29 июля 2016 года на базе ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» состоялось заседании коллегии Государственного военно-промышленного комитета, которое прошло под руководством его председателя Сергея Гурулева. В ходе заседания коллегии Госкомвоенпрома были проанализированы результаты работы подведомственных организаций в первом полугодии 2016 года и выполнение ими показателей своих бизнес-планов.

Согласно данным за январь-июнь 2016 года, большинством организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, обеспечено выполнение запланированных показателей. Объем выпуска промышленной продукции составил 133,9% к аналогичному периоду прошлого года, а рентабельность продаж сложилась на уровне 24,3%. Чистая прибыль организаций Госкомвоенпрома за отчетный период составила 1,6 трлн. рублей.

Организациями ведомства в целом успешно выполняются доведенные на первое полугодие 2016 года индикативные показатели экспортных поставок. При этом задание по экспорту, предусмотренное бизнес-планами на первое полугодие, перевыполнено на 25%. В данном контексте, прежде всего, следует отметить ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг» и ОАО «АГАТ — системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления».

Наилучшие достижения в области новых разработок (в налаживании выпуска новых образцов продукции) имеют в основном те предприятия, где сложились устойчивые отраслевые компетенции (ОАО «558 АРЗ», ОАО «Пеленг», ОАО «МЗКТ»), что позволяет им активно заниматься новыми разработками и расширением модельного ряда востребованной продукции, а также ее своевременной модернизацией. Но приведенные сухие цифры и общие выводы не в полной мере отражают качественные изменения, которые в настоящее время происходят в военно-промышленном комплексе Беларуси.

На подхвате

В советские времена Белорусская ССР имела весьма высокий удельный вес военного производства в индустриальном секторе экономики: на оборону в республике трудились около 120 предприятий и организаций, в том числе 15 НИИ и КБ.

Между тем ввиду того, что БССР на протяжении всей своей истории выполняла роль западного бастиона СССР, на белорусской территории, как правило, не размещались крупные производства по выпуску готовых образцов и систем вооружений. В подавляющем большинстве, отечественные предприятия специализировались на изготовлении комплектующих и подсистем.

После распада Советского союза в процессе конверсии и реструктуризации белорусскому руководству удалось сохранить ядро специализированных предприятий и организаций оборонного сектора страны (включая все 15 НИИ и КБ) и сформировать производственную кооперацию между ними, создать систему НИОКР и изыскать источники финансирования обновления военного производства. А также поддержать свой ВПК внутренним военным заказом.

В отличие от России, оборонный сектор промышленности Беларуси и после обретения страной независимости остался под единым государственным контролем, что, безусловно, облегчило его преобразование и управление как централизованной структурой.

До 2003 года контроль над предприятиями ВПК осуществляло Министерство промышленности, при этом военные ремонтные заводы оставались в ведении Министерства обороны. В декабре 2003 года для управления военно-промышленным комплексом в целом был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Через 6 лет предприятия, подведомственные Госвоенпрому РБ, были акционированы и преобразованы в ОАО, причем все 100% их акций поступили во всех случаях в собственность государства. Помимо госкомпаний в Беларуси в сфере военного производства и оборонных высоких технологий сформировался и достаточно успешно функционирует ряд частных предприятий. Которые, как правило, основаны либо выходцами из в ВПК, либо из армии, что позволяет им использовать имеющиеся личные связи в военных и промышленных кругах.

В результате упомянутых мер «осколки» советской «оборонки», оказавшиеся после 1991 года на территории независимой Беларуси, были трансформированы в объединенный внутренними кооперационными связями и достаточно дееспособный научно-промышленный комплекс, ориентированный на развитие ряда перспективных оборонных технологий. Прежде всего, в области информатики, телекоммуникаций, автоматизированных систем управления, электронно-оптических систем и приборостроения.

Расширять и углублять

Сохраняя в общем и целом унаследованную с советского времени специализацию ВПК, белорусские власти намеревались использовать ее в том числе и для развития передовых современных технологий как военного, так и гражданского назначения в сфере информатики, телекоммуникаций, оптики, электроники и т. д. До определенного времени основной упор делался не на диверсификации оборонной промышленности, а на углублении ее специализации путем приоритетного развития профильных для белорусской «оборонки» направлений.

