Символ белорусской экономической модели – зарплата в 500 долларов — вновь на знаменах экономической политики властей. Незрелому (по белорусским меркам) политику или экономисту может показаться со стороны, что это просто популистское заявление президента, которое, скорее всего, даже не будет выполнено. Но старожилы модели знают, что это мощный и очень многовекторный сигнал, который моментально нашел отклик во всех экономически активных слоях общества.

Зарплата вместо реформ

Еще год назад у многих отечественных экспертов и аналитиков была уверенность в том, что Лукашенко будет вынужден пойти на реформы в экономике. Потому что другого выхода нет, потому что идти по кругу эмиссия-девальвация-инфляция уже не сможет и ни за что не пойдет на рост зарплат, особенно за счет эмиссии, так как такие действия провоцировали как минимум дважды валютные кризисы. Мол, опыт, сын ошибок трудных.

Но считает ли власть такие действия в прошлом ошибкой? А может ее опыт (в логике власти) как раз говорит об обратном? Ведь, несмотря на обвалы и девальвации все та же власть сегодня остается у власти. Кто сказал, что не получится еще раз, если уже получалось?

А теперь задумаемся, какой у белорусских властей есть шанс, что получатся реформы и получится остаться после них у власти? Разве нынешняя власть может увидеть для себя завтрашнюю реальную перспективу в случае глубоких экономических реформ, если она никогда их не проводила. И когда зарубежные эксперты ссылаются на удачный опыт экономических реформ в некоторых соседних странах, они забывают ответить на главный вопрос для белорусской власти: и сколько реформаторов осталось у руля на 20 лет? Да и есть ли такие?

Но не только власть боится реформ в Беларуси, очевидно, что и основная масса населения, ударно трудящаяся на благо госбюджета в госучреждениях, на государственных заводах и в сельхозпредприятиях реформ боится больше, чем девальвации. И кстати, Лукашенко об этом не раз говорил в прошлом: люди к этому уже привыкли и мы знаем, как из этого выходить.

Думается, всем очевиден ответ населения на предоставленный выбор: зарплата по 500 или реформы? Но даже если бы вопрос был поставлен в более экономической плоскости: что лучше – снизить налоги на бизнес (ну, типа, как в Америке на выборах предлагают) или по 500 долларов в среднем каждому здесь и сейчас? Какой бы был ответ белорусского электората?

Грабли те же, но укладываем их по-разному

Но вроде бы у нас уже все выборы прошли, а лозунг о 500-долларовой зарплате понадобился почему-то сейчас. И вот тут как раз следует задуматься об опыте, который приобретает власть, и какие выводы она из этого делает. Это в первый раз лозунг «по 500» в среднем каждому был предвыборным, что привело сразу после выборов к обвальной девальвации и создало опасную связку в умах людей: если перед выборами обещают зарплату по 500, то после них сразу будет по 300.

К тому же в 2010-2011 годах глубокому валютному кризису способствовал не только и не столько рост зарплат, сколько массированная накачка населения кредитами, включая льготные на строительство жилья. Рублевые кредиты вдобавок к растущей зарплате слишком сильно разогрели внутренний спрос, резко простимулировали импорт, что вместе со стабильным и даже порой укрепляющимся курсом рубля (так проще было повышать зарплату в долларовом эквиваленте) и привело к огромному дефициту платежного баланса.

Поэтому второй заход на 500 долларов был предпринят задолго до выборов, в 2012 году и был сделан с учетом этих ошибок. Посмотрим на график динамики зарплат, начиная с 2012 года. Мы можем увидеть, что заработная плата на уровне сегодняшней – около 380 долларов – была как раз в начале в 2012 года. То есть можно говорить о том, что вовсе не 500 долларов, а 350-370 своеобразная сакральная зарплата для власти. Вероятно, не только зондаж настроений населения, но также экономические расчеты показывают, что ниже этой планки опускаться опасно и долго стагнировать на ней — тоже.

