В прошлом году из девяти «важнейших параметров прогноза» были выполнены четыре: индекс потребительских цен, энергоемкость ВВП, рентабельность продаж в промышленности, внешнеторговое сальдо. Невыполненными оказались прогнозы-задания по темпу росту ВВП, вводу жилья с господдержкой, производительности труда, экспорту, росту доходов населения.

Премьер-министр Андрей Кобяков, который докладывал об итогах, в общем, провального хозяйственного года, предостерегал заинтересованных и ответственных за состояние экономики лиц: «Никто не освобождал правительство, местные органы власти от нормативных предписаний указа Лукашенко № 504». В директивном реестре Лукашенко числится 7 «важнейших параметров» и несколько десятков «основных социально-экономические показателей», установленные для разных сфер и отраслей. Все они взаимозависимы, поэтому, невыполнение какого-нибудь «основного показателя» может не позволить выполнить тот или иной «важнейший параметр». Например, сокращение розничного товарооборота в реальности уменьшает ВВП, представляющей собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, поскольку часть которой не потребляется, а «зависает» в ненормативных складских запасах. Для их хранения требуются дополнительные ресурсы, а со временем возможные уценки и прочие неприятности.

В январе-июле прошлого года производство ВВП составило всего 95,9% к аналогичному периоду 2014 года, и сейчас вместо «высочайше утвержденных» на год в 100,3% за январь-июль фактически ВВП набрал только 97,3%. И не мог набрать больше, поскольку все остальные «директивы» ушли в минус: экспорт товаров и услуг – 83,9%, внешнеторговое сальдо – минус 0,7% к ВВП (должно было быть 0,2%), реальные денежные доходы населения – 93%, производительность труда – 99,3%, ПИИ на чистой основе – 69,7% от утвержденного.

Вместо роста, произошло «сжатие» экономики. Возможно поэтому соблюдается единственный параметр, индекс потребительских цен, который является простым следствие этих негативных процессов, в первую очередь, падением реальных доходов населения: заработной платы – на 4%, пенсий – на 5,3%.

Месяц назад Андрей Кобяков, оценивая усилия своего правительства в первом полугодии, отмечал, что предприятиям Минпрома, воспользовавшись господдержкой, удалось «в этих непростых условиях» нарастить объемы производства – 100,7% к уровню прошлого года, по итогам семи месяцев – 101,4%, уменьшить запасы на 2 трлн. неденоминированных рублей, сократить численность убыточных предприятий и их убытки. По его мнению, позже «экономическое оздоровление» дойдет и до других предприятий и отраслей. Оснований для такого оптимизма не много. Как сообщил Белстат, в июле текущего года оптовый товарооборот составил 83,1% оборота июля 2015 года, розничный товарооборот – 94,7%, товарооборот общественного питания – 96%. О падении экспорта я упоминал выше. Если у правительства получиться нарастить производство, то для реализации продукции ему понадобятся иные (неторговые) каналы реализации, о которых оно молчит.

Молчит, вероятно, потому, что таких каналов нет. Экономике приходится довольствоваться обычной торговлей, которая перенасыщена белорусскими товарами на внутреннем и внешнем рынках. Закономерно ухудшается финансовое здоровье предприятий, хотя, казалось бы, ухудшаться оно не должно, и не может. Но в первом полугодии количество убыточных организаций увеличилось до 1 738 (до 22,8% с 18,3% к общему количеству). В сельском хозяйстве – до 26,1% против 14,2%, а в промышленности (с учетом системы Минпрома) доля убыточных предприятий сократилась только на 1% и составило 28% от общей численности. А ведь убыточные предприятия есть везде – в строительстве, на транспорте, в торговле.

До 31,5% увеличилась доля организаций в общем количестве, которые не имеют собственных оборотных средств, а 12,2% имеют их ниже нормативов. Стоит ли говорить об их платежеспособности и финансовой устойчивости. Что касается непосредственно производства, то официальная статистика рисует удручающею картину. Вопреки требованиям экономить и сберегать, поскольку неэффективность уже угрожает безопасности государства, затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве выросли на 12,7%, в их числе материальные затраты на 15,6%, на импортное сырье и комплектующие – на 25%, на топливу и энергию – на 19,3%.

То есть материалоемкость, включая затраты на энергоносители, растет стремительными темпами обгоняющими инфляцию, резервируя за ней еще большее место в будущем. Напротив, затраты на оплату труда увеличились только на 4,6%, отчисления на социальные нужды – на 3,1%. Не успевая за ростом цен. В структуре издержек доля материальных затрат выросла с 64,1% до 65,8%, оплата труда снизилась с 17,5% до 16,2%, отчисления на социальные нужды – с 5,7% до 5,2%.

Вот такая тенденция. Очевидно, что экономика не готова снизить себестоимость производства за счет рационализации использования материальных затрат. Они растут и абсолютно, и в структуре затрат. Поэтому автоматически абсолютно и относительно падает оплата труда. Как следствие, падает покупательная способность населения, сужается потребительский рынок, а в результате для выживания экономике приходится сокращать объемы производства.

Это даже не тенденция, а закон экономики, которая работает на рынок, где основным регулятором является платежеспособный спрос. Правительство пробует (наше правительство этим постоянно занимается), приспособить рыночный механизм к своим бюрократическим соображениям, но отменить его не может, даже устанавливая для него 7 обязательных «важнейших параметров» и множество «основных». Потому что единственным диктатором рынка является сам рынок. Тот, кто соблюдает его законы, приобретает экономическую свободу, то, кто их нарушает, обречен на борьбу за показатели.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,