Последние должны были стать базой и для разработки проектных решений по модернизации различных систем вооружения и военной техники (ВиВТ) советского и российского производства, в том числе: авиационных, бронетанковых и противовоздушных. При этом в отличие от ряда других республик бывшего СССР в РБ до определенных пор не стремились достичь полного самообеспечения в производстве основных видов ВиВТ, боеприпасов и пр.

Союзнические отношения с РФ позволили РБ не только сохранить традиционную кооперацию между военно-промышленными комплексами двух государств, но и выступать легальным реэкспортером ВиВТ, авторские права на которые принадлежат российским предприятиям и организациям, осуществлять их модернизацию во взаимодействии с разработчиками и производителями.

Ввиду сохранения специализации многими оборонными предприятиями РБ главным их рынком продолжает оставаться Россия, унаследовавшая от СССР большую часть заводов, выпускающих готовые образцы ВиВТ. Отсюда и заинтересованность белорусские властей в сохранении тесной кооперации в военно-промышленной области с российской стороной.

Другое дело, что по подавляющему числу позиций поставки комплектующих изделий и технологий оборонными предприятиями РБ не являются для ВПК РФ критически важными. Наибольший интерес для россиян представляют изделия Минского завода колесных тягачей.

Что касается экспорта из Беларуси продукции военного и двойного назначения в другие страны, то до определенного момента существенную долю в них составляли боевая техника и вооружение советских образцов из арсеналов бывшего КБВО. Соответственно большим спросом пользовались проектные решения по ее ремонту и модернизации. А также работы по системной интеграции и разработке информационных систем военного назначения.

Если же говорить о новых ВиВТ собственного производства, то вплоть до недавнего времени их удельный вес, как в зарубежных, так и во внутренних поставках белорусского военпрома, был относительно невелик.

И это вполне объяснимо: изначально предполагалось, что потребности вооруженных сил независимой Беларуси в огневых системах, оружии и боеприпасах будут удовлетворятся за счет импорта из России, в том числе на льготных условиях в рамках Союзного государства и ОДКБ. Что выглядит вполне разумно с точки зрения рационального расходования скромных финансовых и материальных ресурсов нашей страны.

Помимо всего прочего, поставки оружия из РФ должны были сделать белорусско-российские союзнические связи еще прочнее. Но как показывали последующие события, теоретически безукоризненная схема стала давать сбои.

Дело рук самих утопающих

Учитывая незначительный размер средств, которые сегодня Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своей армии, о сколько-нибудь значительных закупках современных вооружений за рубежом и в России (даже по льготным ценам) говорить не приходится. Никто не желает поставлять нам их за бесценок или тем более даром.

Согласно заявлениям официальных лиц, Минск неоднократно направлял Москве заказы на современные вооружения, способные дать Беларуси серьезные преимущества над потенциальным противником в оперативном плане, в том числе на дальнобойные зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 и оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». Однако в настоящий момент о возможности их поставки на коммерческих условиях можно говорить лишь гипотетически.

Правда, есть намеки на то, что перевооружение армии Беларуси за счет иностранных ВиВТ на определенных условиях возможно. Но ряд экспертов опасается, что платой за это могут стать уступки в области национального суверенитета. И, дескать, именно это обстоятельство заставило военно-политическое руководство РБ существенно изменить целевые установки развития военно-промышленного комплекса страны.

Как заявил председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев в своем поздравлении подведомственным учреждениям и организациям с Днем Независимости, за последние пять лет осуществлен переход от создания разрозненных компонентов к созданию целостных систем вооружения, имеющих повышенные боевые возможности и конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках.

«Сегодня организациями оборонного сектора экономики самостоятельно и в кооперации созданы беспилотные авиационные комплексы, реактивные системы залпового огня, легкобронированные автомобили и средства подвижности вооружения, радиолокационные комплексы, комплексы средств автоматизации, средства разведки, радиоэлектронной борьбы, связи и многое другое», — сказал он. По словам С. Гурулева, приоритеты отданы развитию системы огневого поражения; средств подвижности систем вооружения; боевым авиационным комплексам военного и гражданского назначения; боевым геоинформационным системам; системам комплексного противодействия высокоточному оружию.

В результате реализации такого курса оборонной промышленности страны удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд своих вооруженных сил. Что особенно важно учитывая тенденции развития современной международной обстановки. Наиболее ярким примером такого рода является тяжелая реактивная система залпового огня «Полонез» в середине августа принятая на вооружение.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,