• EUR  2.3882
  • USD  2.0257
  • RUB (100)  3.4405
Минск  1.1 Погода в Минске

29 июля 2016 года на базе ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» состоялось заседании коллегии Государственного военно-промышленного комитета, которое прошло под руководством его председателя Сергея Гурулева. В ходе заседания коллегии Госкомвоенпрома были проанализированы результаты работы подведомственных организаций в первом полугодии 2016 года и выполнение ими показателей своих бизнес-планов.

Согласно данным за январь-июнь 2016 года, большинством организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, обеспечено выполнение запланированных показателей. Объем выпуска промышленной продукции составил 133,9% к аналогичному периоду прошлого года, а рентабельность продаж сложилась на уровне 24,3%. Чистая прибыль организаций Госкомвоенпрома за отчетный период составила 1,6 трлн. рублей.

Организациями ведомства в целом успешно выполняются доведенные на первое полугодие 2016 года индикативные показатели экспортных поставок. При этом задание по экспорту, предусмотренное бизнес-планами на первое полугодие, перевыполнено на 25%. В данном контексте, прежде всего, следует отметить ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг» и ОАО «АГАТ — системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления».

Наилучшие достижения в области новых разработок (в налаживании выпуска новых образцов продукции) имеют в основном те предприятия, где сложились устойчивые отраслевые компетенции (ОАО «558 АРЗ», ОАО «Пеленг», ОАО «МЗКТ»), что позволяет им активно заниматься новыми разработками и расширением модельного ряда востребованной продукции, а также ее своевременной модернизацией. Но приведенные сухие цифры и общие выводы не в полной мере отражают качественные изменения, которые в настоящее время происходят в военно-промышленном комплексе Беларуси.

На подхвате

В советские времена Белорусская ССР имела весьма высокий удельный вес военного производства в индустриальном секторе экономики: на оборону в республике трудились около 120 предприятий и организаций, в том числе 15 НИИ и КБ.

Между тем ввиду того, что БССР на протяжении всей своей истории выполняла роль западного бастиона СССР, на белорусской территории, как правило, не размещались крупные производства по выпуску готовых образцов и систем вооружений. В подавляющем большинстве, отечественные предприятия специализировались на изготовлении комплектующих и подсистем.

После распада Советского союза в процессе конверсии и реструктуризации белорусскому руководству удалось сохранить ядро специализированных предприятий и организаций оборонного сектора страны (включая все 15 НИИ и КБ) и сформировать производственную кооперацию между ними, создать систему НИОКР и изыскать источники финансирования обновления военного производства. А также поддержать свой ВПК внутренним военным заказом.

В отличие от России, оборонный сектор промышленности Беларуси и после обретения страной независимости остался под единым государственным контролем, что, безусловно, облегчило его преобразование и управление как централизованной структурой.

До 2003 года контроль над предприятиями ВПК осуществляло Министерство промышленности, при этом военные ремонтные заводы оставались в ведении Министерства обороны. В декабре 2003 года для управления военно-промышленным комплексом в целом был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Через 6 лет предприятия, подведомственные Госвоенпрому РБ, были акционированы и преобразованы в ОАО, причем все 100% их акций поступили во всех случаях в собственность государства. Помимо госкомпаний в Беларуси в сфере военного производства и оборонных высоких технологий сформировался и достаточно успешно функционирует ряд частных предприятий. Которые, как правило, основаны либо выходцами из в ВПК, либо из армии, что позволяет им использовать имеющиеся личные связи в военных и промышленных кругах.

В результате упомянутых мер «осколки» советской «оборонки», оказавшиеся после 1991 года на территории независимой Беларуси, были трансформированы в объединенный внутренними кооперационными связями и достаточно дееспособный научно-промышленный комплекс, ориентированный на развитие ряда перспективных оборонных технологий. Прежде всего, в области информатики, телекоммуникаций, автоматизированных систем управления, электронно-оптических систем и приборостроения.

Расширять и углублять

Сохраняя в общем и целом унаследованную с советского времени специализацию ВПК, белорусские власти намеревались использовать ее в том числе и для развития передовых современных технологий как военного, так и гражданского назначения в сфере информатики, телекоммуникаций, оптики, электроники и т. д. До определенного времени основной упор делался не на диверсификации оборонной промышленности, а на углублении ее специализации путем приоритетного развития профильных для белорусской «оборонки» направлений.

Последние должны были стать базой и для разработки проектных решений по модернизации различных систем вооружения и военной техники (ВиВТ) советского и российского производства, в том числе: авиационных, бронетанковых и противовоздушных. При этом в отличие от ряда других республик бывшего СССР в РБ до определенных пор не стремились достичь полного самообеспечения в производстве основных видов ВиВТ, боеприпасов и пр.

