Белорусское правительство верстает бюджет-2017 исходя из консервативного, а не оптимистичного, как было год назад, сценария: цены нефти 35 долларов за баррель и дальнейшем сжатии российской экономики (99% к уровню 2016 года) и курсе 75 российских рублей за доллар. Хотя важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития рассчитаны при цене нефти 45 долларов за баррель, росте экономики России на уровне 101% и курсе 70 российских рублей к доллару.

Отметим, что бюджет-2016 рассчитан исходя из стоимости нефти – 50 долларов за баррель и курса российского рубля в размере 63 за доллар.

По имеющимся данным, просчитывается и более оптимистичный сценарий бюджета-2017 – исходя из цены нефти в 40 долларов за баррель. В принципе, как можно предположить, определенного отскока нефтяных цен правительство не исключает, но все же предпочло тестировать бюджетный сценарий более низких нефтяных цен, – возможно, чтобы не попасть впросак, как это случилось при верстке бюджета-2016.

Проект бюджета Беларуси на 2016 год изначально рассчитывался исходя из среднегодовой цены нефти марки Urals 70 долларов за баррель (кстати, год назад правительство взяло за основу благоприятный, а не консервативный сценарий). Но уже скоро сценарный план был скорректирован: Минфин сделал расчеты исходя из цены нефти 57 долларов за баррель. Однако и они продержались недолго. Под давлением нефтяной конъюнктуры осенью 2015 года правительство пересчитало все индикативные показатели бюджета-2016 исходя из базового среднегодового курса российского рубля в размере 63 за доллар и цены нефти 50 долларов за баррель.

Тем не менее, очевидно, что и эти прогнозы пока не соответствуют реальным. В январе-июне 2016 года средняя стоимость российской Urals составила около 37 долларов за баррель (кстати, год назад она была – 57 долларов за баррель).

Министр финансов Беларуси Владимир Амарин в апреле отмечал, что до конца первого полугодия 2016 года правительство намерено пересмотреть параметры бюджета, ибо ряд заложенных в бюджет параметров не выдерживаются, что связано, в частности, с изменением курса российского рубля и нефтяных котировок. Еще раньше премьер-министр Андрей Кобяков заявлял, что прогноз основных внешних факторов, заложенных в госбюджет в конце 2015 года, утратил актуальность, и поэтому правительство разработало пакет неотложных антикризисных мер, исходя из новых экономических реалий.

Нефтепошлины в зоне риска

Почему правительству важно не ошибиться с прогнозами цен на нефть? В немалой степени потому, что бюджет просчитывается с учетом экспортных пошлин на нефтепродукты, так как это – существенный источник погашения внешнего долга.

Именно за счет таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов правительство Беларуси планировало в 2016 году сформировать профицит бюджета в размере около 2% ВВП, чтобы затем за счет этих денег погасить часть внешнего госдолга. В бюджете-2016 заложена сумма 1,1 млрд. долларов от экспортных пошлин на нефтепродукты (расчеты сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель). Но в I квартале 2016 года Беларусь получила от этого источника всего лишь около 125 млн. долларов (такой объем сложился с учетом средней цены на нефть около 32 долларов за баррель).

По оценкам Минфина, при цене на нефть в 40 долларов за баррель поступления в бюджет от нефтепошлин в 2106 году составят порядка 900 млн. долларов. Министр финансов Беларуси Владимир Амарин ранее заявлял, что целевое назначение экспортных пошлин на нефтепродукты предполагается сохранить и бюджете на 2017 год – они, как и в 2016 году, пойдут на погашение внешнего долга. Выплаты по госдолгу в 2017 году составят 3,2 млрд. долларов (как и в 2016 году).

Но теперь объем экспортных пошлин, который планирует получить белорусская сторона, зависит не только от цен на нефть, но и от объема переработанный белорусскими НПЗ нефти. Пока не завершен газовый спор, непонятно, сколько нефти получит Беларусь. По крайней мере, Россия уже объявила, что в III квартале Беларусь получит на 2,25 млн. тонн нефти меньше, чем планировалось (ежеквартально Беларусь перерабатывает около 5,8 млн. тонн российской нефти).

Между тем эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) обращают внимание на негативный тренд в торговле белорусскими энергетическими товарами. В немалой степени из-за проблем на энергетическом рынке – в частности, падения цен на нефть, сокращения размеров нефтяных пошлин, остающихся в распоряжении белорусского бюджета, – в Беларуси сформировалось отрицательное сальдо счета текущих платежей.

Основными причинами увеличения дефицита счета текущих операций с 5,8% ВВП в январе-мае 2015 года до 10,3% ВВП в текущем периоде также стали ухудшение условий торговли энергетическими товарами, сокращение внешнего спроса и падение экспорта калия. А дефицит энергетического баланса в этот период увеличился более чем в 2 раза – с 2,6% ВВП до 5,6% ВВП.

Отметим, что сейчас Беларусь покупает нефть в России заметно ниже мировой цены, что позволяет перерабатывать сырье на своих НПЗ и продавать нефтепродукты на экспорт с определенным дисконтом. Но этот дисконт снижается. И не только по причине падения мировых цен на нефть (в 2014 году средняя цена нефти Urals составляла 97,6 доллара за баррель – минус 9,53% к показателю 2013 года, а в 2015 году – 51,23 доллара за баррель), но вследствие налогового маневра в России (новой налоговой политики в нефтяной отрасли) растет стоимость нефти для Беларуси (в 2015 году она выросла примерно на 13% в сравнении с предыдущим годом).

