1 июня – контрольная дата, на которую будет проводиться замер показателей работы экономики экспертами Евразийского фонда для принятия решения о выделении второго транша кредита. Именно сейчас появились и основные документы по кредиту, которые описывают условия, на которых выдавался сам кредит и так называемая матрица мер экономической политики и структурных преобразований.

В соответствии с матрицей, кредит разбит на 7 траншей, первый из которых, напомним, был выдан в конце марта текущего года и составил 500 млн. долларов. До конца года может быть выдано еще два транша по 300 млн. долларов каждый. При этом указывается, что данные по размерам траншей имеют индикативный характер и не должны рассматриваться как обязательство фонда предоставить указанные ресурсы в данном объеме.

Но если с себя фонд снял обязательства, прикрывшись индикативностью, то для белорусской стороны он усилил ответственность за невыполнение индикативных показателей. Со ссылкой на предыдущий опыт выделения кредита для Беларуси, которая не слишком прилежно выполняла показатели, фонд решил на этот раз предоставить себе возможность переводить в случае необходимости индикативные показатели в статус контрольных в одностороннем порядке. Есть еще показатели, которые могут быть ужесточены в случае нарастания дисбалансов.

Всего в матрице 9 контрольных показателей и вдвое больше – индикативных ( 18). При этом ужесточению могут подвергнуться 6 контрольных и два индикативных показателя. Большинство контрольных показателей относится к мерам макроэкономической стабилизации и к разделу реформы рынков товаров и услуг и сокращение господдержки.

См. также: Матрица мер экономической политики и структурных преобразований Правительства и Национального банка Республики Беларусь, поддерживаемых финансовым кредитом Евразийского фонда стабилизации и развития (2 млрд. долларов США, выделяемых семью траншами в 2015-2018 гг.)

Жесткая борьба со спросом

Первым показателем (он является контрольным) идет уровень международных резервов, который на 1 июня должен составлять не менее 4,2 млрд. долларов (1,6 месяцев импорта). Как сказано в отчете фонда по первому траншу, наращивание ВМР (валовые международные резервы) в месяцах импорта необходимо для повышения устойчивости РБ к внешним шокам на фоне хронического дефицита счета текущих операций (СТО), сокращения притока капитала, высокого уровня и бремени обслуживания внешнего долга, и укоренившихся девальвационных ожиданий – вот такое получилось хоть и краткое , но почти исчерпывающее описание макроэкономической ситуации.

Следующий контрольный показатель, к которому примыкают и несколько индикативных, касается проведения жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции и снижение внутреннего спроса – это чистые внутренние активы, резервные деньги и прирост широкой денежной массы (ИП). С учетом показателей на 1 мая (данные на 1 июня выйдут позже) можно говорить о том, что Нацбанку удается в целом придерживаться жесткой политики, поэтому данные показатели, скорее всего, будут считаться выполненными. Как и контрольный показатель, в соответствии с которым поддержка ликвидности банков должна осуществляется по ставкам не ниже уровня ставки рефинансирования НБ РБ.

Интересно, что среди индикативных показателей в разделе макроэкономических мер есть отсутствие множественности курсов. В отчете по первому траншу фонд отметил, что за последние годы множественность курсов наблюдалась регулярно, последний раз – в 2014 году, когда был введен сбор на покупку валюты, и подчеркнул важность отсутствия практики множественности курсов в дальнейшем.

Расширение сознания

Но если с показателями по макроэкономической стабилизации, за которые отвечает Нацбанк, все более или менее нормально, то куда более сложно будет выдерживать показатели, связанные с бюджетом. Здесь всего два контрольных показателя, но они могут быть ужесточены. Это нулевое значение для «широкого сальдо бюджета» органов госуправления и ограничения по росту зарплаты для бюджетников. Что касается первого показателя, то здесь стоит обратить внимание на слово «широкий». Эксперты фонда уже научены горьким опытом сотрудничества с Беларусью, которая вполне может выполнить какой-то узкий показатель за счет «расширения» забалансовых расходов, к которым фонд относит государственные программы, финансируемые из правительственных депозитов, исполнение гарантий правительства по государственным заимствованиям, пополнение уставных фондов государственных предприятий и рекапитализацию коммерческих банков.