Союзнические отношения с РФ позволили РБ не только сохранить традиционную кооперацию между военно-промышленными комплексами двух государств, но и выступать легальным реэкспортером ВиВТ, авторские права на которые принадлежат российским предприятиям и организациям, осуществлять их модернизацию во взаимодействии с разработчиками и производителями.

Ввиду сохранения специализации многими оборонными предприятиями РБ главным их рынком продолжает оставаться Россия, унаследовавшая от СССР большую часть заводов, выпускающих готовые образцы ВиВТ. Отсюда и заинтересованность белорусские властей в сохранении тесной кооперации в военно-промышленной области с российской стороной.

Другое дело, что по подавляющему числу позиций поставки комплектующих изделий и технологий оборонными предприятиями РБ не являются для ВПК РФ критически важными. Наибольший интерес для россиян представляют изделия Минского завода колесных тягачей.

Что касается экспорта из Беларуси продукции военного и двойного назначения в другие страны, то до определенного момента существенную долю в них составляли боевая техника и вооружение советских образцов из арсеналов бывшего КБВО. Соответственно большим спросом пользовались проектные решения по ее ремонту и модернизации. А также работы по системной интеграции и разработке информационных систем военного назначения.

Если же говорить о новых ВиВТ собственного производства, то вплоть до недавнего времени их удельный вес, как в зарубежных, так и во внутренних поставках белорусского военпрома, был относительно невелик.

И это вполне объяснимо: изначально предполагалось, что потребности вооруженных сил независимой Беларуси в огневых системах, оружии и боеприпасах будут удовлетворятся за счет импорта из России, в том числе на льготных условиях в рамках Союзного государства и ОДКБ. Что выглядит вполне разумно с точки зрения рационального расходования скромных финансовых и материальных ресурсов нашей страны.

Помимо всего прочего, поставки оружия из РФ должны были сделать белорусско-российские союзнические связи еще прочнее. Но как показывали последующие события, теоретически безукоризненная схема стала давать сбои.

Дело рук самих утопающих

Учитывая незначительный размер средств, которые сегодня Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своей армии, о сколько-нибудь значительных закупках современных вооружений за рубежом и в России (даже по льготным ценам) говорить не приходится. Никто не желает поставлять нам их за бесценок или тем более даром.

Согласно заявлениям официальных лиц, Минск неоднократно направлял Москве заказы на современные вооружения, способные дать Беларуси серьезные преимущества над потенциальным противником в оперативном плане, в том числе на дальнобойные зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 и оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». Однако в настоящий момент о возможности их поставки на коммерческих условиях можно говорить лишь гипотетически.

Правда, есть намеки на то, что перевооружение армии Беларуси за счет иностранных ВиВТ на определенных условиях возможно. Но ряд экспертов опасается, что платой за это могут стать уступки в области национального суверенитета. И, дескать, именно это обстоятельство заставило военно-политическое руководство РБ существенно изменить целевые установки развития военно-промышленного комплекса страны.

Как заявил председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев в своем поздравлении подведомственным учреждениям и организациям с Днем Независимости, за последние пять лет осуществлен переход от создания разрозненных компонентов к созданию целостных систем вооружения, имеющих повышенные боевые возможности и конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках.

«Сегодня организациями оборонного сектора экономики самостоятельно и в кооперации созданы беспилотные авиационные комплексы, реактивные системы залпового огня, легкобронированные автомобили и средства подвижности вооружения, радиолокационные комплексы, комплексы средств автоматизации, средства разведки, радиоэлектронной борьбы, связи и многое другое», — сказал он. По словам С. Гурулева, приоритеты отданы развитию системы огневого поражения; средств подвижности систем вооружения; боевым авиационным комплексам военного и гражданского назначения; боевым геоинформационным системам; системам комплексного противодействия высокоточному оружию.

В результате реализации такого курса оборонной промышленности страны удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд своих вооруженных сил. Что особенно важно учитывая тенденции развития современной международной обстановки. Наиболее ярким примером такого рода является тяжелая реактивная система залпового огня «Полонез» в середине августа принятая на вооружение.

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 декабря

На валютном рынке возможна стабилизация перед рождественскими праздниками, и средневзвешенный курс доллара может вырасти на величину в интервале 0-0,5%. Уже в понедельник, 18 декабря, возможно увеличение курса в указанных пределах.

Белорусский вариант конца истории

Любые социальные структуры стремятся завершить процесс своей эволюции, т.е. остановить историю пусть и на локальном уровне. Им «кажется», что они являются последней формой бытия и дальше совершенствоваться уже некуда. Но на локальном уровне завершаются лишь локальные ритмы эволюции, в то время как крот истории свою работу не прерывает ни на минуту.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.