• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -13.1 Погода в Минске

Гиперкапитализм грозит уничтожить ценности свободного рынка.

Не так давно известный американский экономист Бранко Миланович, на вопрос французского издания Atlantico: «насколько пророчество Карла Маркса вновь становится актуальным?» — дал положительный ответ — аналитический подход Карла Маркса весьма актуален, когда речь идет о современных западных обществах.

По его словам, «хоть мы и не пытаемся реабилитировать теорию Карла Маркса, поставленный им диагноз, по всей видимости, реализуется на практике в текущих условиях нашей экономической, финансовой и политической системы.»

Все это поднимает ряд серьезных вопросов. В экономическом плане, прирост доходов среднего класса невысок по сравнению с тем, что наблюдается у богатых. В политике прослеживается отсутствие доверия к политическому классу, который похоже озабочен, прежде всего, собственными интересами.

Основу проблемы, по мнению Маркса, составляет гиперкапитализм. Эта модель подразумевает систематический рост неравенства и коммерциализацию всех типов человеческих отношений. Как следствие для политиков имеют значение лишь интересы самых богатых. Именно поэтому они ведут себя как «исполнительный комитет буржуазии» (согласно определению В. И. Ленина): высшие классы платят им, как напрямую, так и косвенно через финансирование кампаний.

Проблема в том, что нынешняя эпоха — это время сговора разных элит. Политики становятся крупными финансистами, а финансисты — политиками, миллионеры перекраивают государственную политику с помощью подарков и огромных финансовых ресурсов. Так, министры финансов США неизменно являются выходцами с Уолл-стрит или Goldman Sachs, типичный пример Боб Рубин.

Если добавить ко всему этому то обстоятельство, что финансовая элита покупает прессу, решает, с какими болезнями нужно бороться, и какие жанры искусства достойны показа, можно легко дать определение ситуации, в которой мы оказались: единоличное правление богатой элиты.

Нет сомнений, что рыночная экономика — самая подходящая модель для того, чтобы подтолкнуть людей к созданию богатств. Однако было бы неправомерным распространять такой подход во всех сферах человеческой деятельности и в частности в здравоохранении, образовании, соцобеспечении, праве, политике.

Как представляется, госсектор должен играть здесь более значимую и конструктивную роль. Это подразумевает также и полное отделение политики от финансов. Вообще, оправданным представляется «драконовское» разделение двух отраслей деятельности.

Конечно те, кто решает посвятить себя службе государству в политике, должны получать хорошую зарплату, но не должны и помыслить о том, что их политическая карьера может стать основанием для получения большей прибыли в частном секторе.

Будет правильно, если человек сможет переходить из политики в финансы и наоборот не ранее, чем через десять лет. И, по крайней мере, не на равноценно высокую должность. Это единственный способ покончить с бедствием, которое подрывает доверие народа к политикам и дискредитирует демократическое руководство.

Между тем, по мнение о том, что поставленный Карлом Марксом диагноз, по всей видимости, реализуется на практике в условиях нынешней экономической, финансовой и политической системы, похоже, разделяют и чиновники российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В докладе о состоянии конкуренции в стране, который не так давно опубликовало это ведомство, отмечается, что государство «поглотило» примерно 70% российской экономики .

По оценкам специалистов ФАС, в 2015 году вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% с 35% в 2005 году, при этом за последних три года количество государственных и муниципальных унитарных предприятий утроилось. Резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий, которые всячески препятствуют конкуренции на локальных рынках.

Это притом, что само государство весьма неохотно расстается со своей собственностью. Даже, несмотря на то, что еще в 2012 году был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, и государство собиралось существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Сегодня оно, напротив, не собирается расставаться с корпоративным контролем и хочет сохранить возможность влиять на процессы управления.

Констатируя упомянутые выше тенденции антимонопольное ведомство при этом указывает на то, что расширение доли государства в экономике усиливает монополистические тенденции и в пока еще «не контролируемом государством экономическом пространстве».

При этом, ссылаясь на доклад Аналитического центра при правительстве, ведомство утверждает, что главной причиной сокращения числа рыночных игроков стали, именно, действия властей, а на втором месте — изменения правовой базы.

По мнению авторов доклада, например, ответные продуктовые санкции привели к росту цен на продовольствие, и хотя это и создало возможности для расширения отечественного производства, импортозамещение осуществляется точечно, преимущественно в производстве мяса и молочной продукции.

Как считает ФАС, ограничение доступа импорта, дополнительные административные барьеры, перечни иностранной продукции (например, машиностроения), которую запрещено закупать без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению, и ограничение конкуренции при госзакупках неизбежно ведет к росту цен без улучшения качества продукции.

При этом, как заявил 23 сентября 2016 года на Московском экономическом форуме глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, госкомпании неэффективны и в нынешнем виде являются тормозом развития, так как не тратят сопоставимых с мировыми корпорациями сумм на инновации.

Из обнародованной ранее информации следует, что ФАС по поручению президента готовит национальный план развития конкуренции для борьбы с монополиями и засилием чиновников. В нем, в частности, содержится предложение объявить развитие конкуренции приоритетом для чиновников всех уровней. Более того, антимонопольная служба желает надзирать за другими ведомствами и предлагает поручить ей проверку того, как там развивают конкуренцию.

Но уже известно, что многим чиновникам и представителям крупного бизнеса это намерение ФАС не понравилось и следует ожидать всяческого сопротивления его внедрению в жизнь. Что чревато, как утверждают оппоненты нынешней российской власти, серьезными последствиями для политического строя страны.

По утверждении сторонников марксистского анализа, если ранее различные группировки буржуазии боролись за преобладание в парламенте, то теперь они борются и за преимущественное влияние в исполнительном аппарате. В развитых капиталистических странах усиливается влияние в государственном аппарате союза крупнейших монополий в союзе с военно-промышленным комплексом. Этот процесс выражается также в усилении воздействия на государственную политику негосударственных организаций (объединений, ассоциаций) монополистов, являющихся своеобразными руководящими центрами в системе господства монополистической буржуазии и выполняющих роль «невидимых» правительств. Они служат дополнением к буржуазной государственной машине и составляют неотъемлемую часть системы. Такие организации удобны для буржуазии тем, что за их деятельность правительство юридически не несет ответственности.

Что и говорить достаточно безрадостная перспектива. И не только перспектива: если судить по растущему влиянию на российское правительство отраслевых лоббистских объединений и организаций уже в обозримой перспективе оно действительно превратится в комитет по управлению монополистов. А это значит, что следует ожидать новых молочных, мясных, сахарных, солевых и прочих войн. И МАЗу никогда не стать исполнителем российского госзаказа.

СПРАВКА

Американский экономист, содиректор Центра экономических и политических исследований (Вашингтон) Бранко Миланович является одним из ведущих мировых экспертов по проблеме неравенств. На протяжении многих десятилетий работал экономистом во Всемирном банке, изучая закономерности развития как в отдельных странах, так и в отношениях между странами. До недавнего времени был членом команды Люксембургского центра изучения доходов при Городском университете Нью-Йорка.
В течение своей карьеры подготовил много публикаций главным образом по проблеме мирового неравенства и бедности, включая приблизительно 40 докладов для Всемирного банка. Он — автор первой работы, оценивающей глобальное неравенство доходов между людьми («Экономический Журнал» январь 2002).

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?