Экономический кризис вынуждает белорусские власти более пристально посмотреть на развитие частного бизнеса как на сферу, способную «добавить» роста национальному ВВП, а также абсорбировать излишнюю численность работников госсектора, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.

Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» в 2016–2020 годах объявлено одним из национальных приоритетов страны. Причем, правительство не только объявило о новом приоритете, но и установило целевые установки по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на ближайшую пятилетку, в том числе по удельному весу в добавленной стоимости в ВВП страны, удельному весу выручки и т. д.

Целевые параметры программы приведены в таблице.

 Значения показателей по годам

2016 2017 2018 2019 2020

Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в общей валовой добавленной стоимости, %

28,8 29,2 29,8 30,8 32,0

Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также ИП и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике, %

32,6 33,3 33,7 34,2 35,0

Количество юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. занятых в экономике

26,0 27,0 27,8 28,8 29,6

Количество ИП на 1 тыс. занятых в экономике, единиц

54,1 56,7 57,5 58,5 59,5

Удельный вес выручки юрлиц – субъектов МСП в общем объеме выручки, %

37,2 37,7 38,6 39,8 41,3

Количество центров поддержки предпринимательства (ЦПП), единиц

91 98 104 109 114

Количество инкубаторов малого предпринимательства, единиц

23 28 30 35 38

Количество проведенных ЦПП обучающих курсов

3160 3290 3410 3520 3610

Количество созданных юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. действующих юрлиц – субъектов МСП, единиц

77,8 78,5 80,1 80,8 83,0

 

Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в валовой добавленной стоимости Беларуси

Очевидно, что правительство рассматривает только позитивный сценарий развития МСП в стране. Между тем, реальная ситуация имеет противоположный тренд. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в апреле-мае 2016 года лабораторией аксиометрических исследований «НОВАК» для Исследовательского центра ИПМ. В опросе участвовало 400 частных предприятий с численностью от 1 до 250 человек с разных регионов страны, занятых в разных сферах деятельности, в том числе в сфере торговли — 24,2% опрошенных, промышленности — 29,2%, строительства — 17,5%, транспорта и связи — 7,2%, гостинично-ресторанного бизнеса — 3,5%.

Оценки бизнеса: финансовая ситуация ухудшается

В Беларуси за последний год экономическое положение почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса ухудшилось, а 70% ощутили негативные тенденции в условиях ведения предпринимательской деятельности.

Между тем, проектом программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы предусмотрены еще более амбициозные задачи: доля субъектов МСП в общем объеме валовой добавленной стоимости к 2020 году должна увеличиться до 40%.

Для этого, как предполагается, вновь создаваемые на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятия освободят в течение 2 лет от налога на прибыль и налога на недвижимость. Планируется также упростить передачу неиспользуемых гособъектов для создания производственного бизнеса и рабочих мест и т. д.

Но достаточно ли этих мер, чтобы сбылись правительственные прогнозы относительно вклада частного бизнеса в ВВП страны?

Если судить по результатам опроса предприятий МСП, то можно сделать вывод, что ожидания правительства относительно вклада предприятий МСП в экономическое развитие страны слишком завышены.

Условия для ведения бизнеса не улучшились, а ухудшились

Более 2/3 опрошенных руководителей и управляющих МСП считают, что в Беларуси условия ведения предпринимательской деятельности за минувший год ухудшились, при этом 26,5% отмечают, что они ухудшились значительно.

Достаточно критично оценивают предприниматели предпринимаемые правительством меры по созданию более привлекательного бизнес-климата. В частности, усилия властей по созданию равных условий ведения бизнеса и добросовестной конкуренции 32,3% опрошенных оценили отрицательно, а положительно — только 25,7%. Меры по развитию частной собственности и ее защите положительно оценили 25,1%, отрицательно — 24,8%, по ликвидации излишних административных барьеров, соответственно, 24,1% и 35,9%.

Попытки придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу, положительно оценили 26,8%, отрицательно — 27,2%, а контрольную (надзорную) деятельность — 34% и 29,7%, соответственно. Борьбу за качество правового регулирования позитивно оценили 28,1%, негативно — 28,2% опрошенных (остальные респонденты никаких тенденций в этом направлении вообще не заметили).

Показательно, что более половины опрошенных представителей МСП (51,9%) ощущают неравенство частного и государственного сектора со стороны контролирующих органов, 14,5% — судебных органов, 47,4% — при установлении арендных ставок, 28,7% — в отношении цен на сырье, 36,2% — в сфере лицензирования, 28,9% — в отношении доступа к кредитным ресурсам, еще 21,9 % — при проведении госзакупок. Для сравнения: по итогам прошлого опроса, который проводился год назад, доля отрицательных оценок была в 3-4 раза меньше.

Один из главных выводов проведенного опроса — следующий: экономическое положение почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса за последний год ухудшилось, еще 70% ощутили негативные тенденции в условиях ведения предпринимательской деятельности.

В то же время доля предпринимателей, считающих положение «ни плохим, ни хорошим» за год увеличилась с 48,3% до 51,5%, называющих его «скорее, хорошим» — увеличилась с 19,2 до 23,2%, видящих его «скорее, плохим» — снизилась с 24% до 18,4%, «очень плохим» — с 5,8% до 5,4%, а «очень хорошим» — с 2,6% до 1,5%.