Так, в 2015 г. расширенный дефицит бюджета органов государственного управления (включая чистое кредитование Банка Развития) составил 0,5% ВВП (против 2% ВВП в 2014 г.), отмечается в отчете. Однако тут же приводятся данные о том, что в 2015 году произошел резкий рост выдаваемых. государственных гарантий на внешние заимствования ( 1,6 млрд. долл.), что в 3,8 раза превысило уровень 2014 г. Это создает значительные риски увеличения забалансовых расходов бюджета 2016 г. на исполнение этих гарантий на фоне рецессии и ухудшения финансового состояния предприятий – заемщиков, констатирует фонд.

Также расширил фонд и свои представления о бюджетных источниках роста зарплаты, который в бюджетной сфере должен быть ограничен 12%. Как отмечается в отчете по первому траншу, в 2015 году сложилась ситуация, рост фонда заработной платы местных бюджетов составил 19%, при том, что ФЗП для республиканского бюджета вырос на 14,5%. В связи с этим расходы консолидированного бюджета на зарплату выросли на 17,5%. В связи с этим фонд приветствовал распоряжение правительства об ограничении заработной платы для бюджетов всех уровней.

Теперь понятным становится недавний выпад премьер-министра Кобякова в адрес некоторых руководителей, которые допустили рост зарплат на своих предприятиях. Цена такой «самодеятельности» – новые транши кредита.

Кандидат на вылет

В привязке к бюджету и выплатам по внешнему долгу также представляют интерес два индикативных показателя, которые связаны с нефтяными пошлинами. Они проливают свет на то, чем была обусловлена щедрость России, когда она разрешила Беларуси оставлять все нефтяные пошлины в своем бюджете. Так вот эти пошлины, которые идут в республиканский бюджет, должны, во-первых, идти на профицит, так как профицит республиканского бюджета должен быть не менее размера пошлин, а во-вторых, полностью направляться на погашение валютного долга. С учетом того, что пошлины стали поступать в наш бюджет с 2015 года, в марте которого мы полностью рассчитались с МВФ, то основные платежи по внешнему долгу сегодня мы осуществляем в пользу России. Таким образом, Россия, отдав нам пошлины, забирает их себе в качестве погашения долга. И у нас по счету текущих операций улучшение, и они все равно эти деньги забирают себе, а так бы пришлось рефинансировать долг.

При этом есть еще одно условие по платежам по госдолгу. Они должны не более чем наполовину обеспечиваться за счет новых займов. Интересно и то, что это требование хоть и является индикативным показателем, но указывается на необходимость его безусловного выполнения. Кстати это не просто показатель, это наша новая стратегия управления государственным долгом на пятилетку и она должна выполняться до 2020 года включительно.

Но оказалось, что пока не выполняется. Это единственный показатель, который не был выполнен по условиям предоставления первого транша. Как отмечено в отчете, за два первых месяца 2016 г. правительством РБ осуществлялись только внутренние заимствования на сумму 7,8 трлн. рублей. Погашение по внутреннему долгу составило 6, 4 трлн. руб. Внешние погашения составили 102, 3 млн. долл. США (эквивалент 2,1 трлн. рублей). Коэффициент привлечения государственного долга к сумме погашения составил 0,9. В связи с чем «управляющий выражает свою озабоченность невыполнением данного условия». Далее сообщается, что в соответствии с достигнутыми договоренностями, невыполнение данного показателя по итогам второго транша может привести к переводу данного показателя в разряд контрольных. Но это будет по итогу второго транша, а при его выделении транша, скорее всего, пока он будет рассматриваться как индикативный.

