночное хозяйство предполагает балансирование доходов и расходов бюджета страны и торгового баланса с внешним миром. В условиях хронического отрицательного торгового баланса бремя выплат по внешним долгам достаточно быстро становится непосильным. Нельзя позволять себе в долгосрочном периоде тратить больше, чем зарабатывает экономика. Эффективное участие в международном разделении труда возможно лишь при открытых внешних рынках, в минимальной степени ограниченных тарифами и нетарифными ограничениями. В этой связи жизненно важно скорейшее вступление Беларуси в ВТО.

Для успешного становления социального рыночного хозяйства в беларуском обществе должны укрепляться этические основания экономического и социального порядка. По словам Вильгельма Рёпке, Самодисциплина, чувство справедливости, честность, рыцарство, умеренность, общественный дух, уважение к человеческому достоинству других людей, твердые моральные стандарты — все эти вещи люди должны усвоить при входе на рынок и конкуренции друг с другом.

В заключение хотелось бы отметить, что все эти цели взаимосвязаны, движение к каждой из них помогает в достижении и других целей. Все основные принципы социального рыночного хозяйства должны реализовываться в комплексе. Задача это не простая, но она облегчается тем, что мы можем учиться на успехах и ошибках реформаторов из стран центральной Европы. Такое реформирование является делом не одного года и даже не одного десятилетия, но и полученный результат будет устойчивым и долгосрочным.


Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,