Экономическая составляющая первого года пятой пятилетки не принесла неожиданностей. Уверенного старта, обещанного главой государства в Послании-16, не получилось, и потому 2016 г. не стал «переломным в преодолении негативных тенденций в экономической сфере». Напротив, они только усилились.

Я не собираюсь утомлять читателей экономической статистикой. Ее динамика является далеко не единственным индикатором системного кризиса белорусской модели. Предлагаю для начала обратиться к трем последним текстам предвыборных программ пентачемпиона президентских выборов в Беларуси.

ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ АМБИЦИОННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

2006 г. «Государство для народа»

Беларусь – страна, в которой хочется жить, работать и растить детей. Основная задача кандидата – обеспечение в стране высокого качества жизни, которое будет доведено до уровня, сравнимого с западноевропейским.

2010 г. «От сохранения – к приумножению!»

Главной ценностью политики кандидата был и остается человек. «Государство для народа» – это не придуманный лозунг, а фундаментальный принцип. К2015 г. уровень жизни в Беларуси приблизится к европейскому. Уровень доходов должен позволять семьям приобрести собственное жилье в среднем в течение пяти лет. Будут обеспечены стабильность курса белорусского рубля и абсолютная сохранность частных вкладов. В течение ближайших пяти лет в стране запланировано реализовать не менее 100 мощных инвестиционных проектов.

2015 г. «За будущее независимой Беларуси»

Страна на развилке. Выбор невелик: один путь – к сохранению стабильности и порядка, свободы и независимости; второй – к смуте и хаосу «девяностых», бандитскому капитализму и дележу собственности, к ослаблению государства и потере независимости. Это путь революции, крови и войны. Лозунг дня: «Нельзя потерять то, что уже достигнуто». Наша земля по-прежнему манит любителей легкой наживы. Наша независимость не всем по душе. Поэтому, прежде всего, мы должны сохранить социальный характер нашей политики, защитить то, что уже создано.

Вот такая динамика. От достижения уровня жизни, сравнимого с европейским, через всего лишь приближение к нему, до защиты того, что уже создано.

2015 г. подвел черту под социальным контрактом «Лояльность в обмен на рост доходов».2016 г. подтвердил банкротство социальной составляющей белорусской модели.

УСИЛЕНИЕ ЗАПАДНОГО ВЕКТОРА

«Крымнаш» и война на востоке Украины позволила провести рокировку социальных контрактов. Возбужденные российской телеверсией «восстановления исторической справедливости» (по данным НИСЭПИ, ее поддержало 65%), белорусы согласились обменивать свою лояльность на выживание. Подзабытый было принцип «лишь бы не было войны» вновь актуализировался. В результате, несмотря на снижение доходов, индексы социальных настроений в год пятых президентских выборов аномально выросли. Телевизор победил холодильник!

Политическая мобилизация, однако! Но она оказалась относительно быстротечной. Холодильник взял реванш. Мартовский 2016 г. опрос НИСЭПИ показал, что потенциал нового социального контракта полностью исчерпан. И в этом заключается первый итог уходящего года.

Но осенью белорусов ждали еще одни выборы, на этот раз в так называемый парламент. Всенародное волеизъявление его организаторам предстояло провести не только в условиях снижения доходов населения, но и впервые при фактическом отсутствии социального контракта.

В сложившихся условиях было принято решения, во-первых, максимально деполитизировать избирательный процесс; во-вторых, заполнить информационное пространство рассуждениями на тему небывалой демократичности и прозрачности предстоящих выборов.

Тут мне потребуется ремарка. «Крымнаш» и последовавшие за ним события способствовали завершению процесса авторитарной консолидации в России, важным элементом которой стала конфронтация со странами Запада. Но в Беларуси консолидированный авторитарный режим окончательно сформировался еще в конце 90-х. Поэтому, несмотря на идентичность режимов-учредителей Союзного государства, на «Крымнаш» белорусское руководство ответило усилением западного вектора, что следует отметить в качестве второго итога 2016 г.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ «ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ»

Дружба дружбой, а табачок врозь. Со стороны адептов «русского мира» тут же посыпались обвинения во лживости и ненадежности некоторых «друзей России». Но не следует преувеличивать вклад субъективного фактора в усиление западного вектора белорусской политики. У республики-партизанки просто нет выбора. Перед нами классический случай, когда размер имеет значение.

Основу белорусского большинства составляет «человек советский», одной из базовых характеристик которого является имперскость. Благодаря ей и стал возможен рост социальных настроений под воздействием «Крымнаш» в условиях экономического кризиса. Но к марту 2016 мобилизационный эффект в Беларуси сошел на нет, тогда как в России, если судить по заоблачным рейтингам Владимира Путина, он еще далек от исчерпания.

Население бывших периферийных областей империи, в отличие от населения имперского ядра, сложно увлечь «борьбой за глобус». Не столь активно население периферии стремится компенсировать убожество частной жизни чувством причастности к великой державе, к ее милитаристскому прошлому. Оно в меньшей степени «ушиблено» (термин философа Николая Бердяева) пространством.

