Уровень зарегистрированной безработицы продолжает снижение: за октябрь, как и за сентябрь, он снизился на 0,1 процентного пункта и составил на 1 ноября 0,8% к численности экономически активного населения, — сообщает БЕЛТА со ссылкой на информацию начальника управления политики занятости Олега Токуна. 

Года назад данный показатель составлял 0,9%. Но больше достойно удивления то, что и в целом по стране, и во всех областях, и в Минске зарегистрированная безработица не поднимается выше годового прогноза. Как отметил г-н Токун, до конца года существенных изменения зарегистрированной безработицы не произойдет – она зафиксируется (обратим внимание на эту особенность – безработица зафиксирует себя) на уровне 0,8-0,9%. Попутно чиновник отмечает синхронность в поведении безработных с деятельностью контролируемого министерством труда рынка труда. В силу чего остается практически неизменной структура безработицы по категориям клиентов службы занятости. Как и в прошлом году, в структуре юезработных удельный вес уволенных собственному желанию составляет – 4,6%, уволенных по соглашению сторон – 25,7%, уволенных за нарушение трудовой дисциплины – 4,4%, окончивших выполнение работ по гражданско-правовым договорам – 5,2%.

И это все зарегистрированные безработные? Нет. Чиновник уточнил, что «к структуре» относятся и 2,5% высвобожденных работников (по причине ликвидации организации или сокращения штатов?), и 0,8% разорившихся индивидуальных предпринимателей, и 0,6% уволенных со срочной службы. «Незначительно» — до 23,7% выросла доля «длительно (более одного года) неработающих граждан», неизменной остается доля выпускников школ – 1%, выпускников ПТУ и ссузов и вузов – 2,2%, освобожденных из мест лишения свободы или ЛТП – 5,3%, инвалидов – 4,7%, прошедших профессиональное обучение по направлению государственной службы занятости – 3,5%.

В общем, официальная статистика, которая позволяет квалифицированно судить о состоянии регистрируемой безработицы в целом. Можно, например, утверждать наличии о высокой застойной безработицы, поскольку примерно ¼ безработных не могут найти работу в течение длительного времени. И эта доля практически не меняется. У безработных этой категории и государственной службы занятости возникают своеобразные клиентские отношения: застойная безработица поддерживает занятость чиновников, сохраняет за ними рабочие места, а безуспешный поиск работы при посредстве службы занятости, обеспечивают реальную занятость длительное время не работающим безработным.

«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» Учитывая нижайший уровень регистрируемой безработицы, который оставался все эти годы неизменным независимо от того какая погода, пардон, конъюнктура на рынках товаров, услуг и труда, не стоит утверждать, что минимальная безработица, регистрируемая на уровне ниже естественного, придумана органами по труду, для которых эти «плевочки» на деле превращаются в «жемчужину». Но можно смело считать — большее сокращение регистрируемой занятости опасно для самой занятости. Если трудовики выполнят все свои функции, то им придется оставить свои офисы. Раз безработицы нет, устраивайся сам.

В истории уже было однажды, когда ударный труд ведомства привел к его ликвидации. Это высоко оценил Сталин: подводя итоги первой пятилетки, он сказал: «Одно из основных завоеваний в 4 года состоит в том, что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов». Как следствие, 13 марта 1930 года закрылась Московская биржа труда, а СССР стал первой в мире страной, ликвидировавшей безработицу. Для этого, правда, пришлось упразднить рынок труда, но поскольку рыночные отношения сворачивались повсеместно, на это обстоятельство никто внимания не обращал. А сегодня много говорят об этом уникальным социальным достижением СССР, не задумываясь, почему в 1934 году был ликвидирован Наркомат труда СССР? Потому, уважаемые, что место органов труда заняли МВД, НКВД и Наркомат юстиции, и в своем коллегиально образованном управлении (ГУЛАГ) занялись решением всех вопросов регулирования труда.

К этому достижению Лукашенко не может даже приблизиться. Но постоянно ностальгирует: «Присущие нашему обществу мир, стабильность и согласие – закономерный итог того, что мы не отвергли социальные завоевания Великого Октября, не предали идеалы равноправия, справедливости и бескорыстного служения людям». Не может ни пересчитать «социальных иждивенцев», ни взыскать с них долги государству за свою праздную жизнь, ни перепоручить проблему МВД и Министерству юстиции. Возможности у этих ведомств есть, но насущной потребности нет, поскольку само правительство за долгие годы не определилось с вопросом: что делать с экономикой, зачем и каким способом.

Тем паче, Минтруд, служба занятости отчасти воздействуют на регистрируемую безработицу, но не имеют никакого веса на рынке труда в целом. Например, принципиальным для общества является выплата пособий безработным, по объективным причинам, имеющим право на это, которых очень немного (2,5% в структуре безработных). Меньше, чем таких безработных, которых переобучили за счет соцстраха по направлению службы занятости. Организация общественных работ, нужное дело, но оно имеет косвенное воздействие на рынок труда в целом. Стабильная и высокая застойная безработица свидетельствует не столько о невостребованности некоторых профессий, сколько о низкой профессиональной адаптивности таких кадров. Эта проблема, которая не может быть удовлетворительно решена службой занятости.

Госслужба проводит постоянный статистический мониторинг регистрируемой безработицы, и цены ему нет. Но он применим только в отношении 0,8% экономически активного населения, которое зарегистрировалась. Что о них сказать, кроме того, что уже сказал Олег Токун. По его словам, снижение зарегистрированной безработицы на 0,1 процентного пункта за октябрь отмечается во всех регионах и в Минске. И вроде бы такой равномерной динамики раньше не было. Сегодня этот показатель в Брестской и Витебской областях на 1 ноября составил 1%, в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях – 09,%, в Минской области – 0,8%, в Минске – 0,5%. Хотя по прогнозу на год показатель должен был подняться до 2%. Но тут (вот радость!), все намного этот показатель недовыполняют с двойным, по меньшей мере, запасом.

К сожалению, все эти чудеса, возможно, определяются особенностями статистики. Возьмем для иллюстрации пример Минска. Население города (январь-сентябрь 2016 года) составило 1966,3 млн. человек и увеличились на 16,9 тыс. человек. Численность занятого населения составила 1 067,5 млн. человек и, напротив, снизилась на 12,1 тыс. человек. А численность зарегистрированных безработных практически осталась неизменной – 6,5 тыс. человек. Какая-то странная, если не сказать, тревожная установилась ситуация. Ведь по итогам 9 месяцев в Минске все ухудшилось. Например, ликвидировано более 10 тысяч индивидуальных предпринимателей, производство валового регионального продукта сократилось на 3%, производительность труда упала на 1,7%, инвестиции в основной капитал снизились на – 19,8%, иностранные инвестиции – на 13,9%. Сократился товарооборот: в розничной торговле – на 1,5%, в оптовой торговле – на 9%, во внешней торговле — на 20,9%.

Работают минчане еще хуже, чем в прошлом году, производят еще меньше, еще меньше покупают, еще меньше продают. А официальная безработица сначала застыла от недоумения, после стала динамично падать. Куда, с какой целью, да кто ей разрешил?

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,