«В Беларуси урегулирование проблемных активов, которое должно быть неразрывно связано с реструктуризацией предприятий, имеет большое значение для сохранения финансовой стабильности» – такой вывод сделала совместная миссия МВФ и Всемирного банка, которая недавно завершила работу в Минске в рамках Программы оценки финансового сектора (ФСАП).

Есть ли хоть какие-то позывные, свидетельствующие о том, что белорусское правительство готово решать проблему реструктуризации своего огромного госсектора?

Реструктуризация госсектора: позывные есть

На этот вопрос обозреватель БЕЛРЫНКА попросила ответить экономиста Всемирного банка по Беларуси Кирилла Гайдука в ходе состоявшейся 28 апреля презентации Экономического обзора Всемирного банка для Беларуси.

По словам К. Гайдука, необходимость проведения в Беларуси последовательных структурных реформ – один из выводов обзора ВБ. «Здесь крайне важным элементом является реструктуризация сектора госпредприятий и создание более благоприятной среды для развития частного сектора», – отметил К. Гайдук.

Экономист считает, что по заявленной политике реструктуризации госпредприятий в Беларуси уже предпринимаются определенные шаги. «Создана межведомственная рабочая группа, которая будет рассматривать их состояние. Были также сигналы о том, что, возможно, будут пересмотрены процедуры санации и банкротства», – отметил он.

Подстегнуть реструктуризацию госсектора в Беларуси должно, очевидно, сокращение директивного кредитования. Согласно оценкам белорусского правительства, льготные процентные ставки по кредитам для госпредприятий в 2015 году были на уровне 9% годовых, в то время как по коммерческим кредитам они были на уровне 34,1% годовых. Согласно оценкам Нацбанка, в Беларуси, по данным на сентябрь 2015 года, до 40% кредитного портфеля банков сформировано в виде таких льготных директивных кредитов.

Между тем, как отметил К. Гайдук, бенефициары из числа госпредприятий далеко не всегда более производительны: исследование, сделанное в рамках странового экономического меморандума в 2012 году, показало, что разница в уровнях общефакторной производительности госпредприятий и частных предприятий составляет до 40%.

Как было сказано, предпринятые правительством меры по сокращению льготного кредитования «обнадеживают, но нужны дальнейшие шаги по усилению отбора проектов, которые реализуются с поддержкой льготных кредитов». «В любом случае сокращение директивного кредитования будет предполагать снижение объема новых кредитов для госпредприятий. Однако есть надежда, что более преуспевающие сектора экономики смогут улучшить доступ к финансовым ресурсам», – отметил К. Гайдук.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Всемирный банк планирует в 2017 году профинансировать в Беларуси 12 проектов на общую сумму 1,2 млрд. долларов. Два года назад сумма проектов, финансируемых Всемирным банком в Беларуси, была 465 млн.долларов, в 2016 году – 998 млн. долларов.
Два года назад ВБ финансировал в Беларуси 5 проектов, в 2016 году – 10 проектов, ожидается, что в 2017 году банк будет финансировать 12 проектов.
Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. За время сотрудничества Беларуси были выделены кредитные ресурсы в размере 1,88 млрд. долларов. Помимо этого, ряд программ, включая программы, реализуемые при участии организаций гражданского общества, получили поддержку за счет грантового финансирования.

Список новых белорусских инициатив занял больше страницы

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси, Европе и Центральной Азии Ян Чул Ким считает, что сегодня в Беларуси есть готовность проводить структурные реформы. Он напомнил, что ВБ вместе с правительством Беларуси и Нацбанком разработали «дорожную карту» структурных реформ, которая была анонсирована в октябре прошлого года на Кастрычницком форуме. Трансформация госсектора названа одной из 6 ключевых разделов этой «дорожной карты». Она включает сокращение господдержки, оказание ее на конкурсной основе, установление жестких бюджетных ограничений, отказ от убыточных видов деятельности, а также реструктуризацию госкомпаний.

«Как-то я сел вечером и записал список тех стратегических изменений и новых инициатив, которые сегодня есть в Беларуси. Этот список составил более страницы. Это означает, что изменения, которые основываются на предложенной дорожной карте, уже реализуются в Беларуси», – сказал Ян Чул Ким.

Он также отметил, что если сравнить элементы предыдущей программы реформ в Беларуси, которая ранее была у МВФ и у Антикризисного фонда, «то сегодня можно увидеть, что наше меню реформ сейчас значительно шире». «Если также сравнить сегодняшнюю встречу с вами с той встречей, которая проходила 2 года назад, когда я впервые принимал участие в представлении Экономического обзора, то, следует сказать: сегодня в Беларуси присутствует явное наличие готовности проводить структурные реформы, которые направлены на повышение конкурентоспособности экономики», – подчеркнул глава представительства Всемирного банка в Беларуси.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Контуры реформы госсектора

О том, каких реформ в отношении проблемного белорусского госсектора следует ждать, сказано в программе деятельности правительства на 2016-2020 годы. В 2016 году правительство намерено создать Межведомственную координационную группу по вопросам повышения эффективности и реструктуризации госорганизаций, управления госактивами. Группа разработает оперативные меры, а также комплексную стратегию реформирования и реструктуризации сектора госпредприятий, которую правительство утвердит до конца сентября 2016 года. Также до конца сентября 2016 года будет разработана комплексная стратегия реформирования и реструктуризации сектора государственных организаций.

