Соотношение доли собственности государства и частного бизнеса в любой стране является индикатором структурных преобразований. В Беларуси 70% собственности принадлежит государству и лишь 30% — частному бизнесу. Можно ли без приватизации, которая, кроме привлечения в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ), новых технологий, качества управления и т. д., помогает также «включить» фондовый рынок, изменить это соотношение – то есть, осуществить структурные реформы?

В последние пару лет приватизацию белорусские власти вообще не рассматривают — ни в качестве инструмента структурных реформ национальной экономики, ни как источник ПИИ. А после недавних заявлений А. Лукашенко в адрес правительственных реформаторов — «прекратить разговоры по поводу необходимости реформирования в той или иной сфере, и выбросить из головы, что сегодня надо все разделить, поделить, приватизировать», слово приватизация стало опальным и исчезло из лексикона чиновников.

Думается, что сейчас правительство понимает, что госсектор требует серьезного реформирования. Проблема в другом: в неготовности взять на себя риски и ответственность за последствия этих реформ. Отсутствие политической воли, неготовность к принятию тяжелых решений остаются основным барьером на пути приватизации в Беларуси. Поэтому структурные преобразования в Беларуси свелись к мерам по обеспечению макроэкономической стабильности.

Справка БЕЛРЫНКА: Прогноз Всемирного банка для Беларуси

По прогнозу Всемирного банка, в 2016 году ВВП Беларуси снизится на 2,7%, в 2017 году — на 0,9%, а в 2018 году вырастет на 1,1%. При этом согласно апрельскому прогнозу банка, в 2016 году в Беларуси ожидалось снижение экономики страны на 3%, в 2017 году — на 1%, а в 2018 году прогнозировался рост на 0,3%.

При подготовке прогноза на 2017 год экономисты ВБ исходили из того, что белорусско-российские переговоры по нефти и газу завершатся благополучно и поставки нефти в Беларусь будут восстановлены. Если же негативные факторы материализуются, то это скажется на темпах падения ВВП в Беларуси.

Согласно прогнозам ВБ, восстановление белорусской экономики будет происходить благодаря улучшению ситуации с экспортом. При этом сохраняются риски связанные с внешней устойчивостью и ситуацией в экономиках основных торговых партнеров Беларуси — России и стран СНГ, а также с низкими ценами на сырьевые товары.. В качестве положительных факторов экономисты ВБ ожидают ускорение темпов реформ, в том числе меры по повышению конкурентоспособности предприятий, продолжения работы по улучшению бизнес-климата.

 

Всемирный банк: «мы говорим о приватизации, но не настаиваем на 100-процентной приватизации»

Международные эксперты, которые ранее всегда называли приватизацию в качестве ключевых условий предоставления кредитных ресурсов Беларуси, сейчас тоже стараются обходиться без этого слова, — они предпочитают говорить о необходимости реформирования госсектора.

Страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук во время презентации 12 декабря очередного «Экономического обзора Всемирного банка для Беларуси» предположил, что в 2017 году Беларусь может привлечь 1,5 млрд. долларов ПИИ. Прогнозируется, что эти деньги могут быть получены в результате реализации «некоторых значимых для страны проектов».

На вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА, почему БВ сейчас не рассматривает приватизацию в качестве источника ПИИ, К. Гайдук отметил, что ухудшение работы предприятий госсектора, конечно же, «является серьезным сигналом необходимости их реструктуризации, а приватизация как раз и является одной из форм реструктуризации». Таким образом, подчеркнул эксперт, приватизация никоим образом не уходит из нашего поля зрения. «Однако в данной ситуации важной видится задача именно реструктуризации предприятий, чтобы не допустить потери уже существующего потенциала, не допустить стоимости и ценности существующих активов, которые были созданы в предыдущие годы, в том числе за счет инвестиционной деятельности», — отметил К. Гайдук.

