У президента А. Лукашенко, как гласит известная поговорка, «семь пятниц на неделе». В июне на очередном пятом Всебелорусском собрании он заявил о необходимости реформирования образования и здравоохранения в предстоящей пятилетке. А уже в августе на совещании, посвященному подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году заявил, что реформ в образовании больше не будет, требуются лишь новые учебники по истории. По его мнению, сохраняя прошлое, мы формируем будущее.

Столь оригинальный взгляд на развитие страны ставит многих в тупик. К чему готовиться? К архивации прошлых структур и процессов в формировании человеческого потенциала для будущей инновационной экономики или к их реформации? Надеюсь, что к последнему. Ибо текущее состояние этих двух важнейших сфер белорусской экономики — здравоохранения и образования — никого, кроме президента и чиновников, по большому счету не устраивает.

Статус педагогического работника, впрочем, как и медицинского, о котором он так печется, формируется в современном индустриальном обществе относительным уровнем их зарплаты, а не теми социальными и политическими ролями, которыми они бесплатно нагружены белорусским работодателем-государством. «Это плохо, когда уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки», — заметил президент, а я бы еще к этому добавил: профессор вуза — от зарплаты слесаря завода.

Даже в соседней России в соответствии с федеральным законом зарплаты учителей и врачей не могут быть ниже средней по региону, а у преподавателей вузов — с коэффициентом 1,5. Главы регионов головой отвечают за это соотношение. А мы, который год только пытаемся говорить по этому поводу. В результате имеем хронический дефицит кадров в этих отраслях. Например, по данным Белстата на 1 июня т.г. спрос на врачей-специалистов в 81 раз превышает предложение на рынке труда, медицинских сестер — в 45 раз. Аналогичная ситуация с фельдшерами, фармацевтами, провизорами. Конкурс на педагогические специальности вузов в последние годы традиционно самый низкий. И это при наличии в каждой области своей кузницы «педов» и «медов» и стандартов обеспеченности данными специалистами учреждений образования и здравоохранения.

За материальный уровень достатка и социальный статус учителей и врачей во всех странах отвечает всегда государство. И если они, по образному выражению гаранта Конституции, «ниже колена», то без реформ в этих областях не обойтись.

Ранее в материалах от 29.07. «Приоритеты расставлены. Что дальше» и от 12.08. «Реформа науки и образования нужны для развития страны» я попытался обосновать необходимость и возможные траектории реформирования белорусской системы образования и науки. В настоящей статье выскажусь о самой трудной сфере для реформирования – здравоохранении. Самой трудной, потому что количество прямых и косвенных факторов, влияющих на ее функционирование значительно больше, чем в науке и образовании.

По оценкам экспертов здоровье нации в большей мере (85%) зависит от таких факторов, как экология, условия жизни и питания, профессиональные вредности и т.д. и очень в незначительной степени (до 15%) – от уровня здравоохранения. Поэтому реформы отдельных подсистем системы здравоохранения не могут дать резких, показательных результатов на уровне здоровья нации без параллельно проводимых реформ в сфере охраны окружающей среды, улучшения условий труда и уровня жизни населения. При реформировании здравоохранения, безусловно, следует руководствоваться главным заветом клятвы Гиппократа: не навреди. А как можно вырабатывать рецепты, не поставив правильный диагноз? Поэтому прежде чем начинать реформу следует определить текущее состояние действующей системы здравоохранения Беларуси и провести сравнительный анализ существующих моделей здравоохранения в различных странах. Ибо, по мнению большинства экспертов по этому вопросу в мире, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. И выбрать наиболее приемлемый образец для развивающейся страны достаточно трудно.

Почему нужна реформа здравоохранения?

Причин множество. Остановлюсь на наиболее значимых из них для действующей белорусской модели.

Первая и самая важная причина — «новая нормальность» экономического состояния страны, выражающаяся состоянием перманентного кризиса по всем составляющим ее социально-экономического развития:

1. По оценкам экспертов, белорусская экономика «застряла на дне». Экономический рост в ближайшие годы останется близким к нулю. В силу чего последует снижение ВВП и, как следствие, сокращение его доли (5% в среднем за последние годы) на финансирование системы здравоохранения.

2. Неизбежно сокращение отчислений налогового характера в ФСЗН в условиях длительной рецессии и при стагнирующем ФЗП организаций. Таким образом, основной источник финансирования медицинских услуг будет постоянно «усыхать».

3. Спад производства, рост числа убыточных предприятий с неэффективной занятостью и низкой зарплатой, приведет к снижению возможностей для корпоративного дополнительного медицинского страхования здоровья трудящихся.

4. Низкий уровень доходов населения снижает мотивацию к добровольному медицинскому страхованию граждан.