Согласно планам, на первом этапе намечено разграничить функции государственного и хозяйственного управления. Предполагается освободить министерства от выполнения функций оперативного управления хоздеятельностью – они будут заниматься разработкой отраслевой политики. При этом функции управления промышленностью планируется сосредоточить в одном госоргане – Министерстве промышленной политики. В рамках новых подходов предполагается, что функции по управлению стратегически значимыми и валообразующими предприятиями передадут Госкомимуществу (ГКИ) – «для реализации комплекса мер по внедрению передовой практики корпоративного управления в акционерных обществах».

К середине 2017 года правительство оценит воздействие такой меры на обеспечение прибыльности и эффективности этих организаций. В последующем такая практика может быть распространена на другие коммерческие активы государства. «До конца 2018 года такой подход будет широко применяться по отношению ко всем акционерным обществам, находящимся в республиканской собственности» , – говорится в документе.

Программа правительства предусматривает также поэтапную передачу из республиканской в коммунальную собственность коммерческих активов – унитарных предприятий и пакетов акций акционерных обществ. На первом этапе она затронет предприятия транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания и строительства, небольших (до 25%) пакетов акций иных организаций, а также пакетов акций и предприятий как имущественных комплексов с численностью до 100 работающих.

С какой целью нужны подобные трансформации? «Передача в коммунальную собственность будет основываться на подходах, предусматривающих концентрацию управления на республиканском уровне стратегическими организациями, включая вало– и экспортообразующие, субъектами естественных монополий, а также инфраструктурными организациями, обеспечивающими развитие и функционирование отраслей экономики», – поясняется в правительственном документе. Иначе говоря, ни о какой реформе собственности в данном случае речь не идет, государство по-прежнему останется собственником этих предприятий.

В документе также говорится, что в этом году правительство собирается разработать критерии для отнесения госпредприятий к категории не подлежащих приватизации, а также к подготавливаемым для приватизации в будущем. Впрочем, в истории белорусской приватизации подобные перечни неоднократно разрабатывались, что никак не повлияло на ход самого приватизационного процесса в стране.

Готовится еще одно нововведение – в Беларуси с 1 января 2017 года собираются отменить преимущественное право облисполкомов на покупку акций. Соответствующий проект указа президента Госкомимущество уже подготовило и направило в правительство. Согласно программе, субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства, будет предоставлена возможность выкупа в заявительном порядке объектов государственного имущества, арендуемых ими в течение трех и более лет, в рассрочку на срок до 5 лет. При этом должен быть установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых может быть отказано в приобретении такого имущества. Также продолжится реструктуризация государственных организаций, направленная на выделение неосновных процессов и преобразование струткурных подразделений их осуществляющих, в самостоятельные юрлица, в том числе с их возможной последующей продажей, либо на передачу на аутсорсинг малому бизнесу, – отмечается в правительственной программе.

Что же касается института банкротства, который, по логике, должен быть инструментом отбраковки неэффективных предприятий, то о нем программа скромно умолчала. Содержится лишь один декларативный тезис о том, что в стране будут шире применяться меры, предусмотренные законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правительство перестанет «бить по хвостам»?

С надеждой на новый кредит МВФ

Набор предложений по реструктуризации госсектора, предложенный правительством, выглядит неубедительно хотя бы потому, что неясно: какую же цель правительство преследует? Стоит ли задача снизить долю госсектора в экономике? Ведь очевидно: если госсобственность будет и дальше доминировать в национальной экономике, о структурных реформах следует просто забыть.

Тем не менее, с этой программой реформ правительство рассчитывает получить кредит МВФ. Оно не скрывает, что получение финансирования МВФ важно не только с точки зрения ресурсов для рефинансирования долга и наличия дополнительного «якоря» для последовательной экономической политики, но и возможностей получить дополнительное финансирование от ВБ.

Отметим, что в этом году Евразийский фонд стабилизации и развития выделил Беларуси кредит в размере 2 млрд. долларов, который страна получит семью траншами в течение 2016−2018 годов. Деньги выделены на поддержку программы реформ правительства и Нацбанка, которая включает два крупных блока мер экономической политики: создания макроэкономических предпосылок экономического роста и проведения рыночных реформ.