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким в связи с этим добавил: «мы говорим о приватизации, но нет необходимости говорить о 100-процентной приватизации предприятия». По его словам, сейчас предпочтительнее пойти по пути создания СП с мировыми промышленными лидерами, это поможет белорусскому предприятию модернизировать технологии и диверсифицировать рынки сбыта, что для них сейчас особенно актуально. Кроме того, можно приватизировать не предприятие, а только оборудование, которое оно не использует. Если у частной компании нет денег на выкуп этого оборудования, то надо дать ему получить его в аренду.«То есть, есть разные варианты увеличить долю частного сектора в экономике. Но мы не настаиваем на 100-процентной приватизации», — подчеркнул Ян Чул Ким.

Старший экономист Всемирного банка Карлис Смитс отметил, что Беларусь может применить опыт других стран, которые реформировали госсектор. Что нужно сделать? «Улучшить корпоративное управление предприятиями, закрыть некоторые предприятия, которые не могут быть эффективными, а также позволить частному бизнесу выкупать предприятия. В некоторых странах использовали все три варианта реформирования госсектора», — подчеркнул он.

Кроме того, считает К. Смитс, сейчас важно включать белорусские предприятия в субконтрактные производственные цепочки. «При этом стоит следовать традиционному рецепту: создать стабильную макроэкономическую ситуацию, улучшить среду для иностранных инвесторов, в том числе отдать на аутсорсинг часть услуг госкомпаний, а также встраиваться в глобальные производственные цепочки», — подчеркнул К.Смитс.

В качестве примера Ян Чул Ким привел зарубежные компании «Вольво» и «Скания», которые таким образом вошли на российский рынок. Что касается Беларуси, то сюда, по его мнению, могли бы прийти, в частности, производители комплектующих для «Гомсельмаша». Конечно, в том случае, если они смогут разглядеть здесь потенциальный интерес для себя. «Мне кажется, что в Беларуси есть глубина промышленного, научного потенциала. Однако чтобы привлекать инвестиции, нужно менять менталитет – не вертикально искать инвестиции, а горизонтально», — подчеркнул Ян Чул Ким

При этом К. Смитс обратил внимание, что страны, создавшие эффективную деловую среду для отечественных предприятий, как правило, обеспечивают хорошие условия и для иностранных компаний. В Беларуси достигнутый прогресс по индикаторам исследования «Ведение бизнеса» монетизировать пока не удалось. «Мы видим улучшение бизнес-среды, но не видим пока притока ПИИ. Уровень их остается относительно низким — примерно 180 долларов на душу населения и в значительной степени состоит из реинвестированной прибыли», — констатировал старший экономист ВБ.

В свою очередь Ян Чул Ким оптимистично заметил, что высокая позиция в рейтинг «Ведение бизнеса» уже подстегнула интерес инвесторов к Беларуси. «Вы должны капитализировать высокую позицию в рейтинге. А для этого должны убедить инвесторов, что их инвестиции здесь защищены», — подчеркнул глава представительства ВБ банка в Беларуси.

Справка БЕЛРЫНКА: Исторический экскурс

На фоне нынешнего подхода ВБ к приватизации в Беларуси любопытно привести слова постоянного представителя Всемирного банка в Беларуси Ивана ВЕЛЕВА в мае 2010 года (несколько тезисов из интервью автору статьи):

— Очевидно, что нынешняя модель в Беларуси себя исчерпала. Новую модель необходимо искать, реформируя экономику. Ясно, что вперед надо двигаться путем реформ. Исходя из опыта других стран региона, видно, что структурные реформы непросты. В Беларуси — тем более, так как нужно учитывать тот факт, что страна привержена социальным обязательствам, что, в свою очередь, будет отражаться на скорости проведения и глубине реформ. Не следует забывать, что у всех стран, которые прошли через реформы, был период спада и так называемой переходной рецессии.
Задача на данном этапе с точки зрения экономики — найти подходящий вариант реформ для Беларуси, так как многие варианты для нее не подходят. Можно провести реформы, но это не означает, что страна будет выглядеть так, как ожидали. Экономика никогда не существует сама по себе. Приватизация — это еще и политический выбор, выбор последовательности, скорости и глубины реформ.
Не существует одного волшебного ключа, с помощью которого можно было бы перестроить экономику. Приватизация — это инструмент реформ. Ведь что такое приватизация? Это передача контрольного пакета собственности от государства к частному собственнику, который может распоряжаться собственностью и принимать решения на базе рыночных принципов.
Если рассматривать приватизацию как магическое условие для проведения реформ, то это себя не оправдает. Приватизация должна проводиться в комплексе с другими реформами. И этот комплекс должен затрагивать не только реформы финансового сектора государственных предприятий, рынка труда и т. д., но и всех компонентов, которые создают здоровую бизнес-среду.
Формирование такой среды должно сопровождаться политическими реформами, а приватизация является лишь одним из инструментов, позволяющих реформировать государственные предприятия. То есть она помогает создать еще один сектор экономики, который, в отличие от государственного, функционирует на принципах конкуренции и прибыли.
Но всегда необходимо помнить, что мы можем только посоветовать или помочь с технической стороны. Цели и стратегию определяет правительство.

