Вопреки  нежеланию высшего белорусского руководства приступить к реформе госсектора, жизнь все равно заставит это сделать. Причина заключается в том, что прежних финансовых возможностей для патроната госпредприятий у Беларуси сейчас просто нет и, скорее всего, уже  будет.

Почему надо реформировать госсектор

Антон Долговечный

Антон Долговечный

Это убедительно доказал ассоциированный эксперт Исследовательского центра Института бизнеса и менеджмента Антон Долговечный на встрече с журналистами 28 сентября, комментируя повестку «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2016).

Он подчеркнул, что сегодня у бюджета денег, чтобы поддерживать госпредприятия, денег становится все меньше и скоро их совсем не будет. Дело в том, что белорусский экспорт в последние годы становится менее эффективным, что снижает приток валюты в страну, ведет к дефициту внешней торговли и что, соответственно, сужает возможности для поддержки госпредприятий. Второе: в последние два года заметно снизились энергетические субсидии Беларуси со стороны России.

«Таким образом, по двум этим направлениям возможности для оказания господдержки у Беларуси сократились – то есть, у бюджета денег поддерживать реальный сектор становится все меньше», — отметил А. Долговечный.

Кроме того, «перспективы для Беларуси не самые радужные, исходя из тенденций развития мировой экономики». Условия торговли энергоносителями с Россией ухудшаются. А если РФ в ближайшей время завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли, то Беларусь практически потеряет нефтяную ренту, которую она имеет благодаря разнице между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты (Минфин РФ заявляет, что это случится же в 2018 году).

Кроме того, в условиях падения мирового спроса и ухудшения мировой торговли многие государства усиливают протекционистские меры в стремлении защитить свой рынок. Не стала исключениям и Россия, где в последнее время заметно укрепились лоббистские настроения по защите отечественных производителей.

При этом Беларусь увеличивает прямые расходы бюджета на обслуживание внешних долгов. Белорусские власти всегда гордились низкими показателями по внешнем долгу. Однако сейчас ситуация выглядит не так хорошо. За последние 1,5 года Беларусь на 12 процентных пунктов увеличила отношение внешнего долга к ВВП. Соответственно, это негативно отразится на стоимости дальнейших заимствований.

Да, Беларусь прошла пики погашения внешнего долга – правительству удалось их сгладить во многом за счет привлечения новых кредитов. Однако и далее рассчитывать на внешний приток денег Беларуси не стоит, а внутренние сбережения у населения не очень высокие. Поиск внешних инвесторов будет проблематичным, ибо чтобы привлечь инвесторов правительству следовало бы наработать историю – «хотя 5-7 удачных кейсов, которые покажут всему миру, что сюда можно заходить», отметил эксперт.

«Следовательно, поддерживать госпредприятия так, как это делали раньше, будет весьма проблематично» — отметил А. Долговечный.

Если судить по данным Министерства финансов, то поддержка белорусских предприятий в 2011-2014 годах за счет прямой госпомощи и бюджетных ссуд была не столь значительной. Но в 2015 году она заметно выросла. Массированная поддержка предприятий привела в свою очередь к росту проблемных кредитов — по словам А. Долговечного, в 2016 году наблюдается взрывной рост токсичных активов для банков.

Внешняя конъюнктура не поможет

При этом, как отметил старший преподаватель БГУ Михаил Чепиков, Беларуси не стоит рассчитывать, что ситуация в экономике стабилизируется благодаря внешней конъюнктуре. Традиционные для белорусской продукции рынки не растут: Россия переживает спад экономики, а в еврозоне с 2008 года там не растет ВВП на душу населения.

При этом условия торговли с Россией ухудшаются. «Экспортные цены нас вынуждают снижать, импортные — наоборот, поддерживают на высоком уровне. То есть при экспорте нам не дают выйти на свободные мировые цены на российском рынке, а на импорт цены для нас не опускают до внутрироссийского уровня. Частично это как раз и покрывалось различными трансфертами и субсидиями», — отметил эксперт.

По его словам, сейчас Россия, как и Беларусь, идет по пути импортозамещения, и ей безразлично, откуда поступает импорт. Тем более, что все белорусские производства имеют аналоги и конкурентов в России, поэтому продавать белорусам сырье по низким ценам бизнесу невыгодно, и они активно лоббируют свои интересы в правительстве. «Не надо все помещать в плоскость «братья-друзья». Это — чистый рынок», — подчеркнул М. Чепиков.

Пытаемся идти против ветра

По словам М. Чепикова, перспективы Беларуси после нынешнего состояния («спад без реформ») — «или инфляционный пузырь в результате накачки внутреннего спроса («прелести» этого подхода Беларусь переживала уже не раз: рост цен на товары и услуги, давление на курс и т.п.), или трансформационный спад — то есть, неизбежное снижение темпов экономики и уровня жизни на период, который нам потребуется, чтобы что-то сломать и затем на этом месте начинать строить».

