Рассчитывать на объединение белорусской оппозиции в ближайшей перспективе нет никаких оснований, так как сколько-либо серьезные стимулы для этого у демсил отсутствуют.

Как показывают события последних лет, объединительные инициативы оппозиции в лучшем случае заканчиваются созданием новых локальных коалиций. Именно этим де-факто закончилась последняя и одна из наиболее амбициозных инициатив – проведения Конгресса демократических сил.

Еще одна попытка

Идею собрать Конгресс демократических сил для объединения оппозиции выдвинула группа общественных деятелей еще в декабре 2015 года. Эта идея была с большим энтузиазмом воспринята Николаем Статкевичем и Владимиром Некляевым – они стали настоящими двигателями данного проекта. Кроме того, за проведение конгресса выступили Станислав Шушкевич, Дмитрий Дашкевич, Вячеслав Сивчик, Геннадий Федынич и Михаил Пастухов. А вот руководство всех крупных оппозиционных структур эту идею фактически проигнорировали. Последнее обстоятельство не заставило Статкевича и Некляева опустить руки: они отправились в поездки по регионам, в ходе которых агитировали местных демократических активистов объединяться на региональном уровне и поддерживать конгресс. Причем сторонники конгресса ангажировали местных активистов без согласия их центрального партийного руководства.

Слева направо: Статкевич, Некляев, Федынич, Сивчик

Слева направо: Статкевич, Некляев, Федынич, Сивчик

Сама по себе идея провести «объединение снизу», возможно, не так уж и плоха, но в данном конкретном случае говорить о выдающихся результатах явно не приходится. Несколько региональных демократических коалиций действительно были созданы, и их представители получили места в Раде Белорусского национального конгресса (наряду с уже названным выше общественными и политическими деятелями), однако это нисколько не приблизило демсилы к общему объединению.

Лидеры оппозиционных партий не дрогнули и ни одного шага навстречу проекту Статкевича-Некляева не сделали. Демократическая же общественность явно не была впечатлена учредительной сессией Белорусского национального конгресса (БНК), которая состоялась под открытым небом, собрала несколько сотен активистов и прошла под аккомпанемент набившей оскомину политической риторики. 

Формально тема объединения через конгресс не закрыта – по крайней мере, такой позиции придерживается Статкевич. Он подчеркивает, что в Раде БНК забронированы места для лидеров оппозиционных структур, и они в любой момент могут присоединиться к конгрессу. Статкевич говорит о необходимости создания единого списка кандидатов на парламентских выборах, которые пройдут 11 сентября, и анонсирует проведение уличных акций против фальсификаций их итогов. 

Объединить если не всю оппозицию, то хотя бы большую ее часть, а также вернуть уличные протесты в повестку дня – это как раз те два столпа, на которых держалась стратегия Статкевича после его выхода из заключения в августе 2015 года. В этом плане упорству политика действительно нужно отдать должное.  Однако все его усилия по объединению оппозиции пока де-факто привели лишь к созданию еще одной коалиции – причем нет никаких оснований утверждать, что эта коалиция займет доминирующие позиции в лагере демократических сил.

Коалиция +1

И самое главное даже не в том, что почти все структуры, поддержавшие БНК, не имеют официальной регистрации – дело в том, что даже по белорусским меркам они считаются либо крайне малочисленными, либо просто фантомными.

Слева направо: Рымашевский, Лебедько, Губаревич

Слева направо: Рымашевский, Лебедько, Губаревич

Реальный человеческий ресурс БНК сегодня неизвестен, но сомнительно, чтобы он всерьез превосходил ресурс даже такого локального объединения как правоцентристская коалиция с участием Объединенной гражданской партии, движения «За свободу» и оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия». И хотя в этой тройки также не все имеют официальную регистрацию, но все же они считаются одними из наиболее боеспособных оппозиционных структур. А ведь есть еще и Партия БНФ, и Белорусская партия левых «Справедливый мир», и Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), и кампания «Говори правду» (которая вообще не участвует ни в каких переговорах об объединении) – и все они планируют идти на парламентские выборы сами по себе.

Опять-таки формально точка в переговорах оппозиционных структур насчет координации действий на парламентских выборах не поставлена. В частности, продолжает работать постоянно действующий совет демократических организаций, и не исключено, что по отдельным направлениям консенсуса удастся достичь. Но шансов на создание единого списка кандидатов в депутаты от оппозиции и тем более шансов на общее объединение демсил – мягко говоря, немного.

То, чего не может быть

Стоит признать, что задача реального объединения оппозиции выглядит сегодня абсолютно неподъемной в принципе. И дело тут не только и не столько в исполнителях. 

Уже неоднократно говорилось, что главной причиной хронической раздробленности оппозиции являются нездоровые общественно-политические реалии Беларуси, сформировавшие специфическое восприятие оппозиционерами собственной деятельности. Существуя на протяжении последних 20 лет в условиях практически полного отсутствия реальной политической жизни, демократические политики не верят в то, что способны что-то изменить в стране. И уж тем более они в это не верят в это применительно к сегодняшнему дню и предстоящей парламентской кампании.

Ведь мало того, что доверие к институту выборов равно нулю,  а на парламентские мандаты по итогам кампании никто в оппозиции всерьез не рассчитывает. Дело еще и в том, что в современных условиях парламентская кампания в Беларуси электорального ажиотажа вызвать в любом случае не может ввиду практически нулевого влияния Палаты представителей на политическую жизнь страны.

Поэтому для оппозиционных партий и движений предстоящие выборы – это идеальный шанс заняться исключительно интересам собственных структур, попытаться повысить их узнаваемость и проявить себя. Да, никому из оппозиционных структур выборы в Палату представителей не сулят масштабных электоральных бонусов (это ведь не президентская кампания, где рейтинг кандидата просто из-за самого факта участия в выборах взлетает в десятки раз). Однако малых стимулов использовать парламентскую кампанию на все 100% все равно достаточно. Во всяком случае, их явно больше, нежели стимулов идти на компромиссы ради единого списка кандидатов.  

Правда заключается в том, что на данный момент все патетические заявления по поводу того, что теперь оппозиции нужно объединиться как никогда – это в лучшем случае неосознанное преувеличение. «Как никогда» демсилам было важно объединиться к президентским выборам 2010 и 2015 гг. – тогда речь действительно шла о важных (если не поворотных) пунктах в развитии внутриполитической ситуации в стране. Сейчас же острота момента явно не та. Будет у оппозиции единый список кандидатов или нет – это ни на сами выборы, ни на ситуацию в стране никак не повлияет. Да, для внутреннего развития оппозиции это, безусловно, имеет значение: объединение демсил на нынешних выборах может стать важным фундаментом для будущей совместной работы. Однако сама по себе парламентская кампания сегодня — это не консолидирующий фактор, а скорее наоборот – дезинтегрирующий. Особенно для зарегистрированных партий, стремящихся использовать все возможности своего официального статуса.

В конечном счете, нынешнее ощущение тотальной неприступности действующей власти и полное непонимание как эту ситуацию можно изменить – это и есть главное препятствие для объединения оппозиции. И пока эти факторы действуют в полной мере, рассчитывать на реальную консолидацию демсил не приходится.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,