Устали «биться» за приватизацию?

В последнее время белорусские эксперты все чаще говорят о том, что приватизация перестала быть актуальной для Беларуси. Во-первых, белорусские власти бояться приватизации. Во-вторых, а кто купит белорусские активы? Белорусский бизнес не сможет, он небогатый. Значит, преимущественно российский. Но интересны ли ему эти активы с точки зрения их развития? Вопрос риторический.

Поэтому в последнее время тема приватизация ушла из актуальной повестки дня и сместилась в другую плоскость. В частности, говорят о том, что разумнее создавать параллельно бизнес в других сферах, а также о факторах, которые должны способствовать росту производительности труда.

Посол Германии в Беларуси Петер Деттмар в ходе дискуссии на XIV Минском форуме 25 ноября сказал, что считает вопрос приватизации госпредприятий в Беларуси вторичным, приоритетным является их эффективность. «Мне кажется мнимой дискуссия о приватизации, которая ведется уже семь лет на моей памяти. Гораздо важнее подумать над тем, как сделать предприятия эффективными, так они могут быть подготовлены к целесообразности приватизации. Вопрос собственности на этой переходной фазе является вторичным, важно подготовить, а затем выбрать правильное время приватизации. Если этого не сделать – будет проблема, что делать с долгами, сначала их нужно устранить. Что делать с рабочими местами? Иначе и через 10 лет мы будем говорить о приватизации, а ничего не будет происходить», — цитирует дипломата агентство ПРАЙМ-ТАСС.

Думается, что такой подход белорусским властям будет очень близок. Они тоже хотят сделать отечественные предприятия эффективными. Вопрос — во времени и средствах, которые для этого нужны. Ни того, ни другого у белорусского руководства нет. Но, самое главное: кто будет заниматься повышением эффективности предприятий? Опять государство? Но мы же это уже проходили. В этом случае пытаться сделать предприятия эффективными можно очень долго. Но не факт, что через 10 лет они станут более эффективными. Как и не факт, что все они до этого времени доживут.

Справка БЕЛРЫНКА: Как Всемирный банк «бился» за приватизацию в Беларуси

В июне 1997 года, подписав меморандум со Всемирным банком, правительство Беларуси также взяло на себя обязательство ускорить приватизацию. Речь тоже шла о готовности продать 5 крупных предприятий. Тогда при отборе претендентов в числе главных критериев были следующие. Это должны быть промышленные предприятия с численностью свыше 2 тысяч человек. Отмечалось, что госдоля на этих предприятиях в результате приватизации должна стать ниже 50%. Тогда в пятерку попали ОАО «Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», «Мозырьдрев», «Красносельскцемент» (г. Волковыск), «Мозырьпромстрой» и «Белсантехмонтаж № 1» (г. Минск). Их ценные бумаги Мингосимущество пообещало продать на инвестиционных торгах (если ими заинтересуется инвестор), или же на чековом или денежном аукционах, или через отделения Беларусбанка. Однако несмотря на усилия,эти предприятия так и не удалось приватизировать.

Не удалось пока Всемирному банку подтолкнуть приватизацию в Беларуси с помощью создания Национального агентства по инвестициям и приватизации (НАИП). На этапе его создания замышлялось, что Агентство будет независимым от отраслевых министерств, Администрации президента и правительства, а также получит соответствующие полномочия по распоряжению госимущества. Ни один из критериев не был выполнен.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,