Пара рынков для реформ

Есть еще несколько бюджетозависимых показателей, в том числе контрольных, которые отнесены в раздел «Реформа рынков товаров и услуг и сокращение государственной поддержки». Именно туда отнесено создание антимонопольного органа указом и этот индикативный показатель мы выполнили с опережением графика, а также отказ от ценового регулирования, что формально было сделано еще в январе.

Хотя фонд и белорусский Минфин тут расходятся в расчетах. Так, в отчете по первому траншу сказано, что по оценкам властей, проведенная в январе 2016 г. либерализация цен снизила долю административно контролируемых цен в корзине ИПЦ с 23% до 12%. А вот по оценкам фонда – с 29% до 19%. Но фонд думает, что необходимо просто уточнить веса контролируемых позиций. Будем считать, что это «недоразумение» будет устранено при решении о выделении второго транша.

Но самыми контрольными в разделе «реформы рынков» являются показатели по уровням возмещения населением тарифов ЖКХ и общественного транспорта. Еще по первому кредиту к концу 2013 года возмещение тарифов ЖКХ должно было составить 40%, а тарифов на общественный транспорт – 90%. При этом по данным фонда, по итогам 2015 года уровень возмещения тарифов ЖКХ составлял 30,5% против 29,5% по итогам 2014 г.

Теперь по тарифам ЖКХ уровень возмещения начинается с 40% (вероятно, чтобы подчеркнуть преемственность) и такой показатель должен был быть и на конец февраля, и на конец апреля. Несмотря на «откат» тарифов по решению президента после их повышения, эта проблема нашла свое решение. Так как самым невозмещаемым зимой был тариф на отопление, то его отключили в самом начале апреля, сославшись на потепление. Потом, правда, было резкое похолодание, но отопление уже не включали в жилых домах, зато, показатель, скорее всего, выполнили.

Возмещение тарифов на транспорт планируется к концу кредитной программы довести до 70%, по итогам 2016 года – до 65%. Однако промежуточный показатель для второго транша не определен, так что можно сейчас тарифы не повышать. Стоит отметить, что оба эти показателя могут быть ужесточены, но, скорее всего, лишь по итогам 2016 года.

Еще один важный контрольный показатель, который также может быть ужесточен – это прирост кредитования госпрограмм, но для него численные пороги вводятся, начиная с 1 сентября 2016 года. Для текущего момента предполагался лишь перевод Банка развития под контроль Нацбанка, что и было сделано, так что для получения второго транша и здесь уже все «реформировано».

Нивелирование рисков

И наконец, еще один показатель – единственный контрольный в разделе «коммерциализация/приватизация государственных предприятий и повышение социальной защиты». Он связан с отменой директивных показателей для предприятий госсектора.

Этот показатель уже тоже можно считать выполненным, так как оказалось, что «финт» с изменением названия прогнозных документов, которые теперь начинаются не со слов «основные показатели» или «основные параметры», а со слов «основные задачи», которые якобы поставлены перед министрами и главой Нацбанка, пришелся кредиторам по душе. И они считают, что таким образом «отмена доведения показателей до конкретных предприятий направлена на перевод государственных предприятий на рыночные рельсы и повышение эффективности их деятельности». Правда, у них закрались сомнения в искренности властей, когда они увидели в постановлении Совмина слова о необходимости неукоснительного выполнения директивных валовых показателей предприятиями в рамках госпрограмм. Но тут же успокоили себя тем, что «внедрение конкурсного отбора исполнителей государственных программ нивелирует эти риски».

Интересно, чем, по мнению экспертов фонда, могут удивить наши «конкурсанты» наше «высокое жюри» кроме обещаний выполнить директивные валовые показатели?

Между тем, это пример того, как формальные постановления позволяют поставить оценку «выполнено» в случае необходимости выделения очередного транша. Поэтому нет смысла внимательно анализировать множество других индикативных показателей, связанных с «мероприятиями по переводу государственных предприятий на рыночные рельсы» и развитием бизнес-среды, так как там нет никаких численных порогов.

