Благодаря белорусскому ВПК Россия имеет возможность в срок завершить перевооружение на новейшие ракетные комплексы стратегического назначения.

Не так давно в газете «Известия» прошла публикация о том, что российская автомобильная промышленность создала семейство уникальных колесных тягачей и шасси на электродвигателях для размещения на них мобильных ракетных комплексов стратегического назначения.

Согласно информации, озвученной генеральным конструктором автомобилей Данисом Валеевым в ходе работы проходившей в начале сентября текущего года выставки «Армия-2016», Завод специальных автомобилей (ЗСА), ранее входивший в состав ОАО «Камский автозавод», завершает испытание семейства специальных колесных тягачей и шасси (СКШТ) «Платформа-О», которые должны стать мобильной базой для подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Ярс» и «Рубеж».

По словам Д. Валеева, в ходе испытаний все автомобили семейства полностью подтвердили заявленные проектировщиками характеристики. Поэтому два первых многоосных тягача — КамАЗ-7850 (колесная формула 16х16) грузоподъемностью 85 т и КамАЗ-78509 (12х12) грузоподъемностью 50 т — будут приняты на вооружение уже в нынешнем году. А седельный тягач КамАЗ-78504 (8х8) способный транспортировать на полуприцепе груз массой до 16 т, пополнит автопарк российской армии в следующем году.

Как отмечается в публикации, «Платформа» станет первым полностью российским семейством СКШТ, запущенным в серийное производство. Оно должно заменить в войсках (в т.ч. и в РВСН) машины Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), на которых в настоящее время размещаются не только подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) стратегического назначения «Тополь» и «Ярс», но и оперативно-тактические «Искандер» и береговые «Бастион».

Видео: Денис Мокрушин

Между тем, ознакомление с этим материалом вызывает ощущение стойкого «дежавю»: где-то когда-то это мы уже читали. А точнее — в одном из номеров той же газеты «Известия» за декабрь 2012 года. Там, со ссылкой на некий неназванный (но очень высокопоставленный) источник в ракетных войсках стратегического назначения сообщалось, что Минобороны РФ намерено к 2014 году полностью отказаться от закупок белорусских СКШТ в качестве мобильной базы для ПГРК «Ярс» и «Рубеж», заменив их машинами семейства «Платформа» Камского автозавода. В последующем их планировалось поставить на вооружение всех видов и родов войск российской армии.

Однако назначенные сроки давно миновали, а новые ПГРК поступающие в РВСН РФ как размещались на СКШТ Минского завода, так и размещаются. И нет никаких оснований ожидать, что прогнозы Д. Валеева сбудутся не только в месяцы, оставшиеся до конца 2016-го, но и 2026 года.

Как следует из публикации российского интернет-ресурса «Бизнес Online» от 31.10.2016, cверхсекретная разработка челнинских автомобилестроителей подверглась разгромной критике в одной из статей «Научно-технического сборника №1», выпущенного Научно-исследовательским испытательным центром (НИИЦ) автомобильной техники 3-го Центрального НИИ Минобороны России.

Для прояснения сути вопроса напомним, что в 2008 году КамАЗ выиграл конкурс Министерства обороны РФ на проведение научно-исследовательских работ (НИР) по теме «Платформа» предусматривающих создание собственных российских СКШТ. В 2010 году научно-исследовательские работы переросл в опытно-конструкторские (ОКР) «Платформа-О». В рамках которых намечалось создание образцов СКШТ для монтажа пусковых установок и буксировки вооружения и военной техники. Это два многоосных шасси (грузоподъемностью 85 т и 60 т), седельный тягач для буксировки полуприцепа массой 90 т и балластный тягач для буксировки прицепа массой 75 т.

Особую значимость этой программе придавало то обстоятельство, что часть этих машин предназначалась для замены в ракетных войск стратегического назначения шасси Минского завода колесных тягачей, на которых сегодня базируются ПГРК стратегического назначения «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». Негоже державе размером в 1/6 земной поверхности зависеть от своевольного «прыщика» на карте.

Надеясь обогнать МЗКТ, на КамАЗе сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес.

У такого варианта в теории обнаруживается целый ряд преимуществ. Во-первых, отсутствие сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси. Во-вторых, ходовые электродвигатели развивают максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание. В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлениях. В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения. В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения любые алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все.

На эти «пряники» и купились разработчики Камского автозавода, проигнорировав то, что нигде в мире идея с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике не реализована до сих пор. Главным образом потому, что недостатков у инновационной схемы оказалось больше, чем преимуществ.

Так, при движении военной техники на электроприводе через препятствия вне дорог пути, возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что может вызвать перемещение статора относительно ротора (или ротора относительно статора) и соприкосновение обмоток электродвигателя мотор-колеса, что неизбежно повлечет выход всего узла из строя.

Еще одна головная боль — выход электротрансмиссии из строя при низких температурах в случаях если приходится обесточить оборудование (например, для маскировки), через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отсюда и сложность эксплуатации во влажном климате. А глубокий брод такие машины и вообще преодолевать не могут: неизбежно короткое замыкание обмоток мотор-колес и выход ходовой части из строя.

