Известно, что статистика больше работает «по валу», что очень важно. Гораздо меньше возможностей у нее при оценке конкретных и специфических позиций, хотя они имеют для жизни обывателя не меньшее значение.

Тем более, что «промфинплан» любого предприятия, а это известно еще с «косыгинской реформы» 1965 года, устанавливается как по валу, так и по номенклатуре. В торговых организациях – по обороту и ассортименту. Учитывая технологию торговли (продавец стремится повысить оборот любым доступным способом), можно сказать, что цивилизованная торговля из ремесла превращается в «искусство возможного». Торговля, включая ее советскую разновидность, является политикой, которая самым непосредственным образом определяет жизнь людей на широком низовом уровне, поднимается до государственных высот, с которых отдаются команды генштабам.

Например, требуется подорвать военным способом торговлю на территории сопредельного государства. Например, в Украине – гибридным способом в том же Донбассе. Недаром противники либерализма утверждают, что свободная торговля чаще всего порождают войны. Взять хотя бы глубокие и союзнические отношения России и Беларуси, но даже тут случаются чуть ли не военные торговые конфликты. Беларусь чаще обижается на искусственное завышение поставок из России, а та просто отказывается оплачивать ее поставки. Фурами возвращает мясо-молочную продукцию нашим фабрикам и комбинатам. А иногда просто уничтожает ее бульдозерами, как это бывает с овощами и фруктами.

На войне как на войне. Тут нет друзей и братьев. Действуют только интересы производителей и торговцев, которые могут быть удовлетворены только потребителями. Безумный, безумный мир, можно сказать, за которым надзирает правительство и, пользуясь своими широкими полномочиями, стремится получить свой безусловный профит за счет гармонизации интересов всех участников. На самом же деле, сталкивая их лбами. Потребителя ограничивают в свободе выбора покупать, торговцам устанавливают перечень, что продавать, производителям гарантируют их обязательное присутствие на контролируемом правительстве рынке. Классический уже пример — «шмоточный вопрос». Тут наше правительство действует как генштаб, который может запланировать любую операцию, но гарантированно победить не может.

Принципиально отличная от рыночной, советская торговля тоже решала дилемму оборота и ассортимента. Об этом рассказывал еще Аркадий Райкин, недоумевая, когда из магазинов неожиданно и загадочным образом исчезали крайне нужные людям «тысяча мелочей». Для их «ликвидации» были организованы даже специальные магазины, что всем понравилось. Теперь, если понадобится какая-нибудь застежка или горшочек, можно было сходить в «Тысячу мелочей». Если там тоже продаются только большие горшки, то маленьких горшков нет нигде: ни в городе, ни в области, ни в республике, ни даже во всем великом СССР. Дело в том, что промышленности и торговле выполнять планы по валу легче большими горшками, нежели маленькими.

Когда план по валу все выполнят, то, возможно, дойдет и до мелочей. И все вспомнят, что у каждой фабрики есть план по номенклатуре, а в магазине – ассортиментный перечень. Нынешний ассортиментный перечень, утвержденный Минторгом, охватывает все, что может быть продано потребителю из произведенной отечественным производителем продукции и части импортной продукции, которая не имеет отечественных аналогов. Это идеальный действующий и перспективный вариант, в соответствии с которым допускается торговля импортными товарами, которые заведомо превосходят белорусские по своим потребительским качествам. Пока. Но по мере модернизации, над которой правительство трудится, белорусские продукты должны максимально закрыть все позиции утвержденного перечня.

Разумеется, чем крупнее предприятие, тем богаче перечень. Если в гастрономе должно быть в продаже 3-4 разновидностей молока, то в гипермаркете – до 30. Большинство продтоваров в перечне ограничивается отечественной продукцией, что, в общем, соответствует платежеспособному спросу. Например, в гастрономе должно быть 6-8 сортов твердого сыра, а в гипермаркете – 45. Это именно отечественные сыры. А уже сверх того — импортные, если магазин их завезет и сможет продать.

Перечень допускает товары иностранного производства, например, рыбу мороженую (филе). А в магазинах с размером торговой площадью от 400 кв. ми более должно быть не менее 10 разновидностей товаров каждого производителя, поставщика. Таким образом утверждаются централизованные связи крупных магазинов с крупными производителями, а местная промышленность работает в основном для мелких магазинов, принадлежащих потребкооперации. Плодоовощная продукция включается в перечень для сезонной продажи. Причем огурцы и помидоры должны присутствовать в любом магазине – в столице и на селе. Именно отечественных: огурцов – в феврале-декабре, помидоров – апреле-ноябре.