Между тем, беспристрастный анализ ситуации в ключевых отраслях госсектора подтверждает, что реформы назрели. «В промышленности производительность падает, несмотря на то, что мы пытаемся законсервировать в ней имеющееся количество занятых… То есть, мы вкладываем все больше ресурсов в падающий сектор, который объективно должен сократиться. Мы пытаемся идти против ветра, а потом удивляемся полученному результату», — отметил М. Чепиков.

По его словам, белорусская промышленность сегодня фактически «законсервирована». «Мы искусственно пытаемся ее удержать. Но стоит ли овчинка выделки?» — задал риторический вопрос эксперт.

При этом, добавил он, «прямого перехода из нынешнего состояния к инновационному росту, к сожалению, нет». «Хотя если бы мы не шли в конце реформ в регионе, а как Центральная Европа или страны Балтии, был бы шанс с большой внешней помощью совершить этот прыжок», — сказал М. Чепиков.

Зачем нужна реформа?

Между тем, нереформированный госсектор продолжает генерировать все больше проблем для экономики. В частности, влияние долга госпредприятий на внешний долг выросло с 4,5% ВВП в начале 2011 года до 9% ВВП в настоящее время.

Эксперты отмечают, что реструктуризация госпредприятий позволит сделать белорусскую экономику более «прозрачной», – станет понятным, куда вкладывать деньги. Кроме того, позволит создать предпосылки для формирования в стране финансового рынка, о чем, кстати, сейчас мечтают многие в белорусском правительстве. «Торговля ценными бумагами крупного предприятия, за которым стоит сильное промышленное лобби, — наверное, вещь бессмысленная», — заметил А. Долговечный. А вот когда на рынке появляется много предприятий, которые ищут источники для пополнения оборотных фондов, это создает предпосылки появления для финансового рынка.

Реструктуризация госсектора поможет также решить проблему плохих долгов для банков, благодаря чему появится возможность для снижения кредитной ставки. «Проблема долгов стоит так остро для ряда банков, что очищать баланс ряда банков надо уже сейчас и, соответственно, проводить хотя бы реструктуризацию долгов», — подчеркнул А. Долговечный.

В то же время, отметил эксперт, надо понимать, что реструктуризация госпредприятий приведет на определенном этапе к сокращению ВВП, к высвобождению избыточной занятости (по оценкам ЕФСР, она составляет 20% от общего числа занятых в секторе госпредприятий).

Что будут делать власти?

Как заявлено, в 2017 году белорусские власти собираются провести глубокую финансовую диагностику предприятий с целью их финансового оздоровления, попытаются повысить эффективность управления государственной собственностью, а также оптимизировать структуру и состав госактивов.

Очевидно, что эти шаги не означают реформы. Все это – полумеры, которые лишь продлят стагнацию национальной экономики. Эксперты убеждены: чтобы снять с национальной экономики бремя содержания неэффективных госактивов, Беларусь должна поставить перед собой четкие цели по сокращению доли госсектора в ВВП. По их оценкам, доля госсобственности в ВВП Беларуси в ближайшие годы должна снизиться до 30%.с рекордно высокого нынешнего уровня в 70%.

Без масштабной приватизации Беларусь не сможет решить проблему отбраковки убыточных предприятий и, тем более, построить эффективную экономику. Однако власти это не решаются. В этом году должна увидеть свет новая Концепция управления государственным имуществом (Концепция-2020). Беларуси. Основная идея этого документы — не приватизация, а вовлечение в хозоборот неиспользуемого имущества.

ДЛЯ СПРАВКИ

Конференция KEF-2016 «Реформы для вовлекающего роста» пройдет 3-4 ноября 2016 г в Минске. В раках форума выступят более 30 международных и национальных экспертов и представителей белорусских экономических властей. Организаторы привлекли к дискуссии в рамках KEF-2016 известных зарубежных экономистов, госчиновников, представителей международных финансовых организаций, представителей академического сообщества страны, госпредприятий и частного бизнеса.
Центральной темой «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2016): реформы для вовлекающего роста» станет реформирование госпредприятий. На форуме будет обсуждаться проблематика, связанная не только с реструктуризацией государственных предприятий, но ее последствия для рынка труда и финансового рынка, а также связанные с этим практические решения в социально-экономической политике.
KEF-2016 – это 4-я конференция в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форуму. Конференция организована Исследовательским центром ИПМ в сотрудничестве с Центром экономических исследований BEROC и CASE Belarus при участии Ассоциации европейского бизнеса. Конференция проводится при поддержке Европейской комиссии, Посольства Королевства Нидерландов, белорусских представительств Всемирного банка и МВФ. Проект финансируется Европейским союзом.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,