Военно-политическое руководство России держит курс на вытеснение предприятий белорусской оборонки из числа претендентов на госзаказ, вопреки соображениям тактики, техники и экономики.

На днях в ряде российских СМИ появились сообщения о том, что на портале госзакупок в июле 2016 года были выложены сведения о закупке АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (ИЭМЗ входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 для боевых машин 9А331МУ самоходного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) 9К331МУ «Тор-М2У» («Тор-М1-2У») у единственного претендента на право заключения договоров на изготовление и поставку такой техники — ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» (ММЗ).

Согласно первому из двух договоров, предполагается приобретение 19 гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 по начальной (максимальной) цене договора 1.989.347.473 рубля 2 копейки с НДС, с поставкой в течении 2017 года. Ориентировочная цена одного шасси составляет 88.730.931 рубль без НДС.

По второму договору предполагается приобретение 29 гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 по начальной (максимальной) цене договора 3.169.972.814 рублей 2 копейки с НДС, с поставкой в течении первых трех кварталов 2018 года. Ориентировочная цена одного шасси составляет 92.635.091 рубль без НДС.

В итоге в течении 2017-2018 годов предусматривается поставка на ИЭМЗ «Купол» 48 гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 для боевых машин 9А331МУ — то есть для изготовления четырех дивизионных комплектов ЗРК 9К331МУ «Тор-М2У».

При этом стоимость одного гусеничного шасси ГМ-5955.15-01 производства ММЗ составляет весьма впечатляющую сумму — от 88,731 до 92,635 млн. рублей (без НДС), что сопоставимо с закупочной стоимостью нового танка Т-90А в полной комплектации. Согласимся — это закономерный результат монополизма порожденного политикой повального импортозамещения. «НАТО — не НАТО, нам этого не надо».

Стрельбы из боевой машины 9А331МУ на гусеничном шасси из состава зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2У»

Стрельбы из боевой машины 9А331МУ на гусеничном шасси из состава зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2У»

Если соперника нельзя обогнать, то надо снять его с дистанции

Между тем Мытищинский завод не всегда был единственным и даже главным поставщиком гусеничных шасси для российских ЗРК. Более того в 1986 году, когда «Тор» принимался на вооружение советской армии в качестве ходовой части, для него было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Которое позволяло этому ракетному комплексу сопровождать войска на марше, в том числе и по пересеченной местности.

И в этом не было ничего экстраординарного, так как разработка и серийное производство гусеничных шасси для зенитных ракетных систем с 70-х годов велось на спецпроизводстве МТЗ. Серия ГМ-355 применялась для комплектации боевых машин ЗРС «Тор», а серия ГМ-352 — для боевых машин зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) 2С6 «Тунгуска».

После распада СССР в России неоднократно предпринимались попытки заменить минские шасси аналогами производства ОАО «Метровагонмаш», но безуспешно: технический уровень белорусской продукции был выше и МТЗ постоянно продолжал ее совершенствование. Ввиду чего производители зенитных комплексов в РФ вплоть до недавних пор предпочитали минские машины ГМ-352/355. Но в последние годы Минский тракторный был исключен из числа поставщиков гусеничных шасси российской оборонке. И причина отнюдь не в ухудшении их тактико-технических характеристик.

Как доходчиво объяснил наивной публике эксперт ИА REGNUM Леонид Нерсесян, отношения России и Беларуси к настоящему времени стали весьма натянутыми по причине крайне потребительского отношения к РФ со стороны руководства «братской» республики. Несмотря на бесплатные поставки ЗРК С-300, льготные условия закупок военной техники и выдачу многочисленных кредитов, а также прочие благодеяния, Минск внаглую отказал Москве в размещении российской авиабазы, а кроме того, фактически прямым текстом заявил о том, что в рамках ОДКБ воевать будет только за свою территорию.

Правда, при этом господин Нерсесян забыл сказать, что геополитически Беларусь по сути дела является западным форпостом России в противостоянии НАТО. И дополнительные ЗРК С-300, кстати, очень б/у, нужны белорусским военным для более надежной обороны подступов к той же Москве с воздуха.

Однако, ряд экспертов считает: за нынешними обвинениями руководства РБ в союзнической неверности стоят «шкурные» интересы российских конкурентов белорусских оборонных предприятий.

И отнюдь не случайно пассажи г. Нерсесяна и иже с ним почти дословно приведены в публикации российского отраслевого журнала «Новый оборонный заказ», 2015, номер 5 (37): «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже.»

Хорошо жить не в глупой стране

Но как считает немалое число аналитиков, это вряд ли реализуемо. И главным препятствием на пути реализации столь амбициозных замыслов являются финансы (вернее, их дефицит). Даже при самом оптимистичном сценарии развития событий в российской экономике в ближайшие годы лишних денег в бюджете (даже на нужды ВПК) не будет. А следовательно, необходимое количество средств на разработку и организацию производства аналогов всей военной продукции, поставляемой сегодня в Россию из Беларуси, изыскать вряд ли удастся.

В этом  убеждены авторы публикации «Почему Россия рано или поздно купит у Белоруссии МЗКТ» на ВПК.name (http://vpk.name): «Конечно, мы — россияне — живем в богатой стране, но давайте жить еще и не в глупой!». От себя добавим, что страна оказалась не столь уж богатой.