Данная программа предусматривает усиление контроля над денежным предложением, проведение гибкой валютной политики, достижение бездефицитного бюджета за счет сокращения субсидий, в том числе в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования. Для населения обязательства по этому кредиту означают скромный рост зарплат (в первую очередь у бюджетников) и значительный рост уровня возмещения затрат на ЖКХ (с нынешних 40% до 70% на конец 2017 года).

При условии достижения цели по инфляции в 2016 году, фонд заработной платы в 2017 году не должен увеличиться больше чем на 6%. К середине 2017 года правительство Беларуси пообещало привести ценовое регулирование в соответствие с нормами ЕАЭС, предусматривающего минимальный контроль государства над ценообразованием при одновременном усилении антимонопольного законодательства. Согласно программе реформ, доля контролируемых государством цен в корзине индекса потребительских цен должна снизиться с 23% на начало 2016 года до 11% в конце 2017 года. При этом стоит отметить, что после первого этапа либерализации, проведенного в начале 2016 года, эта доля уже снизилась до 12%.

* * * * *

СПРАВКА БЕЛРЫНКА: Апрельский Экономический обзор Всемирного банка для Республики Беларусь

Итоги

Впервые за 20 лет экономика Беларуси в 2015 году вошла в состояние рецессии – реальный ВВП упал на 3,9%. Экспорт снизился на 24,2%, импорт – на 25,4%. В частности, экспорт на российский рынок упал на 26%, что негативно сказалось на выпуске промышленной продукции – ее выпуск снизился на 6,6%. Также впервые инвестиции в основной капитал снизились на 15,2% – в связи с сокращением капитальных расходов бюджета и сдерживанием директивного кредитования.

В 2015 году белорусский рубль в номинальном выражении ослаб на 30% по отношению к доллару и на 10% – по отношению к российскому рублю. Зарегистрированная безработица удвоилась, но госпредприятия не пошли на увольнения. Зарплаты снизились, но на уровень бедности это оказало сдержанное влияние, в том числе – за счет роста расходов на адресную социальную помощь.

Дефицит счета текущих операций снизился с 6,7% ВВП в 2014 году до 3,8% ВВП в 2015 году. Иностранные резервы без учета золота составили на конец марта 2016 года 2,5 млрд. долларов – около 0,9 месяца импорта товаров и услуг.

Прогнозы

Всемирный банк ухудшил прогноз снижения ВВП Беларуси в 2016 году на 2,5 процентных пункта до 3% (в октябре 2015 года ВБ прогнозировал, что белорусский ВВП сократится в нынешнем году на 0,5%). Отметим, что белорусские власти рассчитывают, что прирост ВВП Беларуси в этом году составит 0,3%, а инфляция не превысит 12%. В октябрьском прогнозе ВБ прогнозировал, что в 2017 году возобновится незначительный рост – на 1%. Нынешний прогноз на 2017 год – минус 1%.

«Мы прогнозируем снижение реального ВВП на 3% в 2016 году и на один процент в 2017 году, то есть сохранение рецессии из-за слабой внешнеэкономической среды и внутренних структурных проблем в экономике Беларуси. Мы прогнозируем сохранение рецессии в этом году и, по всей видимости, в следующем», – отметил экономист Всемирного банка по Беларуси Кирилл Гайдук.

По оценкам ВБ, сохранение рецессии будет обуславливаться слабой внешней экономической средой и внутренними структурными проблемами. Основные риски – слабое восстановление внешней среды, в первую очередь в России, также на ситуацию в белорусской экономике будут влиять низкий уровень цен на нефть, слабый роста в странах – торговых партнерах.

ВБ предполагает, что падение инвестиций Беларуси в 2017 году замедлится, а в 2018 году будет наблюдаться слабая положительная динамика. При этом БВ не увязывает напрямую восстановление экономического роста и инвестиций в Беларуси с ростом мировых цен на нефть. «Нет, мы напрямую не увязываем эти факторы. Скорее, наши оценки основываются на том, что проводимые меры по реструктуризации принесут свои плоды. Появятся окна возможностей, которые будут способствовать повышению экономического роста», – сказал К. Гайдук.

Недавно Всемирный банк повысил на 2016 год свой прогноз по цене нефти с 37 долларов до 41 доллара за баррель. Согласно прогнозам ВБ, среднемировой уровень цен на нефть в 2017 году может составить 50 долларов за баррель.

ВБ также отмечает, что сохраняющиеся проблемы в секторе госпредприятий будут негативно сказываться на процессе создания рабочих мест и перехода работников на новые рабочие места в то время как действующие пособия по безработице чрезвычайно малы, а планы правительство по их увеличению пока неясны. На погашение госдолга Беларуси в нынешнем году и потребуется внешнее финансирование в сумме 3,3 млрд. долларов, отмечается в Экономическом обзоре ВБ.

 

 

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,