8 сентября на завершающей фазе парламентских выборов в белорусское медийное пространство было вброшено подзабытое слово «реформы».

Ответственность за вброс взял на себя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), опубликовавший свою новую четырехлетнюю стратегию для Беларуси.

Большое видится на расстоянии. Штаб-квартира банка расположена в Лондоне. Из ее окон, как следует из сообщения БЕЛТА, четко просматриваются «инициативы правительства по проведению конкретных реформ», а также демонстрация большей открытости на международном уровне и большей готовности к обсуждению политической ситуации внутри страны.

Во-первых, во-вторых, в-третьих

Следует признать, что с инициативами по проведению реформ белорусское правительство выступало неоднократно, но каждый раз с вершины властной вертикали следовал грозный оклик, переходящий порой в угрозу «резать тех, кто это предлагает».

Свой аргументы в пользу отказа от реформ в «насквозь советской стране» единственный белорусский политик неоднократно предъявлял публично:

  • во-первых, негативные явления в белорусской экономике вызваны внешними причинами;
  • во-вторых, отсутствуют квалифицированные кадры, реформы просто некому проводить, в стране только «2-3 умных человека понимают, что делать»;
  • в-третьих, несмотря на личную готовность главного архитектора белорусской модели осуществить «любую ломку и революционное преобразование», существует сомнение в готовности общества дать на это карт-бланш.

В том, что Беларусь на момент распада СССР была насквозь советской страной, сомневаться не приходится. В частности, в интервью радио «Эхо Москвы», посвященному 25-летию августовского путча, директор Левада-центра Лев Гудков напомнил, что на следующий день после путча в столицах союзных республик был проведен опрос, и только в двух большинство поддержало путчистов. Одна из столиц – Минск.

С больной головы на здоровую

Но насколько обоснованы вышеперечисленные аргументы?

Начнем с первого. Экономисты выделяют три вида кризисов: циклические, структурные и вызванные внешними причинами. Отрицать вклад внешних причин не позволяет статистика. С июня2014 г. по 31 декабря2015 г. цена нефти снизилась на 69%. В результате последний год четвертой пятилетки стал первым за 19 лет годом рецессии белорусской экономики. ВВП сократился на 3.9%, реальные доходы населения – на 5.9%.

Но если внешние причины подвели черту под белорусским «экономическим чудом», то какие причины его породили? Очередной цикл роста мировых цен на нефть стартовал во второй половине2003 г., что позволило доле консолидированного бюджета в ВВП в2004 г. относительно2003 г. подпрыгнуть сразу на 10.7 пункта (с 33.4% до 44.1%). Абсолютный же рекорд по данному показателю был установлен в2008 г. – 50.6%. А что мы имеем по итогам2015 г.? Мы имеем фактическое возвращение в1995 г. – 30.6%.

Динамика реальных денежных доходов населения, естественно, повторяет динамику доли консолидированного бюджета в ВВП: с 2004 по 2008 гг. рост доходов был двузначным, но уже второй год вместо роста идет падение.

Вот такое получилось «чудо»! Оно качается на волнах внешних причин подобно известной субстанции в проруби, открыто демонстрируя свою индифферентность по отношению к государственным инвестициям и управленческим сигналам.

Из этого факта, однако, не следует, что внутри «чуда» не происходит изменений. Один пример. Если в структуре денежных доходов населения в2000 г. доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляли 15.4%, то в2015 г. – только 8.2%. Одновременно доля доходов от собственности возросла с 2% до 4.4%.

Под непрерывные разговоры о верности избранному в1994 г. курсу белорусское общество теряло способность самостоятельно шевелиться, предпочитая предпринимательским доходам рентные.

В перекладывании с больной головы на здоровую ничего сугубо белорусского нет. «Одной из вечных слабостей человеческого разума, – утверждал классик цивилизационного анализа Арнольд Тойнби, – является склонность искать причину собственных неудач вне себя, приписывая их силам, находящихся за пределами контроля и являющимися феноменами, неподвластными человеку. Это ментальный мир, с помощью которого человек избавляется от чувства собственной неполноценности и униженности».

На то и щука в море, чтобы карась не дремал. На то и существуют политические элиты (творческое меньшинство в терминологии Тойнби), чтобы находить эффективные ответы на внешние вызовы. Наличие такого меньшинства – одно из обязательных условий любой социальной системы, рассчитывающей на выживание в истории.

«Мусор нам не нужен»

Согласно последнему отчету Белстата, численность занятых в экономике составила 4 391.1 млн. человек. Согласно единственному политику, число умных в стране, понимающих, что делать, колеблется в пределах от 2 до 3 человек (от 0.0000004% до 0.0000008%). Глядя на такое количество нулей, понимаешь справедливость сталинского афоризма по поводу кадров, которые решают все.

Соответственно, отсутствие кадров гарантирует отсутствие эффективных решений, что на практике и наблюдается. А как насчет общества, способно ли оно выступить в качестве субъекта перемен?

«Любая сложная самоорганизующаяся адаптивная система, – поясняет социолог Георгий Сатаров, – имеет две кардинальные задачи: первая – поддерживать целостность, стабильность системы, вторая – обеспечивать адаптивность как к внешним вызовам, так и к неизбежно возникающим внутренним проблемам. Эти две конфликтующие задачи решаются более или менее эффективно, когда они закреплены за разными «органами» системы. В нашем случае власть отвечает за целостность и стабильность – на это настроены все государственные институты. А гражданское общество обеспечивает адаптивность».