16 мая 2016 года премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил новую государственную программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», в соответствии с которой в ближайшее пятилетие на развитие ОПК будет выделено 35 млрд. руб., более чем в 30 раз (!) меньше по сравнению с предыдущей пятилеткой. По новой госпрограмме на нужды «оборонки» в 2016 году будет выделено из бюджета всего 7,6 млрд руб. В 2017 году — 6,6 млрд. руб. И по 6,9 млрд. руб. каждые последующие три года.

В новой госпрограмме предусматривается повысить конкурентоспособность продукции оборонно-промышленного комплекса РФ на внутреннем и внешнем рынках, увеличить объемы промышленного производства продукции в отрасли в 1,8 раза к уровню 2014 года; нарастить долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с 34,4% в 2016 году до 39,6% в 2020 году; добавить выработки на одного работника оборонно-промышленного комплекса в 2,4 раза к уровню 2014 года.

Однако с решением целого ряда из этих задач уже сейчас возникли проблемы. Например, в программе развития ОПК до 2020 года предусмотрена разработка около 1.400 новых промышленных технологий. Но к настоящему времени создано лишь около 300. А надо бы — 700, ведь прошла почти половина намеченного срока.

Но нехватка денег на замену белорусской техники — не самая большая неприятность для российских военных, не будет своей попользуются нашей. Гораздо хуже, что аналоги тамошнего производства часто имеют худшие ТТХ и не гарантируют безопасность персонала.

Подтверждением чего может служить ДТП, случившееся в октябре 2015 года недалеко от Сочи, когда ЗРПК «Панцирь-С1» потерпел крушение. Боевая машина опрокинулась на горной дороге вблизи населенного пункта Чемитоквадже. По одной из версий причиной аварии мог стать размыв дорожного полотна, по другой — водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом «серпантине». По мнению многих эксперты, данное ЧП никак нельзя назвать случайным. Более того, в некотором роде, оно является запрограммированным.

Велика фигура

Дело в том, что в качестве базы для «Панциря» был взято автомобильное шасси повышенной проходимости КамАЗ-6560. ЗРПК «Панцирь-С1» на базе КамАЗ-6560 был принят на вооружение российской армии распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева от 16 ноября 2012 года. Но отзывы об этом шасси (в частности, в статье опубликованной на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» N 26 от 10 июля 2013 года) с самого начала были достаточно критическими.

Ведь шасси КАМАЗ-6560 (как и все семейство, к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим условиям  для военной техники. То есть КАМАЗ-6560 не относится к военной автомобильной технике (ВАТ) и не отвечает ключевому требованию для ВАТ — возможности передвижения по всем типам дорог и участкам местности.

ЗРПК «Панцирь-С1» из-за применения шасси КАМАЗ-6560 имеет ряд серьезных недостатков. В их числе недостаточная габаритная ширина и высокое расположение центра масс, что не позволяет вести огонь из пушек на ходу в поперечном направлении относительно движения шасси. Если такую стрельбу начать, то ЗРПК просто-напросто перевернется.

В качестве базы для «Панциря» был взято автомобильное шасси повышенной проходимости КамАЗ-6560.

В качестве базы для «Панциря» был взято автомобильное шасси повышенной проходимости КамАЗ-6560.

Большая погрузочная высота шасси затрудняет его вписывание в ж/д и авиагабариты (комплекс перед погрузкой приходится разбирать). Имеет место недостаточная проходимость в связи с применением неразрезных мостов, зависимой подвески, недостаточной габаритной ширины. На испытаниях также выявлена недостаточная плавность хода, что очень важно для точной стрельбы, причем во всех направлениях. Еще один недостаток — низкая средняя скорость передвижения по пересеченной местности. Серьезным недостатком также является широкое использование в шасси КамАЗ-6560 импортных узлов и агрегатов (в т.ч. закупленных в странах НАТО).

По мнению ряда экспертов, от всей этой «головной боли» можно было бы избавится, пойдя по пути разработчиков колесных версий ЗРК «Тор» и «Бук», то есть использовать специальное корпусное шасси Минского завода колесных тягачей типа МЗКТ-6922 (уже созданы версии такой машины с колесной формулой от 4×4 до 8х8).

Колесные шасси серии МЗКТ-6922 в сборочном цеху ОАО «Минский завод колесных тягачей». Фото pilot.strizhi.info

Колесные шасси серии МЗКТ-6922 в сборочном цеху ОАО «Минский завод колесных тягачей». Фото pilot.strizhi.info

Как и в гусеничных машинах, аппаратно-приборный комплекс и экипаж находится не сверху на шасси, а в нем. Что сокращает общую высоту боевой машины и резко уменьшает риск опрокидывания. И хотя корпус у МЗКТ-6922 чуть выше, чем у гусеничного шасси, оно имеет изменяемый клиренс. Что позволяет свободно проезжать под мостами и путепроводами, вписываться в авиационные и железнодорожные габариты.

Пути решения перечисленных проблем, насколько можно судить из апрельского заявления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по поводу МЗКТ, в руководстве России видят в установлении контроля над важнейшими белорусскими оборонными предприятиями. Не гнушаясь ни косвенным давлением, ни прямым выкручиванием рук ближайшему союзнику.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,