Свои соображения в отношении намерений Андрея Кобякова и Павла Каллаура президент Беларуси изложил 22 июня в выступлении на V Всебелорусском народном собрании. Вот что сказал Александр Лукашенко: «Я не знаю, для чего, но мне в последнее время все по вертикали пытаются что-то доложить. Я так понимаю: получить благословение, чтобы в случае недостатка и провала я потом за это и отвечал?».

Но президент хорошо знаком с аппаратными играми, поэтому он принял контрмеры, и заявил, что он не вмешивается в действия указанных чиновников, предоставляя им свободу действий. Но в случае провала, подчеркнул президент, они ответят: «Но не дай Бог остановите экономику! Вот тогда вам и проценты, и кредиты, все вспомнится».

Но поиски виновных – это дело второстепенное. Гораздо важнее замечание Александра Лукашенко о том, что Андрей Кобяков и Павел Каллаур, похоже, пытаются снять с себя ответственность за возможный провал проводимой ими экономической политики. То, что в белорусской экономике дела идут не лучшим образом, и не исключено возникновение кризиса, это не секрет, данные статистики об этом говорят довольно красноречиво. Но одно дело — статистика, и другое дело действия чиновников, которые начинают готовиться к провалу. Это признак надвигающихся серьезных неприятностей.

Жесткая денежно-кредитная политика грозит обвалом ВВП

Причины возможного кризиса понятны. В настоящее время Нацбанк и Совмин проводят довольно жесткую денежно-кредитную политику. Кредиты в белорусских рублях довольно дорогие, заработная плата не растет, а снижается в реальном выражении, Нацбанк деньги не раздает, и т. д. Это привело к замедлению темпов инфляции, и даже курс белорусского рубля относительно стабилен.

Однако за финансовую стабилизацию страна дорого платит. Снижение доходов населения (в реальном выражении) привело к тому, что белорусские предприятия, испытывающие проблемы со сбытом продукции на внешних рынках, столкнулись с падением или стагнацией спроса и на внутреннем рынке. В результате число убыточных предприятий растет, а у остальных прибыль резко сократилась.

Неважно обстоят дела даже у тех предприятий, которые ранее были опорой экономики страны. В частности, по данным Минфина, в I квартале текущего года чистая прибыль Беларуськалия составила 0,67 трлн. BYR, тогда как в 2015 году она равнялась 11,3 трлн. BYR. А Белорусский металлургический завод, который в 2015 году имел убыток в размере 2,6 трлн. BYR, только за I квартал текущего получил убыток в размере 2,2 трлн. BYR.

Финансовые проблемы постепенно подбираются и к банкам. В мае текущего года проблемная задолженность белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития) по кредитам выросла на 12,1% (на 1,6 трлн. BYR) и достигла 14,4 трлн. BYR. Это в 2,1 раза больше данной задолженности на 1 июня 2015 года.

Правда, проблемные активы банков увеличились в мае всего на 370,4 млрд. BYR, то есть на 0,7%, достигнув 1 июня 51,5 трлн. BYR. А доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, в мае выросла до 12,44% с 12,34% по итогам апреля. В то же время, чистая прибыль белорусских коммерческих банков в мае текущего года резко снизилась: до 85,7 млрд. BYR с 375,3 млрд. BYR в апреле.

Счет идет на месяцы

Таким образом, финансовое состояние белоруской экономики и банковской системы стремительно ухудшается. Причем, судя по динамике прибыли банков, время, когда будет достигнута критическая черта, приближается.

Следует учитывать, что белорусская экономика до июня поддерживалась населением, которое стремится сохранить уровень спроса, продавая иностранную валюту (в объеме около 200 млн. USD в месяц). Следовательно, как только эта поддержка ослабеет, экономику ждет обвал. А как раз летом это и может произойти, так как в связи с отпускным сезоном растет спрос на валюту со стороны населения и снижается ее предложение.

Это приведет, во-первых, к увеличению давления на курс белорусского рубля, и, во-вторых, к снижению спроса на белорусские товары на внутреннем рынке. То есть возможны новое сокращение объемов производства и ВВП, а также рост проблемных активов и падение прибыли банков.  