При этом если год назад 24% опрошенных говорили о неизменности своего экономического положения, то сейчас на это указали 32,8%. Если в 2015 году о некотором улучшении заявляли 43,3% респондентов, а об улучшении -13,5%, то теперь первых набралось 38,6%, а вторых — лишь 8,4%. При этом, как отметили опрошенные, экономическое положение значительно улучшилось лишь у 1,9% предприятий (как и год назад), а значительно ухудшилось у 18,3% (годом раньше — у 17,3%).

Примечательно, что в предыдущем опросе 15,1% предприятий отмечали увеличение объемов своих продаж, теперь же об этом заявили лишь 11,8%. При этом у 69,6% респондентов объем продаж сократился, причем, у 22% — значительно. О росте кредиторской задолженности сообщили 20,7% респондентов, дебиторской — 26,8% опрошенных.

При этом увеличить число сотрудников смогли 16,8% опрошенных компаний, в то время как 39,3% респондентам ввиду сложной финансовой ситуации пришлось сокращать персонал.

Количество предприятий МСП в Беларуси (на конец 2015 года, тыс. единиц)

Увеличить инвестиции смогли 13,9%, а сократились они у 27,8%, причем, у 9% — значительно. Во многом это связано с доступностью кредитов. Так, только 21,8% респондентов благополучно сумели получить кредиты. Не повезло 9,1%, которым в заимствованиях было отказано, а 69% и не пытались обращаться в банки с этим вопросом. Из них 27% сочли слишком высокими ставки в рублях, 17,3% — ставки в валюте, 7,5% опрошенных остановили трудности с выполнением требований залога, а 64,7% убедили себя, что им кредит не нужен.

При этом на сокращении бизнеса сконцентрированы только 11,7% опрошенных. Сохранить его на достигнутом уровне намерены 64,3%, а 24% планируют расширяться.

Подобные оценки могут свидетельствовать о том, что некоторая часть респондентов сумела в определенной степени адаптироваться к новым условиям.

Коррупция и теневой рынок: большинство не заметило перемен

Представителей МСП считают, что коррупция и теневой рынок в Беларуси не сильно распространены. При этом почти треть респондентов отмечают, что коррупция в значительной степени влияет на рост экономики и частного бизнеса, а свыше 1/4 признает ее негативное воздействие на развитие внутреннего рынка.

Также примечательно, что 21,7% респондентов заявили, что в Беларуси нет такого явления, как коррупция, (год назад было 13,9% ), а доля тех, кто уверен в ее широком распространении, снизилась с 14,7% до 9,2%. Еще 21% считает, что в Беларуси распространен теневой оборот, 21,1% заявили о наличии взяток, 19,8% — «откатов», в то же время более половины с этим не согласны.

В то же время около половины опрошенных (49,7%) отметили, что факты коррупции не влияют на стоимость продуктов в сфере деятельности компании, иначе считают 6,6% респондентов (год назад было 5,3%). Причем, 24,9% респондентов называют основными инициаторами коррупции госслужащих, 7,6% — бизнесменов, 22,5% — и тех, и других.

По мнению участников опроса, в большей степени коррупция проявляется в таких сферах, как санитарный и пожарный надзор, получение госзаказов, участие в тендерах, получение различных разрешений в местных органах, гигиеническая регистрация и сертификация, лицензирование, таможенное оформление, налоговые проверки, регулирование цен, аренда получение благоприятных судебных решений.

При этом около 2/3 опрошенных отметили, что за год каких-то перемен в борьбе с коррупцией они практически не заметили.

МСП и бизнес-объединения: дистанция не сократилась

Данные опроса также свидетельствуют о том, что белорусские предприниматели по-прежнему не стремятся объединится в союзы для лоббирования своих интересов. Более того, количество респондентов, состоящих в бизнес-союзах, за минувший год снизилась с 14,4% до 12%. Всего лишь 5% отметили, что уже состоят в какой-либо бизнес-ассоциации.

Любопытно, что лишь 39% опрошенных оценили эффективность диалога бизнеса и власти на 1-2 балла, а на 4 и 5 баллов — лишь 18%. Но при этом далеко не все представители МСП поддерживают идею создать в стране Национальную палату предпринимательства (с обязательным членством) для более эффективного диалога государства и бизнеса. «За» высказались 50,6% опрошенных, «против» — 49,4%. В этой связи 35,7% респондентов отметили, что решают проблемы своего бизнеса самостоятельно, еще 40,8% не видят смысла в лишней бюрократической структуре, а 24,4% заявили, что не хотят нести дополнительные издержки на уплату взносов. При этом половина респондентов считает, что членство в подобном объединении должно быть добровольным.

Следует отметить, что в большинстве стран мира взносы членов бизнес-ассоциаций налогами не облагаются, в Беларуси же их нужно платить из чистой прибыли. Чтобы создать в Беларуси влиятельные бизнес-союзы, нужно прежде всего решить вопрос о правовом регулировании объединений нанимателей.

Справка «БЕЛРЫНКА»
Согласно данным Белстата, в Беларуси на 1 января 2016 года средняя численность работников организаций малого бизнеса составила 762,8 тыс. человек (индивидуальные предприниматели не учитываются в статистике). На 1 января 2015 года в малом бизнесе было занято 818,466 тыс. человек.
Больше всего работников малого бизнеса по-прежнему занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39% от общего количества организаций), в промышленности (14%), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям (14%), на транспорте и связи (12%).
На 1 января 2016 года в Беларуси хозяйственную деятельность вели 105 тысяч организаций малого предпринимательства, в том числе 88% микроорганизаций и 12% малых организаций.

 

 

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,