Экономический кризис пришел в Россию с Запада (санкции, падение цен на нефть), а в Беларусь с Востока (сокращение дотаций, снижение спроса на традиционные белорусские товары). В сложившейся ситуации в Кремле сделали выбор в пользу «закручивания гаек», а во Дворце Независимости – «либерализации». Употребление кавычек в данном случае боле чем уместно.

Парламентские выборы и были использованы в качестве повода для второго пришествия белорусской «либерализации». Первое, если кто успел запамятовать, спровоцировало удвоение цены на российский газ в январе 2007 г. Но оно было прервано брутальным разгоном Площади 19 декабря 2010 г.

Сравним два высказывания главы государства:

– Я не раз говорил о том, что мы проводим избирательные кампании не для Вашингтона и Брюсселя, равно как и Кремля, а для себя, в строгом соответствии с национальным законодательством (17.07.2014).

– Да, мы хотели понравиться нашими выборами в мире всем. Встает вопрос: разве это не естественное желание? (07.10.2016)

У Александра Лукашенко все желания – естественные. Сомневаться в этом не приходится, как не приходится сомневаться и в том, что в зависимости от внешнего и внутреннего контекста они (желания) могут решительно меняться.

В естественности желании понравится «в мире всем», а не только России, следует признать третий итог 2016 г.

«СУЕТА СУЕТ И ТОМЛЕНИЕ ДУХА»

Парадокс года: страна, в которой слово «реформа» находится под официальным запретом, признана экспертами Всемирного банка одним из ведущих в мире реформаторов и занимает пятое место среди 190 стран мира по количеству проведенных реформ во всех сферах предпринимательской деятельности. Очередное достижение зафиксировано и в рейтинге Doing Business-2017. По сравнению с минувшим годом Беларусь поднялась сразу на 13 позиций: с 50-го на 37-е место.

Но такой прогресс не помешал первому заместителю министра финансов Максиму Ермоловичу публично признать снижение инвестиционной и бизнес-активности в стране. Нет, о коллапсе белорусской экономики речь пока не идет. Она продолжает успешно (!) функционировать. «Тем не менее, в ней назрели изменения», – считает Ермолович.

Тема реформ оказалась и в центре дискуссий на очередном «Октябрьском экономическом форуме». Как и в 2015 г., ярким выступлением отметился теперь уже экс-помощник президента, посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый.

Заточенность белорусской экономики не на рост, а на сохранение ее структуры, посол объяснил отсутствием влияния на экономический рост экономистов, что и неудивительно при дефиците реальных полномочий у последних. Нет полномочий – нет и возможности посылать четкие сигналы бизнесу. Мы живем в командно-административной системе, поэтому не скрепленный государственной печатью сигнал сигналом не считается.

Однако перечень проблем экономистов на этом не заканчивается. Главная – невостребованность. «Проходят годы, они чувствуют свою ненужность, перестают верить (прежде всего, в себя) и уходят в иную самореализацию», – констатировал Рудый.

Выход из тупика экс-помощнику президента видится в раскодировании общества. По его мнению, в Беларуси есть культурные барьеры, которые тормозят экономику: потребительское отношение к инвесторам, к государству и друг к другу, приоритет равенства над богатством, ориентация на советское прошлое и уклонение от ответственности и болезненных решений.

Спору нет, белорусская экономика заточена не на рост. То, что в публичном пространстве у нас принято называть «белорусской моделью экономической развития», по факту является «белорусской моделью удержания монополии на власть», которая организационно оформлена в УП «Беларусь», т. е. предприятие с одним владельцем. Полагаю, имя владельца УП известно экс-помощнику президента.

Разумеется, владелец УП заинтересован в его экономической эффективности, но эффективности именно УП, т .к. иные организационные формы не способны обеспечить единства власти и собственности.

В том, что модель УП теряет свою конкурентоспособность, осознают сегодня даже экс-помощники по экономическим и прочим вопросам. Подчеркиваю, неконкурентоспособна не конкретная модель УП, а сам принцип построения национальной экономики, в которой интересы нации редуцированы до интересов одного человека. Поэтому улучшить силами экономистов то, что функционирует не на экономических принципах, невозможно.

Экономики стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), функционируют в форме открытых акционерных обществ (ОАО), собственниками которых выступает большая часть активного населения. Естественно, акции распределены далеко неравномерно.

Для Беларуси переход от УП к ОАО сегодня практически исключен, т. к. для этого требуется не атомизированное население, а гражданское общество европейского типа. Но кроме крайних организационных форм возможны промежуточные — в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытых акционерных обществ (ЗАО).

К сожалению, никаких реальных телодвижений в направлении этих вариантов в 2016 г. сделано не было. Все, что мы наблюдали, есть не более чем «суета сует и томление духа» отдельных продвинутых чиновников. В этом, пожалуй, и заключается главный итог 2016 г.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,