Динамика изменения средней зарпоаты в Беларуси в долларах США

Дело в том, что основой ФСЗН, как известно, являются отчисления из фонда заработной платы. С сегодняшним уровнем средней зарплаты и низким темпом пенсионной реформы слишком большой оказывается нагрузка на республиканский бюджет, который вынужден покрывать дефицит ФСЗН, а у бюджета еще куча других проблем. А вот когда зарплата была по 500 и выше, то взносов на выплаты пенсионерам хватало. Так что в действиях власти – не только популизм, но и «здравый» расчет. С точки зрения того, как сделать так, чтобы ничего не менять концептуально.

Итак, в 2012 году очень неожиданно для тех, кто считал, что 2011 год стал для властей холодным душем и важным уроком в экономической политике, была поставлена задача нарастить зарплату до докризисного уровня. Это поначалу, затем открыто было заявлено о необходимости повышения зарплаты до 500. И понеслось. На графике видно, как быстро удалось добиться результатов при мало меняющемся курсе белорусского рубля к доллару.

«Вслед за успешной стабилизацией экономики Беларуси в начале 2012 года, достигнутой благодаря впечатляющим согласованным действиям по ужесточению экономической политики в период после кризиса 2011 года, последующее быстрое ослабление политики привело к возобновлению нестабильности во второй половине года, что обусловило необходимость нового ужесточения мер политики осенью». Как вы думаете, откуда эта цитата? Из заявления миссии МВФ в марте 2013 года.

Белорусским властям следует избегать повторения применявшейся в 2012 году схемы чередования стимулирующих и сдерживающих экономических мер и проводить предсказуемую и последовательную макроэкономическую политику, которая обеспечит стабильность, также отмечали эксперты фонда. И что? Глава Нацбанка Надежда Ермакова сказала в конце 2012 года, что эмиссия закончена, но «схема чередования» продолжилось и зарплата продолжила рост. Хоть и со значительными колебаниями (почти в 100 долларов), но подержалась выше отметки в 500 долларов до ноября 2014 года, когда очередной валютный кризис стал окончательно неминуемым.

Наступал 2015 год, год президентских выборов. А уровень заработной платы снова падает до 400. И что же? Массовые выступления? Недовольство из-за девальвации? А ведь уже не было того сглаживающего эффекта фактического обнуления рублевых кредитов, взятых населением в 2010 году. Зато был другой фактор – высоченные ставки по депозитам на протяжении нескольких лет, они связали деньги населения, уложили их на депозиты, что помогало не наращивать внутренний спрос и давало населению доходы «из воздуха». При этом эффект двукратной девальвации давал фору на внешних рынках и мы продавали и продавали, особенно хорошо получилось с растворителями.

В 2014-ом было действительно тяжело. Большие выплаты по долгам. Поэтому была битва за кредиты (помните, россйиский банк ВТБ давал, потом забирал, потом снова давал, потом наконец-то кредит дало правительство России), а еще была битва за нефтяные пошлины, и тут удалось дожать. Ах, как смотрелась власть! Все можем, все преодолеем.

Ну, и наконец, была война… Совсем рядом. Оказалось, что уже не надо никого заманивать 500-долларовой зарплатой на выборы, вполне можно и за 350-400 выиграть и одни выборы, и другие.

Теперь стоит задача как-то продержаться до следующих. Уже нет сил смотреть на вялотекущую стагнацию, падение темпов ВВП и экспорта, снижение доходов населения. Так можно совсем загубить модель, ее уже будет не поднять, а она должна еще обеспечить победу на будущих выборах. Реформы не предлагать. Поэтому что они сразу убьют саму модель. А эта власть может существовать только в этой модели.

Какую схему выберут

Так что выход есть только один. В принципе схема та же. Начинаем за три года. Ну, да ситуация другая. Ну, да, цена на нефть не та. Ну, да, циклы чередования роста и обвала сокращаются и обвал может наступить не через 3 года, а через два. Так еще два года будет до выборов. Там что-нибудь еще придумаем. К тому же наша модель уже знает не только о том, что стимулирование роста за счет эмиссии приводит к девальвации, но и о том, что затем девальвация приводит к стимулированию роста за счет улучшения ценовой конъюнктуры на внешних рынках.