Например, несмотря на то, что фонд оценивает избыточную численность работников на госпредприятиях на уровне 20%, индикативный показатель, который называется «усиление социальной защиты в условиях возможного повышения безработицы», требует лишь разработки пакета документов, усиливающих защиту безработных без всякой конкретики (теперь понятно, откуда взялись разговоры о возможном повышении пособия по безработице).

А в показателе (тоже индикативном) с громким названием «приватизация госсобственности» речь идет лишь о разработке программы по приватизации Белинвестбанка (без конкретных сроков его продажи) и о мероприятиях по выходу Нацбанка из состава ОАО банка «Минск-Москва».

Ждем решение по траншу

То есть все показатели, которые касаются, казалось бы, реальных реформ в экономике, можно просто «закрыть» отписками. Значит, кредит дается не под реформы, а для очередной макроэкономической стабилизации. И мы уже научились это исполнять. Сначала – пару лет жесткой денежно-кредитной политики, пока не выдадут основную часть кредита, потом – как раз к очередным выборам – снова увеличивается господдержка и повышаются зарплаты, после чего – очередной виток нарастания дисбалансов, а после очередных выборов – очередной кредит на стабилизацию.

Так что главным и основным показателем в программе оказывается первый – валовые международные резервы, а также инфляция, которая в качестве показателя не прописана. Именно они будут определять дальнейшую судьбу траншей и возможное ужесточение контрольных показателей. «В случае расширения дисбалансов и усилении рисков недостижения пороговых уровней по ВМР и инфляции, будет предусматриваться более быстрые, против согласованных в матрице, темпы свертывания государственных программ; сокращение фонда заработной платы бюджета в реальном выражении; переход на профицитное исполнение бюджета в широком определении; а также ужесточение пороговых показателей по монетарным показателям (ЧВА , денежная масса и база)», – говорится в комментарии к матрице.

Данные по резервам выйдут как раз сегодня, но можно не сомневаться, что Нацбанк постарается уложиться в рамки, чтобы не упустить шанс на получение второго транша. По состоянию на 1 мая ЗВР немного превышали 4,2 млрд. долларов. В мае не так много было погашений внешних долгов, поэтому удержать его, скорее всего, удастся.

Зато значительное погашение будет в июне. И лучше всего, чтобы второй транш поступил уже до конца первого полугодия, тогда и на 1 июля резервы можно будет сохранить на необходимом уровне. Впрочем, следующая контрольная дата – 1 сентября с размером резервов в 4,3 млрд. долларов, так что можно будет их потом скорректировать, даже если второй транш задержится до сентября.

Взяли у ЕФСР, должны – России

Возможно, ускорить выделение транша (как впрочем, и замедлить этот процесс) поможет встреча Лукашенко и Путина, которая пройдет на текущей неделе.

Причем тут Россия с Путиным? Конечно, Путин не возглавляет ЕФСР, хотя Россия и является в фонде основным донором.

Но дело в том, что уже второй раз мы получаем кредит свыше нашей квоты в фонде. Как сказано в материалах фонда, лимит доступа РБ к средствам ЕФСР составляет 1.787,73 млн. долл., а нам собираются выдать 2 млрд. долл., что с учетом ранее выданных средств в рамках первого финансового кредита, превышает указанный лимит. Поэтому для обеспечения предоставления финансового кредита в заявленном объеме, «рекомендовано перераспределить в пользу РБ часть лимита доступа РФ к средствам ЕФСР в размере 2 млрд. долларов», – сказано в заключении управляющего фондом.

То есть взяли у ЕФСР 2 млрд. долларов и столько же фактически остались должны России, так она именно на эту сумму поделилась с нами квотой. При этом заложенные в кредитной программе подходы к оценке показателей дают довольно широкие возможности для манипулирования сроками выделения транша исходя, в том числе, из политической конъюнктуры, складывающейся в белорусско-российских отношениях. И угроза ужесточения показателей может оказаться весьма чувствительной для белорусской власти, так как, судя по документам фонда, никто там не сомневается, что выполнение контрольных показателей может привести к значительному снижению уровня жизни населения.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,