Таким образом, устойчивое движение в будущее возможно только на двух ногах. Будущее принципиально непредсказуемо, поэтому против игрока со случайной стратегией (будущее) не может выиграть никакая строго рациональная стратегия. Шанс есть лишь у случайной стратегии. Ее обеспечивает гражданское общество за счет своего хаотического разнообразия.

Но попытки формирования гражданского общества на родных просторах пресекались как нынешней властью, так и ее советской предшественницей. Обратимся к тексту доклада на идеологическом совещании (март 2003 г.): «Нам сегодня подбросили с Запада тезис – «гражданское общество». Если у нас, вы считаете, его нет, так мы его строим. Мусор нам не нужен, двусмысленные, антинародные, антигосударственные организации».

Вот такая логика, и она оказалась продуктивной: «Мы строили, строили, – тут я передаю слово Чебурашке, – и наконец построили».

После очистки от мусора белорусское гражданское общество предстало миру в виде местных Советов, официальных профсоюзов, прогосударственных молодежных, женских и ветеранских организаций. Цель формирования этой социальной икебаны – поддержка государства. Тысячу раз прав единственный политик, утверждая, что устойчивое государство не может опираться только на власть.

С опорами проблем нет. Государство стоит твердо и пока еще имеет возможность наблюдать хвост колонны, уходящей на двух ногах в будущее.

Апрельские тезисы

Белорусское общество никогда не выступало не только субъектом перемен, но и их заказчиком. Перемены всегда осуществлялись властью (творческим меньшинством), при этом для осуществления своих модернизационных планов власть неоднократно была вынуждена ломать общество через колено. Вспомним сталинскую модернизацию.

Особенность нынешнего этапа – полная деградация власти. Все закономерно. Поставив после1994 г. жирный крест на политической конкуренции, триумфатор первых президентских выборов запустил механизм негативного отбора. И через два десятилетия мы имеем то, что имеем.

Но вернемся к стратегии ЕБРР. Банк планируют содействовать двойному повышению: во-первых, повышению конкурентоспособности реального сектора, во-вторых, повышению качества услуг в секторе общественной инфраструктуры. И все это в рамках концепции перехода к «зеленой» экономике.

Весной на активной стадии разработки стратегии автор этих строк был приглашен в Лондон. К сожалению, по семейным обстоятельствам (рождение американского внука) я был вынужден отказаться от поездки, но свои предложения в виде тезисов направил. Воспроизведу их с небольшим сокращением.

Наличие экономического кризиса в Беларуси сегодня не видит только тот, кто не хочет его видеть. В этой связи отмечу, что 88% респондентов в ходе мартовского опроса НИСЭПИ утвердительно ответили на вопрос: «Считаете ли Вы, что белорусская экономика находится в кризисе?»

Массовое признание наличия кризиса не означает понимания его природы, без которого в свою очередь невозможна выработка эффективных предложений по его преодолению.

Такие предложения поступают и со стороны независимых белорусских экспертов. Большинство из них сводится к набору мер по созданию определенной макроэкономической среды. Общество при этом рассматривается исключительно в качестве объекта.

Опасность такого упрощения я попытаюсь пояснить на одном примере.

Специфика любой сложной социальной системы заключается в системообразующем элементе как базовой единице ее организации. Например, в индийской системе – это каста, в античной – полис.

Беларусь – часть российской цивилизации, системообразующим элементом которой является так называемая «русская власть» (термин введен в науку академиком Юрием Пивоваровым).

Русская власть – это власть моносубъекта, стоящего над законом. Следует иметь в виду, что такой тип власти является производным от общества. В свою очередь русская власть формирует государство. Именно в такой последовательности. Как это происходит на практике, мы имели возможность наблюдать в начале 90-х гг. прошлого века.

«Власть буквально валялась в грязи». Такими словами первый белорусский президент в свое время охарактеризовал главную причину краха СССР (краха советского типа государственности).

Восстановления русской власти на территории Беларуси произошло с помощью демократических выборов в 1994 г. Общество (его большинство) поддержало кандидата, максимально соответствующего народным представлениям о носителе единоличной власти.

В течение двух лет их избранник восстановил государство с его жесткой административной вертикалью.

Кризис, который разворачивается в Беларуси (и в России), – это кризис русской власти как таковой. Ее историческое время вышло. Она не способна больше отвечать на современные вызовы. Об этом, в частности, свидетельствует окончание процесса догоняющей модернизации. Он продолжался около трехсот лет. Советская индустриализация была его последним этапом, и сегодня на постсоветском пространстве индустриализацию сменила деиндустриализация. Процесс идет с ускорением.

Краткий итог: любые стратегии по преодоления кризиса в Беларуси без анализа состояния властного моносубъекта, без четкого понимания его роли в социально-экономических процессах на современном этапе развития общества и государства, в лучшем случае не приведут к положительным результатам. В худшем же случае они послужат спусковым механизмом неуправляемых процессов, последствия которых сегодня невозможно предсказать.

* * *

Понятно, что извлечь для себя что-либо полезное из подобных тезисов лондонские составители стратегии для Беларуси не могли. Отсюда их попытка втиснуть белорусскую модель в чуждую ей рамку, и тот факт, что на этот раз рамка выкрашена в зеленый цвет, сути дела не меняет.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,