Минстат давно уже доказал, что никаких особенных подвижек в ассортименте торговли продтоварами ожидать не следует. Этот рынок хорошо защищен от импорта таможенным барьером. Например, давно уже отечественное яйцо стало монополистом в розничной торговли, а вместе с ним и мясо, и масло, и сахар, и сыры, и даже табачные изделия, лицензионно производимые в Гродно и Минске. Как отечественные. Доля импорта в торговле овощами и фруктами, рыбой, растительным маслом, фруктами — выше.

Изменения на рынке продтоваров, включая ассортимент, обусловлены в данной ситуации объективными причинами. Во-первых, падением платежеспособного спроса населения. По этой причине оно не может «съесть» прежнее количество продовольствия агропрома. С одной стороны, в январе-марте 2016 года по сравнению с январем, розничный товарооборот сократился на 0,9%, а товарные запасы на 1 апреля увеличились до 47 дней торговли против 45 дней на 1 апреля 2015 года. В Минске — до 51 дня против 42 дней. Что называется, затоварились. При том, что в марте складские запасы промышленных предприятий сократились, можно предположить, что часть из них перекочевала на торговые базы и в магазины. Тем не менее, в розничном товарообороте удельный вес продовольственных товаров увеличился до 51,3% (в I квартале прошлого года – 50,2%), соответственно, уменьшилась доля непродовольственных товаров. Произошли симптоматичные структурные изменения по секторам реализации: организованная торговля увеличила оборот на 2,3%, рынок сократил продажи на 15,7%. Если власти на самом деле взяли курс на ликвидацию торгового предпринимательства, они двигаются в нужную им сторону.

А что потребителю от этих административных потерь? В январе-марте в розничной торговле на 0,8% выросла реализация мясопродуктов, табачных изделий – на 2,1%. Реализация всех других основных продтоваров значительно сократилась. Например, сыров продано на 4,6% меньше, масла растительного – на 9%, фруктовых и овощных соков – 25,9%. Можно сказать, кризис, который затянулся, стал характерным и типичным. Но не без национальных особенностей белорусов и административной воли его руководства.

Вспомним, что в прошлом году население спасалось от наступившей бедности уменьшением пития. В I квартале 2015 года реализация пива и крепких напитков уменьшилась на 2%, но за такой же период текущего года увеличилась на 1,6%. За счет водки, доля которой в структуре продаж год назад сократилась до 47%, а сейчас выросла до 50,1%.

Что касается промышленного ширпотреба, его реализация сократилась на 4,9%. Увеличилась продажа обуви (на 2,5%), строительных материалов (на 6,4%) и моторного топлива (на 10,9%). Самые базовые потребности среднего белоруса после хлеба насущного. По всем остальным позициям промышленность пролетает.

Например, реализация холодильников уменьшилась на 24,5%, стиральных машин – на 17,5%, телевизоров – на 17,5%. Если говорить о реально продаваемом ассортименте промышленных товаров, то он показывает, что страна практически утратила экономическое значение телевизионной отрасли, производство стиральных машин потеряло устойчивость, туда же двигается и производство холодильников.

Легкая промышленность «удерживается» на ногах, но странным образом: доля отечественных чулочно-носочных изделий в реализации составляет 85,1%, обуви – чуть больше половины. То есть, отдавая явное предпочтение отечественным носкам, покупатель часто выбирает импортные башмаки. Доля трикотажа не дотягивает до 50%, что сохраняет доминирующее положение на рынке привозного товара. Можно предположить, что для рыночного утверждения легпрома будут изыскиваться дополнительные ресурсы. Прежде всего демонстративные, которые широко используются в последние годы).

Эти меры отражаются в статистических показателях, но создают конкретные ситуации, которые работают против всех – государства, правительства, производителей, торговцев и потребителей. Все, например, помнят, что в прошлом году был предельно облегчен режим розничной торговли спиртными напитками, с другой стороны, ее оплата стала приоритетной для торговли. Получается, что магазины едва ли не всю выручку вынуждены использовать на оплату спиртного. На многие другие позиции денег не остается.

И как быть магазинам в такой ситуации. С одной стороны, для исполнения ассортиментного перечня требуется выставлять на прилавки отечественные товары. В том числе и такие, которые трудно реализовать в установленные или экономически целесообразные сроки. С другой стороны, даже за вероятную просрочку производители требуют гарантированную предоплату. И получается, что финансы магазинов страдают в любом случае. Если бы они отказались от ассортиментного перечня, заменив его сложившимся реальным спросом, а прикрепленных к ним поставщиков — на тех, кто обеспечивает лучшие условия, тут и началась бы настоящая торговля. Выгодная для магазинов, удобная покупателю. Первые могли бы заняться повышением оборота, необходимым для обеспечения спроса, а потребители получили бы возможность покупать то, что они хотят и могут.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,