5. Хроническая «инфляционно-девальвационная спираль» стала источником напряженности на внутреннем рынке лекарств и фармпроизводства.

Результатом такого состояния является ухудшение качества жизни населения и резкий рост потребности в медицинских услугах. Статистика за последние два года это подтверждает – в среднем 4-х процентный рост ежегодно. К тому же, медицинская отрасль в среднем демонстрирует более высокие темпы инфляции. За последнее десятилетие темпы прироста цен в отрасли обгоняли индекс потребительских цен (ИПЦ) в среднем на 2 процентных пункта, что в совокупности приводит к снижению доступности медицинских услуг. Следовательно, рассчитывать в дальнейшем на эффективность действующей государственной модели здравоохранения в Беларуси не приходится. О чем сигнализирует ежегодный рейтинг эффективности национальных систем здравоохранения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за 2015 год. В этом рейтинге из 45 стран с населением более 5 миллионов человек и ВВП на душу населения свыше 15 тысяч долларов США в год наше место — 42-е — со средней продолжительностью жизни в 72 года, затратами в 5% от ВВП и 339 долларами США на душу населения. По последнему критерию ниже нас оказался только Китай (понятно по каким причинам), Перу и Доминиканская Республика.

Продолжать финансирование системы здравоохранения в прежних объемах в новых экономических условиях будет просто невозможно. Нереформированная экономика Беларуси неспособна больше нести «груз» советской модели здравоохранения с обеспечением конституционно гарантированных принципов доступности и бесплатности его услуг.

Причина вторая — демографическая. Превышение смертности над рождаемостью, прогрессирующее старение населения, его неблагоприятная структура по полу и возрасту, невысокий уровень здоровья населения репродуктивного возраста.

Согласно статистическим данным ЦРУ США, опубликованным в ежегодной «The World Factbook» за 2014 год, Беларусь занимает 12-е место в мире по смертности и 173 место по рождаемости населения. За последние 20 лет численность населения Беларуси сократилась на 770 тыс. человек, или на 7,5%, и на 1 января 2015 года составила 9 млн. 948,9 тыс. человек, из которых 24, 6% являлись пенсионерами. Численность экономически-активного населения постоянно сокращается.

В своем выступлении на четвертом Всебелорусском народном собрании А. Лукашенко оповестил участников, что минимально необходимая численность населения Беларуси – 20 млн. человек, а оптимальная – 30 млн. Но основе каких расчетов им были сделаны такие выводы он, правда, не пояснил. Как такую численность населения достичь, обеспечить образовательными и медицинскими услугами и чего это будет стоить для экономики, он тоже не объяснил.

Подобная «маниловщина» вкупе с тотальной некомпетентностью белорусских чиновников в области формирования основных кластеров современного социального государства стала важнейшей причиной нашего нарастающего отставания от развитых стран. Все, кроме американцев (а это единственное историческое исключение среди развитых стран), переходят на плато: демографический рост закончился, нация стареет. Это значит, что здравоохранение становится все более важным и все более чувствительным.

Мы развивающаяся и довольно образованная страна, которой нужно тонко отлаженное здравоохранение с качественными технологиями и персоналом.

Третья причина. Структурный дисбаланс между стационарной, требующей до 60-70 % всех затрат, и амбулаторно-поликлинической помощью, где должны начинать и заканчивать обследование и лечение до 80 % больных. Экспертные исследования показывают, что 30-50% пациентов, проходящих лечение в ряде стационаров, не нуждаются в госпитализации.

Следствием этого стало чрезмерное количество больничных коек (в 2-3 раза больше чем в странах «первой десятки» ВОЗ), финансирование больниц на основе их численности, перекос в кадровом и научном обеспечении работы больниц и поликлиник, а также к зависимости зарплаты врачей от специализации и квалификации, а не от качества их работы. Результатом такой практики стала гиперспециализация врачей и их стремление работать в больницах.

Медицинская наука тоже преимущественно «прописалась» в научно-практических специализированных центрах с высоким уровнем коечного фонда. В то время как развитые страны изменяли подходы и искали новые методы решения проблем увеличения смертности от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травм, в Беларуси панацеей считалось увеличение количества врачей, медсестер и больничных коек. Наряду с подготовкой большого количества врачей и строительства больниц, в условиях постоянно снижаемого финансирования происходило постоянное снижение качества, как медицинского образования, так и медицинской помощи.

Другой проблемой белорусской медицины и науки вообще, является почти полная ее изоляция от мирового сообщества. Если развитые страны трудятся сообща над глобальными проблемами, в Беларуси наука имеет «местечковый характер» и развивается изолированно, в условиях низкого финансирования, преодолевая порой сопротивление, связанное с политизацией результатов исследований. В соответствии с мнением различных экспертов, медицинская наука и практика в Беларуси отстает от уровня стран — лидеров рейтинга ВОЗ на 20-30 лет.

