В понедельник, 6 июня,  был дан старт парламентской кампании в Беларуси: в этот день Александр Лукашенко подписал указ о назначении выборов в Палату представителей Национального собрания на 11 сентября.

Сама дата выборов никаким сюрпризом не стала – она было озвучена еще в конце апреля, и никто не сомневался в том, что сроки корректировке не подвергнутся.

ЦИК на заседании 8 июня утвердил и календарный план выборов. До 27 июня будут образованы областные и окружные избирательные комиссии, до 9 июля – участки для голосования, до 27 июля – участковые избиркомы.  С  3 июля по 1 августа будет проходить выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей, 2-11 августа их регистрация, а уже 6 сентября стартует досрочное голосование.

Таким образом, как и ожидалось, избирательная кампания практически вся целиком пройдет летом – мертвый сезон в политическом плане. Очевидно, что это обстоятельство еще больше снизит электоральный интерес к кампании, который и так весьма невысок ввиду практически нулевого влияния Палаты представителей на политическую жизнь страны.

Законодательные ноу-хау

Нынешняя парламентская кампания будет отмечена рядом новшеств – речь идет об изменениях в избирательном законодательстве, принятых еще в 2013 году.

Теперь выборы даже теоретически будут проходить в один тур: для победы кандидату нужно набрать простое большинство голосов, а не абсолютное (50% +1 голос) как ранее. Впрочем, на практике второй тур выборов в Палату представителей никогда и не проводился: странным образом, будущие депутаты всегда набирали более 50% голосов в первом же туре.

Претерпел изменения и порядок формирования избирательных фондов. Теперь кандидат в депутаты не будет ограничен в размере суммы, которую он лично будет вносить в свой избирательный фонд при условии, что она не превышает предельной суммы самого фонда (1.000 базовых величин).

Кандидатам в депутаты теперь запрещено регистрировать свои инициативные группы сразу в нескольких округах, а также становиться доверенными лицами других кандидатов в депутаты. Последняя практика, к слову, была достаточно распространена в ходе минувших выборов: тогда лидеры некоторых партий регистрировались не только в качестве кандидатов в депутаты, но и в качестве доверенных лиц других партийных кандидатов, в результате чего имели возможность несколько раз выступать по телевидению и радио.

Однако для характера самой кампании, возможно, наиболее ощутимым новшеством будет являться запрет агитации за бойкот.  Напомним, в ходе парламентских выборов 2012 года ряд оппозиционных кандидатов в депутаты заранее объявили о намерении сняться с избирательной гонки, а в ходе своих выступлений по телевидению и радио призывали к бойкоту предстоящих выборов.

Теперь призывы к бойкотированию выборов в ходе агитационной кампании будут расцениваться как нарушение избирательного законодательства. Конечно, в 2012 году власть и без всяких поправок в избирательное законодательство благополучно противостояла практике агитации за бойкот. Теле- и радиовыступления кандидатов в депутаты, которые призывали к бойкоту парламентских выборов, массово подвергали цензуре или они вовсе не попадали в эфир. Однако даже в этих условиях некоторые возможности для маневра у демсил все-таки оставались. Теперь же тема бойкота выборов в лагере оппозиции даже не поднималась.

Оппозиция: вперед и с песней

Перед минувшей парламентской кампанией вопрос о формате участия демократических сил в выборах действительно был дискуссионным. К традиционным сетованиям на нечестность выборов (какой смысл тогда участвовать?) добавлялся моральный аргумент (можно ли идти в кампанию, когда в тюрьмах остаются политзаключенные?). Договориться о единых ответах на эти вопросы тогда не удалось и каждая из оппозиционных структур пошла на выборы сама по себе:  кто-то участвовал в кампании от начала до конца, кто снимался с выборов накануне дня голосования, кто-то участвовал и призывал при этом к бойкоту.  

Теперь, в общем-то, на выборы тоже все пойдут сами по себе, однако уже без существенных различий в формате. Политзаключенных сегодня нет, бойкот запрещен. Веры в честность подсчета голосов хоть и не прибавилось, однако никто при этом не спорит с тем, что парламентские выборы игнорировать нельзя.

Тема координации действий оппозиционных партий, с целью оформления чего-то хотя бы приблизительно напоминающего единый список кандидатов в депутаты, вроде бы еще не закрыта, но перспективы достижения договоренностей в этом вопросе представляются крайне туманными. На сегодня всерьез рассчитывать на скоординированность действий можно только в рамках так называемой правоцентристской коалиции, объединяющей движение «За свободу», оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» и Объединенную гражданскую партию.

Правоцентристская коалиция обещает выставить на выборах 95 кандидатов в депутаты. Партия БНФ – 72, Белорусская партия левых «Справедливый мир» —  63, кампания «Говори правду» — 35, Белорусская социал-демократическая партия («Грамада») – более 30. Это далеко не полный список политических сил, желающих поучаствовать в кампании, но и этого достаточно, чтобы понять, что на значительной части избирательных  округов будут выдвигаться по несколько кандидатов от оппозиции. Другое дело, что на получение депутатских мандатов все равно никто из них, по большому счету, не рассчитывает.

Старые добрые рекомендации ОБСЕ

Ввиду установившегося еще осенью 2015 года потепления между Беларусью и Западом немало говорилось о том, что же белорусские власти будут делать с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ по совершенствованию избирательного процесса. В январском отчете БДИПЧ ОБСЕ по итогам президентских выборов 2015 года таковых рекомендаций набралось целых тридцать: 13 основных и 17 дополнительных.

Собственно, рекомендации ОБСЕ появились, конечно, не после выборов 2015 года – в самом январском отчете присутствует отсылка к предыдущим рекомендациям. Первые семь рекомендаций появились еще в 2009 году и существенного прогресса в их выполнении с тех пор не наблюдалось.

Существенного прогресса никто не ожидал и перед выборами-2016. Если у кого-то сомнения и были, то в Центризбиркоме их развеяли, заверив, что большинство рекомендаций невозможно реализовать за короткое время, так как 22 из 30 предложений требуют внесения изменений в избирательное законодательство. Правда совсем уж от ОБСЕ не отмахнулись: на заседании ЦИК 8 июня председатель Центризбиркома Лидия Ермошина заявила, что при разработке постановления о порядке образования избирательных комиссий учтены две рекомендации БДИПЧ ОБСЕ.

Во-первых, теперь комиссии будут формироваться путем рейтингового голосования по выдвинутым представителям. Во-вторых, международным наблюдателям и представителям политических партий будет предоставлено право присутствовать на заседаниях исполнительных и представительных органов, на которых образуются избирательные комиссии.

Ранее Ермошина декларировала и другие изменения в правоприменительной практике: она пообещала, что сторона стола, на которой подсчитывает голоса участковая комиссия, должна быть открыта для обзора наблюдателей. А сами наблюдатели в свою очередь должны находиться на расстоянии не более трех метров от стола. При этом власти не обещают оглашать содержимое каждого бюллетеня, а без этого наблюдение за процессом на расстоянии трех метров имеет мало смысла.

Это, как и все остальные изменения, эксперты в один голос называют исключительно косметическими, не влияющими на прозрачность самого избирательного процесса. Действительно наиболее проблемные моменты выборов были обойдены: рейтинговое голосование при образовании избиркомов не гарантирует присутствие в них оппозиции, а «открытость стола» для наблюдателей не гарантирует прозрачность подсчета голосов. Соответственно и доверия к избирательному процессу от этих косметических изменений не прибавится.

 

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,