Сюда следует добавить большое излучение в инфракрасном спектре, неустойчивость к электромагнитному импульсу и т.д. Все эти проблемы сегодня либо не могут быть решены в принципе, либо требуют серьезной дополнительной проработки на уровне прикладной науки, а возможно, и на уровне фундаментальных исследований. По сию пору нигде в мире (включая США) не удалось создать работоспособные СКШТ с мотор-колесами.

Так вам импортозамещение или ехать

Исходя из вышеизложенного признанный эксперт в области автомобилестроения Александр Привалов в свое время задал риторический вопрос: «Куда и как далеко уедет АПУ (автономная пусковая установка — прим. авт.) ПГРК (подвижного грунтового ракетного комплекса) на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».

Комментируя ситуацию с «Платформой-О» корреспонденту «Бизнес Online», А. Привалов особо подчеркнул: «…По сути, страна потеряла 8 лет, а если учесть время, необходимое на переоценку случившегося, то и все 10. То есть шапкозакидательство в духе «Дайте нам много денег, и мы сделаем любую технику, не то что какие-то СКШТ» не сработало».

В числе важнейших причин произошедшего он назвал следующие: игнорирование мнения специалистов, имевших опыт; игнорирование опыта как отечественных заводов, так и инофирм; подключение к выполнению работ специалистов без опыта; ведение работ в неверной последовательности; грубые конструктивные ошибки; ориентация на иностранные автокомпоненты; абсолютная дистанцированность от последующего серийного производства; игнорирование мнения основных потребителей — расчет на последующее административное давление с целью навязывания им ненужной им техники. Но в основе всего — стиль работы принятый во времена «сердюковщины».

В целом ситуация близка к патовой. Допустим, «Платформа-О» будет принята на снабжение российской армии. Но специалисты понимают, что с таким букетом недостатков под монтаж АПУ ПГРК такие шасси не пойдут. И принятие на снабжение решает только один вопрос — вывод «эффективных менеджеров» из-под удара контролирующих органов и легализацию уже потраченных средств. Ну и дальше в этом случае следует ожидать новых трат на доводку «Платформы» с абсолютно непредсказуемым результатом.

Если же «Платформа-О» не будет принята на снабжение вооруженных сил РФ, то здесь обязательно последуют оргвыводы, которые должны заключаться как минимум в возврате потраченных средств в полном объеме. Дабы избежать такого варианта развития событий, генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину придется добиваться личной аудиенции у Путина, дабы избежать разрулить ситуацию и не возвращать потраченные на «недоделки» миллиарды рублей.

Третий вариант возможен, если КамАЗу дадут еще один шанс, официально признав, что «Платформа-О» — это тупик. Дескать, теперь у КАМАЗа есть опыт, пусть даже отрицательный. Да только вот беда — по состоянию на сегодняшний день концептуальные ошибки, приведшие к провалу этого проекта не исправлены и неизвестно будут ли исправлены в будущем. А экономические трудности в России не располагают к новым тратам на проекты с сомнительным результатом.

МЗКТ — это как «Калашников»

Ждать подвижек на КамАЗе военное руководство РФ судя по всему не собирается. Как неоднократно заявлял командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, в ближайшее время новые ракетные соединения приступят к перевооружению на современные ПГРК «Ярс». В этом году начнется переоснащение очередных полков на эти комплексы в Бологовской, Иркутской, Йошкар-Олинской дивизиях. Будет завершена эта работа в Новосибирской и Тагильской дивизиях. До этого было перевооружено Тейковское соединение.

Командующий РВСН отметил, что столь высоких темпов переоснащения ракетным войскам удалось добиться благодаря использованию готовой инфраструктуры позиционных районов ракетных дивизий ПГРК, вооруженных ПГРК «Тополь». Что также позволило существенно снизить затраты на ввод нового мобильного ракетного комплекса «Ярс» в группировку РВСН. Тактико-технические характеристики этих подвижных ракетных комплексов позволяют использовать прежние районы их дислокации намного эффективнее.

Этот ПГРК обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику решение задачи противодействия: сокращенным разгонным участком полета ракеты (значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР прежних поколений), новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты (затрудняющими ее обнаружение РЛС), прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами управления, способными работать при значительных перегрузках.

По различным данным, разделяющиеся головные части (РГЧ) индивидуального наведения (ИН) ракеты нового ПГРК комплектуются 3-4-мя новыми боевыми блоками (ББ) мощностью порядка 300-500 кТ и современными средствами преодоления ПРО.

Все необходимое для стрельбы оборудование пусковых установок ПГРК «Ярс», масса которых составляет 121.300 кг, размещено на восьмиосных спецшасси МЗКТ-79221 (16х16) — ставших базовыми для подвижных грунтовых ракетных комплексов пятого поколения. Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с., обладает отличной маневренностью (радиус поворота всего 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые) и проходимостью (способна двигаться по разведанной местности со скоростью 40 км/час и преодолевать водные преграды глубиной свыше одного метра).

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,