Что в этом случае будут делать Нацбанк с Совмином, совершенно непонятно. Если они спасут предприятия и банки от банкротства, найдя для них деньги, это приведет к росту инфляции и новой девальвации. К тому же в этом случае Евразийский фонд стабилизации и развития, чего доброго, затормозит предоставление очередных траншей кредита, что приведет к снижению золотовалютных резервов, и так уже небольших.

Конечно, сейчас в стране принимаются программы и планы по развитию экономики, но на их осуществление требуются годы, а счет идет на месяцы. То есть, образовался временной разрыв между планами и реальностью.

Правда, у Нацбанка, похоже, все-таки есть антикризисный план. По крайней мере, после состоявшегося 16 июня совещания президента РБ с премьер-министром РБ и председателем правления Нацбанка, Павел Каллаур отметил, что у некоторых предприятий возникли финансовые проблемы, в связи с чем у банков сформировались проблемные активы, и сейчас стоит задача сделать так, чтобы эти проблемные активы не подошли к какому-то уровню, который бы угрожал стабильности белорусской банковской системы. Какой именно уровень будет считаться угрожающим, глава Нацбанка не сообщил. Не исключено, что банк уже принимает меры: в банковской системе возник избыток рублевой ликвидности, да и ставку рефинансирования Нацбанк снижает форсированными темпами.

Однако способность Нацбанка справиться с надвигающимся кризисом вызывает сомнения. И дело не в Нацбанке, а в том, что в руководстве Беларуси до сих пор не осознали, какие причины привели к стагнации белоруской экономки, поэтому предлагают негодные средства для их решения. Более того, даже следование рекомендациям Евразийского фонда стабилизации и развития и МВФ не решит проблем белорусской экономики.

Необходимы преобразования более существенные, чем обеспечение гибкого курса рубля, стимулирование экспорта, рост тарифов на услуги ЖКХ и тому подобные реформы. Какие — в двух словах не скажешь. Я пишу о финансовых проблемах уже 22-й год, и, как мне кажется, разобрался, какие преобразования необходимо осуществить, о чем и написал в книге  «Природа и причины российских кризисов. Белый лебедь: истинная правда в экономической теории» (http://www.litres.ru/vladimir-tarasov-8709302/priroda-i-prichiny-rossiyskih-krizisov/).

Название книги такое сложное, потому что в ней сочетаются исторические, психологические и экономические вопросы. Современные экономические теории часто оказываются не в состоянии предсказать наступление важных событий в экономике, и американский финансист Нассим Николас Талеб назвал такие непредвиденные события «черными лебедями». Идея моей книги состоит в том, что если учесть некоторые исторические и психологические факторы и явления в экономической теории, подобные события можно предсказывать, то есть превратить их в «белых лебедей».

То есть, надо учитывать природу человека и причины того или иного поведения людей. Важность этого иллюстрируют описанные выше действия руководства Беларуси. Главы Совмина и Нацбанка обратились за одобрением своих планов к президенту не только для того, чтобы переложить на того ответственность за возможный провал, но и потому, скорее всего, что для решения возникших проблем требуется уровень компетенции президента. Ведь полномочия Нацбанка и Совмина довольно ограничены. Но президент не стал использовать свои более широкие полномочия, чтобы не брать на себя ответственность, а это значит, что вероятность провала выросла. Тот есть, президент не стал решать проблемы экономики, вместо этого он решил проблему поиска виновных в возможной неудаче. Вот так в данном частном случае характер человека влияет на экономику. 

Книга написана на основе российского и мирового опыта, однако сделанные в ней выводы полностью применимы и к Беларуси. Но пока действия белорусских чиновников далеки от того, что необходимо делать. Поэтому будем, как и президент с главами Совмина и Нацбанка, готовиться к возможному провалу их экономической политики, и постараемся не пропустить этого «черного лебедя» нашего местного разлива, то есть предсказать время наступления и глубину кризиса.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,