Концерн «Белнефтехим» отмечает, что средний уровень мировых котировок на нефть сорта Urals составил за первое полугодие 2016 года 37,5 доллара за баррель, в то время как за 6 месяцев 2015 года – 57 долларов за баррель. При этом для Беларуси цена закупаемой российской нефти (сокращение цены к уровню января-июня 2015 года – 25,5%) снизилась не так значительно, как экспортная цена нефтепродуктов (34,3%).

Прогноз экспертов ЕАБР относительно дисконта в торговле энергетическими товарами для Беларуси негативный. Налоговая реформа в нефтяной отрасли России приведет к тому, что размер экспортной пошлины, остающейся в распоряжении Беларуси, будет постепенно уменьшаться на фоне одновременного роста импортных цен на российскую нефть, а это приведет к ухудшению энергобаланса, независимо от динамики цен на нефть на мировом рынке, отмечают они.

 Что делать? «Жить по средствам»

В прошлой пятилетке белорусские власти больше уповали на внешний спрос как источник экономического роста. Теперь же сама жизнь заставляет власти снижать зависимость экономики от внешней конъюнктуры и сырьевых рынков. Что делать в этой ситуации?

«Отталкиваться от принципа – «жить по средствам», – заявил на днях премьер Беларуси Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина, где обсуждались проекты прогноза социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики, республиканского бюджета на 2017 год, а также параметры основных показателей на 2018–2019 годы.

По его словам, также необходимо повысить конкурентоспособность экономики, прежде всего – экспорта (за счет снижения издержек, повышения качества) и снизить зависимость экономики от внешней конъюнктуры и сырьевых рынков. При этом на 2017 год поставлена задача гарантированно выполнить внешние обязательства Беларуси без снижения ЗВР, а также без наращивания внешнего долга. Одновременно планируется сохранить профицит бюджета, достаточный для обслуживания валютных долгов.

Как заявлялось, несмотря на «сдержанную» конъюнктуру на внешнем рынке, Беларуси во внешней торговле необходимо в следующем году обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 3,6%. Сделать это планируется за счет увеличения физических объемов поставок товаров при сохранении цен на уровне 2016 года. При этом сальдо торговли товарами и услугами должно сложиться, согласно прогнозам, положительным – на уровне 103,2 млн. долларов (то есть 0,2 % к ВВП).

В отличие от прогноза цен на нефть на будущий год, экономическая программа правительства достаточна оптимистична. В том числе и в части ожидания положительного сальдо торгового баланса. Дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси в первом квартале 2016 года увеличился до минус 1,468 млрд. долларов против минус 1,302 млрд. долларов в первом квартале 2015 года. А отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 169,9 млн. долларов (в январе-апреле 2015 года оно было положительным: 260 млн. долларов).

Но в любом случае реализация программы потребует от правительства помимо политической воли немало времени. А деньги будут нужны срочно. В прошлом году в похожей ситуации плохой конъюнктуры на нефтяном рынке правительство прибегло к поиску надежных источников пополнения госбюджета – в частности, повысило с марта 2016 года акцизы на автомобильное топливо сразу на 50%, причем, все налоговое бремя было переложено на белорусские НПЗ. Нефтяники в текущем году пытались хоть частично снять налоговый пресс и просили правительство повысить цены на автомобильное топливо. Но правительство эти инициативы не одобрили, руководствуясь установкой А.Лукашенко относительно решения о повышении акцизов на топливо: чтобы оно не касалось населения. Однако и дальше придерживаться такой установки и будет проблематично, ибо уже скоро господдержка может понадобиться самим НПЗ.

ДЛЯ СПРАВКИ: Нефтяные прогнозы России

Пока в действующем макропрогнозе Минэкономразвития РФ, на основании которого в первоначальном виде был сверстан бюджет-2016, заложена средняя стоимость Urals в 50 долларов за баррель. Затем в правительстве обсуждали необходимость переформатирования бюджета при цене нефти 40 долл. за баррель, однако по власти пока отказались корректировать бюджет до начала осенней сессии парламента.

Эксперты прогнозируют, что снижение нефтегазовых доходов может лишить Россию резервов уже в 2016 году и приведет к новой девальвации. По итогам первого полугодия 2016 года дефицит федерального бюджета сложился в сумме 1,5 трлн. рублей при утвержденном годовом уровне 2,4 трлн. рублей (такие данные приводятся в докладе Счетной палаты). Дефицит бюджета обусловлен 30- процентным снижением поступлений от нефтегазовых доходов: они снизились до 2,1 трлн. рублей. Оно объяснимо: российская нефть Urals за последний год подешевела в 1,5 раза, сейчас баррель стоит 37-38 долларов с начала года. За год Минфин РФ ожидает цену нефти примерно около 40 долларов. Если ситуация с сырьевыми доходами не изменится, тогда резервы в РФ закончатся уже в 2016 году и власти прибегнут к новой девальвации рубля, отмечают в Высшей школе экономики (ВШЭ). По оценкам некоторых экспертов, в 2016-м среднегодовая стоимость Urals не превысит 40 долларов за баррель.

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,