Особенно заметно это отставание в уровне цифровизации и развития телемедицины на основе внедрения IT – технологий. Это и оценка пользователями – пациентами качества медицинской помощи, работы медицинских учреждений, и онлайн-торговля лекарствами, и вопросы доступа и обмена медицинскими данными в электронном виде и т.д. Такая ситуация усложняет доступ граждан к высокотехнологичной медпомощи и сдерживает развитие новых белорусских технологий и стартапов в медицине.

По данным BBC Research и аналитической компании IHS, к 2019 году мировой рынок телемедицины достигнет почти $44 млрд., показывая среднегодовой рост 17,7%. В 2015 году объем инвестиций в данную сферу в мире составил $4,5 млрд., а только в первом полугодии 2016 года этот показатель уже достиг $3,9 млрд. Какая доля этого рынка приходится на Беларусь, никто не знает. Минздрав такими расчетами не занимается.

А зря. Отсутствие цифровизации влечет за собой огромные транзакционные издержки в здравоохранении, потому что врачи не столько лечат, сколько пишут и пишут. Как только вы не можете сформулировать реальную цель в развитии, у вас появляется огромное количество отчетности. А поскольку все равно не получается – давайте мы еще добавим какие-то показатели. Мы впали в ухудшающий отбор. Нужно менять модель.

Какой образец для подражания можно выбрать?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует провести сравнительный анализ действующих моделей стран – лидеров ВОЗ по основным параметрам эффективности и качества. Благо существующая статистика позволяет это сделать. Но прежде следует дать краткую характеристику наиболее распространенным моделям.

В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения — частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда — системой частного страхования.

Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель характерна сегодня для Великобритании и некоторых европейских стран. Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.

Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования (ОМС) всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов.

Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, стран Бенилюкса, Швейцарии, Канады и Японии.

В социально-страховую модель включены элементы и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной. Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны, но эффективность и качество функционирования их все-таки существенно выше, чем советская система здравоохранения академика Семашко, доставшаяся в наследство суверенной Беларуси и не реформированная до сих пор. В представленной ниже таблице на основе данных ВОЗ представлены основные характеристики этих трех моделей.

Тип модели

Социально-страховая модель

Государственная

Рыночная

Страна

Франция

Великобритания

США

Принцип, лежащий в основе модели

Медицинская услуга — квазиобщественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь.

Медицинская услуга — общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый — за больного.

Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан.

 Доля расходов на здравоохранение в ВВП

8,5%

6,0%

14%

Источники финансирования

ОМС — 50% ДМС — 20% Госбюджет — 10% Личные средства — 20%

Государственный бюджет.

Частное страхование — 40% Личные средства — 20% Программы для пожилых и малоимущих –40%

Контроль за эффективностью расходования средств

 Контроль осуществляют страховщики: частные страховые фирмы и государственная организация социального страхования.

Контроль осуществляет – государство в лице Министерства здравоохранения.

Контроль осуществляется частными страховыми фирмами.

Доступность медицинского обслуживания

80% населения охвачено программами ОМС.

 Всеобщая доступность

Ограничивается платежеспособностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распространяются не на всех нуждающихся.

Ассортимент доступных медицинских услуг

Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС.

Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производственными возможностями.

Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги.

Использование новых технологий

Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий.

Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно.

Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере здравоохранения.

Регулирование цен на медицинские услуги

Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год.

Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения.

 Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ.

Вывод, который можно сделать из сравнительного анализа применительно к условиям переходного периода белорусской социально-экономической системы к рыночной экономике инновационного типа, будет однозначным. В связи с ростом потребности людей в медицинском обслуживании при условии их обеспечения в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) на минимально допустимом уровне потребуется консолидировать все возможные источники привлечения средств. В условиях дефицита государственного бюджета и низких доходов населения только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) способна решить эту задачу.

Другими словами, реформирование белорусской модели наиболее целесообразно начать с создания системы страховой медицины в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) с широкими возможностями стимулирования граждан и бизнеса к развитию ДМС. Опыт подобного реформирования есть у нас под боком в России, где значительно раньше, чем у нас была сформирована смешанная модель государственно — рыночного формирования и регулирования рыночных структур и процессов во всех отраслях экономики, включая здравоохранение. Создание единого рынка товаров и услуг в Союзном государстве и в рамках ЕАЭС должно обеспечивать население стран-участниц этих межгосударственных объединений адекватными возможностями получения услуг в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Иначе создание единого рынка труда будет долгим и неэффективным.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,