Все равно должно быть страшно? Похоже, что у власти особого страха нет. Внимательно вчитаемся в заявление Лукашенко. «Готовьтесь набрать среднюю зарплату в 500 долларов в будущем году». То есть срок достижения планки в 500 долларов четко не оговорен. К концу 2017 года нарастить зарплату на 120-130 долларов для нашей модели – задача вполне выполнимая, всего-то по 10 долларов в месяц. Раньше темпы были куда выше. Теперь можно действовать более аккуратно.

Удастся ли пройти без эмиссии? «…Производительность труда. Я не говорю, что должны платить незаработанные деньги. Ни в коем случае. Иначе мы вернемся к тому, с чего начинали два года назад. Мы должны стимулировать, подталкивать руководителей частных и государственных предприятий к тому, чтобы мы к 500 приблизились».

Вроде бы заявлено о том, что нужно наращивать зарплату вместе с ростом производительности труда и эту зарплату заработать. Так как сбыта нет, то наращивать производительность труда можно за счет производства на склад (ну, тогда мы ничего не заработаем) либо за счет сокращения работников.

Вряд ли будет выбран второй вариант. Как известно, с нового года безработицу у нас будут считать по-новому с учетом скрытой безработицы. За 2015 год уже набежало 5,2% по мировым стандартам, в 2016 году должно быть больше. Куда тут еще увольнять. «Это должны быть новые рабочие места, обмана здесь никакого не должно быть, потому что будете обманывать сами себя», — подтверждает мысль о сохранении уровня занятости еще одна цитата Лукашенко.

Вышесказанное не оставляет особых надежд на бурный рост таких мест в частном секторе с учетом того, что частника тоже надо будет «подталкивать» к тому, чтобы «мы к 500 приблизились». Подтолкнуть частников можно просто — установив ему какой-нибудь норматив по минимальной ставке. С учетом того, что частник сегодня, чтобы заплатить 500 долларов одному работнику, должен иметь выручку как минимум в 1000 (еще 500 уйдут на налоги и отчисления в ФСЗН), то любое ограничении по зарплате снизу приведет к закрытию многих частных бизнесов, даже если при этом власть выпустит еще несколько директив, постановлений и даже законов, упрощающих их ведение. Вариант снижения уровня отчислений в ФСЗН в качестве меры стимулирования повышения зарплаты мы отбрасываем как нереальный для нашей модели. Это уже реформы.

Таким образом, частный бизнес может освободить определенные ниши там, куда еще не добрались государство и окологосударственный крупный бизнес, способный заплатить зарплаты по 500 за счет сужения конкуренции. Или для тех нерадивых предприятий, которых начали обзывать банкротами, пугая людей. «Эти фразы «обанкротим через санацию» — вы просто пугаете людей и коллективы. Никто не позволит предприятия закрывать или бездумно продавать. Надо от этого отойти раз и навсегда и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Это мы банкроты, если у нас хозяйство или предприятие такое. Предприятия надо спасать, чтобы люди работали. Поэтому направляйте туда кого хотите (это ваше дело) и управляйте, пока оно не выйдет на нормальный уровень работы», — подтверждает Лукашенко нашу мысль.

Чтобы «спасти» и вывести на нормальный уровень, и чтобы там «люди работали», без эмиссии, может быть не столько масштабной, как раньше, обойтись не удастся. К тому же трудно было не заметить, что подготовка к такому повороту событий была проведена заранее — как раз на недавнем форуме KEF-2016 прозвучало публично, что запрос на эмиссию в правительстве есть.

И в этом смысле интересно, что заявление Лукашенко сделано тогда, когда вроде бы готовятся последние документы для кредита МВФ. Фактически, это откровенная провокация в адрес фонда, который, по слухам, уже готов кредит дать. Но «по 500» меняет и прежние договоренности, и согласованные программы, и бюджет на 2017 год, в котором не предусмотрен рост зарплат. Конечно, можно объяснить это тем, что вот вы, мол, требуете роста тарифов ЖКХ, но мы же должны дать людям для оплаты этих тарифов зарплату. Но по сути, МВФ будет поставлен в очень неудобное положение, если в ближайшее время примет решение о выдаче кредита.

Полный репост статьи или перепечатка возможны с письменного согласия автора. Без согласования возможен частичный репост с переходом на сайт belrynok.by.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,